Гимнастика |
Гимнастика проводится ежедневно в одни и те же часы, утром или после дневного сна, но не ранее, чем через 30 минут после еды. Лучшее время для упражнений - второе бодрствование, спустя 40-50 минут после 2-го кормления. Ослабленному ребенку с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии полезны занятия 2 раза в день.
Упражнение проводят до кормления в хорошо проветриваемой комнате, при температуре воздуха не выше 20-22°С и нормальной t° тела ребенка. Длительность занятий - не более 10 мин.
Гимнастические комплексы.
1-3 месяца.
Для детей этого периода жизни проводят комплекс упражнеий, основанный на рефлекторных движениях. Эти упражнения вызывают разгибание мышц, имеют важное значение в укреплении мышц спины, развитии важных структур нервной системы.
1) Выкладывание на живот.
Для укрепления мышц спины и шеи уже в месячном возрасте ребенка выкладывают на живот на 2-3 минуты и добиваются, чтобы он поднимал и удерживал голову. Этот прием развивает умение держать голову. Положите малыша на живот на ровную твердую поверхность, например, на стол, покрытый одеялом или в индивидуальный манеж. При положении ребенка на животе, взрослые поддерживают его ладонью на уровне нижней части грудной клетки и живота. Как только ребенок начинает опускать голову, выложите его на спину. Этот прием повторяют несколько раз в день. С этой же целью в возрасте 1,5-2 мес. ребенка берите 2-3 раза в день на руки и немного подержите его в вертикальном положении. Такое положение способствует тренировке, развитию мышечной системы и удержанию головы.
2) Рефлектороное разгибание позвоночника.
Положите малыша на бочок и аккуратно придерживайте его ножки. Свободной рукой, отступив от самого позвоночника на 1 см, проведите от крестца к шее. Туловище малыша разгибается и образует дугу.
3) Рефлекторное ползание.
Положите малыша на ровную твердую поверхность на животик. Согните ножки малыша в коленных суставахи отведите колени в сторону. Поставьте ладонь к стопам малыша. Как только малыш почувствует опору, он начинает отталкиваться от ваших ладоней и "ползти".
4)Рефлекторное сгибание пальцев ног.
Нажмите большим пальцем свободной руки (одна рука держит ножку малыша в области голеностопного сустава) у основания пальцев подошвы ног - пальчики стопы малыша согнуться.
5) Рефлекторное разгибание пальцев стопы.
Проведите пальцем вдоль наружного края стопы от мизинца к пяточке - пальчики разогнуться. Повторите упражнеия 4 и 5 на другой ножке.
6) Рефлекторная ходьба.
Возьмите малыша в положение "под мышки". Дайте почувствовать пальчикам стопы опору твердой поверхности - малыш начинает делать движение ногами по типу "ходьбы".
3 месяца.
С этого возраста применяются упражнения пассивного характера. К этому времени уравновешивается тонус мышц сгибателей и разгибателей, появляются некоторые двигательные навыки.
1) Сгибание и разгибание ног.
Положите малыша на спинку. Возбмите голени малыша руками и осторожно согните в коленных суставах, приводя их к животу. Затем проделайте упражнение в обратном порядке. Повторите 3-5 раз.
2) Разведение бедер.
Согните ножки малыша в коленных суставах и поддерживая их руками в области этих суставов, поукруговыми движениями отведите правое бедро вправо и одновременно левое - влево.
3) Поднимание рук.
Дайте для захвата ручками малыша большие пальцы Ваших рук. После того, как он их захватит, выпрямите ручки, и поднимите вверх вдоль головы и обратно. Повторите 3-5 раз.
4) Сгибание и разгибание рук.
Дайте для захвата ручками малыща большие пальцы Ваших рук. После того, как он захватит, попытайтесь согнуть и разогнуть ручки малыша в локтевых суставах. Повторить 3-5 раз.
5) Скрещивание рук.
Дайте для захвата ручками малыша большие пальцы Ваших рук. После того, как он их захватит, вытяните ручки малыша вперед, затем в стороны, затем скрестить на груди. Повторите 3-5 раз.
6) Поворот со спины на живот.
Дайте большой палец Вашей руки для захвата левой ручкой ребенка. Правой рукой захватите обе ножки малыша, выпрямите их и мягко поверните направо, одновременно потягивая ручку ребенка вперед, заставляя его повернуть плечевой пояс и голову в ту сторону, куда вращаются нижние конечности. Затем повторите поворот в другую сторону.
4-6 месяцев.
Пассивные движения в занятиях постепенно заменяются активными. В комплекс упражнений дополнительно к вышеуказанным папссивным упражнениям включают упражнения с кольцами:
1) ребенок приседает, держась за кольца;
2) переворачивается на живот, держась за кольца.
В комплекс упражнений включают:
♦ побуждение к ползанию (за игрушкой, размещенной на некотором расстоянии от малыша, лежащего на животе);
♦ доставание игрушки (которую держит взрослый на некотором расстоянии от ручек малыша).
К концу 8-10 месяцев малыша можно обучить смостоятельным активным упражнениям: подниманиям рук вверх, отведениям их в стороны, повороты туловища при помощи побуждения малыша игрушкой, вставание при помощи поддержки, "ползание на четвереньках", ходьба при помощи рук взрослого. Все эти навыки и упражнеия выполняются по мере освоения малышом ползания, стояния.
Рубрики: | УХОД ЗА РЕБЕНКОМ И ВОСПИТАНИЕ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |