-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирцейс

 -Подписка по e-mail

 


Нечисть в славянской мифологии

Воскресенье, 27 Июля 2014 г. 20:38 + в цитатник

Нечистиками или нечистой силой у древних славян и в среде предков современных русского, белорусского и украинского народов было принято называть вообще все потусторонние создания, вредоносные человеку, всех злых духов и божеств.
3720816_Nechist20 (640x407, 111Kb)
Много веков христианства на Руси и в России при сложившейся системе двоеверия нисколько не мешали верить в реальность существования всего этого неисчислимого сонма духов зла.

    В народном сознании глубоко укоренилось, что очень мало на свете таких заповедных мест, в которые нечистики не решились бы проникнуть; даже православные храмы не были освобождены от их дерзких нашествий.  Эти бесплотные существа, олицетворявшие собой само зло являлись исконными врагами человеческого рода. Они не только наполняли все пространство Вселенной, не только проникали в жилища, делая многие из них необитаемыми, но и даже вселялись в людей, преследуя их беспрестанными искушениями.
  Так как на землю было свержено несчетное множество нечистой силы, то она, во избежание вражды и ссор между собой, очертила свои владения определенными кругами. Эти круги возымели особое действие и силу: всякий попавший в них и переступивший след нечистого будет обязательно блуждать в них и без помощи особых средств не выйдет, не избавится от дьявольского навождения.

Нечисть2 (640x469, 184Kb)

Нечистая сила вездесуща, однако особенно предпочитает так называемые нечистые места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота, заброшенные церкви и перекрестки дорог (отсюда маленький совет: стоит ли закупаться в магазине с названием "Перекресток"?). Любит она мосты, границы сел и полей, всякие пещеры и земные провалы, неприкрытые сосуды с водой, колодцы. Особенно любимы нечистиками такие деревья как осина, сухая верба, орех и груша.

Как уже говорилось, нечистая сила особенно опасна в нечистое время года и суток: на рождественские святки, в ночь на Ивана Купалу (в христианстве Троицын день), в глухую полночь и самый полдень, сразу же после захода солнца и перед его восходом. Время особенного разгула нечисти, кроме кануна Рождества, Страстная пятница перед Пасхой, когда вся злая сила предается безудержному ликованию. Особенно в это время веселятся ведьмы. Берегитесь их!

Нечисть (639x354, 193Kb)

Все нечистики обожают менять облик и морочить человеку голову даже своим видом: у русалок рыбий хвост, у водяного порой тоже, да и туловище его покрыто чешуей, а борода зеленая, а домовой покрыт шерстью. Также нечистая сила может явиться в облике вороха сена или катящегося клубка, пыльного столба, колеса или синего блуждающего огонька.

Как правило, нечистая сила враждебна человеку, но иногда, некоторые из нечистиков из-за длительного общения с людьми могут подобреть и даже оказывать людям разные услуги. Например, домовой почти всегда привязан к хозяевам дома, в котором он живет, хотя, если разозлиться на что-нибудь, то начинает так пакостить, что хоть из дому беги. Разновидностями домового являются банник, овинник и прочие духи.

Ведьмы, они же знахарки, обладают черной магией, а также целительными народными рецептами...

3720816_Baba_Yaga (639x456, 72Kb)

Конечно, поскольку нечистая сила обладает волшебной силой, находится немало желающих вступить с ней в союз. Так охотники норовят подружиться с лешим, чтобы он нагонял им дичь в силки, а рыбаки - с водяным, надеясь увеличить свой улов. Любвеобильные парни часто попадают под чары русалок или омутниц, хотя их любовь крайне опасна.

Нечисть3 (640x437, 268Kb)

Всегда следует помнить, что любые привязанности нечистой силы недолговечны, а связавшиеся с нечистиками после смерти отправляются напрямую в ад.
    Вообще всякий нечистый так и норовит вовлечь человека в грех. Он навлекает позорные болезни, искушает и смущает соблазнами, побуждает к самоубийству (а это особенно угодно дьяволу), вынуждает проклинать непослушных детей, после чего ему их легче похитить и принести вместо них своих обменышей.

