Цитата сообщения мама_Алены
Как приучить ребенка к порядку. Наш опыт
Каждая мама мечтает, что ребенок станет ее лучшим помощником. Совместный труд делает семейные отношения крепче, а родителей и детей ближе друг к другу, конечно если все делается весело с удовольствием и шутками.
Как же приучить ребенка к порядку? Начинайте с самого рождения: дети наблюдательны и обожают подражать взрослым. Делаете дела по дому – комментируйте свои действия. Сразу же раскладывайте все вещи по местам, не создавайте хаоса. С взрослением ребенка определяйте места для его новых вещей, показывайте и рассказывайте.
Вот пара простых советов:
Каждая вещь в доме должна иметь свое место
До года, убираясь дома, я проговаривала, куда кладу игрушки, куда одежду. После года мы с дочуркой начали запоминать эти места, в игровой форме делая быструю уборку дома.
Для деток постарше, которые могут раскладывать вещи самостоятельно можно наклеить ярлыки в виде картинок на стену, шкафы, коробки, чтобы было понятно, какие игрушки куда складывать.
Включите уборку в режим дня.
Пусть это станет особым ритуалом. Ритуалы очень хороши в воспитании ребенка. Подросший малыш уже знает, что после уборки следует игра, он с удовольствием вам поможет, если найти к нему правильный подход.
У нас примерно до года в течение дня порядка в игрушках не было: ребенок учился сначала ползать, потом ходить и разносить за собой все игрушки по квартире. Но уже то время я завела несколько правил, благодаря которым сейчас мне намного проще организовать Анютку на уборку игрушек и на помощь маме.
1 правило: В один момент времени играйте «одной игрушкой». Поиграли, сразу же убрали на место и только потом можно брать следующую.
«Одной игрушкой» это не значит, что игрушка действительно одна. Например, если мы играем кубиками, то кубиков у нас много, а кроме них еще несколько животных или маленьких кукол. Но как только Анютке надоело, мы раскладываем все по местам.
Конечно «мы раскладываем» это немного громко сказано. Сначала убирала я сама, активно привлекая дочурку. Аня могла помочь, но могла и отказаться. В любом случае я всегда весело приговариваю что-нибудь, рассказываю куда складываю игрушки, и сообщаю, что как только все будет на своих местах, мы пойдем…. (туда куда очень хочется Анютке)
Сейчас дочурке 1г 8м и она радует меня тем, что поиграв, она начинает складывать игрушки на место…. правда не всегда доводит дело до конца, ей не хватает терпения, но это уже большой прогресс.
И еще. Ради соблюдения порядка после года все игрушки, состоящие из множества деталей, я убрала в недоступное для Анютки место. Когда она просила, я их доставала, а Аня очень радовалась им. Сейчас большинство таких игрушек перекочевало в доступные места, так как правило « поиграли одной игрушкой – убрали – взяли другую» у нас уже отработано.
2 правило: Никогда не пресекайте попыток ребенка помочь или сделать что-то самостоятельно.
У нас этих что-то с каждым днем все больше и больше. Любимая фраза Анютки «АняАня» (в переводе «я сама») звучит практически на каждое совершаемое мной действие относительно ее. Да, детки в таком нежном возрасте очень любят подражать родителям и это отличный способ приучить ребенка к домашнему труду и поддержать его инициативу.
Да-Да, после такой помощи вам придется убирать еще больше, но эти усилия ничего не значат, по сравнению с полученными результатами.
Пример из моего детства или как не надо делать.
Мы часто всей семьей лепили пельмени. Мой средний брат лепил их отвратительно, и мама, чтобы не переделывать за ним, всегда отстраняла его от этой работы, объясняя это тем, что без него дело пойдет быстрее.
Я вытираю пыль – даю тряпочку Анютке, подметаю – она тут как тут, развешиваю белье – она подает. Загружаю стиральную машину – Анютка ее включает, запищала микроволновка – Аня выключает. Если предстоит порезать много мягких овощей (например, кабачков) – даю ей пластиковый нож, и она режет вместе со мной.
С недавнего времени дочурка помогает мне мыть посуду: я мою, она стоит рядом на стуле, и протирает губкой раковину или полощет ложки, а с папой – пылесосит квартиру и перекручивает мясо/сало на мясорубке помогая закидывать кусочки.
Дочурка всегда крутится рядом со мной, и я стараюсь привлечь ее, насколько это возможно: когда пеку – даю ей скалку и кусочек теста, мы вместе перемешиваем салат или мнем руками порезанную капусту.
А как приятно видеть довольные глаза своего ребенка, самостоятельно выполнившего «взрослое» дело! Особенно, когда папа спрашивает: «А кто сегодня приготовил такой вкусный салат?», а дочурка с гордостью отвечает «Аня Мама».
Важное замечание: Если вы поручили ребенку самостоятельно выполнить дело – никогда не переделывайте его за ним. Да, он делает неумело и неловко, но он все же делает, он учится и очень старается.
Если все-таки переделать нужно, то лучше сделать это когда ребенок этого не видит.
3 правило. Уборка и другие важные нам дела не должны прерывать игры ребенка
Когда ребенок увлечен – он поглощен в свой сказочный мир. Не стоит прерывать его игры из-за какой-то нудной и скучной уборки. Он все равно не будет ничего делать, или будет, если заставите, но без удовольствия или может быть даже с отвращением.
Дождитесь, пока малыш отвлечется, или если нужно что-то сделать срочно – весело и задорно начинайте делать сами!! Это правило у нас работает всегда, главное найти правильный подход.
И самое главное: Приучение к порядку должно проходить только в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого. А даже лучше – в процессе совместной игры. Так и только так постепенно ваш ребенок научится соблюдать порядок и это станет частичкой его натуры.
источник
http://www.prostomama.com/2010/10/blog-post_19.html?utm_source=BP_rand
О детях с Милой Ловой