Четверг, 31 Января 2019 г. 23:46
ссылка
Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман Сто лет одиночества (Cien anos de soledad, 1967), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.
Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» – первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский в 1970), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».
Основные черты направления – точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону.
В 1972 вышел сборник рассказов Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке (La increible y triste historia de la candida Erendira y de su abuela desalmada), где рассматривается подавление одной личности другой. Гарсиа Маркес получил международную премию имени Ромуло Гальегоса.
В романе Осень патриарха (El otono del patriarca, 1975) прослеживается, как обычный кабальеро превращается в жестокого диктатора и чуть ли не бога, к которому даже после смерти боятся подойти близко. Автор продолжает анализ проблемы власти, предлагая разные точки зрения на образ диктатора, ставя вопрос о роли насилия в истории и обществе.
В 1974 Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой.
Роман Хроника объявленной смерти (Cronica de una muerte anunciada, 1981) повествует об убийстве, по-разному воспринятому его очевидцами. Автора назвали «одним из самых «магических» политических романистов современности» (Билл Бафорд). Он был награжден французским Орденом почетного легиона.
В 1982 Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». «В произведениях Гарсиа Маркеса народная культура… испанское барокко… влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь. …Гарсиа Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации» (из речи представителя Шведской Академии Ларса Йюлленстена).
В ответной речи Маркес подчеркнул, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье – возможным, и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь».
После получения Нобелевской премии были написаны романы Любовь во время холеры (El amor en los tiempos de colera, 1985) – о том, как «бедный телеграфист полюбил красавицу и ждал ее ответа 51 год, 9 месяцев и 4 дня», Генерал в своем лабиринте (El general en su laberinto, 1989), сборники Двенадцать странствующих рассказов (Doce cuentos pergrinos, 1992), Любовь и другие демоны (Diatriba de amor contra un hombre sentado, 1994), Сообщение о похищении (Noticiade un secuestro, 1996).
В 2002 вышел 1-й том мемуаров Жить, чтобы рассказывать об этом (Vivir Para Contarla), в 2004 – роман Воспоминания о моих грустных подругах (Memoriade misputas tristes). В 2004 писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал право на экранизацию своей книги Любовь во время холеры.
Многие критики отмечают влияние на творчество Гарсиа Маркеса писателей Франца Кафки, Джона Дос Пассоса, Вирджинии Вульф, Альбера Камю, Эрнеста Хемингуэя и особенно Уильяма Фолкнера: «сказочный мир Макондо – это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли» (Салман Рушди). Маркес виртуозно преломляет их приемы и художественный опыт в собственном творчестве, в котором отчетливо проступают экзистенциальные мотивы – одиночество, переживаемое как «заброшенность в мир», стремление противостоять ему, сохраняя чувство собственного достоинства или погрузившись в магию повседневности.
В произведениях Маркеса – «этих фантастических созданиях магии, метафоры и мифа» (по словам американского критика У.Макферсона), отразились основные конфликты нашего времени и напряженный поиск возможных способов их разрешения.
Умер Маркес 17 апреля 2014 в Мехико.