3720816_Nechist17 (640x505, 115Kb)

Сегодня всевозможная нечисть не сходит с экранов телевизоров, страниц книг… И вместе с тем, в этом потоке уже практически стёрлись классические черты нашей, славянской нечисти. Итак, какая же она – старославянская нечисть?

Чёрт — самый распрастранённый вид нечисти. Насколько многочисленны эти нечистики, можно судить по богатству самых разнообразных прозвищ этой нежити, лукавой и нечистой силы. Так, более сорока имен только одного черта насчитывается в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. И. Даля: нежить, нечисть, злой дух, демон, сатана, дьявол, князь тьмы, царь ада, ворог, лукавый, нелегкий, морока, лихой, шут, шайтан, черная сила, бес и так далее и тому подобное.

3720816_Nechist7 (640x500, 131Kb)

Согласно славянским верованиям, чёрт существовал задолго до человека, ещё перед сотворением мира. Легенда, известная на Волыни, повествует о чёрте, который был в своих злых делах один-одинешенек на весь свет. Это одиночество ему надоело, поэтому он попросил у Белобога сотворить ему побратима. Белобог позволил бесу макнуть палец в живую воду и стряхнуть за спину. Из капли должен был появиться верный товарищ. Жадный чёрт макнул руку по локоть. А когда стряхнул капли, появилось видимо-невидимо демонов, которых вместе с их творцом сбросили с неба.

3720816_Nechist15 (640x482, 114Kb)

Нечисть летела 40 суток, а как только Белобог проговорил «Аминь!», демоны навсегда остались там, куда спрятались в то мгновение: кто – в воде, кто – в лесу, кто – в горах, а кто – в человеческих жилищах. Соответственно, украинский пантеон демонов четко разделился на виды: демоны природы (водяные, лесовики, русалки), демоны семейного очага (домовые), человеческие химеры (упыри, песиголовцы, ведьмы, черти), призраки (нищие, привидения, трясучие и другие).

3720816_Nechist22 (639x269, 48Kb)

Насколько этому можно верить – каждый должен решить для себя сам, но необходимо помнить, что черти появлялись и после. Каким образом? Тут вариантов уйма. Черти могут происходить друг от друга – они рождаются, как люди, женятся, живут, но не умирают. Кроме того, славяне полагали что черти нередко вступают в брак с ведьмами.
Увидев пыльный вихрь посреди дороги, наши предки были уверены, что повстречали бесовскую свадьбу. Считалось, что если в такой вихрь бросить нож – смерч исчезнет, а на лезвии ножа останется кровь.
Кроме того, в чертей, по народным верованиям, превращаются дети, умершие некрещеными, и люди, которых прокляли. Ну и, наконец, если закопать в муравейник живую летучую мышь, то через девять дней она превратится в чёрта.
3720816_Nechist13 (640x480, 121Kb)
А вот называли чертей везде по-разному, при этом остерегаясь упоминать его настоящее имя – дабы не накликать. Вместо этого употреблялись разнообразнейшие прозвища-эвфемизмы: нежить, враг, немытик, игрец, окаянный, скаменюшник, осинавец, щезба, щезник и прочие. Существуют соответствующие названия, характеризующие основные черты беса в конкретных ситуациях. Скажем, чёрт – адское отродье, поскольку властитель ада, куцый, так как у него куцый хвост, а еще – перелесник, лукавый, нечистый, бес.
3720816_Nechist16 (640x473, 123Kb)
Внешний вид чёрта так же разнообразен, как и прозвища – в народном воображении эта одиозная фигура нечистого мира чаще всего появляется в виде обросшего шерстью существа с хвостом и рожками. Иногда чёрт может превращаться в животного, по большей части в барана, иногда он приобретает формы какого-то вычурного существа, которое больше напоминает обезьянку. Хотя можно найти и описания чертей как мужчины с крыльями летучей мыши, либо же как мужчины невысокого роста, с собачьими или куриными ногами, длинноносого и красноглазого.
3720816_Nechist12 (640x391, 61Kb)
Довольно часто в описании чёрта фигурирует хромота, так как черти переломали себе ноги еще до сотворения человека, когда сонм бесов был сброшен с неба. Вместе с тем, чёрт – существо полиморфное и выглядеть может практически как угодно. Так, особо часто черти принимали облик чёрной кошки (отсюда выражение, что при ссоре пробегает между людьми чёрная кошка, да и вообще ничего хорошего сие животное, перебежавшее дорогу, не предвещает), реже – чёрной собаки, змеи, свиньи, волка и прочих чёрных животных.

3720816_Nechist25 (640x427, 67Kb)

Могут черти превращаться и в неодушевлённые предметы – в клубки ниток, в вороха сена, в камни и т.д. Хотя есть у них и некоторые ограничения: чёрт не может превратиться в корову, ибо в этом обличье его узнает любая баба. Не дерзают злые духи прикидываться петухом – солярной птицей, чей крик возвещает пробуждение солнца и начало нового дня, а также голубями. Точно так же никто не видал злой нежити в ослиной шкуре.

Живут черти практически везде – в старых полуразрушенных домах, на старых мельницах, в болотах, в зарослях бузины, в дуплах деревьев (особенно любят вербу и грушу)… Гнездом чёрта иногда считают омелу. Кроме того, может находиться и в человеке.
3720816_Nechist8 (640x402, 58Kb)

Чертей можно условно разделить на три категории. Первая – старейшие, мудрые черти. Эти не только особо не вредят, а и могут помочь – они учат людей кузнечному ремеслу, разжигают первый огонь, изобретают водку (хотя, конечно, польза весьма сомнительная), колесо…
Именно эти черти создают волков, сорок, зайцев... Вторая категория – это черти-вредители, основная задача которых всячески портить жизнь людям – при этом фантазия у них весьма разнообразная: от мелких пакостей до высушивания человека до смерти. И, наконец, черти, восстанавливающие справедливость: так, например, существует легенда, по которой чёрт заставляет своего младшего соплеменника отслужить три года у бедняка за украденный кусок хлеба.

Анцыбал (анцыбул, анчибал, анчибил) - болотный черт.
Название анцыбал нередко относится к нечистой силе, обитающей в болоте. Это название укрепилось в бранных выражениях: "Ах ты, анцыбал этакой!"  или  "Чтоб тебя подхватил анчибал!"

3720816_Nechist1 (640x267, 74Kb)

Анчутка (по-старославянски — чёрт) – маленький злой дух. ост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток.

Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами.
Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их.

3720816_Nechist5 (640x464, 64Kb)

Полевые анчутки выглядят как маленькие женщины и мужчины. Среди них есть дикушники, картофельники, конопельники, овсянники, просонники, рожники и пр.

Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.

3720816_Nechist26 (640x545, 91Kb)

В природе врагов у анчуток много — это и более сильные духи, и дикие звери. Особенно они боятся зверей из семейства собачьих: волков, собак, лисиц.

Анчутка способен становится невидимым. Кроме того этот злой дух может принимать любую форму и, например, обратится и зверем и человеком.
Другой способностью духа является возможность мгновенного перемещения в пространстве.

3720816_Nechist4 (640x447, 43Kb)

 Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес.

3720816_Nechist (640x462, 82Kb)

Аука (от «Ау!») — дух леса, который любит отзываться сразу со всех сторон и может завести человека в чащу не хуже Ивана Сусанина.
Выглядит аука на первый взгляд довольно безобидно: это маленькое лесное существо небольшого размера с круглым выпуклым брюшком. Любимым занятием ауки всегда были шутки и розыгрыши – зимой он морочит голову потерявшемуся в лесу человеку, отзывается ауканьем сразу с нескольких сторон и может незаметно заманить в настоящую глушь, откуда выбраться будет очень непросто.

3720816_Nechist3 (640x383, 109Kb)

Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует внимательно прислушиваться и по голосу отличать знакомого человека от лесной нечисти.
Однако, несмотря на такую характеристику, аука очень добродушен. Если перечитать старинные русские сказания, в этом легко убедиться. В избушке лесного духа, которая обычно находится в глухой чаще, тепло даже в самый лютый мороз. Аука не только уводит с дороги людей (он путает следы и отводит человека далеко в сторону от проезжей дороги) – он очень любит шутить, балагурить, но нередко может и напугать.

Баба-яга — костяная или золотая нога, живущая «в избушке на курьих ножках»  с забором из человеческих костей и черепов, с засовами из рук и ног, с замками из челюстей с острыми зубами и строящая козни путешествующим.

3720816_Nechist9 (640x297, 66Kb)

Это не молоденькая девчушка, а вполне себе почтенная мадама, иногда скрюченная и жалкая, иногда грозная и могучая, но обычно растрепанная, замызганная, неухоженная… в общем, грязнуля. Никогда не подпоясывается, даром, что бюст у нее свисает ниже пояса, придавая ей вид поистине устрашающий. Голова зачастую непокрыта, волосы – седые, а лицо покрыто морщинами. Короче – это явно не «божий одуванчик».
Кстати, одно время была очень популярна версия, что «баба-яга» — переиначенное «бабай-ага», то есть «старик» по-татарски.

3720816_Nechist28_1_ (640x453, 71Kb)

Можно предположить, что Яга — нежить: тут срабатывает и костяная нога (ясно же, у кого нога костяная — у скелета!) и манеры  пить кровушку и летать по ночам. Заменитое «русским духом пахнет!» можно обяснить той же теорией: по ряду поверий, мертвые не видят живых, а живые мертвых, и потому яга вынуждена  полагаться на нюх.
Однако святых имен Яга заведомо не боится, питается отнюдь не как нежить. Быть может, ее следует отнести к духам природы?
Лешими  и кикиморами она обычно командует. Курьи ножки опять же. В качестве хозяйки леса Яга очень даже смотрится.

Среди серьезных физических недостатков Яги специалисты отмечают низкую скорость передвижения. Однако она вполне компенсируется техническими средствами, как то: изба, ступа, иногда — помело. Кстати сказать, Баба-Яга не менее быстро бегает, подгоняя себя помелом :о)
3720816_Nechist27 (639x472, 89Kb)

Изба яги снабжена курьими ножками только у восточных славян и в Скандинавии; однако и в Польше, и в Германии отмечалось, что домик так или иначе перебирается с места на место, хотя ярко выраженных движителей не замечено.
Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека, а также падка на любезное обращение, что порой выходило яге боком. Ведь сама яга не считает нужным проявлять вежливость к собственному «фургону»
Курьих ножек то ли две, то ли четыре; есть сведения о том, что они могут и запинать незваного гостя. Движется изба, судя по всему, размашистым бегом наподобие страусиного, но не так чтобы очень быстро.

Ступа — личный автотранспорт средней грузоподъемности. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч.

3720816_Nechist30_1_ (640x480, 72Kb)

Помело поступило в автопарк яги сравнительно поздно; не исключено, что его яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета, хотя обыкновенные ведьмы на шабаш на них езживали

А теперь несколько важных моментов по поводу того, как с ягой поладить. Ответ на этот жизненно важный вопрос сильно зависит от национальности яги. Отечественная яга, ее польские, чешские, немецкие и французские родичи значительно лучше идут на контакт, нежели скандинавские, британские и южнославянские. У последних, впрочем, есть слабое место — падки на алкоголь; но если яга повстречалась вам в Норвегии или Шотландии, лучше не надеяться на мирный исход.

