14 февраля на сцене Могилевского областного театра драмы и комедии им. В.И.Дунина-Марцинкевича вниманию бобруйской публики был представлен спектакль Московского Независимого театра «Мастер и Маргарита» в постановке Валерия Беляковича. Театральная версия одноименного романа М.А.Булгакова появилась более двадцати лет назад – и имела успех во многих странах мира, в том числе и благодаря блистательным актерским работам Анны Самохиной и Виктора Авилова. Яркие афиши сообщали, что в спектакле задействованы не менее известные публике Ивар Калныньш и Ольга Кабо – и, как следствие, еще в январе у кассы театра появилось гордое объявление о том, что все билеты проданы. Бобруйск ждал заявленных продуманных мизансцен, танцев, «роскошных костюмов и декораций» и «блестящей игры» актеров, которые оживят знаменитое творение Булгакова.
Говорят, что «Мастер и Маргарита» - самый переоцененный русский роман: автор, опытный фельетонист, просто соорудил замечательный винегрет, взорвавший мозг обывателю, привыкшему к определенному продукту. Роман написан хорошо – придуман плохо. Зло обаятельно, человеческие подлость и низость забавны и даже ощутимо симпатичны – а Мастер, Маргарита и даже Иешуа до того неубедительные и плоские, что зубы сводит. В реальность Воланда, Бегемота, Азазелло и Фагота верится в разы охотнее, чем в подвальчик «великих влюбленных». Та же история и со спектаклем: задуман как минимум интересно – а вот показан…
В самом начале зрителей честно (насколько это возможно от лица нечисти) предупреждают, что они находятся в театре Варьете и никто не собирается «давать всего Булгакова». Это вполне понятно: классической постановки никто не обещал, да и перенести многоплановое произведение на сцену – это, знаете ли, не на один день развлечение. Антреприза предполагает иной формат, но и она бывает разная. На выходе публика получает скудные декорации (распечатанные блекло-аляповатые задники, садовая скамейка, буржуйка и трон, на котором по ходу действия сидит Воланд), не совсем понятный подбор эпизодов (откровенно пошлые пляски в сумасшедшем доме занимают слишком много времени в ущерб тому же весеннему балу полнолуния и ершалаимским сценам) и заметно сдавшего Калныньша - Понтия Пилата и Фагота. Не удивляйтесь: каждый из актеров, имена которых, по причине отсутствия «программок», остались неизвестными, сыграл несколько ролей. Исключение составила только Ольга Кабо, Маргарита.
Итак, актеры, чей внешний вид скорее напоминал о возобновлении съемок «Матрицы» в клинике профессора Стравинского, на фоне безвкусных декораций пытались объединить во что-то цельное разрозненные эпизоды романа. Танцы? Ну, если «два прихлопа, три притопа» это хореография, то да, танцы были. Цвет, свет, звук? Были. Впечатления не произвели. Булгаковский винегрет превратился в неудобоваримый овощной фарш: Кабо в парике и блестках, отстраненный Калныньш в розовой скатерти, гнусавящий Воланд, монотонный индифферентный Мастер/Иешуа (ей-богу, как семиклассник у доски!), орущий Бездомный/Азазелло, привлекательная в своей пошлости Гелла… Порадовал, пожалуй, только Бегемот (каюсь, и у Булгакова влюблена в этого «починятеля примусов»), на удивление органичный и в роли мозгоправа Стравинского, и в роли первосвященника Каифы, и в роли обезглавленного Берлиоза. Интерактив с публикой свелся к дивному эпизоду в сцене весеннего бала, когда на вопрос Маргариты «А где же гости, Мессир?» приближенные Воланда ответили: «Вот же они!» - и в зале зажегся свет. Тоже, знаете ли, юмор… Ни тебе Варьете, ни тебе заявленной эффектной постановки. Безвкусная самодеятельность по мотивам, оставляющая далеко не приятный осадок. Публика поаплодировала Бегемоту, вежливо похлопала прочим лицедеям и отправилась домой. Сеанс окончен. Маэстро, урежьте марш!