Думаю, опубликовать в ИО ПАНЕ. Или сначала на Касталию выложить?
Анализ и синтез
Многие из нас знакомы методом анализа и синтеза. Анализ в переводе с греческого означает разложение, а синтез – соединение. Эти термины возникли еще во времена расцвета тайного искусства Алхимии. Теперь они признаны основным научным методом и стали частью любого научного аргумента. Анализ и синтез – неотъемлемые составляющие процесса какого-либо производства. Алхимия говорит на языке микрокосма – нашей внутренней составляющей. Современная наука оперирует некими материальными объектами внешнего мира. Обе они используют метод анализа и синтеза, и это вполне оправдано, учитывая основополагающий герметический принцип: «как в макрокосме, так и в микрокосме».
“Производство” в алхимии посвящалось получению философского камня из других веществ. Не стоит ожидать от алхимии универсальных формул получения “камня” – процесс этот сугубо индивидуальный. Достижения алхимиков могут служить лишь путеводной звездой для тех, кто решился на Великое Делание.
Хотя в современных научных кругах алхимию ругают за недостаточную объективность и отсутствие видимых достижений, тем не менее, ее называют “матерью всех наук” – именно она породила основополагающий научный метод анализа и синтеза.
Тайное искусство интересно нам как некий путеводитель по глубинам нашего сознания, которое каждый из нас исследует согласно своей истинной воле или ради выяснения, что же является его или ее истинной волей. Алхимия самодостаточна в своей символичности, но некоторые символы все еще остаются туманными.
Любая работа начинается с анализа информации, ее “разложения” по составляющим и категориям. Когда выделено исчерпывающее количество категорий, на их основе делается вывод (синтез). Вывод – это отдельный по отношению к используемым категориям элемент, тем не менее, он состоит из коктейля аргументов и категорий, которые использовались в процессе анализа.
Путь Зайн
В системе Таро анализ и синтез представлены картами “Влюбленные” и “Искусство”. Название пути зайн, что переводится с еврейского как “меч”, по сути дает нам то же значение, что и греческое “analisys“ – меч разрубывает некую первоначальную субстанцию на куски. «Сущность анализа», - пишет Алистер Кроули в Книге Тота, - «непрерывный маятник противоречивых идей. Это глиф двойственности». Хитроумный Меркурий, повелитель двусмысленных идей, присутствует на карте «Влюбленные» в колоде Тота в виде фигуры в капюшоне, направляющей свой «знак входящего» на выделенные им противоположности – короля и королеву. Дальнейшая символика карты только углубляет идею противоположностей, показывая нам Красного Льва и Белого Орла, белого и черного слугу и т.д.
Противоположности сведены для свадьбы, и свадьба здесь – намек на последующий синтез. Сама по себе свадьба – это лишь выставка, куда приходят посмотреть на невесту и жениха. И только через некоторое время можно сказать про них, что они стали семьей, т.е. синтезировали третий элемент, частью которого они являются, но который не является ни одним из них по отдельности.
Со стадией «анализа» сталкивается всякий, кто стремится к знанию. Начиная замечать в пространстве некие закономерности и контрасты, человек вплотную подходит к проблеме двух противоположностей, - добра и зла, материального и духовного, мужского и женского. Варианты его действий таковы: либо он вытесняет некое избирательное «зло» в бессознательное, либо принимает существование и того и другого в равной степени.
О вытеснении много говорил К.Г. Юнг в рамках своей концепции Тени. Некий зловредный трикстер, он же дьявол, был и остается веками вытесняем в бессознательное и заперт на множество замков за тяжелой дверью в подземное царство. Ставя запрет на какую-либо из точек зрений, человек автоматически вытесняет ее в теневую сторону личности. Она никуда не исчезает и то и дело проявляется в жизни вытесняющего. Как часто мы видим моралистов, которые сами не следуют законам своей морали. Это, например, многие христиане, которые твердят на каждом углу о любви к ближнему, а потом злятся и орут на ближних за неверие. Или гомофобы тайно мечтающие о гомосексуальном контакте. Оскар Уайльд замечательно изобразил это человеческое свойство своим афоризмом: «Полное отрицание чего-либо свидетельствует о тайной склонности к этому». Вытеснение – это, по сути тупик, это домоклов меч, висящий над ничего не подозревающей персоной со всем ее мировоззрением. Всегда существует опасность стать одержимым своей тенью. Кроме того, если не выпустить «дьявола», двери в подземное царство останутся навсегда закрытыми для нас, и нам останется довольствоваться миром земным.
Телема – одна из немногих религий, которая не призывает к «праведности» и не строит структурированной космологии, таким образом, сведя опасность вытеснения чего-либо к минимуму. Кроули, создавший свои таблицы «777», наоборот, синтезировал различные мировоззрения. Любая строка в таблице – дает нам лишь набор сооветствий, которые каждый может использовать и трактовать согласно своей воле. Телема сталкивает адепта с мистериями, в которых ему открываются его собственные привязки и пороки, призывает встретиться со своей Тенью и подружиться с ней.
Невытеснение – еще не выход
С другой стороны, адепт, пришедший к разделению сущего на противоположности и отказавшийся от вытеснения сталкивается с другой проблемой. Выделение противоположностей ничего не дает, кроме как возможности ими любоваться и сновать от одного мнения к другому. Иногда на этом этапе человек осознанно, или сам того не подозревая, начинает пользоваться методом, впервые предложенным американским философом, родоначальником школы прагматизма Чарльзом Пирсом. Он проводит четкие границы для любого «отдельного» случая, и каждая из противоположностей истинна попеременно, в зависимости от того, какую пользу мы можем извлечь, если будем придерживаться тех или иных взглядов. Например, нет четких доказательств, что кофе вредно. Зато в прединфарктном состоянии кофе однозначно навредит человеку. Уильям Джеймс в своей работе «Прагматизм» приводит и такой пример: если смотреть на прошлое человечества, нет никакой разницы, существовал ли творец, или все появилось благодаря хаотическому танцу атомов и молекул. Но если говорить о будущем, то если творца не существовало, все придет к первоначальному хаосу снова: Солнце превратится в Красного Гиганта и погаснет, а над Землей будет дымиться водородный пар. С другой стороны, если Творец существует, то во всем этом муравейнике есть высший смысл. Соответственно, будущее, которое будет рисовать себе идеалист и материалист различно.
Вот на этом то этапе, когда необходимо делать выбор, прагматик и останавливается, так как часто сам не знает что ему нужно. «Большие знания, большие горести», - говорится в библейской книге Екклезиаста, авторство которой приписывается мудрому царю Соломону. Рано или поздно прагматик впадает в некий ступор, так как знает, что бывает, но не знает, что выбрать и зачем ему нужно вообще выбирать.
Это подвешенное состояние, в котором пребывает адепт на завершающей стадии анализа, чаще всего совпадает со стадией нигредо. Адепт встретился со своей Тенью, он уже ничего не вытесняет, но в этом нет света знания и цели для формирования истинной воли. Он заперт во тьме, которая зачернила его Солнце-сознание прежде вытесняемыми в Тень открытиями, и солнце не дает больше света. В своей статье о «Трех типах личности в Телеме», Атон пишет о человеке, Влюбленном в вечность, который тем не менее, еще не забыл о материи, и то и дело мечется между вечным и тленным: «Хотя влюбленный и стремится страстно к единению с возлюбленным в акте любви, самого единения еще не происходит».
У Влюбленного два выхода – либо вернуться назад в вытеснение, либо приложить усилия для творчества.
Синтез как «Искусство»
Мало выделять противоположности. Их нужно уметь синтезировать, т.е. объединять для получения чего-то качественно нового. Анализ по сути, процесс пассивный – процесс сбора существующей (вторичной) информации. Синтез же процесс производственный, творческий. Это эксперимент. В ходе эксперимента устанавливается цель, с которой вообще проводится эксперимент, а потом рассматриваются результаты. Почему бы адепту, который мечется между двух противоположностей не поставить себе некую цель, например развитие, и уже исходя из этой цели выбрать методы достижения и критерии оценки происходящего?
«Эта стадия Великого Делания заключалась в смешении противоречивых элементов в алхимическом котле», - пишет Кроули в главе «Книге Тота», посвященной Ату XIV, «Искусство», которую он называет «близнецом» карты «Влюбленные», - «Свадьба уже произошла, - черные и белые персонажи объединились в единую андрогинную фигуру. Красный Лев стал белым, увеличившись в размере и важности, в то время как Белый Орел, тоже выросший, стал красным». На карте «Искусство» есть ключ к синтезу, над которым стоит помедитировать всякому, кто еще прибывает в стадии анализа: «Посети глубины земли, выпрямлением найдешь тайный камень», написано на круге, который окружает андрогинную фигуру.
Глубина земли, где темно и страшно – это символ бессознательного. Войдя в свое бессознательное, адепт встречается со многими фигурами – архетипами по Юнгу. Выделение архетипов – это стадия анализа, а работа с ними – синтез. Целью работы Юнг называет индивидуацию – развитие личности от ничего не подозревающей амебы, подвластной влиянию коллективного бессознательного и личных привязок, до царя, который сядет на троне в своем дворце. Материалом для работы с бессознательным являются сновидения, фантазии и все, что происходит с человеком в жизни, так как по сути, события внешней жизни – это проекция внутренней. Магические ритуалы – наиболее ценный и действенный метод «выпрямления». Например, делая воззвание к Солнцу ежедненвно, адепт налаживает работу мужской части личности, что может отразиться на более мягком прохождении встречи с Тенью, решить со временем проблему «Ужасного Отца», привести к встрече с «Мудрым Старцем».
Находясь в постоянном поиске собственных проекций, которые навязало общество, семья, эго-сознание, проводя расследование причин и следствий, которые привели его на это данное место, адепт постепенно распутывает клубок своих проблем и очищает арехтипы своего бессознательного от внешнего влияния. Следовательно, они предстают перед ним в чистом незамутненном виде. Уже это очищение можно было бы назвать синтезом, так как человек творчески изменяет собственную реальность, сначала внутри себя, а после и снаружи. О казуальном связующем принципе синхронистичности не знает сейчас только ленивый – в завуалированной форме его выдает за свое собственное изобретение любой уважающий себя эзотерик или ясновидящий: «Измени себя, и ты увидишь, как изменится окружающее»(Ошо), «прости свою болезнь, и она уйдет» (Л.Виилма), «полюби бога в себе больше материального, и он даст тебе все материальные блага» (С. Лазарев).
Солнце и Луна
Тем не менее, существует и высшая ступень синтеза, намек на которую присутствует в символизме карт «Влюбленные» и «Искусство». Следующей, после встречи с Тенью, стадией индивидуации по Юнгу является встреча с женской или мужской стороной личности (Анимой или Анимусом), в зависимости от пола человека. Сексуальная магия дает наиболее ценный и действенный метод для «мистерии воссоединения» женского и мужского начал в сознании адепта. С ее помощью происходит взаимообмен энергиями, которыми в сексуальной магии являются вполне материальными субстанциями. Особенно заинтересованные в индивидуации студенты К.Г. Юнга также применяли этот принцип, представляя друг в друге своих Аниму или Анимуса, хотя более конкретных техник в аналитической психологии, по понятным причинам, не сохранилось.
Тем не менее, известно, что во времена Кроули аспекты сексуальной магии открывались адепту начиная с седьмой степени посвящения, а высшие тайны – на последнем, девятом градусе. Недостаточно подготовленному в оккультных науках человеку легко впасть в такое настроение, которое погубило самого Фрейда. Он или она могут начать интерпретировать все процессы, происходящие в его или ее жизни с точки зрения либидо, не выйдя из-под власти глубинных инстинктов и в конце концов, прийти к полному вытеснению всякой мистической составляющей души. Известный теолог Клайв Льюис писал: «Отличие сексуального инстинкта от всех остальных в том, что он болезненно воспален». Часто встречаются люди, которые буквально воспринимают намеки в трактатах по сексуальной магии и стремятся показать себя полностью раскрепощенными в этом вопросе. Но если присмотреться к ним – из них так и прет ИД и суперэго.
А ведь в магии, как и в аналитической психологии, наибольшей ценностью является осознанность. В той же алхимии, в синтезе участвует не только алхимические соль и сера (женское и мужское начало), но и ртуть – Меркурий, бог мудрости, выступающий катализатором этого сложного процесса.
До начала сексуальной практики необходимо очистить архетип Анимы/Анимуса от импринта матери и отца и от отвратительного влияния масс-медиа. Мужчина и женщина должны стать равными союзниками, преследующими одну и ту же цель – индивидуацию, достижение самости, собеседование со святым Ангелом-Хранителем, просветление и т.п, - как ни назовите, все будет верно, но не полно.
Воссоединение Солнца и Луны, царя и царицы, Адама и Евы в душе идущего по пути индивидуации открывает перед ним широкие горизонты возможностей. Трудно говорить о том, что следует за синтезом, и является ли синтез конечной стадией Великого Делания. На этот вопрос может ответить только тот, кто достиг цели, но такие обычно молчат.