3720816_Nechist31 (640x540, 129Kb)

Впрочем, и среднерусская яга далеко не всегда расположена к дружбе; но она, по крайней мере, обычно не прочь побеседовать, прежде чем взяться за вас всерьез, а дальше все зависит от вашего красноречия.
Изредка — очень изредка — разговор с ягой проходит с позиции силы, но обычно делать этого не рекомендуется. Напротив — миролюбивое, вежливое поведение, можно сделать старушке пару комплиментов… но без излишнего подобострастия и скромности. Она должна почувствовать, что вы знаете себе цену; яга готова поладить с героем.
Надо сказать, что Яга обязана блюсти ряд обычаев; если вам случилось оказаться в курсе, постарайтесь это сразу же показать («сперва гостя покорми, напои, в баньку своди, а там уж и расспрашивай!»).

3720816_Nechist29 (640x492, 91Kb)

Но, вообще-то, дело с ягой кончается миром намного чаще, чем с большинством представителей «нечистой силы». Она не испытывает вражды к людям как таковым, хотя и не слишком их любит; нередко у нее есть свои счеты к врагам людей, которые она не прочь свести при помощи человека, а иногда ей просто оказывается симпатичен гость. Яга может снабдить важной информацией, а порой и «помочь материально» (зельями, к примеру). Может выдать какого-нибудь из своих слуг в помощь. Однако учтите: идти на контакт с ягой стоит только мужчинам или подросткам. Женщинам и детям приближаться к избе крайне не рекомендуется.
Вопреки расхожему представлению Яга никогда не была и не считалась однозначным злом. Ее боялись (и справедливо), иногда приходилось сражаться с нею или обманывать ее…
 

Бабай - Таинственное существо у славян в образе страшного старика, которым пугают детей.

3720816_Nechist19 (640x263, 36Kb)

В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик.

3720816_Nechist10 (640x402, 86Kb)

Бабай — злой ночной дух. Живет он в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит, скребется, в окна стучи. Бабаем пугают маленьких детей, которые не хотят ложиться спать. Про него говорят, что ходит он с большой котомкой по ночам под окнами, отыщет непослушного ребенка и в лес унесет.

3720816_Nechist11 (640x532, 126Kb)

Банник — самый лютый дух из нежити, живущий в бане, похож на крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

3720816_Nechist23 (640x516, 123Kb)

Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Любимое место Банника в русской бане за печкой-каменкой, а когда он сердился, перебирался под полок.
Больше всего дух любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.

3720816_Nechist14 (640x527, 96Kb)

Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Есть целый список нарушений из-за которых сердится банник. Этот список достаточно велик , но и разумен.В бане нельзя громко говорить, шуметь, стучать или смеяться. Самый строгий запрет распространяется на брань, ведь считалось, что произнесенное в бане проклятье обязательно сбудется. Также банник не любит, когда подгоняют того, кто парится в бане.

3720816_Nechist6 (639x460, 97Kb)

Женщины банники – обдерихи -  способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.
Жену  Банника зовут — Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти :О).

3720816_Nechist24 (640x497, 108Kb)

Как бороться?Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового: «Батюшка, выручи!..». Так же данный дух боится железа, поэтому если банник не дает выйти из бани, его следует ударить железным прутом и тут же бежать прочь.


Барабашки встречаются в мифологиях разных народов и в частности в славянской мифологии это - хулиганистые домашние духи.

 Живет обычно в городских квартирах. Любит проказничать — стучит, шумит, посуду сбрасывает со стола, краску разольет, газ зажжет, предметы всякие двигает и бросает, ворует вещи. Предпочитает жить в тех семьях, где есть дети. Видеть его — никто не видел. С теми, кто ему понравится охотно беседует — отвечает стуком на все вопросы. По типу характера можно отнести его к домовым-доможилам: к добрым хозяевам относится по-доброму, злых не терпит.

