История войлока и искусства валяния шерсти
Обычные волокна шерсти могут стать
особенной валяной вещью...
Одним из распространенных ныне видов рукоделия является валяние из шерсти (фелтинг от англ. felting, фильцевание от нем. filzen) – техника изготовления из непряденой шерсти одежды, обуви, аксессуаров, игрушек, картин и многого другого.
Валяние, пожалуй, один из древних способов обработки шерсти, возникших еще до нашей эры, его история так глубока, что точно сказать, как и когда появился войлок, сложно. Об этом мы можем судить только по находкам археологов.
Вероятно, древние люди начинали валять еще из шерсти диких животных, однако такая шерсть обладает низкой валкоспособностью (способностью уплотняться в результате сближения, переплетения и сцепления волокон). А потому более широкое изготовление и использование войлока началось, когда люди сами стали разводить овец. По оценкам ученых одомашнивать овец начали примерно 8-12 тыс. лет назад на обширной территории от Каспийского моря до Гималаев. С тех пор их шерсть и стала основным сырьём, как для войлоковаляния, так и ткацкого производства.
У многих народов, особенно кочевых, войлок был одним из главных видов текстиля, служивших человеку на протяжении всей жизни, с помощью которого создавалось множество удобных и необходимых вещей: юрты, разнообразные ковры, сумки, предметы одежды, обувь и многие другие вещи домашнего обихода.
Соответственно во многих культурах есть свои легенды, связанные с появлением войлока. Так шумерская легенда утверждает, что секрет создания войлока был обнаружен воином-героем, царем Ура, Шумера и Аккада, Ур-Намму (Ur-Nammu), правящем приблизительно в XXII-XXI вв. до н.э.
Согласно средневековой легенде Святой Климент, живший в I в. н.э., впоследствии ставший четвёртым папой римским, странствуя, случайно открыл процесс создания войлока. Для большего удобства он набил сандалии очесом (короткими волокнами шерсти), в результате воздействия ног, пота и влаги с земли клочки шерсти спутались и превратилась в валяное полотно. Став епископом, он набрал группу работников для совершенствования процесса валяния. Впоследствии Св. Климент считался покровителем шляпных мастеров, широко использовавших войлок в своей работе.
Согласно другой легенде это был Святой Иаков, апостол Иисуса Христа. Во время путешествия из Святой земли в Испанию для того, чтобы успокоить свои больные ноги, не привыкшие к долгим странствиям, он собрал с кустов зацепившиеся пучки овечьей шерсти и выложил мягкий слой между ногами и сандалиями. А через некоторое время заметил, что шерсть, благодаря давлению, влажности и поту, свалялась.
Еще одна интересная легенда гласит, что Ной выстелил свой ковчег овечьей шерстью, которая за время путешествия в результате намокания и вытаптывания животными стала войлочным ковром. В другой интерпретации легенда звучит так: помещенные в ковчег овцы линяли, роняя свою шерсть на пол, под воздействием влаги и вытаптывания копытами шерсть за время долгого путешествия превратилась в валяный ковер.
Картина Симона де Миля Ноев ковчег на горе Арарат, 1517г.
Достоверных данных о том, где же зародилось валяние, нет и с научной точки зрения. Существует множество теорий.
По одной из них, создание войлока, как и множество других изобретений, приписывается одной из древнейших известных нам цивилизаций, шумерам. Выявлено, что уже в 4-3 тыс. до н.э. древние шумеры носили одежду из войлока, в основном используя его при создании военных доспехов. Вот как, например, описывается войско одного из шумерских правителей: тяжеловооруженные воины были защищены тяжелыми войлочными бурками с большими медными бляхами, метатели дротиков первыми стали использовать щит и «мягкие» доспехи, изготовленные из войлока или кожи, копейщики были защищены «мягкими» доспехами или войлочными накидками.
При раскопках в шумерском городе Уре найдены остатки материи, похожей на войлок, которой был подбит знаменитый золотой шлем Мескаламдуга, одного из первых царей, правящего в XXVI в. до н.э.
Известно, что египтяне для защиты использовали войлочные шапки, напоминавшие парики, а торс защищали легкими войлочными доспехами, сделанными по шумерскому образцу. Легкая пехота носила войлочные, обшитые тканью передники.
В древнем Вавилоне и Ассирии войлок применяли при изготовлении одежды.
Викингами (IX-XI вв.) использовались варианты кожаного или войлочного доспеха. В ходу были также войлочные шляпы.
Вообще весьма вероятно, что валяние возникло практически одновременно в разных местах, где человек одомашнил овцу.
На данный момент самым древним войлоком являются обнаруженные археологами фрагменты войлока из шерсти овец в одном из древнейших поселений времен неолита Чатал-Хююк, существовавшем в 7-6 тыс. до н.э. на территории Анатолии в Турции.
В начале XX в. на территории Китая были найдено захоронение европейцев, так называемые Таримские мумии, самые древние из которых датируются 2 тыс. до н.э. Среди прочего неплохо сохранились и их плащи из войлока.
Одними из древнейших изделий, сохранившихся в хорошем состоянии и поражающих своим великолепием, являются найденные учеными в многочисленных захоронениях древнеалтайских кочевников разных периодов, таких как скифы, хунну: тонкие войлочные сапоги и различная одежда с аппликацией из цветного войлока, войлочные ковры, среди которых встречаются изготовленные из разноцветно окрашенных кусочков войлока, войлочные чепраки с аппликацией из тонкой кожи и цветного войлока, используемые под седла.
Так, например, в обнаруженных в горном Алтае Пазырыкских курганах (V-IV вв. до н.э.) найдены великолепные образцы войлочных изделий со сложными узорами: ковры из белого войлока, украшенного цветными аппликациями, огромные полотнища (около 30 кв.м) с композициями из цветного войлока, отличавшегося удивительной пластичностью и мягкостью линий, войлочные головные уборы.
Древнейший ворсовый ковер в мире из Пазырыкского кургана. Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Благодаря находкам ученых известно, что древние алтайцы валяли войлок различных сортов и качества из шерсти и пуха овец. Натуральный цвет войлока белый или чёрный, в зависимости от масти овец, но нередко войлок окрашивали. Наблюдающийся теперь желтоватый цвет является результатом долгого пребывания войлока во влажной земле. Войлок лучшего сорта тонкий, не более 2-3 мм, и именно из этого войлока шили кафтаны, чулки, носки, изготавливали ковры и седельные попоны.
Фрагмент войлочного ковра из Пазырыкского кургана. Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Вообще в старину технология производства войлока была довольно проста: овечью шерсть выкладывали слоем толщиной в 6-7 см, при изготовлении ковра – сразу несколько слоев, один из которых состоял из будущего орнамента, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали горячей водой и хлопали ладонями, стараясь не сдвигать пласты, если их было несколько. Этот процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. После шерсть при необходимости снова поливали водой и сворачивали в рулон, обычно накручивая на деревянный валик, сверху обертывали кожей, циновкой или тканью и обматывали веревкой. Затем этот рулон, буксируемый лошадью, катали по земле до тех пор, пока войлок не был готов. Более мелкие куски сбивали руками. Первые войлоки изготавливали из натуральной шерсти естественного цвета, затем стали использовать красители, полученные, в основном, из растений.
Войлок – самый древний материал кочевников, весьма распространен среди тюркоязычных народов. Именно у тюрков появился ряд замечательных изобретений, помогающих выжить в безжизненной степи. Например, войлок обрел новое качество, став строительным материалом. Войлочная юрта – одно из великих достижений кочевых народов, их быт требовал, чтобы жилище было нетрудоемким в изготовлении и транспортабельным, её покрытие не пропускает дождь, ветер, холод. Во время завоевательных походов и Великого переселения народов юрты устанавливались на повозки, образуя таким образом целые «кочующие города». Китайский поэт Бо Цзюй-и еще в IX в. посвятил юрте стихотворение «Голубая юрта», есть там такие строчки:
Казахская юрта
Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив…
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло…
Войлок против инея – стена,
Не страшна и снега пелена…
В древней Италии основным материалом, из которого изготавливалась одежда, была шерсть. Тонкая шерсть разводимых там овец могла поспорить с лучшими сортами греческой шерсти, которая славилась в древности по всему миру.
Помпеи, разрушенные в результате извержения Везувия в I в. н.э., издавна были центром переработки шерсти на юге Италии, в регионе Кампания. В Помпеях шерстоткацкое производство практически полностью было сосредоточено в специальных мастерских, расположенных в различных уголках города. Более чем в сорока текстильных мастерских трудились мастера различных специальностей: ланифрикарии (lanifricarius) мыли и чистили шерсть, инфекторы (infectores) ее красили, оффекторы (offectores) подновляли краски на полинявшей одежде, фуллоны (fullones) валяли сукно – шерстяную валяную ворсистую ткань, а коактилиарии (coactiliarius) изготавливали войлок.
Однако первоначально валяние войлока было одной из функций фуллонов. Так во время многочисленных раскопок в Помпеях были найдены мастерские фуллонов (сукновальни). Уцелело некоторое оборудование, сохранились надписи и фрески, рассказывающие о процессе изготовления сукна.
Остатки сукновальни в Древней Остии. De Ruyt 2001
Сукновальня в древности была одновременно и прачечной. Чтобы смыть с шерсти грязь, ее замачивали в чане с теплой водой, в которую добавляли вещества, помогающие удалить жир, оставшийся в шерсти. Фуллоны клали в свои чаны соду, но еще чаще пользовались мочой, образующей в соединении с жиром мыло, хорошо отмывающее вообще всякую грязь. Чаны стояли в небольших загородках и сукновалы, влезая в эти чаны, опирались руками о перегородки и начинали топтать содержимое, равномерно подпрыгивая. Эти движения получили название «танец фуллонов» (saltus fullonicus).
Танец фуллонов
Затем все это усиленно полоскалось в больших ваннах с чистой водой с многократной сменой воды. После материю раскладывали на больших столах и начинали бить вальками, что способствовало как сваливанию, так и удалению грязи, далее развешивали для просушки на веревках или жердях. После высыхания приступали к ворсованию, сукно надирали вручную шкуркой ежа или специальными ворсильными щетками из репейника.
Фреска из мастерской фуллонов в Помпеях. Национальный археологический музей (Неаполь)
На фреске работник слева занимается ворсованием подвешенной на жердь ткани, которую он надирает шкуркой ежа. Мимо проходит другой с легкой плетеной клеткой на плечах и котелком с серой. На клетку натягивали материю, вымытую и наворсованную, а пары от заженной серы отбеливали ткань. Сова - птица богини Минервы.
Римские фуллоны поклонялись Минерве, италийской богине мудрости, покровительнице ремесел и искусств. И главное празднество в ее честь Квинкватрии, проходящее с 19 по 23 марта, было праздником ремесленников.
Начиная с XI в., в Европе стали применять мельничный механизм с водяным колесом в бурильных установках, текстильном производстве, пивоварении, дублении кож, там, где до того использовался тяжелый ручной труд. В сукновальных и валяльных мельницах водяное колесо приводилось в движение потоком воды и в свою очередь запускало тяжелые молоты, которые ударяли по шерсти, уплотняя ее.
Однако, еще вплоть до конца XII в. валяние производилось так же, как и в древнеримском ремесле – ручным и ножным способом. Но, в конце концов, примитивность операций и необходимость прилагать большую силу привели к замене ручного труда сукновальной мельницей. Хотя первые упоминания о таких валяльных мельницах датируются X в. и относятся к Персии. Но в то же время существует свидетельство, возможно, о валяльной мельнице, датируемое 73 г. н.э., в столице Сирии Антиохии (в то время римской провинции).
Ко времени первых крестовых походов в конце XI в. валяльные мельницы уже активно применялись во всем исламском мире, откуда и распространились в Европу.
К началу XIII в. механизированное производство сукна стало практически повсеместным во всей Западной Европе, однако этот процесс в разных странах происходил не одновременно.
Во Франции сукновальные станки стали использоваться еще в XII в., самая ранняя известная ссылка на валяльный завод в Нормандии датируется 1086 г. Но ремесленники к новым изобретениям относились негативно и потому боролись против замены ручного труда техникой. Например, вплоть до XV в. в Париже было запрещено использование валяльной мельницы, поскольку, заменяя труд 24 человек, могла привести к безработице.
В Англии самое раннее упоминание о сукновальной мельнице относится к 1185 г. Но и здесь сукновалы выступали против механических аппаратов, утверждая, что при их применении сукно получается худшего качества, чем при ручном валянии. Так, в 1208 г. в Лондонском цехе сукновальщиков рассматривалась жалоба городских сукновалов, требовавших запрещения работы загородной водяной мельницы, лишающей их заработка, и цех удовлетворил просьбу жалобщиков. Но все запреты были бессильны и подлинный рассвет сукновальных мельниц пришелся на конец ХIII в., а к 1327 г. во всей стране насчитывалось уже 130 таких мельниц.
В Италии такая мельница также распространилась не сразу и не повсеместно. Во Флоренции сукновальные мельницы появились в XIII в.
В Германии первое упоминание об использовании сукновальной мельницы датируется 1223 г. (г. Шпайер).
Первое упоминание в Испании двух валяльных мельниц вблизи Героны относится к 1160 г.
Водяная мельница для валяния в Adiezo (Кантабрия Испания)
В позднее средневековье (XIV-XVI вв.) валяние шерсти осуществлялось в основном уже водяными мельницами.
C середины XV в. в Европе начался новый промышленный подъем – цеха, объединявшие ремесленников одной или нескольких схожих профессий, уступали место мануфактурному производству, в котором широко использовались разделение труда и его кооперация. Производство сукна достигло такого размаха, что только механическое валяние могло обеспечить своевременный выпуск больших партий товара. Официально начинают сниматься запреты сукновальных мельниц, а спустя век борьба против них прекращается. В XVIII ст. в Англии сукновальная мельница становится обязательной частью всякого крупного суконного предприятия.
Итальянская сукновальня конца XVI в. (гравюра из книги Цонка)
В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины, в которых пропитанная теплой жидкостью шерсть пропускалась между двумя вращающимися цилиндрами и протискивалась в узкий желоб с крышкой, придавленной грузом. Продвигаясь с трудом, сильно сжималась, терлась о стенки желоба, крышку и таким образом сваливалась. В некоторых машинах валяние происходило при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.
Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Вообще фетровые шляпы начали производить в Голландии и Испании в XIV в. из меха бобра. В XVII в. крупным производителем шляп становится Северная Америка, где водилось много бобров. Вскоре стали использовать фетр из смеси бобрового меха и шерсти, поскольку такой материал был значительно дешевле. Достаточно сложный процесс формовки шляп был упрощен изобретением в 1855 г. американской шляпной машины.
С середины XVIII до середины XIX в. производство фетра было опасным занятием, поскольку в этот период для промывания шкур применяли ртуть. И случаи отравления шляпных мастеров в результате действия токсичных паров были весьма распространены.
В первой половине XX в. многие мужчины на Западе носили фетровые шляпы (федора, трилби, хомбург и др.), она была неотъемлемой частью их костюма.
Шляпа. Фото: flickr.com/ingermaaike2
На Руси также издревле использовали в обиходе войлок и история валяния насчитывает не одну сотню лет. Этот материал имел широкое применение, из него изготавливали головные уборы, обувь, стельки, подхомутники, потники и другие изделия.
Известный русский писатель и историк Н.М. Карамзин упоминает войлок среди тканей, которыми пользовались еще во времена князя Святослава, это конец Х в.
При раскопках Староладожского городища на территории Ленинградской области археологами были найдены кусок войлока с кистями, по-видимому, часть наплечного платка, два куска войлока, намотанные на палочки, и различные фрагменты войлока, сохранившиеся в виде бесформенных обрывков, датируемые VIII-XII вв.
В Новгороде во всех слоях собраны тысячи фрагментов войлока. По большей части грубошерстный, иногда полугрубошерстный.
Войлочная шапка из Берестья
При раскопках Берестья (древний город ХI-ХV вв. на территории Брестской крепости) среди найденных предметов одежды в слое XIII в. обнаружена войлочная шапка, имеющая коническую форму, и завернутые, прилегающие к тулье, поля. Изготовлена она из тонкого войлока и напоминает более поздние белорусские шапки – магерки (невысокие валяные шапки белого или серого цвета с полями разной ширины, плотно прилегающими к тулье).
Войлочная мужская шапка была найдена при раскопках древней русской крепости Орешек в истоке Невы в слое XIV-XV вв.
Об использовании валяной обуви на Руси долго не было известно, поскольку в средневековых слоях ее не находили. Раннее известное упоминание войлочной обуви встречается в приходно-расходной книге Антониева монастыря за 1589 г. – «сапоги обшитки войлочные».
Слово «валенок» впервые зафиксировано в Словаре Академии Российской в 1789 г. и описывается как зимняя, простым народом употребляемая, обувь, сваленная из овечьей шерсти так плотно как шляпа.
Валенки впервые появились в Сибири в XVIII в. и сначала это была низкая обувь, голенища валялись отдельно и потому такая обувь была со швом, называлась она в разных регионах по-разному: чуни, коты, кеньги. Впрочем, обычные валенки также имели разные названия: чесанки, катанки, пимы, валенцы, самовалки.
Первые валенки, свалянные целиком с голенищем, появились во второй половине XVIII века в Семеновском уезде Нижегородской губернии, являвшимся центром старообрядчества. Ведь именно благодаря староверам появились привычные нам бесшовные валенки. С приходом в глухие нижегородские леса старообрядцев в конце XVII – начале XVIII вв. в уезде возник и достиг большого развития валяльно-сапожный промысел. Лучшие семеновские мастера посылали валенки в 1851 г. на Всемирную выставку в Лондоне.
Промышленное производство валенок началось только в конце XIX в.
В 2007 году в столице Бурятии, Улан-Удэ, в благодарность валенкам за заслуги перед российским народом установили трехметровую скульптуру сибирских валенок.
В настоящее время войлок применяют в различных областях нашей жизни: в автомобильной промышленности, строительстве, при изготовлении музыкальных инструментов и, конечно, самое привычное – из него делают обувь и одежду. Также войлочное полотно можно применять для ликвидации пожара на начальной стадии: при плотном покрытии им горящего предмета оно предотвращает доступ воздуха в зону горения.
Но история войлока не заканчивается, за последние пару десятков лет искусство войлоковаляния переживает свое второе рождение. Мастера-ремесленники создают замечательные валяные вещи: одежду, обувь, сумки, игрушки, различные аксессуары.
В 1979 г. в Abbot Hall Art Gallery в г. Кендал (Великобритания) была организована выставка войлока из разных стран «Art of the Felt Maker». Огромный интерес, проявленный к выставке во время ее путешествия по стране, способствовал созданию в 1984 г. Международной ассоциации валяльщиков (International feltmakers association (IFA)) во главе с Мери Баркетт. Подразделения IFA существуют по всему миру. Целью организации является развитие и распространения валяния, помощь и поддержка ее членов для обмена опытом и знаниями, для чего проводятся различные выставки, конференции, организуются мастер-классы.
Существует две техники валяния: сухое и мокрое.
Сухое валяние – это валяние при помощи специальных иголок с засечками. Такая техника подходит для создания объемных вещей (украшений, игрушек) и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие.
Куклы. Фото: flickr com/YaxchiArt
Мокрое валяние – валяние при помощи воды и мыла. Этот способ применяется при изготовлении плоских изделий (картин, одежды), используя мыльный раствор, изготавливают валенки.
Тапочки. Фото: flickr.com/ingermaaike2
Еще существует способ валяния предварительно связанного изделия. Сначала оно вяжется из несильно скрученной шерстяной нити (ровницы), а затем для того, чтобы оно свалялось, стирают в стиральной машине.
В последнее время весьма популярной стала техника мокрого валяния на ткани, чаще всего шелке, – нанофелтинг (англ. nunofelting от японского слова «нано» – ткань), полученное полотно используют для изготовления декоративных шарфов, одежды.
Жакет в технике нанофелтинг. Фото: flickr.com/ingermaaike2
Валяние – это не только замечательный способ занять свободное время, это еще удивительный мир многообразия и положительных эмоций и, вероятно, именно потому это увлекательное занятие находит все больше поклонников, как среди взрослых, так и детей. Приобретя необходимые навыки, Вы сможете изготовить как простые, так и сложные валяные вещи, здесь все зависит от Вашей фантазии.