en101 обратиться по имени
Четверг, 18 Сентября 2008 г. 18:08 (ссылка)
Его система, это скорее философия души. нежели психотерапия.
Берт Хеллингер - немецкий психотерапевт.
В основу метода легло несколько базовых принципов, которые Берт Хеллингер назвал "порядки любви". В этом методе человек рассматривается в системном взаимодействии с другими людьми - прежде всего это члены его семьи и более широко - члены его рода, как живущие, так и давно умершие, связь с которыми, тем не менее, сохраняется в нашей душе. Все эти люди связаны "порядками любви", их несколько, но в целом они могут быть сформулированы в виде одной общей идеи: каждый человек, принадлежащий к системе, должен получить свое место в сердцах других членов семьи, и на этом месте он должен иметь возможность свободно выражать и принимать любовь.
В современной жизни очень часты исключения из семьи: мать вычеркивает из жизни отца своих детей и находит "нового папу", родители не принимают в семью "инородца"-мужа дочери, рождаются внебрачные дети, не знающие своих отцов, родные гибнут в войнах и этнических конфликтах, внуки не знают судеб дедов, уничтоженных тоталитарным режимом: Порядки любви нарушают и насильственные расставания, особенно в детском возрасте, и тяжелые судьбы родных, болезни и преступления...
На исключенных или тяжело страдающих членов семейная система реагирует, запуская механизмы компенсации, действие которых приводит к тому, что оставшиеся родственники как бы живут "не своей жизнью", компенсируя тем самым причиненную кому-то "несправедливость". Например, из "преданности" деду, погибшему от голода в годы войны, внук страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, приведшими к истощению (в таких случаях Берт Хеллингер использует символические фразы для описания сути ситуации: "Дедушка, я буду голодать вместе с тобой!")
Описанные Бертом Хеллингером законы компенсаций или "родовая совесть" имеют совершенно иное наполнение, чем привычные нам правила личной совести, "что такое хорошо и что такое плохо". В контексте метода системных расстановок "плохо" все, что нарушает принцип принятия всех членов семьи со всеми их страданиями, всеми поступками и даже преступлениями.
В таких порядках любви, конечно, можно заметить много общего и с христианскими ценностями, и с популярными идеями о "диагностике кармы", и часто это вызывает сначала горячее увлечение методом по принципу "как похоже", а затем столь же горячее отвержение, "но это совсем не то". "Научные" школы психотерапии любят метод за его результативность, но также и отвергают за безаппеляционность и недоказуемость.
Действительно, доказать правильность поряков любви научными методами сегодня невозможно, это феноменологический (т.е. познаваемый только через наблюдение) метод. Поэтому лучше всего понять метод можно, посмотрев на работу с какой-либо конкретной ситуацией.