-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Beregynia

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) АРТ_АРТель solnechnolunnaya Wandelhalle WiseAdvice


Пророчества

Суббота, 18 Апреля 2009 г. 14:27 + в цитатник
Цитата сообщения земля-космос-тонкий_мир Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа



 (482x500, 42Kb)
?…скажи нам, когда это будет? и какой признак
Твоего пришествия и кончины века?? (Мт.24:3)

?Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе;
и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына
Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою
и славою великою? (Мт.24:30)
1. Пророческая перспектива
Апостол Иаков в своём послании, ободряя евреев, находящихся в рассеянии, писал: ?Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается? (Иак.5:8). Нетерпеливые же христиане города Фессалоника считали, что Христос уже пришёл (2Фес.2:1,2).
Они заблуждались, не понимая, что Его пришествию будут предварять: потеря иудеями государственности, рассеяние, а затем воссоединение израильского народа (Быт.49:10, Иер.31:10, Втор.30:3-5), мировые войны, глады, моры (Мт.24:6,7). Об этом дне возвестит Бог (Ис.42:9, Ам.3:7), придёт пророк Илия (Мал.4:5), произойдут солнечное и лунное затмения (Иоил.2:31), явится оповещающее знамение на небе (Мт.24:30).
Не только в эпоху первоапостольской церкви, но и сегодня часто возникают подобные недоразумения, в частности, из-за того, что верующие не различают исторические пророчества, которые относятся к разрушению иерусалимского храма в 70-м году после Р.Х., от эсхатологтческих (кончина века и Второе пришествие).
Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, евангелисты собрали и изложили, каждый, в одной главе (Мк.13, Мт.24, Лк.21) все высказывания Иисуса о будущем, без указания к какому времени они относятся (близкому или отдаленному). Во-вторых, Сам Иисус Христос здесь придерживался принципа ветхозаветных пророков, часто группировавших события не в хронологическом порядке, а тематически [Л.1].
В-третьих, в этих главах, как и в некоторых иных местах Библии, мы сталкиваемся, с так называемой, "пророческой перспективой" [Л.2, стр.85], "сокращением перспективы" [Л.3, стр.472] или "прогрессирующим исполнением пророчеств" [Л.4, стр.14], когда два, разделённых во времени, события происходят, будто, одновременно, словно сливаются в одно.
Как об этом пишет автор работы [Л.2, стр.85]: "к примеру, о разрушении Иерусалима в 70-м году нашей эры и о дне суда - кончине века сего - говорится как об одном событии, и мы должны это иметь в виду, читая такие главы, как Матф.24 и 25 или Марк 13 и Лук. 21" (см. также [Л.4, стр.15, 66 и Л.5, стр.19]).
Поэтому в современных комментариях на Лк.21:7 утверждается: "Он (Иисус Христос) говорит о двух совершенно разных событиях: о разрушении храма и конце света" [Л.1, стр.204], "... которые произойдут в 70-м году и в конце века сего, в день суда" [Л.2, стр.86].
Действительно, между осадой Иерусалима (Лк.21:20-24) и днями грозных знамений, уныния, скорби (ст.25, 26), после которых грядет Сын Человеческий (ст.27, 28) и приблизится Его царство (ст.31), существует неопределенный промежуток времени. О нём говорит Сам Иисус: "Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (ст.24, б).

2. Когда это будет?

Ученики Иисуса Христа считали, по-видимому, что разрушение храма (все евреи верили - храм будет стоять до конца времён), конец века и пришествие Христа произойдут одновременно [Л.6, стр.454]. Поэтому они спросили: "скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мт.24:3,в, совр. пер. "какое будет знамение Твоего возвращения, и когда наступит конец света?").
На первый вопрос (о разрушении храма и города) Иисус не дал прямого ответа. Однако в точности описал события, которые произойдут вскоре: "Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение (разрушение) его … И падут (будут гибнуть) от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем (будут топтать) язычниками, доколе (и так до тех пор, пока) не окончатся времена язычников" (Лк.21:20-24).
Так и произошло. В 70-м году после Р.Х. во время иудейского восстания (66-73 г.г.) римские войска под командованием Тита (сына императора Веспасиана), после пятимесячной осады, захватили и полностью разрушили Иерусалим и храм. В целом, погибло около 600 000 евреев ("и падут от острия меча").
После поражения второго иудейского восстания (132 - 135 г.г.) на развалинах города император Адриан основал языческий город-колонию Элиа-Капитолина, Иудейское государство прекратило своё существование и завершилось рассеяние сынов израилевых [Л.7]. Тогда исполнилась вторая часть пророчества о национальной катастрофе: "и отведутся в плен во все народы" (совр. пер. "и поведут их пленниками к другим народам").
Третья же часть пророчества осуществилась только в 1980 году с провозглашением Иерусалима столицей государства Израиль, тогда окончились для города "времена язычников" (совр. пер. "пока не истечёт их время").

3. Признак пришествия

Отвечая на второй вопрос: "какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мт.24:3, совр. пер. "и когда наступит конец света?"), Христос подробно охарактеризовал период последнего времени (Мт. гл.24, Мк. гл.13, Лк. гл.17, 21). Так пришествию Спасителя будут предшествовать многочисленные исторические события: войны, голод, эпидемии и землетрясения в разных местах, преследования христиан, упадок веры, появление лжепророков, умножение зла и остывание любви (Мт.24:6-12).
Эти признаки кончины века можно наблюдать вот уже на протяжении 2 тысяч лет после Р.Х., практически, в любой исторический период. Поэтому Второго пришествия ожидали: фессалоникийская церковь в 40-х годах, множество христиан в 1000 г., последователи одного из культов в 1914 г., некоторые верующие в 1943, 1999 и 2000 годах.
Все эти ожидания не сбылись, так как вышеперечисленные события, строго говоря, не являются признаками кончины лукавого рода сего, а только характеристикой последнего времени: от вознесения до Второго пришествия Иисуса Христа; являются только началом мук рождения, а не концом.
Кроме того, ученики спрашивали Иисуса не о многих приметах, а об одном признаке, который будет предшествовать кончине века (Мт.24:3, Мк.13:4, Лк.21:7). На этот вопрос Господь дал прямой ответ. Вот он: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной (по всему миру), во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Мт.24:14).
Понятно, что ни в 1000 году, ни в 2000, ни в марте 2006 года Благая Весть о грядущем Царстве не достигла всех людей, поэтому не пришёл Христос. Ибо "Не медлит Господь исполнением обетования (обещания), как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (покаялись и перестали грешить)" (2Пет.3:9).
Итак, признаком кончины мира сего является проповедь Евангелия Царства всем народам, по всей планете. Этот показатель настолько очевиден, что некоторые верующие [Л.8] считают его, признаком (знамением) пришествия Иисуса Христа. Однако это неверно.

4. Знамение пришествия

После характеристики последнего времени (Мт.24:4-13) и указания на признак кончины века (ст.14), Учитель говорит ученикам о знаке Своего пришествия, а также о последующих за ним событиях. "Тогда явится знамение (точнее, знак) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся (станут скорбеть) все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (ст.30).
В Библии знамение (др.-евр. "отот" - знак) это необычное явление, которое демонстрирует прямое вмешательство Бога в дела человека и призывает его обратить на него внимание [Л.9, стр.32]. Такое знамение (знак) чаще всего предшествует, а также, иногда, сопутствует или завершает какое-то важное событие.
Например, перед исходом из Египта, с целью убедить израильский народ в миссии Моисея Господь даёт знамения: жезл, превращающийся в змея, и наоборот, рука покрывается либо очищается от проказы, вода делается кровью (Исх.4:1-9, 28-31).
Наступлению дня Господа будут предварять солнечное и лунное затмения (Иоил.2:31) и сопутствовать знаки на небе: кровь, огонь, столпы дыма (Иоил.2:30). После потопа Бог поставил радугу, как напоминание (знамение) завета (Быт.9:13-16). Знамением Божьим может являться сам человек: Иезекииль (Иез.24:24), дева Мария (Ис.7:14), Иона (Мт.12:38-40).
О каком же конкретном астрономическом явлении, т.е. видимом на небе знаке Своего пришествия говорил Иисус ученикам? Многие христиане полагают, что грядущий на облаках небесных Сын Человеческий Сам является таким знамением [Л.10-13], как Иезекииль, Мария или Иона.
Однако Иисус ясно говорит о следующей очерёдности событий: 1) явится знамение; 2) тогда восплачутся все племена; 3) все увидят Сына Человеческого (Мт.24:30). Такая последовательность событий во времени ещё более чётко прослеживается в Евангелии от Луки (Лк.21:25-27):
1) "И будут знамения в солнце и луне и звёздах" (ст. 25,а);
2) "Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий" (ст. 26,а);
3) "И тогда увидят Сына Человеческого" (ст. 27,а).
Ведь от знамения до пришествия Иисуса Христа пройдёт 3,5 года.
Некоторые толкователи Библии [Л.3, 11-19] считают, что знамением на небе будет изображение креста или Лика Христа, другие полагают, что на небосводе явится изображение Небесного Иерусалима, третьи: знамя, молния, необыкновенная звезда, Божья слава в «чёрной дыре», авангард ангелов с трубами и огненным мечом. Каждое предположение, по-своему, интересно и не лишено логики, но библейски обосновать их весьма трудно, если вообще возможно.

5. Знамения в солнце, луне, звёздах

В качестве знака пришествия Творец всего сущего едва ли даст какое-то изображение или авангард ангелов, так как, в частности, для знамений создал светила: солнце, луну, звёзды. "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной ... для знамений ..." (Быт.1:14, совр. пер. "для особых знамений"). Под знамениями имеются в виду солнечные и лунные затмения, а также иные необычные небесные явления [Л.20, стр.43].
Перед наступлением дня Господа произойдут солнечное и лунное затмения. "Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31).
Об этом дне говорит Иисус ученикам, перечисляя 3-и астрономических явления, "И будут знамения в солнце и луне и звёздах …" (Лк.21:25). Видение этих знамений дано Иоанну: "… солнце стало мрачно (почернело) как власяница (мешковина из чёрной шерсти), и луна сделалась как кровь" (Отк.6:12). Именно звезду дал Бог, как знамение, чтобы указать мудрецам с востока на рождение Мессии и привести их в город Вифлеем (Мт.2:2,7,9).
Следовательно, не крест, Лик Христа или Небесный Иерусалим, но знамения в солнце, луне и звёздах возвестят пришествие Господне? Заманчиво ответить: "да", но правильнее сказать: "нет". Во-первых, Учитель говорил об одном знаке Своего пришествия, а не о трёх (Мт.24:30).
Во-вторых, 3-и вышеуказанные знамения в светилах (в частности, затмения) трудно отождествить со следующими словами Иисуса. "Ибо, как молния (возможно, "сияние солнца" [Л.3, стр.467]), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба (возможно, "всю землю" [Л.6, стр.389]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24; Мт.24:27).
В этом стихе речь идёт не о затмении, а, наоборот, о ярком свечении, что подтверждается анализом стиха Мт.24:30. В нём словом "явится" (знамение) переведено греческое слово, производное от глагола "светить" [Л.21].
В-третьих, изменения в свете солнца, луны, звёзд действительно будут (Лк.21:25, Отк.6:12, Иоил.2:31), однако нет веских библейских оснований считать их именно тем знаком, о котором сообщает ученикам Христос (Мт.24:30). Ведь знамение Божьего могущества должно быть явлением необычным, удивительным, устрашающим (Исх.4:1-9, 7:3, Иоил.2:30, Мт.12:38-40). Тогда возможен ли вообще правильный ответ? как найти его?

6. Тесный контекст

Одним из основных аналитических средств экзегетики (толкования Библии) является контекст, в частности, тесный, т.е. смысловая связь стиха с предыдущим либо последующим стихом [Л.22]. Воспользуемся этим средством и прочтём предыдущий стих.
"И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы (тела) небесные поколеблются" (Мт.24:29). Именно тогда явится знамение Сына Человеческого (24:30).
Как мы выяснили, изменения в свете солнца, луны и звёзд не являются знаком Второго пришествия. Падение звёзд с неба и колебание небесных сил (тел), собственно, также не могут быть знаком, так как предшествуют знамению. Тогда, возможно, последствие падения небесных тел, предсказанное в стихе 29: "и звёзды спадут (упадут) с неба", послужит знамением стиха 30: "Тогда явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе"?
Подвергнем тщательному анализу это предположение. О каких звёздах говорит Иисус в стихе 29? Очевидно речь идёт о «падающих звёздах», так в старину (порой и сейчас) называли яркие короткие вспышки на ночном небе. Они считались результатом падения звёзд, оторвавшихся от твёрдого небесного свода.
На самом деле, такие вспышки вызываются вторжением в атмосферу Земли метеорных тел (метеоров) ? твёрдых, обычно, мелких частиц. Их масса ничтожна (менее 10 мг), размер мал (от 1 мкм до 0,5 мм), а скорость, с которой они влетают в атмосферу, огромна (11 ? 73 км /сек).
На высотах от 130 до 80 км, из-за взаимодействия с атмосферой (столкновения с молекулами газов), космические микрочастицы быстро нагреваются и полностью испаряются (сублимируют), т.е. как бы «сгорают». При этом возникает свечение раскалённых газов и происходит их ионизация, что позволяет ночью наблюдать метеор по узкому светящемуся следу различных длины, цвета, степени блеска.

7. Радиант метеорного потока

Земля, двигаясь по орбите со скоростью около 30 км /сек., периодически встречается с крупными роями твёрдых космических частиц, чаще всего, с облаками пыли от распавшихся комет. Тогда (несколько раз в столетие) в ночном небе появляется множество падающих звёзд, т.е. следов (путей) микрометеоров, так называемый, звёздный (метеорный) дождь (N >10 000).
Благодаря эффекту перспективы, пути метеоров, летящих по параллельным направлениям, кажутся исходящими из некой области на небосводе, как это изображено на рис.1.
Эта область (точка) небесной сферы, из которой как бы исходят все видимые или продолженные назад пути космических тел называется радиантом метеорного потока (от латин. «излучающий»).
Радиант занимает определённое положение среди созвездий, в том из них, откуда летят метеорные тела, а также участвует в суточном вращении неба, т.е. за одни сутки его увидят все народы Земли. Свечение радианта тем сильнее, чем больше его часовое число N (количество метеорных вспышек в час).
Итак, если Иисус Христос в стихе 29 под звёздами, падающими с неба, имеет в виду метеорные тела, тогда астрономическое знамение в стихе 30 есть радиант, который явится (точнее, будет светить), как следствие падения этих тел.
При виде такого необычного, величественного, устрашающего явления всех жителей земли охватит великая скорбь (Мт.24:21, 30). Как предсказывает пророк Иоиль: "затрепещут (задрожат) народы, у всех лица побледнеют" (Иоил.2:6).
Более того, "Люди будут издыхать (ослабеют) от страха (и ужаса) и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (т.е. небесные тела придут в движение)" (Лк.21:26).
Как звезда на востоке послужила знамением Первого пришествия Сына Человеческого, так небесное тело, а затем радиант на севере возвестят о Втором пришествии Спасителя, Царя, Судьи. Бодрствуя, увидеть радиант можно будет вечером, ночью и ранним утром, как внезапное возвращение Хозяина дома (Мк.13:35).

8. Обширный контекст

Можно ли подтвердить вышесказанное более широким контекстом главы Мт. 24 и других Евангелий? Да, например, обратимся к стиху 27: "Ибо, как молния исходит (вспыхивает) от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого".
В этом высказывании Иисуса речь идёт не о молнии, но о том эффекте, который она производит - блеске, освещающем всё небо, что хорошо видно из параллельного стиха Евангелия от Луки. "Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до друго края неба (совр. пер. "сверкает и освещает ..."), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24).
Такой же световой эффект, как эта молния (согласно некоторым толкованиям, "сияние солнца" [Л.6, стр.389]), даёт радиант. Благодаря бесчисленным узким следам сгорающих метеоров он, действительно, будет освещать всё небо (возможно иное понимание Лк.17:24: "всю землю от края и до края" [Л.6]).
Евангелист Лука приводит такие слова, сказанные Христом: "Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный (из огня и серы) и истребил всех: Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится" (Лк.17:29,30). У Матфея и Марка об этом же астрономическом событии читаем: "и звёзды спадут с неба" (Мт.24:29, Мк.13:25).
Следовательно, "дождь огненный и серный" (Лк.17:29) это падающие звёзды (Мт.24:29), т.е. метеорные тела, падение которых и сегодня часто называют звёздным дождём. Ведь в древности метеорные вспышки можно было сравнить с ярким быстрым горением размельчённой самородной серы (т.н. "горючий камень"), залежи которой находилась в долине Иордана [Л.7]. Поэтому Иисус, вслед за Моисеем (Быт.19:24), называет дождь c неба серным.
Почему же в Библии говорится о дожде не только из серы, но и из огня? Дело в том, что не все метеорные тела имеют столь малые размеры и массу, что полностью испаряются и распыляются в атмосфере. Например, метеориты (метеоры массой, как правило, от 100 г до 10 кг) в процессе торможения нагреваются до 3 000 °С и, потеряв до 90 % своей массы из-за абляции, достигают поверхности земли.
Метеорит в виде огненного шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и частиц называется «болидом» (греч. «метательное копьё», рис.2). Полёт болида, видимый даже в дневное время, оканчивается падением на землю и образованием кратера или разрушением в воздухе с выпадением мелких метеоритов.
Такой "дождь огненный" видел Иоанн (Отк. 8:7), т.е. он наблюдал, в частности, полёт болида - большой звезды, горящей подобно светильнику (8:10), более точный перевод, «факелу» (так как оставляет дымный след).

9. День Господень

Библейские знамения, часто, не только предвещают грядущие события, но и являются их неотъемлемой частью. Как в случае Второго пришествия Христа, кратко описанного ап. Петром. "Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10).
Попробуем ответить на возникающие при чтении этого стиха вопросы:
1) каким образом день может придти ночью?
2) почему придёт, как вор?
3) по какой причине разгорятся небесные тела?
Во-первых, радиант – астрономическое знамение пришествия будет виден только ночью и не виден в дневное время суток, поэтому: "придёт же день Господень … ночью". Во-вторых, исходящее от радианта сияние такое яркое, словно ночью вдруг придёт день.
Интересно, что в пасхальный Седер верующие евреи читают акростих раби Яная, оканчивающийся словами (о дне прихода Мессии): «Сделай тьму ночи сияющей в сверкающем свете Твоего дня» [Л.23], а Третья книга Ездры содержит удивительное эсхатологическое пророчество (стихи 5:1,4): «О знамениях: … внезапно воссияет среди ночи солнце …» [Л.24].
Во-вторых, сравнение Петром дня Господня с вором (устаревшее «тать»), на первый взгляд, неуместно, но оно встречается также у Иоанна (Отк.3:3, 16:15) и Павла (1Фес.5:2,4), что уже нельзя считать неуместным или случайным. Традиционное объяснение использования слова "вор": желание апостолов подчеркнуть внезапность пришествия Христа. Однако даже в те времена существовали более удачные аналоги слову "внезапность".
Появление такого сравнения можно объяснить тем, что в древности на Ближнем Востоке вор проникал ночью в дом, прокапывая дыру в стене из земляных кирпичей [Л.25, стр.180), Л.3, стр.153]. Радиант, как раз, и является такой неожиданной «дырой» - прорывом в ночном небосводе. Поэтому пророк Исаия такими словами призывает Господа: "О, если бы Ты расторг небеса и сошёл!" (Ис.64:1, совр. пер. "прорвав небеса, на землю спустился" [Л.26]).
В-третьих, стихии (небесные тела) разгорятся по причине трения об атмосферу. Затем они:
1) либо "разрушатся" (2Пет.3:10,12), как болиды;
2) либо "растают" (ст.3:12), т.е. полностью испарятся, как метеорные тела малых размеров.
По причине многочисленных пожаров, которые возникнут после разрушения небесных тел, "земля и все дела на ней сгорят" (ст.3:10, совр. пер. "земля, вместе со всем, что на ней, будет сожжена" [Л.26]).

10. Библейский параллелизм

Воспользуемся ещё одним аналитическим средством экзегетики – библейским параллелизмом [Л.22], чтобы окончательно прояснить вопрос о знамении Сына Человеческого. При этом учтём, что библейские книги писались в понятиях, терминах и верованиях своего времени.
Обратимся к Ветхому Завету, вначале, к Псалтири, в 17-м псалме которой описывается пришествие Господне. "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись (сотряслись) основания гор, ибо разгневался Бог; Поднялся дым от гнева Его (точнее, "из ноздрей Его") и из уст (рта) Его огонь поядающий (пожирающий); горячие угли (огненные искры) сыпались от Него …
От блистания (сияния) пред Ним бежали облака Его (совр. пер. "Его слепящее сиянье распарывало тучи" [Л.26]), град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас (голос) Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, (бросил) множество молний, и рассыпал их" (Пс.17:8-16).
Это описание, часто даже в деталях, совпадает с рассказами Иисуса Христа о Своём пришествии (Мт.24:27-30, Лк.17:24-30, Мк.13:24-26), а также с несколькими видениями, которые Он открыл Иоанну.
Например, "я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение ... звёзды небесные пали на землю ... небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись (были сдвинуты) с мест своих", "и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (Отк.6:12-17, 8:5-12, 16:18-21).
Увиденное (метеорные тела) Иоанн называет: звёздами небесными (6:13), огнём, горой, звездой (8:7-10, 9:1), Матфей и Марк метеоры именуют звёздами (Мт.24:29, Мк.13:25), Лука – огненным дождём (Лк.17:29,30), Пётр – разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10,12).
Давид же называет метеоры горячими (огненными) углями (Пс.17:9, 13, 14), сублимация которых вызовет мощные электрические разряды в атмосфере Земли ("молнии" в ст.15). По-видимому, именно метеоры ветхозаветные пророки именуют стрелами и копьями Бога (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11). Однако, если огненные искры это метеорные тела, тогда в 17-м псалме должно быть описание радианта.

11. Что означают уста Бога и гнев Его?

Устами Бога (Пс.17:9) Давид называет, вероятнее всего, радиант метеорного потока, распарывающий тучи (ст.13), что не удивительно, учитывая вселенский масштаб и небесный характер этого явления, а болиды – огнём поядающим. Ведь образы больших размеров в Библии связываются с Богом, а также используются для изображения Его силы и суда [Л.27, стр.106].
Тем более, что эти гигантские уста (радиант) Давид увидел в жилище Бога - небе (Пс.2:4, 13:2, в евр. литературе много синекдох, т.е. стилистических оборотов, в которых часть (уста) выступает как целое [Л.27, стр.252]).
Иоанн, описывая увиденное, применяет тот же образ: "из уст (рта) Его выходил острый с обеих сторон меч" (Отк.1:16, 19:15). Примечательно, что еврейское слово «peh» (уста) имеет также значение «отверстие» (Быт.42:27, И.Нав.10:18,22, Дан.6:17). В буквальном смысле, «peh» это выходное (входное) отверстие из чего-либо: колодца, пещеры, мешка [Л.27, стр.1006].
На широте Иерусалима радиант метеорного потока (Цефей) станет виден вечером на севере у края неба (т.е. у линии горизонта) и, в течение ночи, будет перемещаться в направлении на Восток. Пророк Исаия называет его военным знаком (знаменем), который даст Бог для сбора Своих войск. "И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придёт" (Ис.5:26-30; Иер.4:21).
Через призму исторических событий (вторжение Вавилона), он видит (Ис.1:1) эсхатологический день Господень. "Идут из отдалённой страны, от края неба (горизонта), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:5, см. также Иер.6:22, Втор.28:49).
Под орудиями Божьего гнева (совр. пер. "армия возмездия") пророк имеет в виду, скорее всего, воинство небесное, т.е. звёзды (метеорные тела), которые спадут с неба и истлеют (Ис.34:4).
В другой главе Исаия описывает, собственно, шествие имени Господа (Ис.30:27), упоминая не только уста Его, как источник негодования (возмущения), язык Его, "как огонь поедающий", но и горящий "гнев Его". Слово "гнев" на древнееврейском языке также означает "нос" [Л.26, стр.582], поэтому буквальный перевод Пс.17:9 выглядит так: "поднялся дым из ноздрей Его" (совр. пер. "гнев Его, как огонь в густых облаках дыма").
Хотя евреи полагали, что Бога невозможно представить в какой-то телесной форме, описание Всемогущего с использованием реальных знакомых образов считалось вполне допустимым [Л.28, стр.596]. Вероятно, в псалме 17:9 и Ис.30:27 речь идёт о болидах - огненных шарах с хвостами из дыма (рис.2), падающих с неба "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13,б; Отк. 8:10). Сравнение гнева с пылающим огнём часто встречается в еврейском и родственных ему языках [Л.1, стр.512].
Пророк Наум под гневом Бога подразумевает, по-видимому, кроваво-красный небесный свод из-за пыли от ног Господа (Наум.1:3-6). Этот же образ Иоанн использовал в описании одного из своих видений (Отк.6:16,17).
Ведь, после наполнения атмосферы пылью, станут иными её оптические свойства. Поэтому цвет неба изменится с голубого, который определяется, в основном, молекулярным рассеянием солнечного света, на красный, по причине преобладающего аэрозольного рассеяния света (на микродисперсных частицах).
Перемена цвета неба на кроваво-красный, вероятно, является одним из астрономических знамений у пророка Иоиля ("кровь", в ст.2:30). Апостол Пётр называет такой небосвод "воспламенённые небеса" (2Пет.3:12), а Павел - "пламенеющий огонь" (2Фес.1:8).

12. Тайник силы Божьей и колесница Его

Ещё одно ветхозаветное описание пришествия Господа находится в 3-й главе Книги Пророка Аввакума. "Бог от Фемана грядет, и Святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её – как солнечный свет; от руки Его лучи (буквально, "рога"), и здесь тайник Его силы (славы)! …
Солнце и луна остановились (совр. пер. "потеряли свой блеск, перестали светить") на месте своём пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих" (Авв.3:3-19).
Читая этот, а также иные тексты о дне Господнем, как ветхозаветные, так и новозаветные, складывается твёрдое убеждение, что речь идёт об одном и том же событии – Втором пришествии Мессии. Все тексты, не взирая на различия в лексике, совпадают в главном, не противоречат в деталях, дополняют друг друга.
Например, Аввакум даёт важное дополнение, касающееся упоминавшихся ранее стрел и копий Бога: стрелы излучают свет, а сверкающие копья – сияние (Авв.3:11). Если пророк не считает их молниями, как не считают Захария (Зах.9:14) и Христос (Лк.17:24), тогда он, определённо, имел в виду метеорные тела: малые (стрелы) и большие – болиды (копья).
Следы метеоров Аввакум именует лучами, а радиант – тайником силы (славы) Божьей: "от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! " (ст.3:4,б). Яркий свет радианта пророк называет величием, покрывающим небеса, и славой Бога, наполняющей землю (ст.3:3,б). Слова: "свет", "величие", "слава" являются синонимами, так как слава "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.6, стр.70].
Сравнение пророком сияния Божьей славы со светом: блеск, "как солнечный свет" (ст.3:4,а) не случайно. Ведь радиант, дело руки Бога, будет испускать лучи (по-еврейски, буквально, «рога»), подобно излучению Солнца. Этот радиант можно назвать скрытым (тайным) солнцем ночного неба или, лучше, "тайником Его силы (славы)".
Однако, по сравнению с солнечными лучами, радиант имеет существенное отличие, а именно: след метеора довольно быстро исчезает (через 0,1-3 сек.), но появляется другой след в иной области небосвода, чтобы также мгновенно исчезнуть. Оттого радиант (с большим часовым числом N) напоминает вращающиеся спицы боевой железной колесницы [Л.28, стр.254].
Возможно, по этой причине, а также из-за больших размеров и перемещения по небосводу, пророк Исаия называет радиант колесницей Бога. "Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы (в оригинале, "колесница") Его - как вихрь, чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (негодование) Своё с пылающим огнём" (Ис.66:15).

13. Светильник Бога и лицо Его

В Библии используются также иные названия радианта дня Господня. Этого грандиозного, устрашающего, зримого присутствия Бога.
Например, пророк Софония так описывает посещение Господом Иерусалима в "день гнева … , день облака и мглы" (Соф.1:15): "И будет в то время: Я со светильником осмотрю (обыщу) Иерусалим и накажу (найду) тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём: «не делает Господь ни добра, ни зла»" (Соф.1:12).
Рубрики:  СО-ЗНАНИЕ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку