-Цитатник

Художник-маринист Вильгельм Мелби - (0)

//s019.radikal.ru/i603/1209/b0/94a28451e17f.jpg //s017.radikal.ru/i427/1209/5b/60cb8d8e4106t.jpg ...

Капитан Блад: Клипы - (0)

Клипы по "Одиссее капитана Блада" Клипы по "Одиссее капитана Блада".

Капитан Блад: три в одном - (0)

Приключения капитана Блада / Рафаэль Сабатини Сабатини Р. Приключения капитана Блада. - СПб.: А...

Османский флот и османские корсары - (0)

Турецкий морской разбой. 11 В 1453 г. Мехмедом II был взят Константинополь и превращен в сто...

Художник-маринист Джеймс Бреретон - (1)

Brereton James. Картины маслом море И волны – о берег, и пена кипела. Мне мо...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Флаги пиратов и корсаров
Флаги пиратов и корсаров
10:34 01.05.2013
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Парусные корабли
Парусные корабли
10:23 01.05.2013
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Старинные карты
Старинные карты
10:19 01.05.2013
Фотографий: 2

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Captain_Drake

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.05.2007
Записей: 123
Комментариев: 10
Написано: 165




А ну-ка песню нам пропой, "Весёлый Роджер"!


Флот Венеции в средние века

Суббота, 01 Сентября 2012 г. 14:53 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Венецианский флот XIII-XV вв.

Основу венецианского флота составляли галеры. В 1268 г. в Венеции уже существовали галеры грузоподъемностью до 190 т, к середине XV в. – до 240.
Средняя грузоподъемность галеры в XIV в. составляла 150 т.
До конца XIII – начала XIV в. венецианские галеры были биремами (на каждой банке размещалось 2 гребца), с начала XIV в. они превращаются в триремы (25 или 30 скамьями вдоль каждого борта по 3 гребца на каждой). Галеры делились на легкие (sottili), предназначавшиеся большей частью для военных целей, и тяжелые, или большие (grosse), осуществлявшие основные грузоперевозки.
Длина галер составляла 34-48 м, отношение длины к ширине у легких галер было 8:1, у тяжелых – 6:1.
Что касается экипажа галеры, то, согласно commissio (предписаний) капитану галер Романии, во второй половине XIV в. «каждая торговая галея должна иметь, кроме нобиля-патрона, одного комита, одного присяжного патрона, двух писцов, одного советника, одного плотника и одного конопатчика, восемь навклеров, пятнадцать баллистариев [арбалетчиков], в число которых входит один брадобрей, сто семьдесят одного гребца, одного кока, одного стольника и одного слугу патрона». Впоследствии число баллистариев на галере возросло до двадцати пяти.
читать далее

Метки:  

Парусники

Четверг, 30 Августа 2012 г. 19:20 + в цитатник
Это цитата сообщения Shadow_and_Angel [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Парусники

Читать далее...

Метки:  

Отличная подборка парусных кораблей

Суббота, 28 Июля 2012 г. 12:02 + в цитатник
Это цитата сообщения Rudenka [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Корабли,Фрегаты,Парусники .Картинки Для Творчества.


4086257_RRRRuRu_S (170x96, 19Kb)

4086257_Rudenka (210x52, 20Kb)4086257_S (96x80, 6Kb)


Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Подборка картин с парусными кораблями

Воскресенье, 22 Июля 2012 г. 18:12 + в цитатник
Это цитата сообщения танкист_Т-72 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ПАРУСНИКИ ВО ВСЕЙ КРАСЕ .

 

Парусники во всей красе


948x762  
Художники :: Парусники во всей красе фото 0
0



Очередная подборка рисунков парусников. Красиво.                                  

Читать далее...

Метки:  

Фотографии парусников

Среда, 18 Июля 2012 г. 12:54 + в цитатник
Это цитата сообщения танкист_Т-72 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ШИКАРНЫЕ ПАРУСНИКИ .

 

 

Шикарные парусники (31 фото)

 
 
Каждый по своему хорош и единственный в своем роде.

Шикарные парусники (31 фото)
Читать далее...

Метки:  

Парусники СССР и России

Среда, 18 Июля 2012 г. 12:45 + в цитатник
Это цитата сообщения танкист_Т-72 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ПАРУСНИКИ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ .

 

ПАРУСНИКИ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Учебный парусник «Надежда». Построен в Польше в 1991 году для Морскго Государственого Университета им. адм. Г.И.Невельского (г.Владивосток).

Читать далее...

Метки:  

Парусники во Франции

Воскресенье, 15 Июля 2012 г. 15:18 + в цитатник
Это цитата сообщения Тангейзер [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Весь мир на ладони:Парусники от Бориса Акунина...

Попытка фоторепортажа

13 июля 2012, 14:19

В чем магия больших парусников, понять трудно. То есть попытаться я могу - память о детском чтении: Джон Сильвер и капитан Блад, «Дети капитана Гранта» и «Корабли в Лиссе». Но всё же только этим не объяснить, отчего я, сильно немолодой дядька скептического умоустройства, замираю на месте, когда вижу наяву такую вот картину:


Это пока не мое фото. Мои хуже

Будто попадаешь и в другой возраст, и в другую эпоху, всё сразу. Не знаю, так же ли сильно настоящие фрегаты, барки и шхуны действуют на женщин, но на мужчин - безотказно. Мы юнеем, глупеем, начинаем трогать руками перила фальшборта, медную оковку штурвала, смолистые ванты. Несколько человек на моих глазах (а потом и я) присели на корточки и погладили палубу – невозможно было удержаться. В общем, налицо все признаки интоксикации.
Черт подери, какие же они красивые, парусные корабли! Видно, что их делали руками, а не станками. И с большой любовью. Потому что на кой они сегодня кому-то сдались, если не по очень большой любви?
В общем так.
В славном корсарском городе Сен-Мало, где я сейчас нахожусь,


Вот он. И опять фотографировал не я


раз в шесть лет проходит морской праздник под названием «Самые красивые парусники мира». Приплывают трех- и четырехмачтовые суда со всего света, встают в гавани. На них можно подняться, погулять, пофотографировать.
Как не могли не заметить читатели моего блога, фотограф из меня хреновый, несмотря на аппарат «Leica». Так что не судите строго.


Читать далее...

Метки:  

Яхта "Султан 2"

Понедельник, 02 Июля 2012 г. 19:23 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

"Пиратская" яхта

Вот она, красавица, яхта "Султан 2"!
султ1 (700x525, 106Kb)

далее

Метки:  

Пиратские парусники

Суббота, 30 Июня 2012 г. 11:12 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

"Пиратские" яхты

Для начала - три яхты.

"Пиратская яхта"
«"Пиратская яхта"» на Яндекс.Фотках

еще две

Метки:  

Парусники / Sails

Суббота, 16 Июня 2012 г. 19:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Cadmii [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ретро парусники. Супер красивые!!!!!!!!

1600x1174  
Художники :: Парусники фото 0
0



 


Метки:  

Маринист А. Беггров

Суббота, 02 Июня 2012 г. 10:24 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Художник-маринист А. К. Беггров

«Фрегат "Меркурий» (1879).
BeggrowМеркурий (700x471, 45Kb)

читать далее

Метки:  

Маринист В. Шиляев

Суббота, 02 Июня 2012 г. 10:22 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Валерий Шиляев. Художник-маринист

Каравелла "Виктория". Кругосветное путешествие Ф. Магеллана, 2011 г.
Ш1 (700x525, 55Kb)

далее

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Русские корсары в Эгейском море

Суббота, 02 Июня 2012 г. 10:06 + в цитатник
Это цитата сообщения Mili_Monte [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Русские корсары в Архипелаге

Пираты Карибского моря: Проклятие «Чёрной жемчужины»

В целях укрепления южных границ Россия развернула в 80-х годах  XVIII в.строительство Черноморского флота и крепостей на побережье Черного моря. В 1778 г. был основан Херсон — первая кораблестроительная база Черноморского флота. В ноябре 1782 г. два русских фрегата впервые вошли в Ахтиарскую бухту. В мае 1783 г. в эту же бухту прибыла эскадра Азовской флотилии и на берегах Ахтиарской бухты началось строительство Севастополя, ставшего главной базой флота на Черном море. В июне того же 1783 г. морские силы России на юге стали именоваться Черноморским флотом.

Читать далее...

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Русские парусные суда

Четверг, 31 Мая 2012 г. 17:54 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Парусники

ладья (700x466, 94Kb)

далее

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Э.Констам. Битва при Лепанто, 1571 г.

Суббота, 26 Мая 2012 г. 09:56 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Лепанто, 1571 год / Э. Констам

1005248819 (568x700, 453Kb)
Констам Э. Лепанто, 1571 г. Главное морское сражение эпохи Возрождения. - М.: Эксмо, 2012. - 96 с.
Аннотация:
"На протяжении всего XVI столетия Средиземноморье оставалось полем ожесточенной битвы между христианами и мусульманами. Решающее сражение, в котором с обе сторон сошлись крупнейшие галерные флоты в истории, определило дальнейшую судьбу стран средиземноморского бассейна. В октябре 1571 г. османские флотилии столкнули с уступающим им в численности христианским флотом Священной лиги. В ходе продлившегося около четырех или пяти часов боя христиане одержали убедительную победу, наголову разгромив турок. Лепанто суждено было стать одной из самых ожесточенных в истории морских битв. В предлагаемой вниманию читателя книге подробно прослеживается ход этой грандиозной военной кампании эпохи Возрождения".

Нравится мне эта серия - "Великие битвы, изменившие ход истории"! Не знаю, что будет дальше, а две прочитанные мною книжки считаю очень даже неплохими.
Автор "Лепанто" - известный специалист по истории пиратства. Не будем забывать, что один из главных участников событий - варварийский корсар Улудж Али, Шелудивый Вероотступник...
Рисунки замечательные! Просто полистать приятно...

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Картины Адольфа Бока

Среда, 23 Мая 2012 г. 19:50 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Адольф Бок. Марина

Немецкий художник-маринист Адольф Бок (1890-1968).
адольф10 (700x563, 101Kb)

далее

Метки:  

Современные парусники

Вторник, 22 Мая 2012 г. 10:44 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Парусники

плыв1 (700x560, 117Kb)

далее

Метки:  

Виктор Губарев. Морской разбой в Вест-Индии как источник первоначального накопления капитала (1621-1697 гг.)

Среда, 16 Мая 2012 г. 17:27 + в цитатник
11. Бой флибустьерской и испанской флотилий, 1669 г. (700x428, 163Kb)

 

 Первая публикация: Губарев В.К. Морской разбой в Вест-Индии как источник первоначального накопления капитала (1621-1697 гг.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецьк, 2006. - № 2. – С. 21-30.


В. К. Губарев


МОРСКОЙ РАЗБОЙ В ВЕСТ-ИНДИИ

КАК ИСТОЧНИК ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА (1621 – 1697 гг.)

Статья посвящена исследованию морского разбоя в Вест-Индии как специфического метода перераспределения сокровищ, наличных денег и товаров между западноевропейскими участниками колониального ограбления Америки в эпоху генезиса капитализма. Автор отмечает, что антильский морской разбой в период своего расцвета и во всех своих разновидностях (флибустьерство, каперство, рейдерство) активно способствовал первоначальному накоплению капитала - необходимому условию становления и развития капиталистического способа производства.

В отечественной историографии до сих пор отсутствуют научные исследования, посвященные выяснению специфической роли морского разбоя в колониальной экспансии западноевропейских держав в эпоху Великих географических открытий и ранних колониальных захватов. Практически не разработан вопрос о социально-экономических корнях пиратства, не изучена связь морского разбоя в водах Америки, Африки и Ост-Индии с процессом так называемого первоначального накопления капитала в странах Западной Европы и его место в колониальном и морском соперничестве европейских государств на различных этапах их заморской экспансии.
Различные аспекты указанных проблем были частично затронуты нами в серии статей, опубликованных в современных украинских научных изданиях [1].
Цель настоящей работы – исследовать влияние морского разбоя в Вест-Индии на процесс первоначального накопления капитала в Голландии, Англии и Франции в период ранних колониальных войн. Анализируя различные документальные свидетельства и обширный фактический материал, собранный зарубежными специалистами по истории колониальных и морских войн, мы постараемся определить, каким образом и в каких размерах награбленные в Карибском море сокровища, деньги и товары поступали на колониальные и европейские рынки.
Поскольку в первой половине XVII в. на морских коммуникациях Атлантики доминировал голландский флот, можно предположить, что наибольшую прибыль от морского разбоя в Вест-Индии получала буржуазия республики Соединенных провинций (далее – Голландия), превратившая морскую войну против Испании и ее колоний в доходное капиталистическое предприятие [2, c. 44-48]. За период с 1621 по 1636 г. каперы Нидерландской Вест-Индской компании (ВИК) захватили в американских водах 547 испанских и португальских судов стоимостью 6 млн. 710 тыс. гульденов, тогда как снаряжение каперских экспедиций обошлось ВИК в 5 млн. гульденов. Продажа награбленного в Голландии принесла компании 30 млн. гульденов дохода [3, p. 35]. Если взять период с 1621 г. по 1643 г., то за это время голландцы захватили или уничтожили более 600 испанских и португальских судов. Только третью часть прибылей ВИК получила за счет торговли; остальной доход был получен за счет морского разбоя и грабежа приморских городов в Америке. Когда в 1628 г. П. Хейн захватил у берегов Кубы испанский «серебряный флот», нагруженный американскими сокровищами, в его руки попала добыча на 11,5 млн. гульденов. Чистая прибыль ВИК составила около 7 млн. гульденов; моряки получили 950 тыс., директора компании – 70 тыс., сам Хейн – 7 тыс. гульденов [4, p. 406]. Пятая часть добычи пошла в пользу государства. Руководство компании смогло выплатить акционерам в 1629-1630 гг. дивиденды в размере 75%. Стоимость взятой Хейном добычи равнялась 2/3 стоимости годового содержания всей голландской армии [5, p. 194-200, 496-499].
В «Доводах Вест-Индской компании против мира с Испанией» (1633 г.) отмечалось, что корабли компании регулярно доставляют в метрополию огромное количество ценных колониальных товаров: кошениль, индиго, имбирь, сахар, шелк, хлопок, шкуры, слоновые бивни, табак, бразильское дерево, соль, смолы и пр. Все это затем экспортировалось в другие европейские страны. Руководство ВИК утверждало, что ежегодно компания вывозила за рубеж около 5 тонн золота, а ввозила более 10 тонн [5, p. 501].
Прекращение войны с Испанией (1648 г.) привело к свертыванию голландского каперства в Вест-Индии. Голландские предприниматели переориентировались на посредническую контрабандную торговлю и работорговлю с испанскими, английскими и французскими колониями в указанном регионе, одновременно поддерживая тесные деловые связи с флибустьерами и буканьерами островов Тортуга, Эспаньола (Гаити) и Ямайка.
Большую добычу удавалось захватывать в Вест-Индии и английским корсарам. Капитаны Компании острова Провиденс [6] имели право сбывать награбленную добычу не только в Англии, но и в колониях, в частности – в Новой Англии, на островах Тортуга и Провиденс, отчисляя в пользу компании определенную долю выручки. Обратимся к «Дневнику» губернатора Провиденса Н. Батлера. Он пишет, что 28 февраля 1639 г. он и его офицеры «были заняты на складе дележом того, что причиталось из захваченных товаров корабельной команде и, соответственно, почтенной компании – пятая часть, мне – моя адмиральская пошлина, а капитану Эксу – вице-адмиральская» [7, p. 8].
Если экспедиция заканчивалась успешно, корсары доставляли в английские гавани добычу, размеры которой в несколько раз превышали расходы на снаряжение кораблей. Губернатор Новой Англии Дж. Уинтроп 28 февраля 1638 г. записал в своем дневнике: «Г-н Пирс на сейлемском корабле «Дизайр» вернулся из Вест-Индии спустя семь месяцев и привез оттуда хлопок, табак и негров, а также соль с Тортуги… Он встретил там два военных корабля, отправленных лордами Провиденса с каперскими свидетельствами, которые захватили у испанцев различную добычу и много негров» [8, p. 4]. Эти два боевых корабля назывались «Хэппи ритарн» и «Провиденс», и командовал ими известный пират Т. Ньюмен. В апреле 1638 г. «Хэппи ритарн» привез из Вест-Индии в Англию груз табака, жира и шкур стоимостью 4 тыс. ф. ст. В ноябре того же года капитан Т. Ньюмен пожаловал на пинассе «Провиденс» в Новую Англию. Дж. Уинтроп записал в дневнике: «Некий капитан Ньюмен был отправлен с поручением графа Голланда, губернатора Вестминстерской компании (т.е. Компании острова Провиденс, - В.Г.), графа Уорвика и прочих из этой компании добывать испанца... в Вест-Индии, после чего он захватил у них много небольших судов и прочее... Он привез много шкур и много жира. Шкуры он продал здесь по 17 ф.с. 10 ш., жир - по 29 шилл. и отплыл в Англию 1 декабря» [9, p. 263].
Ньюмен достиг Ла-Манша в день Рождества, однако здесь счастье изменило ему. Пинассу неожиданно атаковал испанский корсар из Дюнкерка. В результате столкновения пять англичан было ранено, трое убито, а «Провиденс» взят в качестве приза и отведен в дюнкеркский порт. В руки испанцев попало 25 тюков индиго, много ящиков сарсапарильи, золотая цепь, мешок серой амбры, 4 алмаза, большое количество жемчуга, несколько бочек золота и серебра, серебряные слитки и два крупных куска золота всего на сумму 30 тыс. ф. ст. [9, p. 264].
27 августа 1639 г. в дневнике Дж. Уинтропа появилась еще одна характерная запись: «Сюда прибыл небольшой барк из Вест-Индии, на нем - некий капитан Джексон с каперским свидетельством от Вестминстерской компании на право захвата добычи и прочего у испанцев. Он привез много богатств в деньгах, слитках, индиго и сахаре. Он продал здесь свой индиго и сахар за 1400 ф. ст. ... и снова отправился в Вест-Индию» [9, p. 269-270].
Один из каперов Компании острова Провиденс в 1642 г. захватил испанский приз стоимостью 50 тыс. ф.ст. [10, p. 199]. Чтобы представить себе ценность подобного рода трофеев, заметим, что снаряжение каперского судна в Англии обходилось тогда в 1 тыс. ф.ст.
Во время Английской революции 1640-1660 гг. произошло резкое усиление мощи британского флота; это позволило англичанам, с одной стороны, нанести существенный урон навигации и морской торговле Голландии (в период первой англо-голландской «торговой войны» 1652-1654 гг.), а с другой стороны – морской торговле и колониям Испании (в период войны 1655-1660 гг.). Приняв в октябре 1651 г. ограничительный для иностранных (прежде всего – голландских) предпринимателей Навигационный акт, английский парламент в то же время отметил, что его положения не распространяются «на слитки и на товары, захваченные или которые будут захвачены в качестве приза кораблем или кораблями, имеющими полномочия от английского государства» [11, c. 269-270]. Английским подданным разрешалось также доставлять на родину любые виды товаров и продуктов из Испании и ее колоний [11, с. 269]. Данные положения Навигационного акта свидетельствовали не только о поощрении государством корсарского промысла, но и о заинтересованности английских предпринимателей в беспрепятственном получении сокровищ и товаров, захватываемых на иностранных судах. По данным Ф. Коломба, только в годы войны 1652-1654 гг. англичане захватили в Атлантическом и Индийском океанах 1700 голландских призов стоимостью 6 млн. ф.ст., тогда как призы, взятые голландцами, не составляли даже четвертой доли указанной численности и стоимости. Если эти подсчеты верны, то стоимость призов, взятых англичанами в течение двух лет, превышала доход страны за такой же отрезок времени в два раза [12, с. 80-81].
В годы республики английские корсары отчисляли в пользу Государственного совета 1/10 часть награбленной добычи [13, p.14-15]. Среди наиболее известных английских комиссионеров по призовым товарам этого периода можно назвать М. Томпсона, М. Ноэлла и Т. Пови. Указанные купцы-арматоры, владевшие целыми флотилиями каперских судов и имевшие влияние на правительство протектората, финансировали вест-индскую экспедицию 1654-1655 гг. (завершившуюся захватом острова Ямайка) и фактически руководили военными властями Ямайки до реставрации монархии (1660 г.).
В 50-60-х годах XVII в., когда Ямайка была главной базой корсаров и флибустьеров Карибского моря, оттуда в метрополию и Новую Англию шел поток разнообразных призовых товаров и продуктов, в том числе – золото, серебро, драгоценные камни, шкуры, табак, соль, какао, индиго, кошениль, кампешевое дерево. В 1659 г. английский коммодор К. Мингс, покинув Ямайку с 3 фрегатами и 300 солдатами на борту, ограбил на побережье Венесуэлы города Куману, Пуэрто-Кабельо и Коро. В Коро, преследуя убегавших жителей, англичане захватили сказочный трофей - 22 ящика королевских сокровищ (каждый вмещал по 400 фунтов серебра), драгоценные камни и какао. Когда эскадра Мингса вернулась на Ямайку, вся добыча была оценена в 200-300 тыс. ф.ст. (по другой версии - в 500 тыс. ф.ст.) [14, p. 98]. При этом Мингс и его офицеры, ссылаясь на обычай, разрешили своим людям разграбить испанский приз стоимостью 12 тыс. пиастров и забрать серебро из ящиков, взятых в Коро. За неподчинение приказам и утаивание добычи ямайский губернатор Э. Д’Ойли отстранил Мингса от должности и в начале июня того же года отправил в Англию.
По мнению Дж. Бриджеса, награбленная корсарами и флибустьерами добыча была главным источником того богатства, которое в течение длительного периода времени делало Ямайку ведущей британской колонией [15, p. 234]. Наиболее крупные пиратские акции были осуществлены флибустьерами Ямайки в 1662-1671 гг. Так, в октябре 1662 г. флибустьеры под командованием вернувшегося из Англии К. Мингса ограбили кубинский город Сантьяго-де-Куба. Материальные потери испанцев составили 1 млн. ф.ст. Помимо серебра, вина, 200 ящиков сахара и табака, люди Мингса захватили 7 испанских судов [16, c. 41]. В феврале 1663 г. ямайская флотилия под командованием все того же Мингса высадила десант возле мексиканского города Кампече, который был взят штурмом и разграблен. Испанские форты корсары частично разрушили, половину города сожгли, а 14 кораблей, стоявших на рейде, взяли в качестве призов. Добыча оценивалась в 150 тыс. песо, а общий ущерб, нанесенный испанской казне, составил 500 тыс. песо [16, c. 42]. Официальный Лондон, хотя и получал свою долю пиратской добычи, открыто не признавал законность антииспанских акций в Вест-Индии. В апреле 1663 г. Карл II заверил испанское правительство, что он крайне недоволен грабежем Сантьяго-де-Кубы. Когда в мае 1663 г. поступило сообщение о набеге Мингса на Кампече, король осудил и этот рейд. Находившиеся в Испании английские купцы боялись, что из-за пиратских действий ямайской флотилии в Карибском море их бизнес и репутация будут подорваны [17, p. 94]. Чтобы успокоить испанский двор и английских негоциантов, торгующих с Испанией, Карл II запретил Совету Ямайки организовывать набеги против испанских кораблей и прибрежных поселений, но флибустьеры и колониальные чиновники проигнорировали этот «запрет». Бывший вице-губернатор Ямайки Ч. Литтлтон, объясняя лорду-канцлеру необходимость всемерного поощрения корсаров в Вест-Индии (август 1664 г.), подчеркивал, что каперский промысел дает работу большому количеству моряков, защищавшим Ямайку без участия военно-морских сил королевства; кроме того, в случае прекращения постоянного притока в Порт-Ройял призовых товаров многие купцы, по мнению Литтлтона, могли покинуть остров, а это неизбежно привело бы к чрезмерному повышению цен [14, p. 112].
22 февраля 1666 г. Совет Ямайки объявил о своем намерении выдать флибустьерам новые каперские свидетельства против испанцев. Пункт 1 гласил, что это делается «с целью снабжения острова многими продуктами по низким ценам». В пункте 2 отмечалось, что «это пополнит остров деньгами, слитками, какао, кампешевым деревом, шкурами, жиром, индиго, кошенилью и многими другими товарами, благодаря чему люди из Новой Англии будут заинтересованы в доставке своих продуктов и много купцов поселится в Порт-Ройяле». Пункт 3 подчеркивал, что данная мера «поможет бедным плантаторам, продающим провизию боевым кораблям», а пункт 4 – что «это привлечет многих к покупке рабов и заселению плантаций, таких как Хармсон, Бриникен и многих других, где имеются значительные плантации». В то же время активизация антииспанских походов должна была привлечь на Ямайку «сотни англичан, французов и голландцев, многие из которых станут плантаторами» (пункт 5), принести «немалый доход его величеству и его королевскому высочеству в размере одной пятнадцатой и одной десятой части» (пункт 8) и стимулировать ремесленное производство «в Порт-Ройяле и в других местах» (пункт 9) [18, p. 150-151].
Невозможно подсчитать, сколько всего сокровищ было вывезено в те годы из Вест-Индии в Англию. Известно, однако, что в течение лишь одного 1666 г. ямайские власти официально переправили в метрополию 50 тыс. ф.ст. в качестве 1/10 и 1/15 частей пиратской добычи, причитавшейся по закону королю и лорду-адмиралу [13, p. 67]. Примечательно, что столько же Карл II Стюарт ежегодно получал от всех своих коронных земель [19, c. 187].
В 1668 г. флибустьеры под командованием Г. Моргана напали на кубинский город Пуэрто-Принсипе (совр. Камагуэй). Захватив его и разграбив, они взяли у испанцев в качестве выкупа 500 голов скота и вернулись на корабли. Добыча была разделена на одном из островков южнее Кубы и оценивалась в 50 тыс. песо золотом, серебром и различными товарами [20, с. 122-126; 21, с. 359-360]. В июне 1668 г. Морган, имея под своим началом всего 460 человек, совершил нападение на панамский город Пуэрто-Бельо. В течение двух недель англичане грабили город и окрестности, подвергая пленных истязаниям. «Всех кто упорствовал и не желал по доброй воле признаваться, тащили на дыбу и терзали, пока он не отдавал богу душу или не показывал все, что от него требовалось, - сообщает Эксквемелин. - Были и такие, кто не имел вообще никакого добра; они также умирали под пытками, как мученики. Пираты не отпускали никого, и пленники показывали, где спрятано их добро» [20, с. 130]. Флибустьеры ушли лишь после того, как получили за город выкуп в размере 100 тыс. песо. Добычу, как обычно, разделили на островках южнее Кубы. Она составила 250 тыс. песо золотом, драгоценностями и серебряными изделиями, не считая холста, шелка и др. товаров. Губернатор Ямайки Т. Модифорд писал в Лондон, что после грабежа Пуэрто-Бельо рядовые участники грабежа получили по 60 ф. ст., Морган – не менее 400 ф.ст. [16, с. 46] Награбленные в этом походе сокровища увеличили богатство острова на 1/3, а суммы, достигшие Лондона, вывели из бедственного положения королевскую казну. Свою долю получили губернатор Ямайки, лорд-адмирал Англии герцог Йоркский (брат Карла II), его заместитель герцог Альбемарль и сам король.
Весной 1669 г. флибустьеры под командованием Г. Моргана ограбили города Маракайбо и Гибралтар в Венесуэле. 17 мая они с триумфом вернулись в Порт-Ройял; добыча была оценена в 250 тыс. песо (не считая стоимости товаров и рабов). Однако самым известным предприятием Г. Моргана оказался набег на Панаму в 1671 г. Город был не только ограблен, но и полностью сожжен. 24 февраля пираты выступили из Панамы, ведя 157 мулов, нагруженных серебром, золотом, драгоценными камнями и разнообразными товарами общей стоимостью 6 млн. эскудо [22, p. 121]. В пути они поделили награбленное. Все надеялись получить по 800 – 1000 ф.ст., но в действительности на каждого участника пришлось лишь по 10 ф.ст. [23, p. 87] Чувствуя, что в экипажах назревает бунт, Морган и его офицеры спешно погрузили большую часть добычи на корабли и ушли в Порт-Ройял. Совет Ямайки, выслушав отчет Моргана о панамской экспедиции, объявил ему публичную благодарность [24, p. 311].
Крупнейшими пиратскими маклерами указанного периода были члены семьи Модифордов. Годовой доход ямайского губернатора Т. Модифорда (по определению его сына Ч. Модифорда) составлял 2500 ф.ст. Из них 1 тыс. ф.ст. он получал за службу в качестве губернатора, 600 ф.ст. – в виде налога на спиртное, 400 ф.ст. – за каперские свидетельства (одно свидетельство стоило 20 ф.ст.) и еще 500 ф.ст. – в виде «подарков» от флибустьеров. Помимо этих сумм семья Модифордов имела и иные источники дохода. Известно, что губернатор за бесценок скупал у флибустьеров призовые товары, которые разбирал в адмиралтейском суде его брат Дж. Модифорд (главный судья Ямайки). Затем эти товары транспортировались в Англию, где сын губернатора выгодно сбывал их по завышенным ценам [25, p. 77; 26, p. 554].
С развитием плантационного хозяйства и возрастанием спроса на рабов пиратский промысел в Карибском море начал тесно переплетаться с работорговлей. В то время как в Западной Африке в начале 1660-х годов раб стоил 3 ф.ст., в Британской Вест-Индии его продавали за 16 ф.ст. [27, p. 92]. В 70-е годы на Антильских островах стоимость одного раба подскочила до 30 ф.ст. [28, p. 252, 255]. Естественно, что интерес морских разбойников к невольничьим судам возрос. На захвате африканских невольников порой наживались целые состояния. Когда английский корабль «Дайемонд» в феврале 1661 г. захватил голландское невольничье судно «Мартин ван Руссен», губернатор Ямайки Э. Д’Ойли обманул моряков и присвоил себе как негров, так и деньги, взятые на призовом судне [27, p. 154]. Капитан Дж. Галлоп, захватив в феврале 1674 г. голландское невольничье судно «Сусанна» с 660 африканцами на борту, тайно переправил часть невольников на свою ямайскую плантацию, а владельцев корабля, на котором служил, оставил с носом [27, p. 209-212]. Весной 1677 г. в одной из бухт Ямайки шотландский пират Дж. Браун тайно продал местным плантаторам более сотни негров-рабов; последние были захвачены им на голландском невольничьем судне «Голден сан» в районе испанского порта Картахена (в Новой Гранаде) [27, p. 242-245]. Ямайский губернатор лорд Воан велел сурово наказать Брауна (в итоге «малый был повешен»), а невольников вернуть их прежним владельцам. Подобные меры вызвали резкий протест со стороны членов ямайской ассамблеи, наживавшихся на незаконных сделках с пиратами; разгневанному губернатору пришлось распустить ассамблею [29]. Сообщения о том, что флибустьеры и корсары в обход монополии Королевской Африканской компании тайно сбывают невольников на Ямайке, почти ежегодно поступали в лондонский Комитет по торговле и плантациям.
Деньги и товары из пиратской добычи попадали в метрополию не только прямым путем, но и опосредованно. В «золотые годы» флибустьерства на Ямайке вся торговля там была подчинена единственной цели: «перекачать» деньги из пиратских карманов в кошельки ловких дельцов. Город Порт-Ройял, в котором базировались корабли флибустьеров, превратился в рай для скупщиков награбленного, ростовщиков, трактирщиков, содержателей притонов и публичных домов. К 1668 г., по свидетельству Р. Блома, в Порт-Ройяле насчитывалось 800 домов, которые были «столь дорогими, словно стояли на хороших торговых улицах Лондона» [30, p. 14]. Некоторые офицеры и плантаторы держали в домах утварь из серебра, а лошадей подковывали серебряными подковами. Хирург Р. Браун, участник походов Г. Моргана, в декабре 1668 г. писал о Ямайке: «Этот остров в весьма преуспевающем состоянии и становится все более богатым благодаря корсарству…» [23, p. 82] За десять лет количество кабаков в городе увеличилось вдвое и к началу 70-х годов на каждые десять жителей приходилось одно питейное заведение. По свидетельству современников, помимо сотни лицензионных трактиров в Порт-Ройяле имелось множество сахарных и ромовых предприятий, торговавших спиртными напитками без лицензии [14, p. 268]. А. О. Эксквемелин был свидетелем того, как отдельные флибустьеры проматывали за ночь 2-3 тыс. пиастров – всю свою долю добычи [20, c. 76]. Только отдельные, наиболее расчетливые, пираты смогли обогатиться за счет морского разбоя и вложить деньги в бизнес и недвижимость. Среди них самой заметной фигурой был Г. Морган, купивший поместья Дэнкс и Морганс-Вэлли в Кларендоне, Лланримни в Сент-Мэри, Пенкарн в Сент-Джордже и Лоренсфилд близ Порт-Хендерсона [31, p. 58].
Во Франции, как и в Англии, первоначальное накопление осуществлялось в значительных масштабах, однако полученные за счет заморских авантюр богатства направлялись там не столько в торговлю и промышленность, сколько в ростовщичество, откуп и т.п. В первой трети XVII в. ростовщики ссужали деньги на вест-индские предприятия в среднем под 50%. Когда корсары возвращались во Францию, вся добыча делилась на три части. Первая треть отчислялась в пользу арматора и шкипера. Две оставшиеся трети снова делились на трети, из которых одна треть опять-таки шла арматору и шкиперу, а две трети – арматору и поставщикам; из этих же денег арматоры выплачивали заработок матросам [32, p. 11-12].
С появлением французских колоний на Сент-Кристофере, Мартинике, Тортуге и Гаити они стали основными рынками, куда свозилась награбленная добыча и откуда она в дальнейшем переправлялась во Францию. Миссионер Ж.-Б. дю Тертр отмечал, что ценность Тортуги как колонии придали флибустьеры, поскольку именно они, «захватывая богатую добычу у испанцев, смогли быстро обогатить жителей и губернатора» [33, p. 125].
Самыми богатыми людьми на Тортуге были губернатор и его офицеры, поддерживавшие с флибустьерами тесные деловые связи. По договору, заключенному генерал-лейтенантом Французских Антилл шевалье Л. де Пуанси с губернатором Тортуги Ле Вассером 2 ноября 1641 г., последний имел право на десятую часть доходов с острова. Остальное делилось на две части: одна половина отчислялась в пользу Компании островов Америки (сменившую в 1635 г. Компанию острова Сент-Кристофер), другая – в пользу шевалье де Пуанси и его офицеров, причем генерал-лейтенант получал 1/3 часть этой доли, а его офицеры – 2/3 [33, p. 138-139].
Крупным пиратским маклером был губернатор Тортуги и Сен-Доменга Б. д’Ожерон, назначенный на этот пост директорами Французской Вест-Индской компании. Эксквемелин рассказывает, что, когда летом 1666 г. флибустьеры захватили испанский корабль с добычей, состоявшей из 120 тыс. фунтов какао, 40 тыс. пиастров в монете и 10 тыс. пиастров в драгоценностях, они отослали его на Тортугу. Д’Ожерон приобрел этот приз за двадцатую часть его стоимости, а какао велел перенести на свои личные склады [20, c. 86, 96]. Иногда губернатор брал у флибустьеров деньги в обмен на векселя, которые оплачивались во Франции. Это позволяло пиратам возвращаться на родину вполне добропорядочными буржуа, поскольку никто не знал тайну происхождения их состояния. Миссионер Ж.-Б. Лаба сообщает, что на Гаити он встречался с бывшим флибустьером, которого колонисты избрали президентом городского совета. Этот человек был «очень богат» и давно «отошел от корсарства, на котором скопил деньги» [34, p. 240].
Выгодную торговлю с карибскими флибустьерами вели французские оружейные мануфактуры. Специальные буканьерские ружья изготовляли оружейники в Дьеппе, Нанте и Бордо. Лучший буканьерский порох поступал из Шербура. По свидетельству Лаба, в конце XVII в. буканьерские ружья можно было приобрести на Антиллах либо у частных торговцев, либо на королевских складах. Одно ружье стоило 31 ливр 10 солей. Любое судно, отправлявшееся на Антиллы, должно было доставить туда не менее шести ружей [34, p. 121-122]. Таким образом, пиратский промысел в Вест-Индии в известной мере стимулировал развитие мануфактур военного профиля, для которых Карибский регион стал постоянным рынком сбыта оружия.
В 1682 г. французский губернатор Сен-Доменга Ж. Н. де Пуансэ разрешил капитану Л. де Граффу и его компаньону Н. ван Хоорну прибыть в Пти-Гоав для раздела добычи, захваченной на испанском судне, которое везло из Гаваны в Санто-Доминго и Сан-Хуан жалованье для солдат на сумму 120 тыс. песо. Флибустьеры получили по 700 песо на брата, отдав 10% стоимости награбленного губернатору. Затем на свои деньги Н. ван Хоорн и Л. де Графф снарядили экспедицию для похода на испанский порт Веракрус в Мексике. Около 1000 пиратов собрались у мыса Каточе на Юкатане. В мае 1683 г. они двинулись на 8 кораблях к цели. Веракрус был захвачен и разграблен; драгоценностей, денег и товаров было взято более чем на 3 млн. пиастров. Губернатор, попавший в плен, уплатил за себя выкуп в 70 тыс. пиастров. Кроме того, пираты увезли с собой на Гаити от 1000 до 1300 рабов. После дележа добычи на каждого участника похода пришлось по 800 пиастров [14, p. 242].
Годы войны за Пфальцское наследство (1688-1697), весьма обременительные для казны Людовика XIV, в то же время способствовали обогащению той части французской буржуазии, которая вложила часть своих средств в корсарство. За два первых года войны французы захватили в Атлантике и Вест-Индии не менее 3 тыс. английских торговых судов, потеряв лишь 67 своих торговых судов [35, p. 155]. Грабеж в 1689 г. голландской колонии на острове Синт-Эстатиус и английской – на Сент-Кристофере принес французским рейдерам около 400 тыс. ливров дохода [36, p. 152-156]. Значительный урон был нанесен английской работорговле. Так, по подсчетам К. Дэвиса, между 1689 и 1697 гг. французские корсары и флибустьеры захватили 64 невольничьих судна, принадлежавших Королевской Африканской компании (каждое судно стоило в среднем около 4 тыс. ф.ст.) [37, p. 206].
В июне 1694 г. французские корсары под командованием губернатора Сен-Доменга Ж. Дюкасса нанесли удар по Ямайке. Крупные десанты были высажены в различных пунктах побережья. Отряд в 800 человек под командованием Борегара опустошил все восточное побережье острова; другие отряды волонтеров, буканьеров и пиратов разорили плантации и сахарные заводы на северном побережье. Добыча, по некоторым данным, оценивалась в 60 тыс. ф. ст. [36, p. 196]. «Ущерб, нанесенный врагу этой операцией, - писал французский миссионер Ж.-Б. Лаба, - составил более 12 миллионов, не считая военного 50-пушечного корабля, который они захватили, и множества других торговых судов, которые они увели с собой, посадили на мель или сожгли... Захваченных и разделенных между ними негров-рабов насчитывалось 1900, но взятых отдельными лицами и не учтенных в общей добыче было значительно больше. Что же касается денег в звонкой монете, мебели, товаров и машин для производства сахара, то подсчитать точную стоимость всего этого просто невозможно. Достаточно сказать, что захваченного хватило на то, чтобы обогатить изрядное число флибустьеров и обитателей побережья, а Дюкасс и его офицеры сколотили такие огромные состояния, что им могли бы позавидовать самые богатые люди Европы» [38, c. 57-58].
Но самым прибыльным грабительским предприятием французских рейдеров и флибустьеров был поход на город-крепость Картахену в Новой Гранаде (современная Колумбия) в 1697 г. [39]. Материальные потери испанцев оценивались в 46 млн. песо. При этом денег, серебряных слитков, золота, драгоценностей и товаров было взято на 20 млн. песо. Стоимость артиллерии, легкого вооружения, амуниции, церковных колоколов и рабов равнялась 3 млн. песо. Наконец, ущерб городу, порту, кораблям и фортификационным сооружениям определялся суммой в 23 млн. песо [40, p. 3]. Поскольку флибустьеры, участвовавшие в этом предприятии, были при дележе добычи обмануты командиром экспедиции бароном де Пуанти, большая и лучшая часть награбленных сокровищ уплыла во Францию, где попала в руки инвесторов. Губернатор Сен-Доменга Ж. Дюкасс вложил свою долю добычи в плантацию на Гаити и стал одним из самых богатых собственников в колонии [41, p. 155].
Можно констатировать, что деятельность голландских, английских и французских корсаров и флибустьеров в водах Испанской Америки в XVII в. способствовала разорению одних собственников (жертв пиратских нападений) и обогащению других (пайщиков, непосредственных участников экспедиций, скупщиков награбленной добычи и пр.). Процветать и иметь легальные основания столь специфический вид частного предпринимательства мог лишь в периоды, когда отсутствовали нормальные условия для свободного мореплавания и свободной торговли (как в виду частых морских и колониальных войн, так и в силу жесткой монополизации заморской торговли). Поскольку в XVII в. эксплуатация природных богатств Южной и Центральной Америки по-прежнему оставалась монополией севильской Торговой палаты, от пиратских нападений в Карибском регионе страдали в основном подданные испанской короны, а наживались противники Испании – предприниматели Голландии, Англии и Франции. Однако к концу XVII в., с появлением в Вест-Индии английских, голландских и французских колоний и увеличением объемов навигации и торговли англичан, голландцев и французов, от морского разбоя стали страдать не только испанцы, но и их противники. Поэтому, мирясь с каперством как неизбежным спутником и инструментом морских войн, правительства Англии, Голландии и Франции к началу XVIII в. решительно отказались от поддержки несанкционированного морского разбоя (флибустьерства). В дальнейшем активными легальными грабителями на всех «семи морях» оставались лишь каперы (корсары).



Литература

1. Губарев В. К. Роль Нидерландской Вест-Индской компании в сокрушении торгово-колониального могущества Испании в 1621-1648 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія “Гуманітарні науки”. – 2001. – Вип. 30. – С. 44-48; Губарев В. К. Неофициальная война: особенности англо-испанского колониального соперничества в Вест-Индии в 1660-1671 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія „Гуманітарні науки”. – 2002. – Вип. 57. – С. 40-50; Губарев В. К. Тортуга – цитадель флибустьеров (1630-1692 гг.) // Наука. Релігія. Суспільство. – 2004. – № 3. – С. 33-44; Губарев В. К. Компания острова Провиденс и англо-испанское соперничество в Вест-Индии в 1630-1644 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія „Гуманітарні науки”. – 2005. – Вип. 86. – С. 73-80; Губарев В. К. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60-90-е годы XVII в.) // Наука. Релігія. Суспільство. – 2005. – № 3. – С. 39-49.
2. Подробнее см.: Губарев В. К. Роль Нидерландской Вест-Индской компании в сокрушении торгово-колониального могущества Испании в 1621-1648 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія “Гуманітарні науки”. – 2001. – Вип. 30. – С. 44-48.
3. Cordova-Bello E. Compañias holandesas de navegacion, agentes de la colonizacion Neerlandesa. – Sevilla, 1964.
4. Boxer C. R. Piet Heyn and the Silver-Fleet // History Today, XIII (June, 1963). – P. 398-406.
5. Goslinga C. Ch. The Dutch in the Caribbean and on the Wild Coast: 1580-1680. – Assen, 1971.
6. См.: Губарев В. К. Компания острова Провиденс и англо-испанское соперничество в Вест-Индии в 1630-1644 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія „Гуманітарні науки”. – 2005. – Вип. 86. – С. 73-80.
7. Privateering and Piracy in the Colonial Period: Illustrative Documents / Ed. by J. F. Jameson. – N. Y.: The Macmillan Company, 1923.
8. Documents illustrative of the History of the Slave Trade to America / Ed. by E. Donnan. – N. Y., 1969. – Vol. III.
9. Newton A. P. The Colonising Activities of the English Puritans. The last phase of the Elizabethan Struggle with Spain. – N. Y.: Kennikat Press, 1966.
10. Quinn D. B., Ryan A. N. England’s sea empire, 1550-1642. – L. ; Boston ; Sydney, 1983.
11. Законодательство английской революции 1640-1660 гг. / Сост. Н. П. Дмитревский. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.
12. Коломб Ф. Морская война. – М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
13. Documents relating to law and custom of the sea / Ed. by R. G. Marsden. – L.: Navy Records Soc., 1916. – Vol. II.
14. Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in the XVIIth Century. – Hamden, Conn., 1966.
15. Bridges G. W. The Annals of Jamaica. – L.: Frank Cass and Company Ltd., 1968. – Vol. I.
16. Губарев В. К. Неофициальная война: особенности англо-испанского колониального соперничества в Вест-Индии в 1660-1671 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія „Гуманітарні науки”. – 2002. – Вип. 57. – С. 40-50.
17. The Diary of Samuel Pepys / Ed. by R. Latham and W. Matthews. – Berkeley; Los Angeles, 1971. – Vol. IV.
18. Carse R. The Age of Piracy; a history. – N. Y.; Toronto: Rinchart, 1957.
19. Татаринова К. Н. Очерки по истории Англии. 1640-1815 гг. – М.: Изд-во ИМО, 1958.
20. Эксквемелин А. О. Пираты Америки. – М.: Мысль, 1968.
21. Рогожинский Ж. Энциклопедия пиратов. – М.: Вече, А. Корженевский, 1998.
22. Thornton A. P. West India policy under the Restoration. – Oxford, 1956.
23. Hamshere C. The British in the Caribbean. – L.: Weidenfeld and Nicolson, 1972.
24. Howard E. Sir Henry Morgan, the Buccaneer. – S. I. – 1842.
25. Pringle P. Jolly Roger. The Story of the Great Age of Piracy. – N. Y., 1953.
26. Barbour V. Privateers and Pirates of the West Indies // The American Historical Review. – April 1911. – Vol. XVI. – № 3.
27. Documents Illustrative of the History of the Slave Trade to America, 1441-1700 / Ed. by E. Donnan. – Washington: Carnegie, 1930. – Vol. I.
28. Bridenbaugh C., Bridenbaugh R. No peace beyond the Line. The English in the Caribbean. 1624-1690. – N. Y., 1972.
29. Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies, 1677-1680: no 383.
30. Hurwitz S. J., Hurwitz E. F. Jamaica. A Historical Portrait. – L.: Pall Mall Press, 1971.
31. Black C. V. The Story of Jamaica from prehistory to present. – L., 1965.
32. Documents relatifs a la marine normande et a ses armements aux XVIe et XVIIe siecles / Publ. par Ch. et P. Breard. – Rouen, 1889.
33. Peña Batlle M. A. La isla de la Tortuga. – Madrid : Cultura Hispanica, 1977.
34. Labat J.-B. Viajes a las islas de la America. – La Habana, 1979.
35. Guttridge G. H. The Colonial policy of William III in America and the West Indies. – L., 1966.
36. Crouse N. M. The French Struggle for the West Indies, 1665-1713. – N. Y., 1943.
37. Davies K. G. The Royal African Company. – L.; N. Y., 1957.
38. Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя. – М.: Остожье, 1997.
39. Подробнее см.: Relation de ce qui s’est fait a la prise de Cartagene, scituee aux Indes Espagnoles, par l’Escadre Commandee par Mr. de Pointis. – Bruxelles, M.DC.XCVIII.
40. Matta Rodriguez E. El asalto de Pointis a Cartagena de Indias. – Sevilla, 1979.
41. Butel P. Les Caraїbes au temps des flibustiers, XVIe – XVIIe siecles. – P., 1982.


В. К. Губарев
Морський розбій в Вест-Індії як джерело первісного накопичення капіталу (1621 – 1697 гг.)

Статтю присвячено дослідженню морського розбою у Вест-Індії як специфічного методу перерозподілу скарбів, готівки і товарів між західноєвропейськими учасниками колоніального пограбування Америки в епоху генезису капіталізму. Автор відзначає, що антильский морський розбій у період свого розквіту і у всіх своїх різновидах (флібустьєрство, каперство, рейдерство) активно сприяв первісному нагромадженню капіталу – необхідній умові становлення і розвитку капіталістичного способу виробництва.

V. K. Gubarev
The sea brigand in the West Indies as the source of the initial accumulation of the capital, 1621 – 1697.

In the article the author studies the piracy in the West Indies as specific method of the redistribution treasure, cash of the money and goods between participants of the colonial robbery of the America in epoch of the genesis of capitalism. The author notes that antilles sea brigand at period of its bloom and in all their own variety (freebootering, privateering, cruising) actively promoted the initial accumulation of the capital as a necessary condition of the formation and developments capitalistic way production.


[B]

Серия сообщений "История пиратства, каперства, рейдерства":
Отсек, посвященный истории морского разбоя и субкультуре джентльменов удачи.
Часть 1 - Виктор Губарев. Морской разбой в Вест-Индии как источник первоначального накопления капитала (1621-1697 гг.)
Часть 2 - Виктор Губарев. Левассёр - первый французский губернатор Тортуги
Часть 3 - Сомалийские пираты
...
Часть 7 - Виктор Губарев. Первое официальное упоминание о капитане Кидде
Часть 8 - Османский флот и османские корсары
Часть 9 - Капитан Блад: три в одном


Метки:  
Цитата сообщения Анастасия_Склифский

Моя бабушка курит трубку

Цитата

Понедельник, 14 Мая 2012 г. 11:19 + в цитатник
Прослушать
607 слушали
21 копий

[+ в свой плеер]

Гарик Сукачев - Моя бабушка курит трубку

Моя бабушка курит трубку,
Черный-пречерный табак,
Моя бабушка курит трубку,
В суровый моряцкий затяг.
Моя бабушка курит трубку
И обожает огненный ром,
И когда я к бабуле
Заскочу на минутку,
Мы с ней его весело пьем.

У нее ни чего не осталось
У нее в кошельке три рубля.
Моя бабушка курит трубку,
Трубку курит бабушка моя.

Моя бабушка курит трубку
И чертит планы захвата портов,
А потом берет в плен
очередную соседку
И сдает ее в бордель моряков.
Та - становится лучшей шлюхой,
Та - становится женщиной-вамп,
У нее - голубые корсет и подвязки,
А на шее - атласный бант.

У нее ни черта не осталось,
У нее в кошельке три рубля,
Но моя бабушка курит трубку,
Трубку курит бабушка моя.

Моя бабушка курит трубку
В комнатенке хрущевки своей,
Моя бабушка курит трубку
И сквозь дым видит волны морей.
Ее боятся все на свете пираты
И по праву гордятся ей
За то, что бабушка грабит
И жжет их фрегаты,
Но щадит стариков и детей!

За то, что бабушка грабит
И жжет их фрегаты,
Но щадит стариков и детей!

Хоть у нее ни черта не осталось!
У нее в кошельке три рубля,
Но моя бабушка курит трубку,
Трубку курит бабушка моя!

У нее ни чего не осталось
У нее в кошельке три рубля.
А моя бабушка курит трубку,
Трубку курит бабушка моя.
1253607896_babushka_cgtalk (524x700, 216Kb)

Метки:  
Комментарии (0)

Православный святой в плену у корсаров

Понедельник, 14 Мая 2012 г. 11:17 + в цитатник
Это цитата сообщения Pirattika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Православный святой в руках турецких пиратов

Средневековым мореплавателям угрожали опасности двоякого рода. Во-первых, это были мели, бури и штормы, - то, что называлось periculum maris – опасности, исходящие со стороны моря. Но не это было самым страшным. Суда гибли не только в результате кораблекрушений. Многие, очень многие, попадали в руки к пиратам. Так называемая periculum gentis – опасность со стороны людей, – представлялась куда более реальной.
Особенно неблагоприятно ситуация складывалась в XIV в. в Эгейском море – «классической» зоне пиратства. С одной стороны, в Эгеиде, изобилующей островами и островками, морские разбойники всегда могли найти для себя надежное убежище. С другой стороны, здесь с античных времен процветала морская торговля, так что рыцарям удачи было чем поживиться.
Страх перед морскими разбойниками был так силен, что моряки и пассажиры в каждом встречном корабле готовы были видеть пиратский. Например, около 1315 г. с одного византийского корабля, идущего из Фессалоники в Константинополь, заметили другое судно. Неизвестно, кто первым крикнул: «Смотрите, пираты!», но на корабле поднялась паника. Люди, испугавшись за свою жизнь и кошелек, схватились за оружие. Однако незнакомый парусник оказался вполне мирным византийским судном.
Византийцы, вообще не стеснявшиеся в своих письмах приврать ради красного словца, упоминают о «пиратах, которых мы встречаем… в числе большем, чем сами волны». Совершить морское путешествие зачастую казалось им куда худшим, чем пройти «мимо многократно воспетой Сциллы». Впрочем, положение и в самом деле оставляло желать лучшего. Византийский ученый и политический деятель Димитрий Кидонис (ок. 1324-1397/1398), характеризовал сложившуюся ситуацию следующим образом: «Теперь бухты закрыты и пути захвачены. В это время пираты нападают на тех, кто плывет, бандиты атакуют тех, кто идет пешком. Всякий остается дома из страха».
Разумеется, чаще всего жертвами пиратов становились моряки и торговцы, но однажды в руки морских разбойников попал… настоящий православный святой.
В начале 1354 г. видный византийский церковный деятель, архиепископ фракийского города Фессалоники, св. Григорий Палама вместе со своими спутниками-монахами отправился в Константинополь. Очевидно, архиепископа призывали в столицу империи очень важные дела, потому что время для морского путешествия он выбрал крайне неудачно. Во-первых, стоял февраль, а с ноября по февраль погода не благоприятствовала плаваниям, и навигация в Эгеиде на этот срок фактически замирала. Во-вторых, турки-османы только что захватили город Галлиполи на берегу Дарданелл, и теперь угроза захвата нависла над всеми кораблями, рискнувшими войти в этот пролив. Полуостров Галлиполи с одноименным городом перешел в руки неверных тем легче, что землетрясение, разразившееся незадолго до описываемых событий, разрушило там византийские крепости, и те не могли оказать туркам фактически никакого сопротивления. Сотни, тысячи пленников угнали турки в Малую Азию. Большинство из них ждала продажа в рабство, исключение составляли лишь те, кто мог заплатить богатый выкуп.
По пути в Константинополь Григорий Палама со своей свитой сделал остановку на острове Тенедос. Затем архиепископ и его спутники-монахи, по выражению самого Паламы, «взошли на корабль… и отплыли с попутным ветром, но с капитаном-самодуром, и, скорее всего, просто глупцом и врагом своего корабля». Несчастья сразу же начали преследовать путешественников. Ночью поднялся сильный ветер и отнес корабль к Галлиполи. На рассвете византийцы увидели турок, «передвигавшихся в боевом порядке по суше и по морю». Архиепископ и прочие пассажиры принялись умолять капитана вернуться на Тенедос. Но тот недооценил опасность и возвращаться отказался.
Как только ветер стих, корабли «варваров» атаковали византийское судно, захватили греков в плен и увели в Малую Азию.
Однако, попав прямо в лапы к неверным, св. Григорий не впал в отчаянье, напротив, он усмотрел в этом промысел Божий, ведь на его долю выпала миссия проповедовать среди турок Евангелие.
В течение нескольких месяцев своего пребывания в Малой Азии Палама без устали вел ученые диспуты с мусульманами. Правда, как только архиепископ начинал чувствовать, что его оппоненты пришли в раздражение, полемику благоразумно прекращал.
Палама добрался до Константинополя только весной 1355 г. Турки не отпускали архиепископа, требуя, чтобы он заплатил выкуп. За это время в Византии сменилась власть: трон перешел к молодому императору Иоанну V Палеологу. Новый правитель не спешил выкупать беспокойного церковного деятеля, который поддерживал его предшественника-узурпатора Иоанна Кантакузина. В конце концов за Паламу внесли выкуп «подвигнутые Богом» сербы.
Скончался Григорий Палама 14 ноября 1359., а в 1368 г. был канонизирован православной церковью.

Метки:  

Поиск сообщений в Captain_Drake
Страницы: 6 5 [4] 3 2 1 Календарь