-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena_master

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Как_похудеть_лентяйке

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3642


Успенский собор Московского кремля. Архитектура,История,иконы и росписи

Понедельник, 10 Марта 2014 г. 00:21 + в цитатник
Цитата сообщения красавицаумница Успенский собор Московского кремля. Архитектура,История,иконы и росписи

 Nacalo


Передо мной стоит нелегкая задача - рассказать вам о том впечатлении, которое произвел на меня Успенский собор в Кремле. Можно и промолчать, тем более, что ничего нового, кроме собственных фотографий,  добавить не смогу, Но уж очень велико желание вновь пережить те часы, которые я провела, знакомясь с этим храмом. Тем более, что увиденное дополнилось новыми и увлекательными прочитанными сведениями.
У меня есть интереснейшая книга "Сказания о русской земле", изданная в 1913 году. Периодически  беру её в руки, рассматриваю старинные картинки, восхищаюсь её оформлением, но никак не удается  прочитать  от начала до конца. Готовя этот пост, вспомнила о ней - и, конечно же открыла на нужной странице, где на картинках было показано  начало строительства Успенского собора в Москве.

2

Без истории - никак!!!
И призвал к себе  митрополит Пётр Ивана Даниловича Калиту, который в то время "сел в Москве на княжение" и произнёс пророческие слова: "Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородицы построишь, и меня упокоишь в своем городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои и город этот славен будет, святители станут в нем жить, и подчинит он себе все остальные города".Послушался Калита прозорливого митрополита и, как видим, полностью сбылось его пророчество.
На самой высокой точке Кремлевского холма  4 августа 1328 года было торжественно освящено строительство Успенского собора. Был он белокаменный, но частые пожары быстро привели белый камень в негодность. Потому весной 1472 года начали строить новый собор. Правил в это время великий князь Иван Третий. Два года длилось строительство , но, когда строители дошли до возведения сводов, собор обрушился. То ли землетресение, то ли плохая известь, то ли не очень грамотные мастера были этому причиной. Но видно очень уж осерчал великий князь на мастеров, - потому что решил пригласить архитектора из Италии. Почему же именно итальянца?
Незадолго до того, как обрушился строящийся собор, Иван Третий венчался с Софьей Палеолог, племянницей Константина, - последнего Византийского Императора.  Произошло это в 1472 году. А в те времена браки совершались не на небесах. Римский папа Павел Второй возмечтал, что Зоя Палеолог (впоследствии ставшая Софией) уговорит своего молодого супруга принять католичество, и тогда восстановится положение римо-католической церкви, пошатнувшееся после падения Византийской империи (1453 год). Но этого не случилось, а Софья Палеолог сыграла довольно-таки немаловажную роль в истории Московского государства. Посмотрите на скульптурный  портрет этой красивой и умной женщины.  Он очень достоверен, так как создан по хорошо сохранившемуся черепу Софьи при её перезахоронении.
Именно по настоянию Софьи, которая до замужества жила в Италии, для восстановления и последующего строительства Успенского собора был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Было поставлено условие, чтобы  собор строился по образцу и подобию  Успенского собора во Владимире, который вы можете посмотреть на следующей картинке.

3a

Строительство собора шло довольно-таки быстро. Хочется сказать несколько слов про Аристотеля Фиораванти. К сожалению, есть только предполагаемый портрет этого интереснейшего молодого человека, - скорее строительного инженера, чем архитектора.  Он выпрямлял колокольни. Под его руководством передвигали башни. Строил каналы  судоходные и ирригационные, В его послужном списке есть и строительство мостов. В Москву  Аристотель Фиораванти приезжает в 1475 году, знакомится с Владимирским собором и сразу же приступает к окончательной разборке рухнувшего недостроенного собора в Москве - "еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили" - писал летописец. По распоряжению Фиораванти была сооружена новая печь для обжига кирпича. А раствор по его технологии готовили такой. что после того, как он "засохнет, то ножем не можно розколупати". Невиданным было применение при постройке "колеса" (блоки), - "вверх камение не ношение, но ужищем цепляше и възвлекаше..."
В августе 1479 года Успенский собор был торжественно освящен.

4

Вверху - пять мощных глав, которые символизируют Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов. Очень интересна шлемовидная форма куполов. Она очень похожа на воинский шлем. Не будем забывать, что Древняя Русь очень долго находилась под монголо-татарским игом. И похоже, что эти купола-шлемы были соружены неспроста. Еще обратим внимание на крест. Восьмиконечные кресты впервые были воздвигнуты именно на Успенском соборе.

5

Смотрим росписи восточного фасада. В центре - Новозаветная Святая Троица - Отец, Сын и Святой Дух в виде голубя над ними.

6

Справа - интереснейшая роспись. Я не смогла сама расшифровать её. Пришлось обратиться к литературе. По одной из версий современного исследователя кремлевских храмов - это образ Святой Софии - Премудрости Божией: "огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток - Божественные тайны". Справа - Богоматерь, слева Иоанн Предтеча. Они тоже с крыльями, т.е. они непорочны и подобны ангелам.

7

И еще одна роспись. Здесь вроде бы все понятно. Богоматерь с Младенцем в окружении Святых. Очень понравилось, как по низу изображена занавесь с орнаментом. Интересная деталь. Она находится под всеми тремя росписями и, как по мне, придает этим грандиозным изображениям элемент не только сокрытой тайны, но еще и земного уюта.

8

Переходим к Главному фасаду. Он обращен к Соборной площади.

9a

Посмотрите на эти ворота неописуемой красоты. Их еще называли "Красные ворота", так как здесь был царский вход в Успенский собор. И именно на этом крыльце царственных особ обсыпали золотыми монетами , как пожелания дальнейшего благоденствия и процветаиия. Над воротами - изображения Московских и Новгородских святителей - покровителей Москвы и Успенского собора.

10

Над воротами - огромный Владимирский образ Божией Матери. Именно здесь с 1479 года до ВОСР  постоянно находилась одна из великих святынь России, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон.
Это первое монументальное изображение Владимирской иконы, которое было написано предположительно в 1547 году, когда во время великого московского пожара уцелел только Успенский собор.

11

Исследование иконы дает возможность предположить, что это выдающееся произведение византийского искуства написано константинопольским мастером где-то до первой трети 12 века. Первоначально икона бвла главной святыней Успенского собора во Владимире. «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда... и украсив ю постави и в церкви своеи Володимери» ( летопись 1156 г.) В 1410 году икона пострадала от нашествия татар. которые «высекоша двери церковныя и вшедше в ню, икону чудную святыя Богородица одраша, тако же и прочия иконы, и всю церковь разграбиша» (Софийский временник. Ч. 1. С. 445), после этого она была перенесена в Москву. Перед этой иконой молились цари, к ней обращались за поддержкой перед решающими битвами, к ней прикладывались и венчались на царство русские самодержцы.
"Не на троне - на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья
Весь - порыв и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье
."
                                                          М.Волошин "Владимирская Богоматерь"

12

Ворота Северного фасада также очень впечатляют. Здесь был вход для духовенства, так как напротив находится резиденция митрополитов.

12a

12b

Заходим в Собор. Не будучи готовой увидеть то, что  увидела, - я была просто ошеломлена.
"Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством".

23b

Немного придя в себя, села на освободившуюся скамью в центре храма и начала лихорадочно щелкать фотоаппаратом направо, налево , вверх, вниз - пока ко мне не подбежала очень милая женщина и стала возмущаться моим таким откровенным непослушанием. Устыдилась, раскрыла приобретенный путеводитель по Кремлевским соборам и попыталась внимательно изучить всё то, что меня окружало. Народа было так много и стоял такой гул, что это очень мешало сосредоточиться. Особенно много было школьников, которые галдели как сороки и совсем не слушали своих руководителей, которые старательно рассказывали им про Рай и про Ад и про всё то, что теперь можно рассказывать.

14

И, конечно же, совсем не пахло ладаном. Сперва всё как-то во мне возмутилось - ведь это ХРАМ! Непокрытые головы, брюки, разговоры, смех...Но постепенно вся эта внешняя суета, шум и гам  ушли куда-то, и я осталась один на один с великим произведением духовности и искусства.

24
13a

В 1481 году лучшими иконописцами считался Дионисий и его ученики, им-то и было поручено написать трехъярусный иконостас для Успенского собора. Фресками собор был расписан позже - в 1513-1515 г.г. Как гласит летопись, украшали собор "иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня". К сожалению, всё то, что мы сейчас видим, исполнено в 17 веке. Что за росписи были первоначально, мы никогда не узнаем. Древние фрески, как это ни странно, были не записаны новыми слоями краски, что обычно практикуется, а сбиты вместе со штукатуркой по приказанию царя Алексея Михайловича, первого государя из династии Романовых. Но летописцы пишут, что  он велел их скопировать "на образцы". Над новыми росписями трудились до 150 мастеров, которые прибыли в Москву из разных городов. Cчитается, что они пользовались снятыми копиями и воссоздали первоначальный внутренний облик собора.
Если вам интересно, то давайте посмотрим на некоторые иконы и сюжеты.
На заднем плане фотографии - иконостас. Сами понимаете, фотографии делались с риском изгнания из храма. А брать их из Сети не хочется. Поэтому прошу скидку на качество из-за "вредных условий труда".
В Древней Руси первые большие иконостаты появились в 15 веке. Что же такое иконостас? Это несколько рядов икон, в центре которых находится восседающий на троне Христос, к которому обращены молящиеся Святые. Кроме того, здесь помещаются иконы со сценами из жизни Христа и Богородицы, церковные праздничные иконы, образы апостолов и пророков. То есть, это своеобразная церковная энциклопедия. Поверьте, читать её - чрезвычайно интересно. Особенно здесь, в этом древнем храме.
Иконостас Успенского собора, который мы сейчас видим, был создан в 1653 году .

32

Самый главный ряд в иконостасе - это деисусный чин. Он здесь второй снизу, над царскими вратами. Центральная икона - "Спас в силах". В центре - Спаситель, а по углам в блестящих нимбах апокалиптические животные, которые олицетворяют "тварный мир" - вселенную с четырьмя сторонами света. " И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему".(Из Откровения Иоанна Богослова). Если вы интересуетесь искусством и иконами, то не могли не заметить, что евангелисты Св.Лука всегда изображается с быком, Св.Марк - со львом, Св.Иоанн - с орлом, а Св.Матфей - с ангелом.
Рядом со Спасом - Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Апостолы.

27

Самые почетные места в иконостасе - справа и слева от царских врат. Справа - очень древняя икона, которая называется "Спас - Златая риза". Её еще называют "Спас императора Мануила" так как по преданию её написал византийский император Мануил. Это подлинная, очень древняя икона, датируемая 11 веком. И хотя она была полностью переписана в 1700 году, это, конечно, не умаляет её ценности. Предполагают, что эту икону привез в Москву Иван Грозный  в 1570 году после похода на Казань.
Что же в ней необычного? Если вы внимательны, то должны заметить, что нет обычного благославляющего жеста правой руки Спасителя. Он указывает на Евангелие. Согласно преданию, император Мануил изобразил Спасителя согласно канону - благословляющим правой рукой. Но однажды он рассердился за что-то на священника и хотел его выгнать. И в эту же ночь ему приснился сам Спаситель, который показывал своей рукой вниз, т.е. смири свою гордыню. Проснувшись император увидел, что и на иконе произошло то же самое. Затем эта икона попала в Новгород и патриарх Никон поместил её на самое почетное место, чтобы цари помнили, что духовная власть всегда превыше светской.
Рядом с иконой "Спас - Золотая риза" находится еще одна ценнейшая храмовая икона 14-15 в. "Успение", написанная Дионисием.


15aa

К сожалению, мне не удалось хорошо сфотографировать второе почетное место в иконостасе - образ Богоматери. Здесь вы можете её увидеть слева от царских врат. Именно на этом месте до ВОСР всегда стояла чудотворная «Богоматерь Владимирская» XII века - древнейшая российская святыня. О ней я вам уже немного рассказывала и показывала. Этой иконе посвящено столько статей, что повторяться не буду. Отмечу только, что сейчас она находится в Замоскворечье, в храме Николая Чудотворца в Толмачах - домовом храме Третьяковской галереи. Что такое домовой храм - не знаю. Но при первой же возможности постараюсь побывать там. Потому что этот образ - неповторим. И то, что эта икона уцелела в войнах,  пожарах, междоусобицах, при разных властях и дележах этой самой власти, наводит на  мысль, что она, действительно - чудотворная.

34

Давайте еще раз  посмотрим на мой любимый образ. «Богоматерь Владимирская» XII века  - слева. Это ей посвящена поэма Максимилиана Волошина. "...Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке"...

Как нежны руки, обнимающие младенца, какой тревожно-скорбный и вместе с тем, какой  милосердный и всё понимающий про нас, взгляд. А как Младенец прильнул к Ней, как обхватил ручонками Её шею. И еще обратите внимание - только на этой иконе мы можем увидеть левую пяточку Младенца.
Справа - список (копия), т.е. «в меру и подобие» святыни, созданный в 1514 году для Успенского собора Московского Кремля, который сейчас находится на иконостате. С чудотворных икон всегда писали копии, которые также почитались не менее святыни. Они  находились в храме, но именно их использовали при крестных ходах, во времена праздников, или же для каких-то других церковных треб, чтобы сберечь подлинник. http://www.pravoslavie.ru/put/30910.htm
В Успенском соборе еще много древних и очень почитаемых икон. Но мне, к сожалению, не удалось их сфотографировать.

centr

Посмотрим на росписи собора. Большую часть стен занимают росписи, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы - собор ведь именуется Успением Пресвятой Богородицы.
Перед нами, как я понимаю, традиционная византийско-древнерусская живопись. Мы видим, что всё изображено в одной плоскости, не прописаны детали, особенно это касается лиц. Лица спокойны, потому что это лики святых - они уже там, где нет никакой земной суеты. Может потому, в этом храме так спокойно?
Иконописцы, изображая какой-либо сюжет должны были строго следовать определенным канонам. Но каждый из них старался передать все нюансы определенного события, цветом. Посмотрите на эту цветовую гамму. Сколько в ней оттенков! Но мы всегда спешим. Нам всегда не хватает времени, чтобы спокойно сесть, поднять голову в тот, в другой мир и понять, что хотел сказать нам неизвестный мастер, живший много-много веков назад.

18a

На колоннах-столбах, которые придают храму удивительно неповторимый вид, изображены 135 святых и мучеников.

35

В нижних ярусоах стен изображены Вселенские соборы, съезды высших церковных иерархов, проходившие в 4-7 в.в., а также размещены огромные иконы с житиями святых. И ведь, действительно, настоящая энциклопедия древнерусской жизни. Но как мало мы о ней знаем.

29

На западной стене по канону изображен Страшный суд. Изображение очень интересное. Слева вверху перед Спасителем коленопреклоненные Адам и Ева, изображенные в одеждах и с нимбами, т.е. они прощены. А ниже их - мерзкий змий, Совсем внизу - бесы, грешники и огненный Ад.  Что изображают животные - не соображу никак.

21a

В 17 веке в Москву из Грузии привезли две святыни: частица одежды Иисуса Христа и один из гвоздей, которым Он был прибит к кресту. По преданию, этот гвоздь хранит то место, где он находится. Эти святыни поместили в медный ажурный шатер, который символизирует Голгофу. Этот шатер был выполнен в 1624 году "старостой котельного цеха" по заказу царя Михаила Федоровича. Сейчас там находится гробница Святого патриарха Гермогена, который погиб от голода в плену .
Если вы помните, я уже сообщала о том, что первым в Успенском соборе был погребен святой митрополит Петр, который и считается его основателем. После этого здесь стали традиционно хоронить русских архипастырей, здесь же они и принимали рукоположение. А у гроба митрополита Петра удельные князья и бояре присягали на верность государю.

33

Хочу показать вам Царское церковное место, которое в старину называли - Мономахов трон.  В 2001 году исполнилось 450 лет со времени его создания. Только представьте себе - 450 лет этому деревянному резному молельному месту! Все русские цари и императоры перебывали в нём. Потому это не только произведение искусства, а и ценнейшая историческая реликвия. Создали его новгородские  мастера по приказу Ивана Грозного и увенчали его двуглавым византийским орлом, "что должно было свидетельствовать о преемственности московской власти от Первого и Второго  Рима". И  который затем стал российским гербом. Трон стоит на четырех опорах в виде страшных зверей, что символизирует государственную власть и силу. "Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли» (Петр Первый)<
Екатерина Вторая, как Самодержица Всероссийская, сама возложила на себя венец, находясь  в Мономаховом троне, о чем и свидетельствует эта замечательная гравюра, взятая из Википедии. Кстати, здесь же, в Успенском соборе Екатерина Вторая приняла православие.


Успенский собор бвл не только местом проведения церковных служб, здесь также проводились светские и прочие мирские мероприятия. Венчание на царство, венчание-бракосочетание, похороны, рукоположение, отречение от престола, принятие православия, коронация императоров и императриц - все эти события происходили в главном храме Российского государства. И как хорошо, что некоторые из них были запечатлены на полотнах  художниками. Ведь  цифровые камеры тогда никто не мог себе даже представить. Даже в самых смелых фантазиях народ не шел далее ковров-самолетов и сапог-скороходов. А так как мои "запретные" фотографии уже вам показаны, в следующей части будут художественные репродукции,  обнаруженные в Интернете.
Первым в Успенском соборе в 1498 году венчался на великое княжение внук Ивана Третьего - Дмитрий. Необходимо отметить, что коронация проходила по византийскому обряду. (Еще один след Византии). С 1547 года Иван Четвертый уже короновался царским венцом. И даже Лжедмитрий в 1605 году венчался на царство, а год спустя "брал шлюб" с Мариной Мнишек. Летописцы оставили запись о том, что из-за очень маленького роста царственной полячке сделали скамеечку, чтобы она смогла прикладываться к иконам.
"Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года"

000032a

Михай Зичи,  будучи придворным художником у Алексанра II , запечатлел всевозможные торжественые моменты в жизни государя и его царственной семьи. Здесь изображен момент коронации Марии Александровны.

Александр II

Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года".  Всё тот же художник Михай Зичи.

л2

Последняя коронация в Успенском соборе свершилась 14 мая 1896 года. Короновался последний российский император Николай II . Причем пожелал короноваться на престоле Михаила Федоровича - основателе династии Романовых. И хотя на нижеследующей картине государи изображены в коронационных мантиях, прочитала, что Николай II был в форме лейб-гвардии Преображенского полка, а Александра Федоровна в парчовом платье, расшитом монахинями московского Иоанновского монастыря. Для императрицы был поставлен трон, принадлежавший Ивану Третьему, который привезла в подарок мужу Софья Палеолог.

Nicolai

Коронация - это прекрасно. Но переживал Успенский собор и тяжелые времена. В июле 1812 года император Александр Первый посетил Успенский собор. чтобы приложиться к мощам святителей и дать обет победить Наполеона.

fire

Все мы хорошо знаем, как Москва встретила французов. К счастью, Кремль уцелел от пожаров. Многие ценности из храмов были вывезены до вступления армии Наполеона в Москву. Но очень многое и осталось. Особенно массивные ценности. Знаменитое серебрянное паникадило (люстра для свечей), выполненное мастерами в 1660 году и весившее свыше 60 пудов, раки святителей, покрытые серебрянными досками, оклады икон, украшенные драгоценными камнями и жемчугом - всё это было похищено и вывезено. Это же надо было додуматься - устроить посреди собора горн, чтобы в нем переплавлять ризы с икон. Да еще и оставлять на столбах надписи, сколько было переплавлено пудов золота и серебра. А чтобы не ошибиться , на крюк, где висело серебрянное паникадило повесили весы и взвешивали на них полученные от плавки слитки золота и серебра. 375 икон было поцарапано и изувечено. В глаза на ликах Святых вбивали гвозди. А собор обогревали кострами, поэтому все росписи покрылись копотью. Царские ворота забили гвоздями, а тела митрополитов выбросили из рак. Ну и, конечно же, здесь же сделали конюшню.
Картина Василия Васильевича Верещагина.

Верещагин

Кое-что из драгоценностей удалось вернуть. По сей день в центре собора висит  гигантское паникадило "Урожай", отлитое из трофейного серебра, отбитого казаками у французов. А 23 апреля 1814 года в соборе было торжественное богослужение в честь победы над Наполеоном.

36

В ноябре 1917 года Успенский собор был поврежден при артобстреле, но богослужения в нем еще совершались. А что было дальше по всей России, красноречиво говорит картина Ильи Глазунова.

Glaz

Glaz1

В марте 1918 года все кремлевские соборы были закрыты, но В.И.Ленин милостиво разрешил провести в Успенском соборе последнюю службу на Пасху. А дальше началось очередное изъятие ценностей. Ценнейшими реликвиями платили контрибуцию за Брестский мир, а стоимость определялась по весу бесценных произведений церковного искусства. С Владимирской Богоматери были сняты все драгоценные украшения и переданы в Госхран. Но нужно отметить, что в 1924 году эта икона, как и несколько других древних икон были отреставрированы и переданы в Третьяковскую галерею.
С 20 июня 1955 года Кремль был открыт для свободного доступа. А в Успенском соборе организовали музей. И как я прочитала ЗДЕСЬ - с 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.
Всё! Закругляюсь. Но с Кремлем не прощаюсь.
В следующий раз мы посетим с вами, если у меня еще хватит духу, и если пожелаете, - Благовещеский собор.
А сейчас еду к своим цветочкам.

Использованная литература:  http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm
Путеводитель "Московский Кремль"
 
Автор этого прекрасного поста здесь - http://zalgalina.livejournal.com/52471.html
Огромное спасибо ей -

Серия сообщений "музеи мира":
Часть 1 - витражи
Часть 2 - московский кремль
...
Часть 13 - Manufacture des Gobelins — царство гобеленов в Париже
Часть 14 - Буддийские божества
Часть 15 - Успенский собор Московского кремля. Архитектура,История,иконы и росписи
Часть 16 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
Часть 17 - Нечаев-Мальцов Человек и меценат
Часть 18 - Венера Милосская-Приключения безрукой красавицы
Часть 19 - Красавицы королевской крови на рисунках лучших викторианских художников
Часть 20 - Красавицы викторианского высшего света

Серия сообщений "Москва":
Часть 1 - Успенский собор Московского кремля. Архитектура,История,иконы и росписи
Часть 2 - Москва.Кремль.Сердце Родины.
Часть 3 - Московский Кремль с высоты птичьего полета • 360° Аэрофотопанорама
Рубрики:  Карта мира/церкви и соборы, храмы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку