armat обратиться по имени
Четверг, 17 Февраля 2011 г. 20:14 (ссылка)
Евгения, мне понятна Ваша точка зрения. Споры о том, следует ли артисту для достижения художественного совершенства отождествляться со своим персонажем или нет, ведутся давно, и единства мнений по этому вопросу нет. Пожалуй, наибольшим признанием пользуется концепция великого французского мыслителя 18-го века Дени Дидро. В своём "Парадоксе об актере" он писал "Самим собой человек бывает от природы, другим его делает подражание; сердце, которое себе придумываешь, не похоже на сердце, которое имеешь в действительности. В чем же состоит истинный талант? В том, чтобы хорошо изучить внешние проявления чужой души, чтобы обратиться к чувствам тех, кто нас слушает, видит, и обмануть их подражанием, которое преувеличит все в их представлении и определит их суждение; ибо другим способом невозможно оценить происходящее внутри нас. И что нам до того, чувствует актер или не чувствует, раз мы все равно этого не знаем.
Величайший актер - тот, кто глубже изучил и с наибольшим совершенством изображает внешние признаки наиболее высоко задуманного идеального образа". На мой взгляд, эта концепция не лишена оснований. Вспомним Жака Тожа-блистательного исполнителя роли Короля-Солнце в "Анжелике". Если предположить, что он внутренне отождествился со своим героем, то отсюда следовало бы, что он, по крайней мере на время съемок, мог бы стать главой государства. Как Вы понимаете, подобное предположение беспочвенно. Жак Тожа блистательно имитировал внешнее поведение монарха, отнюдь не отождествляясь с ним внутренне. Число подобных примеров можно было бы без труда умножить.
Что касается смакования порока в этом фильме, то я допускаю, что его создатели не ставили перед собой подобной задачи. Но всё дело в том, что видеоряд этого фильма слишком красив, и это невольно создаёт иллюзию красоты порока, тогда как в действительности он всегда омерзителен.
Что же касается Натали Портман, то хочу ещё раз подчеркнуть, что её работа заслуживает самой высокой оценки, и не её вина, что авторы фильма не дали её героине возможности выхода из той трагической ситуации, в которой она оказалась. Спасение-только в Боге и в покаянии перед Ним, а вот этого в "Чёрном лебеде", к большому сожалению, нет.