Наливные ягоды рдеют на снегу...
Вот и кончились праздники... - (0)Вот и кончились праздники...
>Kак мало дней осенних нам осталось... - (0)Kак мало дней осенних нам осталось...
*Просто осень...* - (0)*Просто осень...*
>Рябиновая осень - (0)Рябиновая осень
Какие книги читали русские дворянки, и Какую злую шутку сыграли с ними сентиментальные французские романы |
До XVIII века основное предназначение женщины в России заключалось в том, чтобы удачно выйти замуж, родить детей и дать им соответствующее воспитание. Образование, участие в общественной жизни страны и чтение книг традиционно было мужской привилегией. Но когда в 1762 году к власти пришла Екатерина II, в стране многое поменялось. Эпоху ее правления и сейчас называют Эпохой Просвещения, во время которой женское образование получило широкое развитие.
Екатерина II сама получила отличное образование и всю жизнь тянулась к знаниям. На второй год своего правления она начала переписываться с Вольтером и другими известными философами. Когда Дени Дидро, оставшись без гроша в кармане, выставил на продажу свою шикарную библиотеку, она выкупила ее, но при этом приказала ему оставить книги себе.
Она определила для себя цель - провести образовательные реформы в России, повсеместно открыть школы, обеспечить людям возможность всестороннего светского образования, не находившегося под влиянием церкви, с упором на математику, естественные науки, историю, географию и языки. Императрица Екатерина считала, что женщины должны иметь такой же доступ к образованию, как и мужчины. В 1764 году она учредила в Петербурге Смольный институт благородных девиц. Сначала в институт принимали только молодых девушек из дворянской элиты, но со временем начали принимать всех девушек с высоким интеллектом и значительным образовательным потенциалом.
Чуть позднее при содействии Екатерины была открыта первая публичная библиотека, начал издаваться журнал для женщин «Всякая всячина», в который императрица сама писала статьи.
Екатерина II находилась на троне почти тридцать лет, и за это время женское образование в России для всех стало само собой разумеющимся. Все женщины из дворянского сословия знали иностранные языки, для многих чтение стало любимым занятием.
Благодаря полученному образованию и присущему женщинам романтизму очень начитанные барышни стали пользоваться особым статусом в светском обществе - ими восхищались мужчины, с ними старались завести знакомство, на светских приемах и вечеринках они оказывались в центре внимания.
В XVIII веке книги были еще достаточно дорогими, но у городских жителей появилась возможность пользоваться публичной библиотекой, где они могли выбрать литературу, исходя из своих вкусов и предпочтений. Состоятельные барышни собирали личные библиотеки или пользовались книгами из библиотеки своей семьи, читали романы с маминых полок.
Женское чтение значительно отличалось от мужского. Любимыми произведениями русских дворянок всех возрастов были любовные романы. Многие предпочитали французские, причем читали их в оригинале, на французском языке. Любовь к произведениям русских классиков у женщин в России возникла значительно позже, чем у мужчин.
В своем романе в стихах «Евгений Онегин», который Пушкин писал в течение десяти лет, он охватывает широкий спектр тем, волнующих женщин той эпохи, и знакомит читателя с предпочтениями в книгах юной Татьяны и ее матери. Недаром Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни».
Главный персонаж романа Татьяна была замкнутой и застенчивой даже в детстве. Когда ее сестра Ольга и другие дети играли в салки или пели, она бродила по лугам одна или читала, предпочитая одиночество шуму толпы. Ее друзьями были книги и природа, а романы о любовных историях стали ее главным развлечением в жизни и почвой для живого воображения.
Пропитавшись какой-то любовной историей на протяжении нескольких дней, Татьяна начинает видеть себя героиней этого романа и представляет себя где-то в средневековом замке в Швейцарии или красивом особняке в Англии. Так книги помогают ей проживать не одну, а множество жизней. А тихое пение птиц в лесу, мягкий ветерок в березах, запах травы, далекий шепот реки только усиливают ее воображение.
Пушкин описывает типы книжных романтических героев, о которых мечтает Татьяна Ларина. И однажды она влюбляется в воображаемый образ и решает воплотить свои мечты в жизнь. Она пишет свое знаменитое письмо человеку, которого едва знает. В его образе она увидела всех героев, о которых фантазировала, читая любимые книги.
До встречи с Онегиным Татьяна в своих сентиментальных романах читала о захватывающих чувствах, но никогда ничего подобного не испытывала, и вот стрела Амура пронзила ее чувственное сердце, и она решается на признание. Но ее страстные чувства были раздавлены бездушным Онегиным, который оказался совсем не ее героем.
После встречи с ним Татьяна переходит от чтения сентиментальных французских романов к начинавшей входить в моду английской литературе, с присущим ей символизмом, неоромантизмом и модернизмом, в которой одинокие бунтари противостоят обществу и его обыденности. Ее любимыми писателями становятся Джордж Гордон Байрон, Чарлз Роберт Метьюрин, Джон Полидори, но, возможно, это было плодом фантазии Пушкина, потому что жизнь настоящей Татьяны Лариной была гораздо увлекательнее, чем он изобразил ее в своем знаменитом романе.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310824/61115/
Рубрики: | история |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |