|
Обычно, когда в новостях узнаёшь, что кто-то умер, то кратко помолишься за упокой. И неважно, даже если умерший - с той стороны. Все люди, все человеки, у каждого своя правда, свои недостатки и ошибки, а ответ держать придётся каждому, и по-любому это непросто. В конце концов, молиться нужно не только о тех, кто лично тебе близок и дорог, люди неприятные в этом больше нуждаются.
А вчера поздно вечером я об это споткнулась, ибо никакого желания помолиться о погибшей, а только чувство глубокого удовлетворения. И когнитивный диссонанс от этого чувства – ибо я по жизни категорически против методов физического устранения кого бы то ни было. Да и вообще, православные мы, не должно нам удовлетворяться тем, что зло самоё себя укусило.
Поэтому поутру, мучимая этим диссонансом и головной болью, которая на него наложилась (или наоборот), породила я этот текст.
__________________________________
Бывают болезни телесные, бывают душевные, а бывают духовные. Тем, кто страдает телесными недугами, сочувствуют. Жалеют душевно страждущих. А тех, кто болен духовными заболеваниями, стараются избегать, ибо никакое физическое или душевное уродство не сравнится с духовным изъяном.
Духовно здоровый человек милосерден, больной – зол и полон ненависти. Ненависть не только отвратительна, она и заразна. И представляет опасность для окружающих. От неё стараются держаться подальше.
Виновен ли злой человек в том, что он такой? Один родился добрым ребёнком, а другой склонен к насилию, лжи, зависти. Вины ребёнка нет в том, какой он появился на свет. Но рядом с ним есть взрослые, задачей которых является научить маленького человека видеть свои недостатки и бороться с ними. Злой вряд ли станет добрым, но он может выбрать сторону добра и культивировать в себе духовное здоровье, а болезнь стараться исцелить.
Однако, если окружающие взрослые приветствуют в ребёнке зло, у него резко уменьшается количество шансов вырасти здоровым человеком.
Когда Фарион восторженно учила своего трёхлетнего внука Дмитрика бить москальских детей за то, что они говорят по-русски, и он приходил домой нервным, она тем самым сделала всё возможное, чтобы ребёнок вырос духовно больным, жестоким, неадекватным. Бог может выправить судьбу и характер этого малыша, он может вырасти хорошим человеком, вопреки воспитанию. А может стать таким же ущербным и злым, как его бабка.
Возможно, больше полувека назад у Фарион тоже была своя бабка, и она её тоже учила ненавидеть «кацапов», такие вещи нередко в роду повторяются из поколения в поколение – как проклятие. И выросло то, что выросло. Возможно, в силу своего характера и недостатка ума, Фарион не имела шансов увидеть и распознать зло в себе – но Бог ей судья, а не кто-то из людей, и даже не тот, кто решил, что он не тварь дрожащая, а право имеет. Именно Бог разберётся, почему она молилась на Пасху, чтобы «кацап сдох в диких муках» - вина это её личная или психологические травмы далёкого детства.
Не Бог её убил. Но Он сделал её смерть поучительной для окружающих, показав, что тот, кто десятилетиями растит и холит ненависть, выращивает плод, который сам же его и убьёт. Ибо с болезнью всё-таки нужно человеку бороться, а не давать её процветать.
В Нагорной проповеди, в 7-й главе от Матфея, там, где «не судите, да не судимы будете», есть странный 6-й стих, который, на первый взгляд, противоречит первым пяти:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».
По идее, если ты считаешь человека псом или свиньёй, значит, ты его уже осуждаешь?
Мне кажется, это как раз к случаю смерти Фарион – это значит, что прежде всего для человека важнее борьба с тем злом, которая в нём самом. Но это не значит, что он не должен видеть зла в таких, как Фарион. Просто от такого вопиющего зла нужно внутренне дистанцироваться, чтобы самому не стать его жертвой – ведь погибнуть от него можно не только физически, но и слившись с ним.
____________________________
Увы, по-прежнему не хочется вступиться за погибшую. Может, попробовать за Дмитрика помолиться?
|