dmpershin обратиться по имени
Четверг, 17 Января 2008 г. 06:17 (ссылка)
Конечно же, предлагаемый выбор: православие или наука - ложный. В Библии нет цифры в семь с половиной тысяч лет. Ее получают путем механического сложения возраста упоминаемых там людей. Однако эта арифметика - дело не авторов Священого Писания, а его комментаторов сначала в иудаизме, а затем и в христианской традиции. Между тем, в последней были и другие точки зрения, согласно которым 6 дней творения - это шесть эпох, длительность которых не измеряется астрономическим временем. И для такого понимания Священного текста тоже есть множество оснований. Скажем, знаменитое: для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.
Более того, изначально христианская мысль усваивала натурфилософские представления о природе и истории мира, заимствуя их из античных источников. Вплоть до геометрии и астрономии - в творениям преподобного Иаонна Дамаскина. И это не есть канонизация ныне устаревших научных взглядов, это есть пример для подражания - точно также надлежит поступать и в наши дни, осмысляя научную картину мира. И тогда же был четко обозначен водораздел: Библия - о том, как войти в Царствие Небесное, а наука - о том, как устроено мироздание. Два этих измерения взаимодополняют друг друга. Буквалистское прочтение библейского шестоднева характерно для некоторых протестантских конфессии США. Тем обиднее, что в наши дни эти примитивные и антинаучные гипотезы иной раз воспринимаются у нас как непреложные истины православной веры. Лекарство одно - просвещение, знание отцов и современных научных теорий.
Пример удачного сочетания Предания Церкви и современной геологии - жизнь и служение протоиерея Глеба Каледы. Известный геолог, автор ряда открытий, доктор наук, он в советские годы был тайным священником и успел незадолго до смерти дать научно-богословский анализ всего, что связаного с историей Туринской плащаницы.
Мнение именно таких людей - специалистов в своей области знания и одновременно в православном вероучении - и должно быть камертоном современного православия, что, как мы видели выше, случается не всегда.