Руны и миры Иггдрасиля |
|
Карта мира. Сибирский шаманизм. |
Здесь представлена основная карта в шаманской космогонии. Номера только для удобства изложения, вообще же их там быть не должно, ибо все указанные сферы налагаются друг на друга. Грубо говоря, эта карта - одновременно модель Вселенной и человека. Реально же с самого верхнего уровня, уровня метафизики, до самого нижнего эта карта представляет собой модель исследуемой реальности.
Высший мир - Мир вне времени и пространства. Оттуда прочие Миры зарождаются и туда уходят.
Верхний мир - Мир, где содержатся все вещи, которые появятся в будущем. Они еще не имеют четкой формы, ибо будущее еще не наступило.
Нижний мир - Мир, где хранятся все вещи прошлого, включая и память.
Средний мир - Мир, в котором пребывает человек с рождения и до смерти, также это Мир Природы.
Тенгри. Отец, Вечное Небо, нигде и везде.
Умай. Мать, первоматерия, Мать-природа, Матушка-земля...
Бай Ульген. Владыка будущего, правитель судеб и предназначений.
Эрлик Хан. Владыка прошлого, хранитель памяти обо всем в мире. Далеко не все в мире подлежит запоминанию, и в такой ситуации Эрлик Хан преградит доступ к нежелательным областям. Шаман может проникать в эти недоступные области. Прочие же неспособны без ущерба для себя вынести столкновения с некоторыми вещами из прошлого.
Надо только сделать замечание насчет Умай. Это единственный Владыка женского рода, причем шаман к ней обращается только при решении проблем приходящих к нему людей. Во всех остальных случаях шаман использует только прочих духов Среднего мира, к Умай не обращается. Входит в контакт только с тремя другими Владыками. Тенгри и Умай - создатели Вселенной, Отец и Мать. Их сыны - братья - Бай Ульген и Эрлик Хан.
Сюр - тело сновидения. Надо обратить внимание, что физическое тело к этому не относится, ибо оно не может посещать другие Миры. Не имеет самостоятельного значения, как, впрочем, и все остальное из нижнего сектора нарисованного круга. Сюр со смертью растворяется, ибо несет лишь инструментальные функции.
Тёсь - опыт, память, разум, земные наработки. Развивается с рождения до тех пор, пока не разовьется достаточно для того, чтобы убить человека. Поэтому человек смертен. Также называется "низшее Я". После смерти Тёсь уходит в Нижний мир.
Бось - предназначение, судьба. Человек, развивающий эту душу, идет к просветлению. Также называется "высшее Я". После смерти Бось уходит в Верхний мир и остается там, пока заново не родится.
Сус (или Айы) - то, что спит. Когда просыпается, человек становится просветленным, т.е. шаманом. После смерти, если человек просветлен, Сус уходит в Высший мир и череда перерождений прекращается, а Бось становится в ряд духов Верхнего мира.
Человек спустился ниже всех с Неба на Землю и представляет собой самое плачевное зрелище в мире, к тому же уникальное. Поэтому для нижнего мира символизирует себя сам. Но единственный, кто имеет потенцию подниматься, а не опускаться.
Рыба прекрасно освоила водные миры. Помогает ориентироваться между землей и воздухом.
Птица освоила воздушное пространство. Помогает ориентироваться между землей, водой и небом.
Всевидящее око - волк, отсюда брх, или brh, Бурхан - Князь Волк, Бра-х[м]ан, Бер-кам - волк-шаман.
Тетива - аспект Тенгри. Активное напряжение, намерение, воля, мысль.
Лук - аспект Умай. Материал и опора для творчества, инструмент намерения, форма.
Стрела - сила намерения, энергия, мысль в действии. При рождении - Эли, которая создает 5 вещей человека - 4 души и личную силу Кут. Кут - сила, которой человек может распоряжаться. В человеке есть еще много других энергий, которые им распоряжаются. Например, сексуальная, наркозависимость, эмоции и пр. Когда эти энергии управляют человеком, у него мало Кут и он слаб. Подчиняя эти энергии, человек наращивает свой Кут. При пробуждении Сус Кут человека снова становится Эли, всесильной энергией.
Изначально существует лишь Вечное Небо (Тенгри), и нет ничего отличного от Вечного Неба. Это круг, форму которого нельзя представить. Для воплощения мира Тенгри придает суть круга всем своим замыслам. Сам мир становится кругом. Рождается Небо мира и рождается Земля мира, чтобы заложить изначальное различение на два. Соединяя Небо и землю посредством стрелы, рождаются промежуточные миры - верхний и нижний, между которым устанавливается равновение - древко лука. Появляются четыре мира. Все явления мира суть порождения от лука и тетивы - небесного треугольника, символ которого - ель и весы, которые имеют ту же форму, что три вещи - лук, тетива и стрела. Ель может явить Небо на Земле, олень перенесет обратно, с Земли на Небо.
Метки: карта сибирский шаманизм. |
Космогонических представления индейцев Северной и Центральной Калифорнии |
Метки: карта |
Языковое древо (один из вариантов) |
Метки: язык |
Схема 9 миров Иггдрасиля |
Схема миров или подробная карта Иггдрасиля
Начнём, как водится, с «Прорицания провидицы». Она помнит «девять миров, и девять корней, и Древо Предела ещё не проросшее». Девять миров скандинавского язычества это: Асгард, Льёсальвхейм, Мидгард, Нифльхейм, Муспелльхейм, Ванахейм, Ётунхейм, Свартальвхейм и Хельхейм.
Э. Торссон приводит схему девяти миров и её объяснение в “ Runelore . A Handbook of Esoteric Runology ” («Руническое учение. Введение в эзотерическую рунологию»).
Мидгард – «Срединный», поэтому логично предположить, что и находится он посредине Гинунгагап. К северу от него располагается холодный туманный Нифльхейм, а к югу – жаркий огненный мир Муспелльхейм. На востоке лежит Ётунхейм, мир великанов-ётунов, а на западе – Ванахейм, мир ванов. Эти миры расположены в горизонтальной плоскости. Через Мидгард проходит, кроме того, и вертикальная ось – ствол Ясеня, на котрой миры располагаются над и под Мидгардом. Выше – Альвхейм, мир светлых альвов, а над ним сам Асгард, город асов. Ниже Мидгарда лежит Свартальвхейм, мир тёмных альвов или карликов-цвергов, а под ним – Хель, мир мёртвых, обитель смерти.
По данной схеме миры разбиты (за исключением Мидгарда) на дуальные пары: Асгард и Хель, Альвхейм и Свартальвхейм, Нифльхейм и Муспелльхейм, Ванахейм и Ётунхейм.
Если рассмотреть горизонтальную плоскость (Мидгард – Нифльхейм – Муспелльхейм – Ётунхейм – Ванахейм), то она слегка наклонена, т. е. Нифльхейм находится ниже Муспелльхейма. Торссон объясняет это тем, что основа слова «север» в германских языках происходит от корня со значением «под, внизу».
Вертикальная ось соответствует разделу между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, а горизонтальная определяет границы между сжимающимися силами Льда и расширяющимися – Огня. Горизонтальная проекция – это энергия и силы физические, тогда как вертикаль – психический образ сознания и бытия. Мидгард же, находясь на пересечении того и другого, является их гармонией, миром всех возможностей.
Фрейя Асвинн, чьи статьи и книги по рунологии также достаточно известны, приводит в книге “ Northern Mysteries & Magic . Runes & Feminine Powers ” («Руны и мистерии Северных народов») другую схему, на которой кроме самого расположения миров она приводит соответствия необратимых Рун мирам и Стражей Порогов. Асвинн выделяет три высших небесных мира, попасть в которые можно посредством астрального путешествия, и три нижних мира – подземных – попасть туда можно посредством путешествия шаманского.
Надо всем находится Асгард, там правит Один. Ему соответствует руна Гебо, а Стражем является Хеймдалль. Ванахеймом и Альвхеймом правит Фрейр, Но Стражем Альвхейма является Деллиг. Альвхейму соответствует Совилу, а Ванахейму Ингуз. Это – три небесных мира.
Мидгард – средоточие всех дорог – его охраняет Тор, а соответствует ему руна Йер. Это единственный мир, подверженный влиянию времени, что является одним из атрибутов руны Йер. С одной стороны от него находится Муспелльхейм (Страж этого мира – огненный великан Сурт), а с другой – Нифльхейм, правителем которого является змей Нидхёгг. Муспеллю Асвинн ставит в соответствие Дагаз, а Нифлю – Наутиз.
Остаются три нижних мира. Это – Свартальвхейм, мир карликов-цвергов, их правителем Асвинн полагает Модсогнира, а руну – Эйваз (Ф. Асвинн объясняет это интуитивным предположением).
Следующий нижний мир – Ётунхейм, где правит великан Трюм. Этому миру соответствует руна Иса, так как это мир инеистых великанов, олицетворяющих собой силы хаоса.
И последний из миров – самый нижний – это Хельхейм, царство мрачной дочери Локи Хель. Мёртвые – хранители запредельной мудрости, неслучайно Один вызывал вёльву, чтобы она пророчествовала для него, именно отсюда. Этому миру соответствует Хагалаз.
Есть и другие теории расположения миров. Одна из них, например, привязана к изображению Валькнута.
В определённом смысле, одна теория другой не противоречит. Потому что здесь нет жёсткой фиксированной точки, к которым мы привыкли на обычных географических картах, ведь здесь речь идёт о «мифической географии». Поэтому можно принимать и использовать как одну из этих теорий, так и комбинировать их.
Метки: карта миры иггдрасиля |
Карта миров: шаманский вариант. |
Метки: карта |
Без заголовка |
Пока рабочая версия такова: Дорога - структура, связывающая миры, одна из многих аналогичных. Примеры: Кристалл (Крапивин), Коридорная Система (древняя Ирландия и не только там), Открытый Космос (очень распространено) и др.
Коммуникационные структуры подобного рода существуют по своим собственным законам, подчиняясь в общем, судя по всему, метафизике Вселенной со всеми её мирами, отражениями, параллелями, гранями и т.д. Они включают в себя собственно Путь - связующую нить (дорога, коридор, пространство космоса), различные явления и сущности, непосредственно связанные и существующие в единстве с ним - своего рода антураж: придорожный пейзаж, залы и комнаты Коридорной системы и т.д., а также существа, в них обитающие. Туда же входят миры, непосредственно связанные со структурой, как бы нанизанные на неё. Они также существуют по законам структуры и, в общем-то, едины с ней.
(В Открытом Космосе может находиться не только и не столько Дорога, сколько "рукава" или "Коридор(ы)" - вещи разные.
Опять сомнения по поводу подчиненности Дороги законам Мирозданья. Не знаю об одной ли Дороге мы говорим... Их, в сущности, несколько. Вполне возможно что Дорога сама по себе является чем-то из законов. Дэн)
Проникновение с помощью подобной структуры в какой-либо мир подразумевает знание хотя бы основных законов её функционирования и минимальное умение ими пользоваться - это не считая других, неизвестных, неизученных факторов, законов, свойств...
Метки: дорога путь |
Виды дорог... |
Метки: путь |