Аноним обратиться по имени
Вторник, 08 Сентября 2009 г. 23:40 (ссылка)
Итак… Давайте условимся, что наша «дискуссия»(?) носит богословский характер, и поэтому сравнению подлежат вероучительные позиции общин: не грехи тех или иных прихожан или пастырей, не примеры отступления от вероучительных принципов, а сами принципы. Не стану спорить, что достаточно часто многие из Православных не всегда следуют принципам своей же собственной Церкви… Но это совсем не повод для уничижения Православия! Ведь у каждого из нас, всегда есть возможность попробовать стать лучшим Православным. Расхождение Православия и протестантизма (да, да я всегда пишу слово «Православие» с заглавной буквы) – это расхождение толкований Слова Божия. По какой-то загадочной причине, протестанты привыкли считать, что их толкование Библии самоочевидно и что иначе понимать Писание просто невозможно. То, что православные не согласны с протестантами в некоторых вопросах (пусть и во многих), означает, что мы всего лишь не согласны с вашим пониманием Библии, а не с самой Библией и не с Богом.
Раз уж православные - Христиане, то, может быть, за 2000 лет христианской жизни и мысли Православие накопило что-то такое, что могло бы пригодиться и протестантам? Это прежде всего мир православной аскетики, антропологии, далее - мир православной культуры и мир православной мысли. Чтобы понять и принять эти «нажитки» и дары, даже не обязательно становиться православным (хотя и желательно...). Конечно, Православное богословие немало взяло за последние века у католического и даже у лютеранского богословия, но оттого оно не перестало быть Православным. Точно так же можно многое брать из Православного мира, оставаясь протестантом (хотя на практике – это почти нереальная затея).
Из-за чего же вы считаете православных неверными язычниками, из-за чего же протестанты отделены от Православия? Если припомнить хорошенько – на ком лежит грех неправомочного отделения? Например, православные, отделились от баптистов или же протестанты отделились от Православия? Сложившаяся Христианская разделенность – это ваш грех, и, значит, на вас лежит долг покаянного исправления…
И почему никто не обратил внимания на те проблемы, что создает само себе протестантское богословие, т. е. на внутренние противоречия протестантизма? Или их попросту никто не замечает?
Самое главное из этих противоречий – это попытка оторвать Библию от Предания, от Церкви (ничего не напоминает?). Вот смотрите: адресат откровения – Церковь, автор канона – Церковь. Библия составлена на внебиблейской основе. Кем именно эти книги включены в состав Писания? – Церковью. Церковь как литургическая община первичнее, нежели Церковь как община, просто слушающая чтение Писания! И когда еще не были собраны новозаветные книги… да, даже когда они еще не были написаны – Церковь уже была! Сейчас мы сначала слушаем чтение Евангелия, затем - причащаемся. Но в апостольскую эпоху было иначе: сначала устная проповедь апостолов и их учеников («предание»), затем Причастие, и лишь много позже – получение списка «Евангелия от…». Церковь начала причащаться раньше, чем начала читать Новый Завет! И канон Нового Завета согласовывался с Евхаристией, а не наоборот. Значит, причащаемся мы не потому, что так сказано в Новом Завете. Новый Завет Христиане первых веков признали потому, что на его страницах они узнали тот же дух, что чувствовали на своих Вечерях. И противопоставлять книгу Церкви - жизни Церкви, ее Преданию – это как минимум нелогично. Ну, вы же умные люди (я надеюсь), не безрассудные! В конце концов это вопрос о том, что оставил Христос после Себя: книгу о Себе или Самого Себя? Протестанты говорят, что Христос оставил сборник воспоминаний о Себе! А католики «кричат» – что Своим заместителем Он оставил папу! Православные же утверждают, что Он просто Сам остался с нами «во все дни до скончания века». Протестанты заклеивают Христу уста и говорят: «не прибавляй ни слова!» (к уже записанному). Для протестантов книга – единственный способ общения с Богом? Это единственный путь познания Бога? Получается, что есть только единственная дверь, через которую они разрешают Богу входить в человеческую жизнь. Православие говорит, что Дух дышит, где и как хочет, и это Его дыхание и запечатлевается в истории Христианства как Предание. Христос передает Себя, а не Свои заслуги, которые Отец соглашается считать как бы нашими и вменяет их в заслугу всем поколениям. Да, среди других странностей протестантизма можно отметить односторонность учения о «спасении через веру»…
Конечно, перечисленными «особенностями» протестантизма нельзя объяснить мою внезапную «атаку» на протестантов в целом, и на эту публикацию Ирины в частности. Итак, если Православие не сливается с протестантизмом, но с очевидной болью воспринимает его распространение в России (и на Украине), то, значит, с точки зрения православных есть в протестантизме что-то такое, что оценивается нами как нечто смертельно опасное. Каждый православный (надеюсь) ощущает в глубине души (где-то очень глубоко…) некий фатальный изъян в протестантизме. Допускаю такое, несколько провокационное, название, поскольку он затрагивает христианина в перспективе спасения души…
Это вопрос о Евхаристии (это слово я ВООБЩЕ НИ РАЗУ не встречал ни на «страницах» этого дневника, ни даже в комментариях православных!). Итак, Православие полагает, что мы действительно должны стать Телом Христа, и только тогда наше воскресение будет «воскресением в жизнь». Протестантизм полагает, что Евхаристия не более чем символический обряд, напоминающий учение Христа. Вся жизнь православия строится вокруг Литургии - жизнь протестантов строится вокруг проповеди Евангелия! И в православной перспективе отрицание Евхаристии есть не просто искажение одной из черточек Христова учения, но нечто гораздо более страшное: это отторжение самого дара спасения, ПОДМЕНА освящающего и спасающего ПРИЧАСТИЯ Христу СЛОВАМИ о Христе. Это ПОДМЕНА Божия ДАРА человеческими СЛОВАМИ о величии этого дара! В протестантских общинах нет апостольского преемства, а это значит, что нет непрерывного потока агап, хлебопреломлений, таинств, льющегося от апостолов до нас сквозь все века. Значит, нет участия в апостольской Евхаристии, а есть всего лишь самодеятельность, подражающая апостольскому Таинству… Но это столь сложный вопрос и я совсем не чувствую себя компетентным даже упоминать об этом…
Ещё для многоуважаемых православных (не устали читать?): христианину никогда не зазорно каяться. Да, наша церковная жизнь далека от даже «нормальной». Да, много грехов в нашей истории и в современности. Об ином же надо и прямо сказать: это греховная привычка, обжившаяся в наших храмах вопреки учению нашей же Церкви. Однако взгляните - протестанты не умеют говорить о болезнях или грехах своих общин! Они воспитаны в духе непрестанной похвальбы, непрестанных самовосхвалений: «это раньше я был грешником, потому что был атеистом, но теперь и я святой, и он святой, и все наши святы!». Вот уж в чем подражать протестантам никак не стоит. Покаянный, честный разговор о Православии – это помимо всего прочего средство обезоруживания сектантской критики в адрес Православной Церкви. Мы лучше посторонних людей знаем свои болезни. Но кроме них мы знаем еще и духовный свет, который есть в Православии. Конечно, мы этот свет своими грехами гасим – но он все-таки светит! Сквозь все века проходит плач Церкви о себе самой: «Или ты не знаешь, что тело Церкви подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает?»…«А Церкви почти в таком же положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему».
Делать вид, что у нас все хорошо, неумно хотя бы потому, что в большинстве случаев русский протестант – это человек, который пытался быть православным и заходил в храм, но что-то его испугало, оттолкнуло. Так что богословски и исторически – на протестантах лежит грех раскола, а вот по-человечески – на православных. «На нас смотрит человек вопрошающими глазами: не у нас ли сострадающее лицо Бога?», и потому, что не видит его у нас, он идет к другим.
Местами, переусердствовал, строя свою защиту Православия лишь на противопоставлении «русского» – «американскому». Конечно Православие – не национальная, а вселенская, мировая религия. Сильно удивился, когда узнал, что в самой Америке Православная Церковь, насчитывает несколько миллионов членов!
Так что, разумеется, не врага надо видеть в протестантах, а потерянного брата. Православные его потеряли, вовремя не подошли, не протянули руку, не объяснили, не поддержали… Когда-то не сказали ему, может быть, всего одно доброе слово – а теперь, чтобы объясниться, приходится с ним беседовать часами…