-Рубрики

 -Метки

Власть акция алексей кудрин аналитика армия банк банки барак обама белоруссия беспорядки бизнес брянск бюджет великобритания владимир путин военные возможная интервенция в сирию вручение награды золотой мяч фифа выборы газ газпром геополитика госдума греция грузия деньги дети дмитрий медведев доллар доход дтп европа египет жертвы закон зенит интернет инфляция иран история китай компания коррупция кража кредит кризис кризисы ливия маркетинг министр финансов мир москва мудрые мысли музыка нато нефть общество оппозиция парламент пожар политика полиция польша правительство президент программа продажа проект происшествия публицистика путинизм работа развитие ребенок рейтинг реклама россия рост рф рынок санкт-петербург сирия спорт столица страна строительство сша товар украина фас финансы франция футбол цена чечня чиновники экономика южная корея юрий буданов япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bisnes_v_seti

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2008
Записей: 1484
Комментариев: 248
Написано: 2224


Конкурс на злобу дня – от Чечни до гомосексуализма

Суббота, 22 Июня 2013 г. 15:58 + в цитатник

35-й Московский кинофестиваль приступил к работе. Киноридус готов рассказать о первых конкурсных фильмах, один из которых – детектив с путешествием во времени, второй – драматичный отголосок чеченской войны, а третий весьма откровенно рассуждает на гомосексуальную тематику.

1371901561_5YuIRVv8W6kGXwfUcZ2LQ (700x534, 113Kb)

«Другая жизнь Ришара Кемпа» (Франция, реж. Жерминаль Альваре) – вовсе не «фестивальное» в общепринятом значении кино, а, скорее, неплохой образец жанрового, смешавший полицейский детектив с фантастическим допущением путешествия во времени. Во время утренней пробежки обаятельная Элен (Мелани Тьерри) обнаруживает труп девушки. Расследованием занимается капитан полиции Ришар Кемп (Жан-Юг Англад, сразу заявляющий права на актёрский приз фестиваля). По своему почерку убийство напоминает ему о событиях более чем 20-летней давности – серийного маньяка по прозвищу «Уховёртка» тогда так и не поймали. И вот надо же такому случиться – получив по голове и свалившись в реку с моста, капитан выплывает… в 1989-м году, как раз накануне тех самых трагических событий. Только теперь он знает имена жертв – а потому старается предотвратить преступления и поймать убийцу. Помощи в этом он просит… у той самой Элен, ещё молодой, ещё не вышедшей замуж, а, стало быть, и не успевшей ещё развестись.

Такая вот «петля времени» по-французски – очередное обращение кинематографистов к вечной идее, что было бы, имей мы возможность изменить своё прошлое. Не сказать, впрочем, что тут имеется хоть какое-то «новое слово»: Ришар Кемп предпочитает вовсе не мучать себя «сложными» вопросами, а довольно быстро и легко акклиматизируется в мире, не знающем пока евро и мобильных телефонов. Старые деньги он, например, получает, вовремя поставив на верную лошадь (благо результат заезда ему хорошо памятен); к тому же именно в эти дни в больнице умирает его мать – и он очень удачно пользуется возможностью навестить её и искупить тем самым свой давний сыновий грех «забывчивости». Что удивительнее – расследование как таковое его в этот раз мало волнует: он делает лишь самые вялые попытки сыграть на опережение, ничего, по сути, не меняя и до самого финала никого не находя. И подобное его поведение вызывает, конечно, куда больше вопросов, нежели сам факт перемещения во времени: ведь если убийства случаются только по пятницам, то что он делает всё оставшееся время?.. И почему он так и не выносит главного урока из той давней истории – нельзя в такого рода делах действовать в одиночку?.. Да что там следствие — даже его ухаживания за Элен (обязательный любовный элемент) неторопливы и ленивы, текущие будто сами собой; ну как же так?..

Тем не менее, подобные условности и логические несостыковки не портят саму картину. Фильм смотрится легко и с интересом, Мелани Тьерри (известная по «Принцессе де Монпансье») очень красива, а Англад («Королева Марго», «Никита») – традиционно харизматичен. Это хорошее зрительское кино, которое вряд ли разочарует – в особенности поклонников французского киноискусства.

1371901774_dKTg1t3xUDs1zBC2paVehw (700x283, 40Kb)

Не столь прост фильм «Наслаждение» (Великобритания, реж. Гарет Джонс). Эмма – военный фотограф с большим послужным списком: Босния, Сербия, Чечня… Двадцать лет она не виделась со своим коллегой (и любовником), который однажды просто бросил камеру – и всё, уехал, завязал (война ведь как наркотик). Сейчас она решила познакомить с ним своих подросших детей – но опоздала: месяц назад Джо застрелился, попросив похоронить себя без надгробия – чтоб быстрее забыли. Довольно быстро Эмма сближается с сыном погибшего – и вместо одного дня задерживается в деревенском доме, быть может, навсегда.

Легко прочесть эту картину как мелодраму – в сущности, это действительно история о любви: о любви былой, о любви разорванной, о любви вдруг зародившейся. Однако призраки и потусторонний шёпот не отпускают героиню – и поэтому центральной темой здесь всё же является война, бывшая для неё некогда домом. Постепенно всё отчётливее проявляется в сюжете чеченский след: «Мы уже не те, что были в Грозном», — говорит опостылевший муж, пытаясь напомнить о прошедшей молодости, когда всё казалось иначе, — но это как раз то, что Эмма усиленно старается забыть. Потому как именно в Чечне осталась точка невозврата: ближе к финалу выясняется, что Джо заснял специально для него устроенную казнь русских солдат – что и послужило причиной острого посттравматического стрессового расстройства (этот термин фигурирует, кстати, и в «Другой жизни»). Не лучше оказалась и Эмма – продолжившая фотографировать смертельно раненую девушку, даже не сделав попытки ей хоть как-то помочь. Оправдание подобной «циничности» есть, таковы принципы военного репортёра: наблюдать, но не вмешиваться. Только вот как после этого жить?.. «Могут годы пройти, но вина всё равно съест»; «Война преследует меня, я словно и сейчас там»… Между тем Международный суд в Гааге приступает к расследованиям событий времён чеченской войны – и Эмма предпочитает разом раскрыть всю правду, нежели умножать бесконечную ложь.

Режиссёр Гарет Джонс, приехавший представить картину в Москву, говорит, что подобную ленту можно было бы снять и про Руанду, и про Сирию: «В мои намерения не входило высказывать какое-либо мнение о Чечне, это не политический фильм. Это картина о войне, но без насилия». Важна не конкретная «горячая точка», а переживания человека, пусть и не прошедшего с оружием через пекло, но стоявшего рядом и обжегшегося не столько телом, сколько душою. Мы настолько привыкли к ужасам в окружающей жизни, которые регулярно транслируются новостями, что перестали задумываться о том, какую цену платит тот, кто наблюдает. И «Наслаждение» (название, конечно, наполнено противоречивым смыслом) пытается показать, что остаётся после войны в душе тех, кто людям о ней рассказывает.

1371902088_99vijsNA8vnQhq4zPool2A (700x467, 120Kb)

Обманчиво и название следующего конкурсного фильма — «Рози» (Швейцария, реж. Марсель Гислер). Да, одной из его героинь действительно является Рози – престарелая женщина, оправляющаяся после инсульта, но не желающая менять своего образа жизни (и отказываться, например, от регулярной выпивки). Но куда важнее здесь, как порой кажется, другой персонаж – её сын Лоренц Меран, писатель, исследующий гомосексуальную тематику своём творчестве и сполна отдающийся ей в жизни. Вынужденный теперь уделять больше внимания больной и капризной матери, одновременно он вступает в сексуальную (и без ложной скромности показанную на экране) связь с молодым пареньком – долго не решаясь признаться самому себе, что это вовсе не случайные встречи, а настоящее чувство.

Нечего сказать – подходящий сюжет для Московского кинофестиваля, как нельзя более злободневный. В то время как упомянутый выше Ришар Кемп удаляется далеко в прошлое, отборочная комиссия ММКФ будто нарочно объединяет в конкурсе вопросы, волнующие нас здесь и сейчас. Останется ли эта «актуальная» черта характерной и для остальных фильмов – покажут следующие дни фестиваля. В художественном же плане увиденные картины весьма хороши и настраивают на самый положительный лад. Ожидания от грядущего соревнования вообще довольно высоки – ибо в последние три года качество конкурсной программы ММКФ только возрастало.

Источник

Рубрики:  Культура и искусство/Кино
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку