-Рубрики

 -Видео

Приидите ко Мне...
Смотрели: 148 (0)
Любовь - это просто от Бога
Смотрели: 99 (0)
Разговор с Богом
Смотрели: 935 (2)
Любовь...
Смотрели: 272 (0)
Следы на песке
Смотрели: 27 (0)

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в eszato

 -неизвестно

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.12.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 148


ВЕРА ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Понедельник, 21 Января 2008 г. 03:37 + в цитатник

 (640x480, 32Kb)

"Всех богов три: Амон, Ра и Птах, и нет среди них второго.
"Сокрытый"- зовут Его в имени Его Амон, Он - Ра ликом своим,
а Телом Своим Он - Птах" [Leyd.pap.1.350, iv, 21-22].*

Замечательный народ, оставивший по себе память всему миру в образе вековых каменных громад, жил в знойной долине Северной Африки, вдоль берегов Нила. Это были египтяне, народ искусных и мудрых строителей. Они построили незыблемые пирамиды- гигантские каменные горы, которые веками глядят на человечество и напоминают ему о славе и величии древнего Египта. Более 6000 лет стоят среди песков знойной Нильской долины эти вековые памятники, свидетели далёкого прошлого. Ветры и непогоды не разрушили пирамид, их не могли стереть с лица земли и набеги завоевателей. Пирамиды так построены, что не боятся ни людей, ни времени. Памятники египетских фараонов прекрасно сохранились, ибо в Египте очень сухой климат; там почти не бывает дождей и влажных испарений. Сильные дожди бывают там только в течение нескольких недель в определённое время года, и поэтому камень не так легко разрушается. Пирамиды строились в честь фараонов, для которых они служили гробницами. Религия египтян повелевала предохранять трупы от разложения и сохранять тело умершего в неприкосновенности. Египтяне научились бальзамировать трупы. Они вымачивали тело покойного в различного рода растворах, предохранявших его от разложения, бережно пеленали и клали в разукрашенный письменами и рисунками гроб. Этот гроб с мумией они помещали в каменные склепы, высеченные в глубоких ущельях скал ил же внутри пирамид. Древние надеялись, что таким образом никто никогда не сможет нарушить вечного покоя умершего.
Своим многочисленным богам египтяне сооружали великолепные храмы. Целый ряд храмов был выстроен на берегу Нила в том месте, где некогда находился древний город Фивы. Священный город был украшен величественными зданиями с высокими сводами, поддерживаемыми рядом пёстро-разрисованных колонн. В древние времена под сводами проходили с пением длинной вереницей процессии жрецов и жриц; шествовала пышная свита фараона, молившегося богам среди величавых золотых, серебряных и каменных статуй, отделанных слоновой костью и драгоценностями. На колоннах и статуях пестрели загадочные надписи- послания фараонов к будущим поколениям. Среди старинных книг и древних списков наибольший интерес у учёных – египтологов вызвала “Книга мёртвых”
“Книга мёртвых” ясно повествует нам о том, какова была религиозная мистика и мораль египтян. “Книга мёртвых” состоит из свитков папируса, в которых содержатся наставления, как вести себя на том свете. Она знакомит читателя с верованиями египтян и рассказывает о том, как они представляли себе загробную жизнь. Главным богом в религиозном пантеоне древних был бог Амон или Ра. Фараоны называли себя “сынами Солнца” или сынами бога Амона. Титулы египетских царей изображались двенадцатью и более знаками. “Сын Солнца” писали следующим образом: рисовали гуся, а рядом с ним кружок с чёрной точкой посредине, этот кружок изображал солнце.
Имя царствующей особы окружалось рамочкой, овалом, похожим на завязанную узлом верёвку, как бы для того, чтобы оградить это имя от соприкосновения с именами простых смертных. Перед царским именем в египетских текстах находим следующие знаки: зонтик и жук над двумя полукружьями, что означает- царь севера и юга. В памятнике священной египетской литературы в “Книге мёртвых” имеется сто восемьдесят шесть текстов или глав, разного объёма. Эти главы представляют собой: или поэтические религиозные гимны, или однострочные мистические формулы, которые помогают путешествующим по загробному царству пройти мытарства, уберечься от чудовищ-демонов.
Сто двадцать пятая глава описывает картину загробного суда перед Озирисом и сорок двумя судьями, Тотом, ведущим протокол, Гором и Анубисом, взвешивающим сердце покойника.
Пятьдесят вторая глава изображает древо жизни. Древнейшие тексты “Книги мёртвых” относятся к ХI династии, когда они писались на стенах саркофагов. В эпоху Древнего Царства эту же роль играли тексты пирамид. Особое место в “Книге мёртвых” занимают ритуальные тексты. Полноты “Книга мёртвых” достигла ко времени ХIХ династии. Был установлен религиозный канон, который писался полностью только для богатых. Бедняки ограничивались важными местами, более краткими из “Книги мёртвых”. Экземпляры книги обёртывались вместе с погребальными пеленами или помещались в футляры в форме статуэток Озириса. Мистическое содержание “Книги мёртвых” мало доступно, ибо написана архаическим языком. Полностью “Книга мёртвых” была издана в тысяча восемьсот сорок втором году по позднему Туринскому папирусу. Умершего фараона сразу возводили в бога. Вот, например, текст из признания грабителей усыпальницы фараона: ”мы нашли священную мумию этого царя. Его голова была покрыта золотой маской. Священная мумия царя была вся покрыта золотом. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, и амулеты, и драгоценности …”
Веруя в загробную жизнь, египтяне стремились обеспечить своих покойников на вечные времена всем необходимым. В величественных храмах Луксора и Карнака святилище занимает статуя главного бога Амона – Ра. В боковых помещениях находятся изваяния многочисленных богов. Например, бараноголовый Хнум лепит на гончарном круге двух мальчиков. По приказанию Амона Хнум делает фараона. Мальчиков двое, потому что египтяне верят, что у человека и у богов есть всегда двойник. Этот двойник является на свет вместе с человеком. Он сопутствует человеку и в этой, и в потусторонней жизни.
Священным считали древние египтяне и свой Нил, от благодатного разлива которого зависела вся их жизнь. Ему посвящали особые гимны.
“ Привет тебе, Хапи ,
Выходящий из этой земли,
Приходящий, чтобы напитать Египет,
Создающий ячмень,
Взращивающий полбу.
Когда Он восходит- земля ликует,
Все люди в радости,
Все спины трясутся от смеха,
Все зубы рвут пищу. ”
Хапи-Нил питает, поддерживает и помогает человеку. В Мемфисе- крупном религиозном центре Египта главным богом считался Птах- покровитель искусства и ремесла. Земным воплощением бога Птаха считался священный бык Апис. Не всякий бык мог стать Аписом, нужна была особая форма рабов и определённое сочетание белых пятен. Когда умирал старый Апис, жрецы искали по всей стране достойного преемника. Апису воздавали божественные почести. Ему служили самые красивые девушки, и сам царь совершал в его честь жертвоприношение. Смерть Аписа была всенародным трауром. Аписа торжественно хоронили в Серапеуме- кладбище священных богов в саркофаге.
Вероятно, из поклонения египтян тельцу Апису и вынесли древние евреи, выходцы из Египта, особое почтение “золотому тельцу”. За что на них так разгневался Моисей. Священными для египтян были и жук Скарабей и птица Ибис. Поклонялись древние и богине Правды- Маат, с пером на голове и богине Хатор. Сокол олицетворял собою бога Гора. Озирис изображался знаком Солнца . Священными почитали египтяне и кошек, и крокодила. Самой грозной богиней войны была богиня Сохмет. Представления египтян о мироздании были самыми фантастическими. Сохранились древние легенды и предания о сотворении мира и о строении вселенной. Они видели в ней гигантскую корову, живот которой образует небосвод, земля же находится между передними и задними лапами. Вдоль неба-живота двигалась ладья бога солнца. Для других небо было гигантской фигурой женщины, усеянной звёздами. Небо представлялось также в виде моря, подвешенного на четырёх столбах.
Морально-религиозные понятия египтян ясно просматриваются в книге “Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара” (папирус датируется ХХI в. до н.э.).
Царь советует сыну остерегаться бедняков, в зародыше подавлять недовольства, быть беспощадным к заговорщикам. Он советует ему строить храмы и усыпальницы и создавать укрепления для защиты от кочевников. Он наказывает сыну: “Не убивай…”, “преступен, захватывающий себе землю беззаконно”, “преступен завидующий”. Фараон проповедует смирение и покорность. Он пугает страшными карами, которые ждут грешников в потустороннем мире. Евреи, чей исход из Египта был намного позже, чем появилось “Поучение”, свои заповеди могли заимствовать у египтян.
В Египте жречество представляло собой большую силу, со жрецами должны были считаться могущественные фараоны. Однако царствующие стремились избавиться от зависимости знати и жрецов. Фараон Аменхотеп IV провёл крупную религиозную реформу. Он ниспроверг всех многочисленных богов своей страны и в первую очередь главного фиванского бога Амона. Божеством Египта был объявлен Атон – Солнечный диск. Он- владыка всего мира, а фараон- его земное воплощение от солнечных лучей Атона. Сущность новой веры доступна была всем. Солнечный диск светит для всех: он далёк и в то же время близок. Бог Атон зрим и вездесущ. Он всё видит, всё знает. А фараон- сын солнечного диска. Таким образом, новая религиозная реформа заменяла многобожие единым общегосударственным. По приказанию фараона имена старых богов были стёрты со всех надписей, сделанных на зданиях и обелисках. Имя Амона уничтожается на могильных плитах. Фараон меняет своё имя. Теперь он именуется не Аменхотеп, а Эхнатоном (то есть “полезный для Атона”). Каждое действие и слово фараона приобретает теперь божественную силу, ибо в нём воплощена сила Солнца.
В честь фараона строятся храмы. Старая знать отстранена от управления, равно как и жречество. Фараон именуется Великим ясновидцем, и он сам назначает жрецов. Он покидает старую столицу- Фивы и закладывает новый престольный град. Новая столица Асхетатон отстраивалась быстро. Воздвигались храмы, дворцы, дома придворных. В центре Ахетатона возвышался главный храм “Дом Атона”, украшенный рельефными рисунками, а стены его были покрыты золотом. В горах по приказанию Эхнатона был выстроен “город мёртвых”. Предусмотрительно готовились усыпальницы для фараона и его приближённых. Однако, царь-еретик, отступник быстро скончался и Амон победил Атона. Имя Ахетона предано забвению. Столица царя отступника пустеет, ибо молодой фараон покинул дом Атона. Новый фараон Тутанхатон переименовался в Тутанхамона. Покинутый всеми громадный город Ахетатон исчез от взоров и из памяти людей. Пески пустыни занесли его постройки, дома, сады и всю утварь. Отступление от бога всегда болезненно. Современники богоотступничества отмечали: “Один год тяжелее другого.
Правду гонят прочь Постоянно нарушаются указания богов. Печаль везде. К чести все повернулись спиной. Те, которые были светлы- повержены.”(пишет жрец Анху) Самобытная культура большого Хапи- древнего Египта с незапамятных времён привлекала к себе внимание человечества. У египтян учились мудрости философы и учёные Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией. К египетским мудрецам тянулся весь мир. Египтяне внесли большой вклад в развитие мировой культуры, науки и искусства. Интерес к истории Египта не иссяк и в наши дни. Открываются новые страницы в изучении египетского религиозного культа. Духовное совершенство фараона всегда находилось в сфере влияния жрецов- носителей духовной мудрости египтян. Совет мудрейших в Древнем Египте “Десятка юга” во главе со жрецом (таким, например был Хисера) следила строго за тем, чтобы фараон был всесторонне образован и руководствовался в своих деяниях принципом божественной этики, то есть принципом любви. Вся премудрость познания мира в любой
сфере: медицинской, астрономической, ионической, геометрической, математической... была высечена на специальных таблицах пирамид.
Всемирное поле, поле вселенной представлялось древним в эволюции через квантование: ка/ба ка/ба ка/ба …, где ка означало смерть цивилизации, а ба- её возрождение. Существует гипотеза, что конец цивилизации наступал в тот момент, когда созвездие Орион находилось прямо над пирамидой Хеопса. Именно в этот момент поток солнечных лучей в день весеннего равноденствия устремлялся, как через фокус, через глаз божественного сфинкса. Именно в это время, по мнению древних, наступали сильнейшие катаклизмы мирового поля. Например, промерзание земной коры вглубь на три километра. В результате чего переворачивалась вся поверхность земли. При таких условиях проходило таяние ледников и всемирный потоп. Сфинкс в Гизе, таким образом,
является изваянием религиозного смысла. Его львиное туловище с человеческой головой внушает почтение и страх. Бедуины, населяющие пустыню, называют его “Отцом Трепета”. Каменное лицо сфинкса резко обрисовывается на ярко- голубом небе. Между двух громадных передних лап был некогда сооружён подземный храм. По преданиям лицо сфинкса имело портретное сходство с самим Хафра (Хефренон). Позднее мусульмане исказили облик языческого идола. Вся жизнь египтянина была от рождения пропитана религиозной мистикой и ожиданием божественного суда, поэтому религиозные тексты “Книги мёртвых” были для египтян катехизисом истинного пути к потустороннему миру. Пантеон Судебной Троицы Озирис-Тот-Гор позволил египтянам быстро воспринять и христианские основы. Именно в Египте быстрее всего утвердились ранние христиане и твёрдые последователи Иисуса Христа. Вспомним хотя бы монахов Нитрийских гор и пустыни отшельников. Осознание ответственности за прожитую жизнь, чуткое совестливое восприятие поступков не позволили древним египтянам принять фетишизм Атона- Солнечного диска, то есть космическую религию поднебесного бога. Проникновенно описана духовная мистика египтян в “Книге мёртвых”. Вчитаемся и постараемся понять ментальность древнего египтянина.
“ Привет тебе, Хапи ,
Выходящий из этой земли,
Приходящий, чтобы напитать Египет,
Создающий ячмень,
Взращивающий полбу.
Когда Он восходит- земля ликует,
Все люди в радости,
Все спины трясутся от смеха,
Все зубы рвут пищу. ”
Перед нами пример гимна, воспевающего божественную сущность Нила, древнего Хапи. Поэтическое обращение непосредственно к могучей реке торжественно и благоговейно. Египтянин с радостью встречает своего покровителя, поскольку именно от Нила зависит
сама жизнь. Хапи кормит человека, от него зависит урожай и благоденствие семей. Пусть пища проста- ячмень, полба…, но жители долины Нила, простые люди, будут сыты и смогут работать. Они благодарят влагу, оплодотворяющую землю…Только когда люди сыты, они могут смеяться, радоваться и жизнь их полна смысла. Нил Хапи- олицетворён.
Река работает как человек. Она питает, взращивает ячмень, полбу. Но в Ниле есть и божественная сущность. Хапи наполнен божественным светом, ибо он – “восходит !” Атмосфера радости простого земного счастья целиком зависит от реки- кормилицы.
Эта чисто религиозная метафора “восхождение Нила” звучит как кульминация всей витальности земли, осиянной божественной влагой. Божественный трепет позволяет всем ликовать: и земле, и людям. Радость человека осмыслена и ярко, и просто.
Моральная основа египтянина всегда пропитана заботой о сохранении чистоты в помыслах и поведении человека. Любой грех отягощает душу и ведёт к погибели. В “Поучении царя Охтоя” следуют рекомендации быть беспощадным к заговорщикам.
“Подстрекатель – это вредящий. Истреби его. Убей его. Сотри его имя, уничтожь его близких…” Впадающий в гнев и смуту вредит себе и приносит много горя окружающим.
“Преступен захватывающий себе землю беззаконно. Завидующий тому, что имеют другие - глупец, ибо быстро проходит жизнь на земле, коротка она…” То есть грешен человек алчный и завистливый, но и жаль его. Что толку от богатства на земле, если жизнь так скоротечна. Царь обращает внимание сына на необходимость избегать беззакония, а также радоваться и довольствоваться тем, что ниспослано богами.

Достойны осуждения те, кто предают вас. “Евшие мой хлеб восстали против. Те, которым я подавал руку – поднялись против меня.” Грех отступничества также тяжёл для египтянина, как и для христианина. Слишком часто люди предают своих друзей и близких. Поэтому Охтой назидает сына: “Не полагайся на брата. Не знай друга, и да не будет у тебя доверенных лиц- в этом нет никакого смысла.” По собственному опыту царь знает, что не находится друзей в “злой день”. “Не убивай- это не полезно для тебя, но наказывай ударами и заключениями.” Опору для себя, по мнению царя Охтоя, можно искать только среди молодых воинов. К ним то и следует относиться с особой заботой. Такие люди будут верны нам, на них можно положиться. Моральные рекомендации “Поучения” предельно откровенны. Они честны, но и суровы, как сурова и сама жизнь в Древнем Египте.
Литературные тексты Древнего Египта знакомят нас и с печальными страницами истории страны. Тогда в свидетельствах появляются апокалипсические нюансы. “Свершится то, что никогда не свершалось. День будет начинаться преступлением. Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о её судьбе. Солнце закроется и не будет больше сиять. Высохнет, превратится в сушу Нил. Будут переправляться чрез воду пешком. Египет превратится в болото. Погибнут богатства рыбных прудов. Всё добро исчезнет.”(папирус Неферти)
Во все времена природа восставала против людского бесчестия, во все времена скорбел человек и завидовал умершим, ибо жизнь во грехе – страшная быль”. “Не будут оплакивать умерших”. Подобные религиозные предсказания в подробностях звучали также и в Иерусалиме… Но надежда не гибнет, и верою человек спасается. Вечно жива вера в то, “что правда придёт на своё место, а неправда будет устранена.”
Величественны, хоть и печальны чаяния египтян. Они всем понятны и по сей день.
Богиня Исида, жена и сестра Озириса – богиня плодородия, воды и ветра. Предполагалось, что Тот был автором “Книги мёртвых”. О ритуальных заклинаниях при бальзамировании тела покойного узнаём следующее.
Когда боги приемлют умершего к себе:
“Умерший кружит по небу, подобно Ра,
Умерший скитается по нему, подобно богу,
Умерший питает отвращение к голоду,
Умерший питает отвращение к жажде,
он не пьёт её.
Умерший есть тот, кому дают хлеб.
Его Водительница, её почётный шест-
Это она Виновница жизни умершего.”
Умерший не приемлет пищу людей. Он ест хлеб божественный, а именно яства бога
Хора . В скитаниях посмертных он не оставлен, ибо у него есть Водительница и
Воспитательница … Родственники умершего молят богов, просят о том, чтобы он
прошёл скитания благополучно. “Дай ему получить горизонт. Дай сему умершему
войти в Девятку богов и дополнить Девятку богов ….” Все надеются, что бог Ра увидел
умершего. “Пришёл к тебе, отец, пришёл к тебе, бог Ра”. Молящиеся повторяют
настойчиво заклятие, пока южные боги-светила не удалились, не растаяли. Воздаётся
хвала и богу Атуму, и богине Исиде, и богу Хору …, который получает очищение от
своего отца, бога Атума… Те, кто участвуют в погребении, напоминают богу Атуму, что
умерший не чужой для него. “Пришёл к тебе твой сын, пришёл к тебе сей умерший.”
Все надеются, что их покойник не погибнет. На помощь призывается сам Ра-Атум, боги
Озирис и Исида. Славится бог Ра- Атум, не знающий гибели. И если он захочет, чтобы
кто-нибудь жил, то он жив. И бог заключает его в объятья.”
Человек смертен, и он умирает подобно умершему Озирису.”Воистину умерший наиболее любим тобою из твоих чад. Для него избран амулет- вечность.” Египтяне отождествляли умершего фараона с Озирисом. Поэтому, если бог не мёртв, то и не мёртв умерший.”
Родственники обращаются и к богине Нут в загробном мире, к которой приходит покойный. Ритуальная песнь напоминает, что умерший фараон становится богом.
“Вы видите его, превратившегося в великого бога. Умерший приходит, как птица. Умерший украшен.”
Все молящиеся призывают душу-двойника “ка”. Спешит бог Хор со своим “ка”. Бог Тот спешит со своим “ка”. Бог Сет спешит со своим “ка”. Умершему напоминают, что и его “ка” впереди его, и позади его … Ритуал захоронения должен быть проведён тщательно, с восклицаниями и гимнами богам, с каждением. Только тогда “умерший засыпает здоровым ежедневно”, а его загробным хлебом являются все восточные приношения. Поётся гимн умершему: ”Уходящий! Защитник своего сына…”; после смерти он сидит на троне Озириса. Отныне он отдаёт приказания живущим, ибо ушёл живым, а не мертвецом.
“Ты не гибнешь, твой “ка” не гибнет. Ты- “ка”.”
В ритуальных текстах “Книги мёртвых содержатся и ответы умершего на суде. Он славит богиню Нефтиду и просит помянуть умершего. Кружат созвездия Орион, Сопдет, и в их свете “чист, живущий в горизонте ” и он теперь в объятиях бога Атума. В царстве мёртвых он очищается, когда небесный царь судит землю. На суде богов он произносит “исповедь отрицания”, то есть отрекается от своих грехов. “Я не поднимал руку на слабого… Я не делал мерзкого перед богами, не убивал, не чинил зла, не кощунствовал, не присваивал…, не сквернословил, не обманывал, не совершал прелюбодеяния, не отличал себя от другого, не клеветал….” В этих речах умершего звучат всем знакомые мотивы исповеди христиан. Древние евреи прекрасно адаптировали морально-религиозные наставления древних египтян. Моисей заключил с Богом союз не на пустом месте. Он знал с чем приходить к Владыке Справедливости и Истины. Духовная чистота “великого феникса в Гераклеополе” постоянно и настойчиво возрождалась в Иудее и Израиле. “Книга мёртвых” напоминает миру и сейчас: “К вам прихожу со Справедливостью, ради вас отринул несправедливость.” Исполнение божественной истины понималось древними египтянами как непременное условие для жизни и после смерти. И в этом огромная духовная витальность египетской религии и морали. “Если жив бог, жив и сей умерший.”


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку