-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в COMTESSE_LOMIANI

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2011
Записей: 2425
Комментариев: 122
Написано: 2601




По классу осанки я кончила Смольный.
Надомный, подпольный, далёкий от смертных с Лубянки.
Какие - то, видно, мамзели, меня обучали
искусству сходить с карусели- без тени печали!

Туника Махи. Готовим деток к осен

Вторник, 04 Ноября 2014 г. 15:14 + в цитатник
Это цитата сообщения Liepa_Osinka [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Туника Махи. Готовим деток к осени





Размеры:
6-12 месяцев (ОГ 40-48 см)
1-2 г (ОГ 46-51 см)
2-3 г (ОГ 51-56 см)
3-4 г (ОГ 53-58 см)
4-5 лет (ОГ 56-61 см)
5-7 лет (ОГ 61-66 см)
7-9 лет (ОГ 64-71 см)

Материалы:
1, 2, 2, 3, 3, 3, 4 мотков ниток А (78м в мотке, 50 g) Я использовала Mission Falls 1824 wool(100% шерсть)
2, 2, 2, 3, 3, 4, 4 мотков ниток Б (100м в мотке, 50 g) Я использовала Bollicine Maxi от Cascade Yarns (70% мерино, 30% акрилик)
4 mm круговые спицы (40 см)
4.5 mm круговые спицы (60 и 80 см)
Маркеры петель

Плотность вязания:
19 п на 10 см с 4.5 mm спицами лиц. вязкой (нитки Б)

Примечание: добавить петлю = провяжите петлю рядом ниже вашей рабочей петли на левой спице.
Читать далее...

Серия сообщений "если родится Вера":
Часть 1 - Пинетки-ботиночки. Описание.
Часть 2 - Чудесная шапочка для ваших прелестниц
...
Часть 34 - Туника-безрукавка "Фея" для девочки
Часть 35 - Платье-накидка
Часть 36 - Туника Махи. Готовим деток к осен
Часть 37 - Пончо на пуговичках "Ковентри"
Часть 38 - Жилеточка для малыша
...
Часть 43 - Alize №11 2012-2013
Часть 44 - МАСТЕР-КЛАСС: Детский жилет-туника спицами с аппликацией "СОВА" крючком
Часть 45 - Шапочка - рыбка крючком на от Natalie Haеkelteufel.


Платье-накидка

Вторник, 04 Ноября 2014 г. 15:13 + в цитатник
Это цитата сообщения Diadema [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Туника-безрукавка "Фея" для девочки

Вторник, 04 Ноября 2014 г. 15:12 + в цитатник
Это цитата сообщения sheer_joy [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Отличная книга для любительниц жакард

Воскресенье, 02 Ноября 2014 г. 12:11 + в цитатник
Это цитата сообщения selwas [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Отличная книга для любительниц жакарда

Книга с норвежскими узорами-свитер,шапки,варежки и тд/4683827_01 (509x700, 290Kb)

Читать далее...

Серия сообщений "жаккарды":
Часть 1 - Много схем для вышивки и вязания
Часть 2 - Жаккард
Часть 3 - Жаккард, узор
Часть 4 - Орнамент \ зверушки-детям
Часть 5 - Отличная книга для любительниц жакард
Часть 6 - Схемы птиц.
Часть 7 - Вязание с орнаментом из роз!!! Чудесно! 200 фото!
Часть 8 - Узоры жаккарда


Милые варежки с жаккардовым рисунком Fox In The Snow от Patons вязаные спицами

Воскресенье, 02 Ноября 2014 г. 12:08 + в цитатник
Это цитата сообщения Надежда7162 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Милые варежки с жаккардовым рисунком Fox In The Snow от Patons вязаные спицами

Источник: http://strikky.ru/milye-varezhki-s-zhakkardovym-ri...ow-ot-patons-vyazanye-spicami/

Хотим предложить модель вязаных спицами варежек с милым жаккардовым рисунком Fox In The Snow («Лисы в снегу») от Patons. Те мастерицы, которые все-таки, отчаются связать себе такие, выиграют вдвойне. Ведь эта стильная вещь не только будет согревать Ваши ручки в холодное время года, но и прибавит хорошего настроения.

varegki-Fox-In-The-Snow

Читать далее...
Рубрики:  на ручки

Пуловер для мальчика.

Вторник, 14 Октября 2014 г. 13:36 + в цитатник
Это цитата сообщения Italina [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Пуловер для мальчика.



Читать далее...
Рубрики:  Ванюшному

ВЫШИВКА мотивы и бордюры. Великолепное пособие

Суббота, 11 Октября 2014 г. 17:18 + в цитатник
Это цитата сообщения милена70 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ВЫШИВКА мотивы и бордюры. Великолепное пособие

1.
1 (486x700, 514Kb)

Читать далее...
Рубрики:  шмотота- вышивка, шитьё, старинное, аутентичное

Если к вам пришли ювеналы

Четверг, 04 Сентября 2014 г. 22:14 + в цитатник
Это цитата сообщения Доктор_Хаус_Ру [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Если к вам пришли ювеналы!

14 (427x604, 63Kb)Огромная благодарность человеку, который поделился такой ценной информацией.

"По порядочку.
У меня двое сыновей, шести и трех лет отроду.

Трехкомнатная квартира, в которой живут мои родители, жена, дети и собственно я.
У сыновей своя комната, хороший ремонт и куча игрушек.
Я живу на 8 этаже.
Сосед снизу - доктор, спокойный и образованный человек.

Про 6 этаж.
Мальчонка 27 лет женится на девочке из деревни.
Девочка не жившая в Москве, не знавшая доселе особенностей жизни в панельном, многоэтажном доме и представляющая жизнь в городе по сериалам - начинает качать права и включать истерику.
Надо отметить, что до приезда девочки - была тишь да гладь.....
И тут пошло волнение.
Появились претензии к бабушке(теще доктора), которая по ночам ходит в туалет и шаркает(О БОЖЕ!!!), да, вот прям тапками шаркает по полу....
7 этаж офигел.
Затем офигел уже я.
Пошли звонки мне домой с требованием не топать.
Ага, двое мальчишек и не топать))))
К стулу привязать что ли их?
Я, надо сказать сходил к ним в гости послушать.
Да действительно, отдаленный, глухой, тихий стук маленьких ножек по полу слышен.
Провел разъяснительную работу на тему шумоизоляции в панельных типовых домах и ссылаясь на женевскую конвенцию - отказался привязывать детей к стулу.
Читать далее...
Рубрики:  я мамочка

Тибетский взгляд на воспитание детей

Четверг, 04 Сентября 2014 г. 22:13 + в цитатник
Это цитата сообщения Gerdanka [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Тибетский взгляд на воспитание детей

Тибетский взгляд на воспитание детейЭто очень полезные навыки, помогающие вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей. Можем попробовать перенять традиции этого мудрого народа.

Читать далее...
Рубрики:  я мамочка

Как устроить ребёнка в детский сад без прививок

Четверг, 04 Сентября 2014 г. 22:12 + в цитатник
Это цитата сообщения Доктор_Хаус_Ру [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как устроить ребёнка в детский сад без прививок

5 (314x300, 47Kb)Я неоднократно слышала о том, что без прививок ребенка в детсад не возьмут, но я решила, что буду решать проблемы по мере их поступления. И вот, пришло время отдавать мою непривитую дочь в детский садик…

В местной поликлинике нас видели исключительно редко, все сроки для прививок прошли, и, когда мы пришли, чтобы обойти врачей для детского сада, уговаривать нас в очередной раз «подумать, и все же поставить хотя бы некоторые прививки» наша врач не стала. Пролистала нашу полупустую мед.карту, и молча выдала форму медицинской справки для обхода специалистов. Мы обошли всех необходимых врачей, и сдали карту на подпись заведующей поликлиникой, что ребенок здоров, и в детский сад ходить может. Но заведующая выдать нам подписанную карту отказалась, пока мы не поставим пробу Манту. С этого момента все и началось…

ШАГ 1.

С Законами уже на тот момент я была знакома, и настроена очень решительно. Письменно попросила предоставить бумагу, на каком основании она отказывается разрешить посещать сад, с просьбой указать номер нормативного документа. К письму приложила заявление, в котором отказывалась от пробы Манту. Заготовила копии в горздравотдел и районному прокурору. Но их использовать, к счастью, не пришлось, т.к. после прочтения отказа карта была тут же подписана, и отдана мне в безусловном порядке.
Читать далее...
Рубрики:  я мамочка

BY PIA`S

Понедельник, 01 Сентября 2014 г. 19:21 + в цитатник
Это цитата сообщения MAM3EJIbKA [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

BY PIA`S

http://sisustajantaivaassa.blogspot.com/2013/04/th...utiful-linen-dresses-ever.html

льняная одежда  в  стиле бохо от Olen Pia Erlund

 












Читать далее...
Рубрики:  шмотота- вышивка, шитьё, старинное, аутентичное

Куклы. Но какие

Понедельник, 25 Августа 2014 г. 22:24 + в цитатник
Это цитата сообщения милена70 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


ФЕТРОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ брошей, заколок и прочего применения...

Суббота, 12 Июля 2014 г. 16:11 + в цитатник
Это цитата сообщения милена70 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ФЕТРОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ брошей, заколок и прочего применения...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать далее...
Рубрики:  фетр

Обучение в Сибири и здесь

Воскресенье, 29 Июня 2014 г. 11:07 + в цитатник
Оказалось, что Соня приехала из Сибири с трояшными знаниями по всем предметам.Там она была отличницей.Там оказывается,доплачивают за то, что в классе много отличников.
В музыкалке получала грамоты...
Тут в муз.школе ей сказали- детка,ты работаешь по программе первого класса! И то хреново...И нечего тебе в четвёртый идти с такими знаниями.
И ещё лень её...
Ну да, англичанка сказала,что язык у неё нулевой.А впереди пятый класс.Вот как. Стимулированная Единой Россией классная дама из Сибири, ставящая всем своим детям оценки на балл выше их знаний и такая же молодая преподша по фортепиано стремящаяся растить гениев из бурьяна испортили мне жизнь.
Кстати, английский в Сибири преподавала немка.Потому что некому -разз, и директор школы- Мецлер, сама немка.Она заставила второй из имеющихся двух начальных классов в школе выбрать немецкий.Так то.

Как я лечила зуб.

Воскресенье, 29 Июня 2014 г. 10:59 + в цитатник
Пошла я лечить зуб в клинику на первом
эиаже.В платную Было немного денег, которые я расчитывала потратить.В поликлинику идти не могу- далеко, а Вера ещё грудничок и ест только сисю.Оставить её и Ваню больше чем на два часа невозможно. Сестра сидит с ними, но недолго, ибо она нервная и не может терпеть детей.В результате- зуб лечили два месяца, платила я за каждую манипуляцию и вконце концов,когда муж наконец пошёл на выходные, а он работает 15 через 15, побежала в поликлинику,в гос. где с меня содрали ещё 2 тыщи. Не стала ждать когда меня примут нра первом этаже...за 6 тысяч...Итого - 15 тысяч за зуб.Плакала горько, что могда бы вырвать его и всё, а деньги бы лучше потратила на детей.

о ситуации в Ростовской области

Воскресенье, 29 Июня 2014 г. 10:54 + в цитатник
С Вовой работают ребята из Новошахтинска и Гуково.Говорят, что звонят им родные и плачут. Из зарплат всех бюджетников сдёрнули по 2000 руб. на нужды беженцев. В Новошахтинске сокращают 500 человек на местной фабрике чтоб устроить хохлов. Люди злые на власти. Очередь в садики отодвинули на сто человек назад- пойдут дети беженцев.Короче, сами ростовчане работают в Москве, потому что в регионе нет работы, а если есть- семьи не вытянуть.И теперь эти полунищие ребята ещё и должны им работу свою отдать.А Рашка всё переживает чтоб лицо перед мировым сообществом не потерять.Ну понятно, она стоит к миру лицом.А мы,люди, чем?

И опять о доче.

Воскресенье, 29 Июня 2014 г. 10:48 + в цитатник
И опять о доче. После общения с бабушкой и дедушкой она перестала разговаривать с папой совсем.Это началось два месяца назад когда она заболела ветрянкой и мы её отправили к бабушке чтоб она не заразила малышей. Малыши в результате заболели только через месяц, Соню вернули тоже через три недели, и она стала круглой, вредной хамкой.В колею не вошла никак, даже через месяц, даже через два...Сейчас приходит с работы папа она говорит здравствуй- из своей комнаты и не выходит.
Плачу ночью.При Соне на меня сыпятся и ругательства и упрёки и укоры, и всякий бред. Авторитет мой ноль- отцовского слова вообще нет,потому что как будто и его самого нет...Он днями и ночами работает. Мамин муж имеет на Соню аццкое влияние- он всегда свободен и позволяет ей абсолютно всё. Её усиленно перетягивают на свою сторону моя мать и отчим. Вчера я всё таки набралась сил и приняла решение что как бы мне ни было трудно с малышами это последнее лето когда я им даю Соньку. Год назад когда мы вернулись из Сибири она была совсем другой. Чуткой, доброй, понимающей,а теперь она хамка и вредина. И говорит со мной как моя мать- говорит со мной как с сестрой, старшей и дебильной.
Получается, у моей мамы теперь нет меня. Есть она.
Когда они скандалили в очередной раз этот отчим Миша, сказал- не лезь к чужим детям- сказал про мою дочь.!
-Ты не имеешь права её использовать! Она что тебе, нянька?
- Да тебя надо лишить родительских прав за то, какая она к нам от вас приезжает и наестся не может!
- Что мне опеку вызвать?
-Не хочет она Вову!Он ей не нравится!( то есть папу)
- Ты делишь детей на своих и чужих!
-Да она в музыкальной школе пашет больше, чем твой Вова в шахте!
( кстати музыкалку Соня бросила.завалила экзамен- ей сказали, что музыка не нужна)

И за всё это я их жалею.И даю общаться с Соней.Потому что на неё ещё можно влиять, и она единственная,кто их любит.
А стоит ли?
Недавно мама приезжала, начала при отчиме говорить как мне трудно, как тяжело одной с детьми и .т.п.
типа жалеть.А он сказал- пусть ищет вторую работу этот муж её.
Это сказал 55ти летний амбал который уже 20 лет не работает, живя в деревне.Сидит на шее у моей сестры (снабжаемый её мужем).Что там...Ему каждые три года новую машину покупают не говоря о том что ещё.
Как же он меня ненавидит.
И я понимаю, что в этом сама виновата.Что мне трудно одной с детьми и я иногда могу отправить Соню на выходные и каникулы к ним.А там они её облизывают.Хоть она и от меня видит много хорошего, я ей не отказываю ни в чём, но я её воспитываю. А ни её растят как растение в горшке- польют- цветёт и пахнет. Не польют- скукожится и пожелтеет.Но корни от полива гниют.И ещё как.

эвакуировали гады.

Воскресенье, 29 Июня 2014 г. 10:26 + в цитатник
20 числа, когда моя сестра праздновала 45 летие на даче, нашу машину увезли на Верхние поля.Позвонила старшая по дому с криками, что грузят машину на эвакуатор.Я бросила детей, вызвав соседку и побежала вниз. Пока с семнадцатого этажа спускалась- машину увезли неизвестно куда.Начала трясти дядек из ГАИ куда машина делась- сказали что увезли на Верхние поля.Это ооочень далеко от нас. Машина стояла возле дома, знаков запрещающих нет. В ней коляска и два детских кресла.Если б мне не позвонила старшая, ябы её никогда не нашла.Подумала бычто угнали, хотя на торпеде лежит номер телефона...
Ладно...муж, отпахав в метро смену, уехал на час раньше с работы, чтоб забрать машину. Сначала поехал в ГАИ потом на Верхние поля.Итого он уходит на работу в шесть, пашет в тоннеле до восьми вечера и после ещё бежит искать машину.А впереди ещё 12 таких смен.Заплатил 8 тысяч.Накануне дали вторую часть зарплаты- 8, 5 тысяч.Так что деньги))) были.Теперь их нет(
Так бывает, когда не учишься в высшем учебном заведении ВОВРЕМЯ - говорим мы...Приходится много и тяжело работать, а из кожи вон ведь не вылезешь и БОЛЬШЕ всё равно не заработаешь...Потому что всё чтобольше у начальников,которые несказанно крадут.Крадут по чёрному обирая наш бедный народ.И эта эвакуация, это ведомство Собянина, на которое нет управы- ещё одно доказательство того, что у нас скоро начнётся вторая украинская война.Если люди выйдут из под земли будет страшно.
Вот как так...оштрафовали за ни за что.Если штраф не заплатишь- машину не отдадут.А штрафстоянка это 1000 в день.И не докажешь им что мы многодетная семья.Ответ один- не размножайтесь тогда если вам трудно.
Так говорит моя мама.

Одежда донских казачек

Четверг, 26 Июня 2014 г. 11:49 + в цитатник
Это цитата сообщения Feodoris [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Одежда донских казачек

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Народный костюм – это память, традиции, быт, история, мировоззрение определенного народа.

Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, но время, особенно лихолетье 20-го века не пощадило многого, традиционная казачья одежда  почти исчезла из повседневной жизни. Отдельные детали гардероба, продиктованные условиями быта, все же сохраняются. Женщины во время работы по-особому в разных районах Дона повязывают платки, мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, которые заправляют в брюки, а всю легкую обувь называют «чириками».

Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм великороссов. Донцы всегда выделялись своим внешним видом, своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками, и казаки ревностно относились к своей самостоятельности.  На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом. С образцами настоящей казачьей одежды можно познакомиться в этнографических музеях,  экспозиции которых позволяют судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров. Фольклорные коллективы использовали в качестве «народного» костюма военную форму и женскую «двойку» - длинную юбку и блузки с баской, сшитых зачастую из дешёвых синтетических тканей. В последние годы, когда движение возрождения казачества стало развиваться, всё больше коллективов стало обращаться к старинным образцам казачьего костюма.

Вообще казаки любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде. Из материалов использовались бязь, киндяк, кумач, сафьян, настафиль (особого рода сукно яркой окраски). Более дорогой считалась настафиль ярко малинового (червчатый), жёлтого и синего (тмосинь), а голубого и зелёного цветов более дешёвой.

В одежде донских казаков в особенности отразилась их древняя связь со степными племенами и народами. Штаны, изобретенные еще скифами, являются важным элементом казачьего костюма. Без них невозможна жизнь конника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках». Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше — скифов. Значительно эта связь стала проявляться со времени татаро-монгольского нашествия, а затем в период оживленной торговли с Востоком: мужские шаровары с широким шагом и способ ношения рубахи, заправленной с них; причёска с оселедцом, названия «клобук» для головного убора и «епанча» для верхней одежды, встречаемые в ранних письменных источниках.

Донские казаки исстари подразделялись на верховых и низовых. Это деление основано на существенных различиях в хозяйственном укладе, быту, в материальной культуре, в том числе и в одежде. Традиционный костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур, что связано с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования. И все-таки восточный тюркский элемент играл при этом весьма важную роль.

Мне, как женщине, в большей степени интересна одежда донских казачек. Это огромный и разнообразный мир и для подробного описания всех деталей потребуются тома. Поэтому  мы лишь познакомимся с  характерными для донских казачек видами одежды.

 Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость и удобство.

Картинка 31 из 2037

далее
Рубрики:  шмотота- вышивка, шитьё, старинное, аутентичное

Статья о сарафане.

Четверг, 26 Июня 2014 г. 11:40 + в цитатник
Это цитата сообщения Мисхорик [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Статья о сарафане.

Сарафан - в переводе с иранского это значит «одетый полностью»; в санскрите «сари» – просто «кусок ткани». Между иранским «сарафан и „сари“ слишком прозрачные аналогии. Хотя считается, что сарафан был прежде всего мужским костюмом, но некоторые исследователи полагают, что как таковой сарафан был сакральной одеждой, которой пользовались в свадебной обрядности и мужчины, и женщины. Сарафанный комплекс считался одним из символов веры и обычаев предков. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

1.
76589383_t_r01_08_001 (342x699, 129Kb)
Девичий праздничный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд.
Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII - XVIII вв. Он включал рубаху, сарафан, пояс, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Примерно к XVIII столетию, на севере Европейской России, в Верхневолжье и Московии, прочно утвердился сарафан. Его надевали поверх прямой рубахи. В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.
В средневековой одежде, в том числе и русской светской, рукава могли быть съемной деталью - тогда они временно привязывались, пристегивались или пришивались к плечевой части, при этом пройма под рукой оставалась несшитой. Туда и продевались руки, а сами рукава, будучи не только очень длинными, но и предельно узкими, оказывались чисто декоративным элементом и обычно завязывались сзади. Видимо, первые русские сарафаны были как с рукавами, так и без них. Вплоть до второй половины девятнадцатого века в некоторых губерниях (Владимирской, Псковской и Новгородской) бытовал покрой сарафана с длинными откидными рукавами.
Наряду с отделкой золотными кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами вышивка была одним из основных способов украшения сарафанов.

76589402_large_t_r01_08_003 (510x659, 33Kb)
Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Спереди полотнища-полы не сшиты и удерживаются застежкой с длинным рядом пуговиц на воздушных петлях из тесьмы. Сарафан шился с широкими проймами или с лямками. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.
Сарафан-«московец» прямого, или круглого кроя, шили из семи прямых полотнищ с лифом. Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние — в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя боковыми клиновидными вставками; с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки, обшитые хлопчатобумажной тканью, крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы-нашивки из ярко-синей хлопчатобумажной ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных хлопчатобумажных нитей в технике полотняного переплетения «с перебором». (Перебор — прием в ткачестве, создающий на ткани невысокий рельефный узор из столбиков.) Ткани, при изготовлении которых использовались не только нити домашнего производства, но и покупные хлопчатобумажные, называли достальными.

Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником-фартуком, подвязывавшимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший в крестьянской среде. Он шился из двух полотнищ, присборенных под неширокую обшивку, к краям которых крепились завязки. К подолу пришивалась неширокая оборка из клетчатой красно-желтой пестряди. Ткань ткалась из белых, красных и желтых льняных нитей в сложной технике многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных геометрическими фигурами. Также передники было принято расшивать узорами с сакральной символикой. Места расположения на предмете символов, связанных с плодородием, не случайны. Так, изображения смыкающихся женских и мужских фигур, «засеянных» ромбов и «лягушек», помещенные в нижней части передника, были обращены к материально-телесному низу человека, его сексуальной энергии, а множество фигурок «человечков» на основном вертикальном поле передника, плечевой части рубахи и косынке — как знаки будущей счастливой семейной жизни — к сакральному верху.

На талии обязательно завязывался длинный неширокий вязанный на спицах или тканый пояс с кистями. Пояс к сарафану выплетали на дощечках из шерстяных зеленых нитей с добавлением белых, черных, ярко-розовых и коричневых, его концы оформлены в виде пышных кистей.

Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем. Юбки шили из «портянины» — домотканого гладкоокрашенного полотна или яркой многоцветной пестряди, а также из шерсти домашней работы. Их изготавливали из нескольких прямых полотнищ, собранных под обшивку: спереди — в небольшие защипы, с боков и сзади — в густые сборки. Подолы юбок, видневшиеся из-под сарафанов, завершали праздничный наряд.

Замечательным дополнением к поясу и костюму в целом являлся расшитый яркой шерстью карман-«лакомник». Он шился из двух кусков ткани: наружная часть — из бархата, внутренняя — из темного холста. На внутренней стороне в верхней части нашивались три поперечные полоски тесьмы, в которые продевается пояс, фиксируя таким образом карман чуть выше талии. Карман украшали многоцветной вышивкой в виде разновеликих цветов-розеток. Вверху — длинная горизонтальная прорезь, обшитая хлопчатобумажной тканью (см.рис.2)

76589480_large_t_r01_08_002 (454x700, 46Kb)
Девичий праздничный костюм. 1910—1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, село Жемковка.
Такие карманы не только являлись украшением наряда, но и использовались как кошелек для денег, лакомств, мелких предметов. В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родни жениха.

Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы платками.

По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца. Они имели вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу. Косники расшивались золотными или серебряными нитями, жемчугом, бахромой и кружевом. Мотивами орнаментов служили растительные узоры, фигуры птиц.(см.рис.4)

76589525_large_t_r01_08_004 (483x699, 38Kb)
Девичий венчальный костюм. Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд.
На венчании девушкам не полагалось косу или распущенные волосы закрывать полностью. Головным убором служила повязка — «лента» в виде широкой полосы позумента с жемчужной или бисерной сеткой, пришитой по низу. В Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях иногда косу убирали под длинный белый вязаный колпак, носивший название «честного». Наиболее распространенными венчальными головными уборами на Русском Севере и в Приуралье были также «головодец», «венец», «конура», «челка». Они были обязательно с открытым верхом, имели дугообразную форму или изготавливались в виде широкого обруча, который украшал венок из искусственных цветов и лент. Богато расшитые узорами золотных нитей, украшенные жемчугом, перламутром, цветными гранеными стеклами, фольгой и канителью уборы напоминали сказочные драгоценные короны. Непременным атрибутом свадебного костюма являлась фата, или «дымка», — тончайшая шелковая ткань или шелковый платок, обшитые по краю бахромой, кружевом, лентой.

Эффектным дополнением служили серьги, кольца, ожерелья из жемчуга или бисера, янтарные бусы, приносившие, по народному поверью, счастье в будущей семейной жизни. В таком наряде невеста представала перед алтарем настоящей «молодой княгиней», как она величалась по свадебному чину.

Цена наряда была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому он рассматривался ими как весомая часть наследства, передаваясь из поколения в поколение. Известно, что стоимость некоторых свадебных головных уборов в XIX в. достигала трехсот рублей ассигнациями.

Важнейшим элементом свадьбы после венчания в церкви был ритуал надевания на голову - добрачной женского головного убора — «повивание», «окручивание», «принятие закона», «снятие покрова» (Архангельская, Зологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: коса расплеталась, волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались затем под закрытые головные уборы — кокошник, моршень, борушку, повойник, кику, сороку.(см.рис.6-9).

76589582_large_t_r01_08_006 (537x617, 36Kb)

76589600_large_t_r01_08_008 (573x614, 63Kb)
Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северо-западных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок

Платок, обязательная часть русского костюма, широко использовался в свадебном обряде. В приданое входили различные по назначению платки как домашнего, так и фабричного изготовления. Богатым невестам Каргопольского уезда Олонецкой губернии в середине — второй половине XIX в. готовили несколько золотошвейных платков.(см.рис.10)

76589630_t_r01_08_010 (270x698, 52Kb)
Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северо-западных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок

Платок, обязательная часть русского костюма, широко использовался в свадебном обряде. В приданое входили различные по назначению платки как домашнего, так и фабричного изготовления. Богатым невестам Каргопольского уезда Олонецкой губернии в середине — второй половине XIX в. готовили несколько золотошвейных платков.(см.рис.10)


76589651_large_t_r01_08_013 (358x699, 37Kb)
Костюм новобрачной. 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)


В средневековой одежде, в том числе и русской светской, рукава могли быть съемной деталью - тогда они временно привязывались, пристегивались или пришивались к плечевой части, при этом пройма под рукой оставалась несшитой. Туда и продевались руки, а сами рукава, будучи не только очень длинными, но и предельно узкими, оказывались чисто декоративным элементом и обычно завязывались сзади. Видимо, первые русские сарафаны были как с рукавами, так и без них. Вплоть до второй половины девятнадцатого века в некоторых губерниях (Владимирской, Псковской и Новгородской) бытовал покрой сарафана с длинными откидными рукавами.
Наряду с отделкой золотными кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами вышивка была одним из основных способов украшения сарафанов

76589665_large_t_r01_08_014 (505x699, 48Kb)

76589678_t_r01_08_015 (325x698, 35Kb)
Костюм новобрачной. 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

76589711_large_t_r01_08_018 (380x700, 39Kb)
Высокими художественными достоинствами отличался пояс. Он заканчивался кистями из разноцветных и серебряных нитей с большими ворварками, обнизанными цветным бисером. На кончиках кистей подвешены металлические блестки и бисер.(см.рис.16-17)

76589723_t_r01_08_016 (296x700, 50Kb)

76589736_t_r01_08_017 (428x451, 31Kb)
Комплекс праздничного девичьего костюма завершал шушпан — нагрудная туникообразная одежда с короткими рукавами. Глухой (нераспашной) шушпан имеет древнее происхождение. Существует мнение, что подобные шушпаны носили девушки и женщины в Древней Руси. Шушпан шили из цельного отбеленного конопляного полотна, нешироких прямоугольных бочков и вставок из шерсти, расположенных между ними и по низу.

Типичной одеждой замужних женщин юга России была понева. Существует несколько видов понев: из не сшитых между собой полотнищ, распашная, понева с прошвой и понева-юбка из клетчатой поневной ткани. В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

В довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду.(см.рис.20-24).

76589749_t_r01_08_020 (347x698, 34Kb)
Девичий «печальный» костюм.Конец XIX — начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд.

76589793_t_r01_08_021 (342x698, 29Kb)

76589818_large_t_r01_08_022 (393x699, 28Kb)
Девичьи венчальные костюмы. Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд


1.
76589836_t_r01_08_023 (399x386, 100Kb)

2.
76589844_large_t_r01_08_024 (354x698, 68Kb)
Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм состоиял из рубахи, нижней юбки, сарафана, пояса и передника. Рубаха из отбеленного льна имела составную конструкцию. Нижняя юбка, надеваемая поверх рубахи, была изготовлена из шести прямых полотнищ полушерстяной ткани. Сарафан из отбеленной тонкой шерстяной ткани полотняного переплетения состоял из двух прямых — переднего и заднего — полотнищ. Чуть выше талии сарафан подвязывался красным шерстяным поясом полотняного переплетения. Еще один предмет, входящий в костюм, — длинный туникообразный передник с рукавами, который надевался через голову поверх сарафана. На рубеже XIX—XX вв. такой передник обычно входил в комплекс женской одежды с рубахой и поневой. Архаичный туникообразный крой деталей костюма, его художественное решение, отличающиеся подчеркнутой строгостью и торжественностью, соответствовало его обрядовому назначению.

Костюм новобрачной южнорусских губерний состоял, как правило, из рубахи, поневы, передника, пояса, закрытого головного убора или платка, шейных украшений, серег, вязаных чулок, кожаной обуви. Например, наряд, в который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка Воронежской области, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу, передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку». Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли, иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шелковые ленты.

Двум вариантам «старушечьих» рубах соответствуют два варианта кроя венчальных сарафанов. Черный шерстяной сарафан использовался не только как венчальная, но и вообще как девичья одежда. Если женщина не выходила замуж, она носила сарафан, дополненный передником и поясом, всю жизнь.

Отличительной особенностью сарафана-«широколямошника» является туникообразный крой, что свидетельствует о его древнем происхождении; широкие лямки выкроены из центрального полотнища, перекинутого на плечах. Он имеет неглубокий прямоугольный вырез для головы, боковые полотнища под мышками собраны в густые сборки, зафиксированные изнутри и снаружи нашивкой из черной хлопчатобумажной ткани. (см.рис. 30)

76589864_large_t_r01_08_030 (380x699, 29Kb)
На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.

Ярким акцентом наряда являлся широкий шерстяной красный пояс-«подпояска» с зелеными, лиловыми, белыми и желтыми продольными полосками.

Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве — женщины-жены.

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей (см.рис.27-29):


1.
76589894_t_r01_08_028 (491x526, 164Kb)

2.
76589902_large_t_r01_08_029 (442x699, 206Kb)
кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх небольшими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур-«вздержку». Кичку надевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем шнуром фиксируют ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок прикрывают позатыльнем (позатыльником)— прямоугольной полосой расшитого золотными нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сложное сооружение. Основными мотивами орнамента золотной вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи. Сохранились местные названия отдельных частей сороки: спереди располагается «очелье», по бокам — «кружки», сзади по «позатыльню» спускаются «крылушки». Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но чаще ее отдавали шить на заказ или покупали на ярмарках.

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.

Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов (см.рис.32-35).


1.
76589915_large_t_r01_08_032 (513x688, 203Kb)

2.
76589945_large_t_r01_08_033 (548x700, 134Kb)

3.
76589983_large_t_r01_08_035 (454x700, 133Kb)
Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Например, костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой. Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.

Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.

Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.

Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.

С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты, зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.

По материалам книги С.В. Горожаниной, Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм»
Рубрики:  статьи о традиционной русской культуре
шмотота- вышивка, шитьё, старинное, аутентичное


Поиск сообщений в COMTESSE_LOMIANI
Страницы: 121 120 119 [118] 117 116 ..
.. 1 Календарь