Predtecha обратиться по имени
Вторник, 11 Октября 2016 г. 01:40 (ссылка)
Лекция Андрея Ткачева: Образ и подобие Божье в человеке.
"...Мы не можем выразить его исчерпывающе, но можем смело говорить, что образ Божий в человеке проявляется через царственное положение разума в человеке, как существа разумного, наличие слова у человека. У Бога есть Слово - это Его Сын. И человек - словесное существо, способное к духовному росту, к молитве, способное к тому, чтобы управлять собой - это проявление образа. К тому же, человек - царь в мире... У человека есть бессмертная душа и человеческий ум - это образ Божий.
Что касается подобия, то оно у всех разное. Мы можем быть подобны Божественной мудростью, милосердием, жертвенностью, мужеством, всякой добродетелью. Подобное требует развития, а образ есть у всех. Ткачев приводит пример: на монете образ кесаря...а на душе образ Божий.
- - - - -
Евгений Ильичев.
Отметим прежде всего, что речь идет о визуальном образе - изображении - понятии исконном и основном; остальные понятия образов (образ мыслей, образ деятельности) являются производными, и отражают собой некую систему, способ, но только не внешнее очертание предмета, не визуальный образ, а внутренние характерные черты.
В христианстве образ - икона - изображение лиц или событий священной или церковной истории. Другими словами, образ - это внешний вид, облик кого-либо, чего-либо.
Что и подтверждается словами Бога: "Твердо держите в душах ваших, что вы НЕ ВИДЕЛИ НИКАКОГО ОБРАЗА в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня." (Второзак.4:15)
Не видели образа - следовательно, образ - это изображение чего-то, его облик. Бога не видели, образ Бога невидим для человека, Бога не видел никто, так учил Иисус.
Теперь же Ткакчев берется судить, что такое образ Бога, и в чем человек похож на образ Бога. Такой подход изначально неверен и глубоко ошибочен, так как образ Бога скрыт и недоступен человеческому пониманию. Все качества, отнесенные Ткачевым к образу Божию - разум, слово, бессмертная душа, - есть всего лишь черты подобия, и ничто не другое. Сам же Андрюха, потеряв нить рассуждений, приводит пример: на монете образ кесаря...а на душе образ Божий. - Именно, что на монете - образ кесаря, а что на душе - уже не образ. Образ - нечто зримое, имеющий ум да уразумеет.
Что касается подобия, то оно у всех разное - говорит Ткачев. Здесь он попал в точку - что разное, то разное. Но вот в качественном отношении Андрюха переборщил.
"Мы можем быть подобны Божественной мудростью" - Ить вить замахнулся, - Божественной мудростью. А оп ком это говорится, что мудрость мира сего есть безумие перед Господом? Об ком это Иоанн Златоуст сказал: священники вообще вряд ли спасутся. О ком сказал Осия: "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною;" - отверг ведение? - да, отверг, Писания никак не исследуются, трактуются неверно, ошибочно. Вот Ткачев, - замечательный лектор - яркий, одаренный и эрудированный, но не застрахован от ошибок, как и многие другие, точнее, как и все - каждый что-то понимает неверно. Поэтому, повторяю в сотый раз - обращайтесь, спрашивайте, не сидите в тени смертной.
Далее, говорит Ткачев, человек подобен Богу мужеством. Вряд ли это свойство присуще Богу. Нужно ли горшечнику мужество в обхождении со своими горшками? Нужно ли пахарю мужество, чтобы вспахать поле вместе с находящимся на нем муравейником? Нужно ли человеку мужество в обращении с тем, что он создал собственными руками? Нет, мужество Богу не нужно, Он не знает, что такое страх - вечный всемогущий Бог.