3720816_Nechist33 (640x379, 51Kb)

По одной из теорий, Барабашка – полтергейст – это дух того, кто жил когда-то в доме, в котором сейчас так шумно. Домовой имеет лишь одно место жительства. То есть появляться он может только в одном месте, с которым он связан. Барабашку нельзя дразнить и выгонять из дома, потому что вместе с ним и уйдет частичка энергии.
Духи не появляются в домах без истории, потому что они свидетели, свидетели того, что было, ошибок, улыбок, грусти, страданий, прекрасного и безобразного в человеке. Они приходят, чтобы рассказать, уберечь и предостеречь от ошибок. Привидение можно назвать шестым чувством. Подсказкой, шпаргалкой жизни.

3720816_Nechist32 (640x425, 50Kb)

Барабашка не отрицательный персонаж и не злой дух. Духи, приведения вступают в контакт с людьми потому, что они просят помощи. Добрый защитник, хранитель домашнего очага – вот кто на самом деле барабашка. Он знает все о доме, в котором живет, он хранит энергию этого дома, поэтому с духами надо дружить, а не вредить им. Ведь, как аукнется, так и откликнется.

Нечисти в славянской мифологие очень много. Пробегусь коротенько...

Боли-бошка — дух леса, большеголовый и неуклюжий старичок с хитрыми глазами. Он может выйти навстречу грибнику или ягоднику и попросить помочь-найти утерянную корзинку. Затем боли-бошка вскакивает на шею и водит человека по лесу, пока тот не заблудится.

Болотница — родная сестра русалкам, только живет на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она красива, но прячет от человека свои гусиные ноги с черными перепонками. Завидев путника, болотница начинает горько плакать. Но стоит сделать к ней хоть шаг, чтобы утешить, как злодейка тащит человека в топь.

Нечисть1 (640x443, 255Kb)

Болотняник — родич водяного и лешего, дух болота в виде седого старика с широким желтоватым лицом. Любит гулять по берегу и пугать идущих через болото людей резкими звуками.

Боровой — почти тоже, что леший, дух бора, рощи. Похож на громадного медведя, но без хвоста. Питается животными, хотя иногда заедает и людей.

Нечисть5 (640x421, 304Kb)

Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

Водяница — женский дух воды. По В. И. Далю, русские крестьяне считали, что это утопленницы из крещеных.

Водяной (водяной шут или черт, рмутник) — предстает в виде мужчины с отдельными чертами животного. В «Толковом словаре… » Даля содержится такое его описание: «Это нагой старик; весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится». Водяной, чтобы заманить человека к себе в воду, может превратиться в ребенка, скотину, крупную рыбу и т.п. Этот дух пугает и топит купающихся, разгоняет и выпускает из невода рыбу, разоряет плотины мельниц. Его любимое место — болото, речные омуты и водовороты. Водяной командует русалками, ундинами и прочими водными жителями.

3720816_Nechist34 (640x514, 85Kb)

Возила — дух-покровитель лошадей, подобие дворового. Он выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Возила, живет на конюшне, оберегает лошадей от болезней и хищного зверя.

Волкодлак - воины-оборотни из свиты Ярилы и Велеса., полулюди - полуволки по верованиям древних славян. Внешним признаком волкодлака является растущая на голове волчья шерсть (длака), заметная уже при рождении. От нее и происходит данное славянское наименование.

Домовой — дух, который живет в каждом доме. Выглядит как человек, часто похож на хозяина дома. Живет в углу, под порогом, на чердаке, в печной трубе и др. Домовой покровительствует рачительным, трудолюбивым хозяевам, которые его уважают и умеют ему угодить. Перед смертью кого-нибудь из семейства дух воет, стонет, стучит и т.п. Ленивых и беспутных хозяев, которые не оказывают ему почтения, домовой не любит и может довести до разорения.

3720816_Nechist35 (640x453, 77Kb)

По русским поверьям, в году есть один день, посвященный домовому, — 10 февраля. Именно в ночь на 10 февраля домовому оставляют угощенье — хлеб, сало, что-то сладкое, иногда наливают вина. Все это кладут в тарелку и ставят в укромном уголке на пол.

Домовой, которого хозяева не уважили угощеньем, может натворить в доме бед: разбросать вещи, рассыпать продукты, побить посуду, шуметь по ночам.

Дрема — ночной дух в образе маленького человечка или доброй старушки с убаюкивающим голосом. Он приходит к детям, закрывает им глаза перед сном, а взрослым навевает кошмары.

Жиж (огневик) — дух огня, который постоянно расхаживает по земле, испуская из себя пламя, которым то согревает почву, то разжигает пожары.

Зюзя (Зюзик) - бог зимы.

Кикимора (шишимора) — злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток.

Иногда ее считают женой домового. Даль описывает, что кикимора — разновидность домового, днем сидит невидимкою за печью, а по ночам проказит с веретеном и прялкой, а также бросает посуду, мешает спать, путает пряжу.

Кикимора враждебна мужчинам. Она может также вредить домашним животным, в частности курам.

3720816_Nechist36 (640x475, 130Kb)

Кикимора болотная - Злой, болотный дух. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает.

Лесавки - Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.

Леший — властелин леса. Жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы,’ он может вырастать выше деревьев, а может быть ниже травы. Люди видят его дряхлым стариком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Леший любит кричать в лесу, заводить в чащобу людей, хохотать и хлопать в ладоши.

3720816_Nechist37 (640x469, 144Kb)
 

Лихо одноглазое — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Предстает перед людьми либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Появилась даже пословица: «Не буди лихо, пока оно тихо».

3720816_Liho (640x440, 56Kb)

Навьи (навки, мавки) — враждебные духи умерших, первоначально чужеплеменников, умерших не в своем. роду-племени, позднее — души иноверцев. По украинским поверьям, мавки имеют спереди человеческое тело, но со спины у них видны все внутренности. В мавок превращаются умершие до крещения дети. Очень часто в восточнославянском фольклоре навьи отождествляются с упырями. Они вызывают стихийные бедствия, болезни или смерть людей и скота.

3720816_Nechist38 (640x452, 72Kb)

Жилище древних славян было защищено от мавок магической символикой. Вне пределов дома наши предки носили разные обереги, пользовались заговорами, а свою одежду в тех местах, где навьи могли проникнуть к телу (ворот, застежка, обшлага рукавов, подол), украшали вышивкой, состоящей из охранительных магических знаков. Имелся еще один способ не подвергаться воздействию навий — задобрить их, пригласив помыться в бане.

Мокруха - хулиганистый домашний дух , согласно поверью, оставляет мокрое место там, где посидит.

Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) — в славянской мифологии дух, живущий в овине (на гумне).
Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко! Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!» Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет.

Полевик - Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Русалка — зачастую представляется в облике женщины, живущей в воде. иногда в полях — полуденица  или на деревьяхдревесная русалка.

3720816_Nechist2 (640x512, 121Kb)

У нее всегда длинные распущенные волосы светлого или зеленого цвета. Считалось, что у русалки между пальцами есть перепонка, а вместо ног — рыбий хвост.
Согласно народным поверьям, русалками становятся все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также взрослые утопленницы. В Украине к русалкам относят и мавок (навок).
Русалки живут на дне рек, но иногда выходит на берег. Там они могут качаться на прибрежных деревьях и петь. Голос у них такой завораживающий, что услышавший это пение человек полностью подчиняется их воле. Попавшую к ним жертву русалки могут защекотать до смерти, поэтому украинцы называют их еще лоскотухами. Иногда русалки, прежде чем щекотать, загадывают человеку загадки, и если он их не отгадает, то гибнет. Считалось, что для отпора нужно бросить мавке в лицо полынь.

Трясовицы - Русские демоны болезни, упоминаемые в заговорах.
Их представляли в виде двенадцати безобразных женщин, насылавших на людей различные болезни. В некоторых текстов заговоров подчеркивается их связь с нечистой силой, поэтому говорится о том, что Трясовицы появляются у постели больного в дьявольском обличьи. В заговорах трясовицы названы по имени: Тресея, Отпея, Гладея, Аввариуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша.

Упырь (вампир) — злой дух (позднее «живой мертвец»), пьющий кровь у людей и животных. Обычно вампирами становятся люди, умершие насильственной смертью или в молодом возрасте, самоубийцы, а также связанные с нечистой силой колдуны. Чтобы упырь не встал из могилы и не пил людскую кровь, русские крестьяне еще в XIX ст. вбивали осиновый кол в место его погребения.

Нечисть7 (627x700, 476Kb)

Чтобы не поддаваться нечистикам, следует всячески оберегаться. Например, не купаться в реке до Троицы и после Ильина дня (иначе водяной может утащить на дно), не покидать дома в полночь и уж тем более не ходить в это время на перекрестки дорог. Нельзя оставлять открытой посуду с водой или едой (нечистик обязательно туда плюнет). Обязательно нужно занавешивать колыбель, иначе кикимора подменит ребенка, а также закрывать на ночь окна, а не то упырь, оживший мертвец, заглянет в них и напугает до смерти. При похоронах нужно завешивать зеркала, чтобы не увидеть в них плачущего покойника, который может вернуться, но уже как нежить.

Очень полезны также молитвы-обереги, особенно своему ангелу-хранителю. плевать через левое плечо, поскольку именно там всегда стоит нечистая сила, почаще осенять себя крестным знамением, а при встрече с нечистым приговаривать: "Аминь, аминь, рассыпься!".

Вся эта нечисть боится крестного знамения, запаха ладана, освященного нательного крестика, молитвы, народных заговоров.
При непосредственной опасности следует очерчивать себя волшебным кругом :о)

3720816_Nechist21 (700x424, 67Kb)

Следует также знать, что нечистая сила боится пения петуха, четных чисел, чертополоха, мака, полыни, всех металлических режущих и колющих предметов (например, полезно носить на одежде булавку). Большое оберегающее значение от нечистой силы имеет и рыболовная сеть, поскольку всякий нечистик имеет влияние только на известные предметы и вообще любит считать, а если ему не известно сколько именно узелков и ячеек в сети, то пока он займется подсчетом, от него можно избавиться с помощью молитвы или заговора.

Самым сильным заговором от нечистой силы, который нужно наговаривать на воск, а затем этот воск прилепить к нательному кресту, является следующий (рекомендуется к заучиванию и ежедневному повторению):

  "Знаменуйся, раб Божий (имярек) Крестом Животворящим, одесную и ошую, спереди и сзади. Крест на мне, рабе Божьем (имярек), крест передо мною, крест за мною, крест - дьявола и все враги победиша. Да бежит бесове, вся сила вражия от меня, раба Божия (имярек), видевшу, яко молнию, крестную силу опаляющую. Близ меня Христос и вся сила небесная: Михаил, Гавриил, архангелы и ангелы, начала, власти, престолы, Господни силы и нерушимо страшные серафимы и святые ангелы-хранители, преданные мне на соблюдение души и телу моему от Святого Крещения. А далече от меня со своей темнообразною силою стоит, и со всеми человеки прогнан бысть третьюстами и шестьюдесятью ангелы стали Божии. Молитв ради Пречистыя Твоея Матери, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного раба Твоего (имярек), всегда и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь".
По материаламblogs.privet.ru, historicaldis.ru, ekabu.ru

 

Читайте также:

Как подружиться с Домовым?

Как задобрить домового всерьёз и надолго?

Рубрики:  В сетях всемирной паутины/Страсти-мордасти
Жизнь в радость/Праздники, традиции
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку