Ницше. Годы юности. |
Ницше поймал волну. Приняв шикша-гуру у Шопенгауэра он обрел себя как философ и мыслитель. Приняв дикша-гуру у живущего профессора Ритчля он обрел объект любви и служения, чьи дельные советы (не разбрасываться, сосредоточиться на профессиональных обязанностях) очень помогли ему в этот период, помощь в получении профессора кафедры в 24 года обеспечили материальное и социальное благополучие. Всю жизнь Ницше мечтал стать учителем, вождем нового человечества. Первый этап к этой цели он выдержал блестяще. Став преданным учеником двух учителей – он получил сполна.
|
Селинджер "Над пропастью во ржи". |
|
Ф.Ницше. Годы детства |
Итого: 1. строгое религиозное воспитание не гарантируют набожность и веру. Введение Закона божия в российские школы вызовет скорее всего опошление православия и массовый вульгарный атеизм среди молодежи (сейчас наблюдается вульгарная вера на уровне суеверия)
2. Наследственная предрасположенность к умопомешательству у ФН налицо. Физическое, психическое перенапряжение может спровоцировать резкое развитие психического или умственного заболевания.
3. Неуемное творческое начало у ФН было со школьной скамьи. Музыка, поэзия, проза. Первое слово произнес поздно – в 2.5 года. Но быстро наверстал в последующие годы.
Метки: ницше фридрих ницше |
Фридрих Ницше |
Прослушал аудиокнигу Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла» (в частности, любовь находится по ту сторону добра и зла, по Ницше). Сейчас слушаю «Человеческое, слишком человеческое». Многие места очень сильные по точности, глубине, свободе мысли. Язык – очень выразительный.
Книгу читает женщина, которая озвучивала Харуки Мураками . Очень выразительно и качественно.
О Ницше с советских времен знал мало. Что-то связанное с идеологией фашизма, жизнь закончил плохо, сумасшедшим.
Заинтересовался. Нашел у себя в домашней библиотеке Даниеля Галеви «Жизнь Фридриха Ницше». Начал читать. Хочется пересказать биографию в последующих постах. Для лучшего запоминания. И попытки понять эту личность. А также провести кое-какие параллели.
Метки: ницше фридрих ницше |
Индия (6). Отношение к животным |
Продолжаю свою прогулку вдоль оживленной улицы Калькутты. Утренний час пик. Дороги запружены транспортом, по тротуару катится поток людей. Вдруг натыкаюсь на своеобразную аномалию в движении людей, своеобразную воронку в этом потоке. Подхожу ближе и вижу – прямо на середине тротуара лежит спящая собака и не свернувшись клубком, а распластавшись во всю ширь своих конечностей. Даже хвост не подогнут, а лежит отдельно. Глаза закрыты, уши лежат без движения. Одним словом, спит как убитая, без малейших признаков беспокойствия. И это посередине, огибающего собаку, потока спешащих людей. Вспомнил наших спящих городских собак – свернутых в колечко в укромном месте, но стоящие и вздрагивающие уши выдают беспокойство, готовность распознать угрозу. А здесь, люди, без всяких эмоций, обходили спящую собаку как естественное препятствие. Никому в голову не приходило прогнать собаку и освободить путь для беспрепятственного движения. Вот это толерантность, терпимость, уважение прав живого существа! Другими словами, ахимса, «не причинение вреда, беспокойства любому живому существу».
Индусы верят, что все живые существа имеют души, даже минералы. И после смерти тела душа, обусловленная этим телом, вновь воплощается в теле, максимально подходящем для дальнейшей эволюции или деградации в соответствии с законом кармы. «Человеческая» душа воплощается, в основном, снова в человеческой форме или в телах собаки, свиньи, обезьяны. Хотя в индуистких трактатах описаны случаи воплощения и в иных телах, например, в теле олененка. Тело животного душа получает из человеческого тела за совершение определенных кармических действий, греховных поступков. Например, тело обезьяны получает павший саньяси, т.е. человек принявший обет отречения от мира, получивший уважение и содержание от людей в соответствии с этим, но из материальных соображений отказавшийся от принятых обетов. Поэтому индусы особо не контактируют с этими животными. Если вернуться вновь к собакам, то считается, что даже взгляд собаки на человеческую пищу уже оскверняет ее. Так же как и общение с собакой. Поэтому самые несчастные животные в Индии – это собаки. Человек с ними просто не контактирует, даже не обменивается взглядом. Для собаки это страшное наказание, ибо в природе собаки служить человеку, жить с человеком. И глядя в глаза индийских собак это становится очевидным – столько отчаяния, неудовлетворенности, тоски я еще нигде не встречал. И это при том, что их никто не бьет, не гоняет. Просто в упор не замечают.
Известно, что корова в Индии священное животное. По праздникам на них надевают цветочные гирлянды, кормят всякими вкусностями. Корова свободна, она не имеет постоянного господина, хозяина. Действует простое правило: кто кормит корову, тот ее и доит. Какого-то мистического трепета относительно коров не заметил. Говядина под абсолютным запретом у индусов (мясо других животных употребляют разве что самые низшие касты или "прогрессивные" индусы).
С обезьянами иностранцам не рекомендуется ни вступать в общение, ни заигрывать. В противном случае, те моментально наглеют, начинают приставать, залезать в карманы. Сам наблюдал как обезьяна выхватила бумажник, залезла на недосегаемую высоту и стала вытаскивать по одной ассигнации из бумажника и с невозмутимым, беспристрастным видом разрывать их на мелкие кусочки. Совершенно вроде бы не замечая возмущенные вопли владельца бумажника, но было видно, что она соображала, что рвет она самое дорогое, что есть у этого человека, который там внизу.
Свинья в Индии – совершенно незаменимое животное. Она выполняет роль ассенизатора, санитара. В небольших городках, деревнях все нечистоты, отходы выбрасываются прямо на улицу. Как это все шлепается на землю, тут же, словно из под земли, появляются свиньи и через минуту улица вновь девственно чиста. Традиционно, индусы ходят в туалет в ближайщий парк или лесок. И только наличие свиней оставляет их чистыми и опрятными. По индуистким представлениям, тело свиньи получает душа жаждущая наслаждаться всеми чувствами всегда, везде и без всякой меры, без всяких ограничений. Здесь индусы верно заметили специфическую природу свиньи: наслаждаться любой пищей, от экскрементов до изысканных блюд, наслаждаться от возлежания в зловонной грязи и на приятной поляне цветов. Эти пространства крайностей можно перечислять и далее, но по всему диапазону между этими крайностями свинья чувствует себя превосходно, органично и естественно. Эта форма жизни, как черная дыра, засасывает в себя другие формы и обратно не отпускает. Довольный раб – это почти навечно. Только внешние силы могут его освободить.
В заключение, одна грустная история про слонов. Жили слон со слонихой. По праздникам на спины слонов водружали паланкины с Божествами, надевали огромные цветочные гирлянды и они шли во главе праздничной процессии. Люди радовались, осыпали Божеств (и слонов) лепестками цветов, проявляли всяческое расположение. Слоны были полны значимости происходящего, ими управляли с любовью и благоговением, без всяких металлических крюков, которые обычно используют когда хотят заставить слона носить тяжелые бревна или устраивать клоунаду перед туристами. Одним словом, люди и слоны были переполнены самых радостных чувств. И вот перед праздником слониха умерла (они оба были уже в почтенном возрасте). Несколько дней слон стоял с понурой головой и не прикасался пищи. Все беспокоились сможет ли слон принять участие в традиционном шествии с Божествами. Слон позволил себя украсить и водрузить на себя Божества. И смиренно двинулся во главе процессии. И только крупные слезы катились из его печальных глаз.
"Махамритьюнджая Мантра"
Традиционное каноническое исполнение "Мантры, побеждающей смерть", которая повторяется 108 раз на протяжении более 40 минут. Махамритьюньджая-мантра ("мантра Великого Победителя смерти") - древняя ведическая мантра Бога Рудры (Шивы), впервые упоминается в Яджурведе. Перевод: "Почитаем Трехокого, Благоухающего, приносящего Благо. Подобно созревшему плоду урваруки да избавит он меня от смерти ради бессмертия!" Цель этой мантры - направленность сознания на Самореализацию и освобождение от цикла рождения и смерти
Метки: животные индия перевоплощение |
Индия (5). Уличное движение |
Однажды ранним утром я вышел на оживленную улицу Калькутты и не спеша пошел вдоль ее. Машины в 4-6 рядов двигались непрерывно и плотно, скорость при такой скученности машин была не очень высокой, где-то 20-40 км в час. Лица водителей были сосредоточены на дороге и не выражали традиционных для индусов спокойствия и доброжелательности.
Подошел к перекрестку из 5 дорог. Ни светофора, ни регулировщика. Пяточок перекрестка был явно мал для разруливания большого потока машин, мотоциклов, автобусов и крупных фур. Остановился и минут 15 наблюдал как моментально возникают и тут же рассасываются пробки. Это было потрясающе. Вот крупногабаритный грузовик при развороте на «перпендикулярную» улицу заблокировал проезд по 3-4 полосам движения. Тут же возникла пробка. Все, полный клинч. И не успел я как следует огорчиться за пассажиров переполненного автобуса, как один из водителей другой высокой грузовой машины встал на подножку своей машины и стал руками показывать кому и куда следует двигаться. Все прочие водители полностью приняли этого «регулировщика», быстро и молча выполняли его команды. Буквально, через минуту образовались свободные коридоры для движения и пробка исчезла. На моих глазах так образовались 2 пробки и также быстро они испарились.
Еще одно, поразившее меня, наблюдение: движется автомобиль, водитель ритмично стукает рукой по дверце своей машины. Все машины начинают уступать ему дорогу, благодаря чему он движется намного быстрее, чем общий поток. Кто имеет право, кроме скорой помощи, на подобные действия я не понял. Но, очевидно, что такой процедурой водители не злоупотребляют.
Все автобусы ездят с открытыми окнами и дверями. Вот идет автобус в 3-ем ряду. Женщине приспичило выйти. Она соскакивает с подножки движущегося автобуса и целеустремленно, спокойно движется через поток машин. Ни каких резких движений, ни какого вертения головой во все стороны, полное игнорирование движущихся автомашин, только вперед, с ровной и неспешной скоростью. На лицах водителей – ни тени раздражения, только сосредоточенность, ответственность за безопасность идущей женщины. Женщина идет в каком-то невидимом безопасном круге. Как только она начинает выбрасывать ногу вперед, как тут же перед ней освобождается 1 метр свободного пространства. Как только задняя нога отрывается от земли, как тут же через секунду по этому месту уже проезжает машина. Так она спокойно и степенно пересекает дорогу, не потревожив ни себя, ни водителей.
Вывел следующие правила пешехода, которые потом подтвердили старожилы индийских дорог:
Здесь ясно видно четкое разделение ответственности между пешеходом и водителем, их полное неравенство.
Кстати, корова – идеальный пешеход. Увидев пучок свежей травы на противоположной стороне улицы, она степенно и не отклоняясь ни на йоту от выбранной цели пересекает дорогу. И не несет ни какой ответственности за безопасность движения на дороге. Женщины чем-то похожи в естественном поведении. Мужчины вынуждены играть по этим правилам.
Несет ответственность за безопасность водитель, как тот, кто имеет возможность нанести вред, наделен для этого соответствующими средствами.
"Гома. Космический танец"
Шиваитские бхаджаны, исполняемые в расслабленно-балдежной манере. Традиционные индийские и современные инструменты. Музыканты - последователи Шри Хайдакхан Бабаджи (2.25Mb)
Ученик Шри Хайдакхан Бабаджи Хариговинд Баба вместе с индийскими музыкантами и хором исполняет бхаджаны. Запись 1984 года в Хайдакхан Вишва Махадхаме. (1.57Mb)
Метки: индия дорожное движение калькутта |
Продолжаю читать по Франку |
Метки: метод ильи франка изучение иностранного языка |
Аудиокниги и mp3-плеер |
Прекрасная штука. За 2 месяца прослушал:
Хураки Мураками «Охота на овец», «Страна чудес, без тормозов и конец света»
Лев Гумилев «От Руси к России»
В.Ключевский «Исторические портреты»
Н.Гоголь «Майская ночь или утопленница»
К.Воннегут «Колыбель для кошки»
Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингтон»
При безлимитном интернете в сети можно скачать гигабайты книг и музыки.
Очень удобно – пришел с работы, что-то делаешь по дому и слушаешь, в лес погулять пошел и снова слушаешь (к моциону культурная составляющая).
Пробовал слушать на улице, в транспорте. Шумно и приходится делать сильный звук. Для ушей это очень плохо, внимание рассеянное – прекратил. Обратил внимание, что молодежь врубает рок на такую громкость, что рядом сидишь и это мешает о чем-нибудь подумать. Бедные уши. Так можно посадить слух за год и потом всю жизнь иметь проблемы.
А потом сломался usb-порт (проблемы с зарядкой и закачиванием) – купил Sony, серебристый, стильный. Это для жены в поездку. Сейчас слушаем каждый свой, т.к. каждый останавливается на своем месте аудиокниги и плеер это место помнит, а потом после прослушивания всего записанного меняемся плеерами.
Идеальный вариант mp3-плеера: 2 Gb (некоторые книги есть больше 1 Gb), FM радио, диктофон, разьем для вставки дополнительной памяти (можно взять в дорогу целое собрание сочинений и вставлять последовательно одну планку памяти за другой).
Метки: аудиокниги mp3-плеер |
Skype |
Итак, для для общения с приятелями надо:
Я успел поговорить с друзьями в Германии, Америке, Перми, с областью. Качество нормальное. Видеоизображение не самого отлчного качества – пересъэкономил на web-камере.
Для звонка на обычный телефон, включая сотовый надо положить на счет Skype несколько евро. Расценки намного ниже, чем междугородка или «международка». Но надо смотреть тарифы. Мой друг позвонил в Новую Зеландию и оказалось, что тариф туда почти как обычный международный звонок. Но Европа и Россия – копейки.
http://weburg.ru/movies/archive/5732.htm - здесь более подробная информация.
Так что, друзья, можно в один прекрасный день организовать аудио- и видео- тусовку в реальном времени не отходя от компьютера. Это уже будет совершенно другой жанр нежели блоги, но для для решения какой-нибудь практической проблемы можно попробовать.
Метки: skype |
Воскресный день (20.04.08) |
Озеро было подо льдом ! Десятки рыбаков ловили рыбу на раскладных стульчиках, ходили по льду. Только около кромки берега лед растаял. Зимой около проруби для моржей я прикинул, что толщина льда была больше полуметра. Рыбка, судя по всему, ловилась хорошо. Стаи чаек летали над рыбаками или слонялись около них. Иногда тишина нарушалась дикими воплями этих птиц, скорее всего, какой-нибудь рыбак делился своим уловом с этими голодными птицами. Не понятно, чем они питаются и где ночуют, ведь озеро еще подо льдом !
В субботу, около берега плавали крупный разноцветный селезень и серая утка. В воскресение они смешно шли по льду к небольшой проталине. Селезень гордо и степенно, уточка следом и все норовя найти что-то съедобное на снегу. Зиму они перезимовали около Верх-исетского завода, где происходит сброс теплой воды и вода никогда не замерзает. Еще прошлой глубокой осенью они не улетели и я переживал как они выживут зимой. Вот, выжили !
Бобер, тощий и мокрый, нырял под лед, что-то доставал из воды и на камне возился с этим неизвестно чем.
Около действующей кузницы на большой поляне собрались толкинисты (?). С мечами, кинжалами, щитами. Несколько пар отрабатывали приемы парного боя. Несколько девушек в длинных старинных платьях прохаживались между стоящими и еще не очнувшимися к боевой жизни ребят. Скоро снова начнутся многочисленные и неутомимые бои бойцов на мечах, кинжалах, копьях. Совершенно своя и непонятная мне субкультура большого города.
Недалеко от главной «тропы» вокруг озера находится лесбище стаи лохматых, грязных собак. Иногда они выбегают на тропу и начинаю лаять куда-то в сторону. Люди уже привыкли и особо не обращают внимание на них. Всю зиму их подкармливали сердобольные старушки, принося им мясные обрезки. Удивительно, в отличии от чаек, они стояли терпеливо около этих старушек и ждали когда бросят кусочек мяса именно им. Легкая толчея, но без драк, грубого отталкивания соперника. Добрые люди даже обустроили им стоянку – сделали навес от дождя и снега. Среди собак есть даже молодые щенята. Летом собаки распадаются на множество пар и групп и разбредаются по всему лесопарку. Той зимой собаки были дальше в лесу и когда выпадал снег старушки не могли до них дойти. В этом году они расположились намного ближе к входу в лесопарк и проблем уже не имели.
А в это время бабушка и внучка делали уроки !
Метки: шарташ |
Без заголовка |
|
Продолжаю читать по Франку |
Метки: чтение по методу ильи франка |
Индия. (4). Первый день в Майяпуре |
Итак, въезжаем в Майяпур. Из окон автобуса видна Ганга, спокойствие и умиротворение деревенской жизни просто разливается вокруг. Настоящие храмы следуют один за другим. На дороге/улице снуют велорикши. Небольшие группы идущих - неспеша уступают дорогу автобусу. Перед главными воротами майяпурского комплекса ИССКОН – базарчик, где местные жители продают бананы, сари, сладости, ... – типичная пестрота восточного базара. Ошарашенные многообразием экзотических запахов, звуков, цветистых предметов, незнакомых поведенческих стереотипов проходим внутрь комплекса. Степень энтропии резко падает – прямые аллеи, колоритные 2-, 3-этажные здания. По центру большой храм, значительно превосходящий по размеру и убранству другие храмы Майяпура. Райский уголок, цветы, красивые деревья, зеленые поляны, вдали виднеется величественное красивое сооружение, украшенное скульптурами и барельефами. Регистрируемся и размещаемся. В связи со столетием рождения основателя ИССКОН Прабхупады – народу приехало значительно больше, чем обычно. Поэтому дополнительно построили палаточный городок. Основная часть группы разместилась в огромной палатке.
Осматриваемся. Очень нравится. Радостные и благожелательные лица. Все в сари или дхоти. Из Америки, Европы, достаточно много из России, изредка попадаются представители желтой расы. Особого регламента нет. Вкушать прасад (поесть) можно в ресторанчике с европейской кухней, итальянской пиццерии, в пандале для «белых» (шутка, индийская пища готовится в смягченном европейском варианте), в пандале для «индусов» (пища готовится в неадаптированном для европейца виде – острая и более простая, но зато бесплатно). Много индусов было в «для белых», также хватало белых и в для «индусов».
Сначала осматриваю лавчонки, киоски, магазинчики внутри комплекса. Добротные сари, дхоти, украшения, москитные сетки и т.д. Тут же мальчишки продают бананы, 1 рупия за штуку. Бананы небольшие, но очень вкусные и сладкие, прямо с «грядки». После этих бананов я в России несколько лет не мог есть то, что у нас называется бананами. Ни вкуса, ни аромата ! Один доллар в те времена стоил где-то 30 рупий.
Выхожу за пределы комплекса. Цены резко падают, так же как и качество обработки деталей вещей. На улице много велорикш. Хотя февраль, но днем жарковато и многие, чтобы не париться перемещаются, из одного конца деревни в другой, на велорикшах. Худой велорикша стоя, всем телом, крутит педали, а в коляске сидят два здоровых амбала или очень нехуденькие индуски. Вначале зрелище потрясает, потом привыкаешь и через несколько дней уже сам (и не один) едешь на велорикше. Иногда очень жаль велорикшу, особенно если это старик. Но понимаешь, что это единственный его источник заработка. Остается только одно – щедро платить ему за его труд.
Первые дни подходя к торговцу и узнав его цену – я не торгуясь разворачивался и шел прочь (цены я приблизительно знал). Через несколько дней мне стало стыдно за такое бескомпромисное поведение. Базар в Индии – это игра, спектакль. Спрашиваешь цену – тебе заламывают ее, например, 10 рупий и здесь начинается самое главное, самый кайф, то что именуется «роскошь человеческого общения». Ты, разумеется, сбрасываешь цену в 10 раз. Возмущение (наигранное, если быть внимательным наблюдателем), опускание цены до 9 рупий, ты идешь на встречу – называешь 2 рупии. И так вы торгуетесь. Когда вы приходите наконец к обоюдной цене в 4 рупии – все счастливы. Вы – купили в 2.5 раза дешевле, он – продал в 4 раза дороже. Тут главное, не быть излишне серьезным, понимать, что торговец может отдать тебе вещь даже бесплатно, а для тебя любая цена, вообще говоря, сущие гроши. И поэтому, главное, в деревенской торговле – это взаимное удовольствие от общения, от игры. Где цель – ничто, а процесс – все.
Задорная песня 11-летней индийской девочки:
Метки: индия мелодии индии майяпур |
Индия. (3). Из Дели в Калькутту |
Индийский автобус – это уникальное явление. Как все на востоке – он полон украшений как снаружи, так и внутри. Производит впечатление огромной цыганской повозки, украшенной орнаментами, всевозможными «архитектурными излишествами». Внутри автобуса есть место даже алтарю с Божествами, которыми поклоняется владелец/водитель автобуса. Он располагается над местом водителя, охраняя его от превратностей судьбы. Божества взирают на пассажиров, которые, в свою очередь, могут почтить Его, предложив маленькую гирлянду из цветов, палочку благовоний. Внутри салона вполне по домашнему, даже уютно. Индия защищает своего производителя от иностранной конкуренции очень сильно, на дорогах крайне мало импортных машин.
За окнами проносились бесконечные поля, деревеньки, маленькие города. Все было необычно. Иногда останавливались перекусить, размять ноги. Наблюдал как делают лепешки, чай с молоком, сладости в придорожных лавчонках под открытым небом. Подробности я опущу, ибо это не для впечатлительных. Совет: избегайте покупать еду на улицах.
Почти в каждой деревни, на ее окраине возвышается одна, иногда несколько, сооружений наподобии доменной печи. В этих печах обжигается кирпич. Рядом, на площади больше футбольного поля, возвышаются пирамиды готового кирпича. В период дождей, когда жизнь замирает, крестьяне собираются вместе и коллективно начинают производство кирпича. Одни возят глину, другие месят ее, третьи заполняют формы и т.д. Результаты такого совместного труда, кирпичи, делятся в соответствии с «коэффициентом трудового участия». По мере необходимости, кирпичи используются для строительства домов, дорог или продаются. Во время дальнейших походов по деревням я обратил внимание, что деревенские улицы на удивление ровные, без ям и без колеи, ходить по ним босиком одно удовольствие, а автобус едет как по ровному асфальту. Оказывается, все дороги вымощены этим самым кирпичом, а сверху припорошены землей. Дождевая вода моментально просачивается сквозь щели между кирпичами, не образуя луж. А «кирпичная брусчатка» прекрасно выдерживает нагрузку от колес телег, автобусов и не позволяет образоваться колее. Все очень просто, гениально и технологично. На одной из остановок я подобрал пару кирпичей и подверг их испытанию на прочность. Сколько я не пытался их разбить, отбить серьезный кусочек – ничего не получилось, кроме как отколоть кусочек в 3-5 миллиметров. Прочности кирпича могли бы позавидовать дореволюционные российские кирпичи с добавлением яиц для строительства храмов.
Обратил внимание как индусы строят дома. Делают фундамент сразу под четырехэтажный дом. Строят первый этаж, живут, по мере развития бизнеса и увеличения численности семейства – строят второй, потом третий, четвертый. Для бизнеса (магазин, мастерская, склад и т.д.) отводится первый этаж, все переселяются на второй этаж. Потом этажи делятся между разными поколениями. Поэтому, особенно в городах, рядом стоят одно-, двух-, трех-, четырехэтажные дома. Как только появляются деньги или необходимость – дом достраивается, при этом жизнь в уже построенных этажах не прекращается в период очередной стройки. Практично, просто, технологично.
Индийские поля разительно отличаются от наших российских. Наши – монокультура уходящая за горизонт. В Индии все поле разбито на ячейки (размером в несколько соток). В одной ячейке по колено в воде крестьяне садят рис, в другой потрескавшейся от зноя и отсутствия воды крестьяне убирают урожай того же риса, в третьей ярко зеленеет какая-то другая культура, в четвертой пожухла ботва картошки и т.д. Т.е. посадка и уборка, набор соков и вызревание – все одновременно, ... только в разных ячейках.
Вдоль дороги масса маленьких храмиков, посвященных Шиве, Дурге, ... Выполнены в виде ступ высотой в полтора-два метра. Цветные гирлянды, благовония. Крайне простая конструкция.
Бхаджаны в духе индийской попсы, которые слушает и поет вся трудовая Индия, на этот раз посвящены Баладжи, одной из форм бога Вишну. Мало известная у нас, эта форма божества очень популярна на юге Индии. Поют: Садхана Саргам, Хари Харан, Кавита Кришнамурти, Винод Ратод и др.
(текст взят с обложки CD, 1.5 Mb)
Метки: индия мелодии индии индийская цивилизация |
Индия. (2). Прилет |
Метки: индия путешествие санскрит |
Индия. (1) Предисловие |
Метки: индия |
Продолжаю читать по методу Франка |
Итак, продолжаю читать = изучать английский по методу Ильи Франка.
Прочитал второй рассказ из Джек Лондона ("Просто мясо"). Статистика такова:
21.03 - 3 страницы, 22.03 - 10 страниц, 23.03 - 8 страниц, 24.03 - 6 страниц, 25.03 - 4 страницы, 26.03 - 14 страниц, 27.03 - 7 страниц, 28.03 - 8 страниц.
Результат: появилась уверенность, что реально можно достичь уровня свободного чтения художественных текстов. Вроде бы нет реальных результатов, но субъективное чувство очень стойкое.
Перешел к чтению третьего рассказа ("К югу от Трещины"). Совершенно другой срез социальной жизни, другой словарный набор, ...
Метки: метод ильи франка изучение иностранных языков |
Первые впечатления от метода Франка |
Плюсы:
Минус обнаружил один и сразу, это почти полное отсутствие транскрипции слов, что создает объективную основу для неправильного звукового запоминания новых слов.
Частичным выходом мог бы быть CD с «озвучкой» текста. Несколько лучше был бы мультимедийный CD с возможностью выделения отдельного слова или фрагмента и звукового воспроизводства его. Еще более продвинутый вариант – это сайт типа wiki-eBooks.ru, где одни энтузиасты выкладывали бы тексты, другие адаптировали их по методу Франка, третьи – озвучивали бы. Как в wikipedia.com. По моему, в этой идее что-то есть. А есть ли энтузиасты начать этот проект ? Ну и самый блестящий вариант – это ежедневные встречи с преподавателем или знатоком English и получение консультации в живую. Интересно есть ли еще варианты ?
Чтение по дням выглядело так: 9 марта – 1 страница, 10.03 – 6 страниц, 11.03 – 7 страниц, 12.03 – 6 страниц, 13.03 – 5 страниц, 14.03 – 6 страниц, 15.03 – 7 страниц, 16.03 – 9 страниц, 17.03 – 7 страниц, 18.03 – 4 страниц, 19.03 – 18 страниц, 20.03 – 9 страниц.
Особо выделяется 19.03 именно тем, что здесь кульминация сюжета, история захватила меня как читателя и я до разрешения интриги не мог заниматься ничем другим кроме как чтением. Вот здесь я был открыт языку на 100%.
Читать книгу оказалось намного тяжелее, чем я думал. Много незнакомых слов. Не понятно как из этого набора отдельных слов образуется определенный смысл. И тут выявилась такая особенность: читаю фрагмент предложения, смысл не внятен. Читаю все предложение или несколько и смысл раскрывается сам, интуитивно, безотносительно к подстрочному переводу. Первые признаки пассивного владения языком – обьяснить или сказать подобное не можешь, но понимание уже приходит (как случай с собакой – все понимает, но сказать не может). Голова «гудела» после такого чтения. Читал утром, сразу после сна по 40-50 минут. Иногда вечером.
После прочтения встала проблема: что делать дальше ?
Выбрал 3-й вариант.
Одним словом, никакого прагматизма, только одно – предание себя захватившей страсти к общению с живым английским языком !
Метки: изучение english по методу франка |
Английский язык по методу Ильи Франка |
Во-1, скоро лето, планирую поездку в Европу.
Во-2, попалась на глаза серия книг «метод чтения Ильи Франка».
Суть метода Франка: берется оригинальный английский текст обьемом порядка 100 страниц и форматируется по следующей схеме. Каждый абзац произведения представляется в адаптированном виде и в оригинальном. Адаптированный текст – это оригинальный текст в который вставляется в каждой строке в скобках подстрочный перевод, иногда несколько значений некоторых слов, иногда «литературный перевод»). В конце адаптированного абзаца – 3-4 сложных слова с транскрипцией. Таким образом, изучающий может читать адаптированный текст без обращения к словарю, самостоятельно разбирая текст через сопоставление английского текста с подстрочником. После такого первичного понимания текста – читается уже не адаптированный текст с попыткой понять смысл текста без подсказки. Текст надо читать не напрягаясь и не заморачиваясь тем, чтобы понять грамматику и запомнить слова на 100%. Идея заключается в том, что слова и грамматика усваиваются в контексте и сами собой после многократного повторения, подобно усвоению языка ребенком в языковой среде.
Я выбрал книгу Дж.Лондона «Золотой каньон. Рассказы». Пробую читать по 3-5 страниц ежедневно. С художественными текстами я фактически не сталкивался, они разительно отличаются от технических или от текстов из учебников. 80-90% слов не знакомые. Поэтическое описание природы, чувствования героя, техника мытья золотого песка. Ранее язык изучал по учебникам, упражнениям, где закреплялись рациональные правила грамматики, а здесь живой язык, не обремененный требованиями следовать этим самым правилам, пытающийся выразить тонкие переживания героя, очарование природы и т.п. вещи. Читаю Дж.Лондона и чувствую как он мучительно ищет слово, образ, чтобы передать переполняющие его чувства и впечатления. Видно отсутствие литературного образования, скорее всего, и литературного дарования. Но также видно, что человек не может не писать, его натура требует самовыражения в слове.
Но в данной методике нашел и слабое звено. Слова запоминаются «на автомате», но произношение многих слов я не знаю и вынужден его «придумывать». После многократного такого «произношения» - слово войдет и переучиться будет очень сложно (в случае неправильного произношения). Один выход – к книге должен прилагаться диск с «начитанным» текстом, чтобы можно было бы запоминать и правильное произношение.
Итак, эксперимент начался. Посмотрим, что получится.
Метки: метод ильи франка изучение иностранного языка |