-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мифы и легнеды мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания поздравления политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки спецслужбы стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

СХЕМА от LaRiSa*S* - (0)

СХЕМА от LaRiSa*S*

Схема "Зеленая ветка" 2 варианта и эпиграф - (0)

Схема "Зеленая ветка" 2 варианта и эпиграф

Схема "Искры неба на лугу - это васильки!" 2 варианта и эпиграф - (0)

Схема "Искры неба на лугу - это васильки!" 2 варианта и эпиграф

Я нарисую море, волны и закат.. - (0)

Я нарисую море, волны и закат.. Благодарю Евгению /SWEET5/ за девушку ***Здесь будет те...

Над рекой туман. - (0)

Над рекой туман. Над рекой туман низко стелется. На душе дурман, а мне не верится. Ой, туман, т...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58134
Комментариев: 117343
Написано: 267690


Штабные, едва завидев хромого лётчика, хватались за голову

Суббота, 22 Июня 2024 г. 19:10 + в цитатник
Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению…

Ас

До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в которых сбил 56 вражеских самолётов лично и 3 в группе, и занимает третье место в списке советских асов Великой Отечественной войны после Ивана Кожедуба, на счету которого 64 личные победы, и Александра Покрышкина, сбившего 59 самолётов лично, и 6 – в группе. Однако по последним данным, подтверждённым и документами из немецких архивов, он, Григорий Андреевич Речкалов, второй – в 122 боях он лично сбил 61 вражеский самолёт, и 4 – в группе.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в

Детство

Родился Григорий Речкалов 9 февраля то ли 1918, то ли 1920 года – два года он приписал себе при поступлении в аэроклуб. Крестьянская семья жила в деревне Худяково в 20 верстах от уездного центра Ирбит. В семь лет он пошёл в школу, увидел в небе первый самолёт, и решил, что обязательно будет летать, но доучиться в родном селе не довелось – семья переехала поближе к Свердловску, в посёлок Бобровка. Шестилетку Гриша окончил в Большом Истоке, который сегодня уже почти в составе Екатеринбурга. Вскоре Гриша уехал в Свердловск, окончил школу ФЗУ и поступил на работу на старейший в городе Верх-Исетский завод.

В 30-е годы в СССР начался настоящий авиационный бум, и лозунг «Комсомолец – на самолёт!» был не пустым звуком, аэроклубы ОСОАВИАХИМА были во всех городах, где имелся хоть какой-то аэродром. Синяя форма лётчиков, словно магнит, притягивала девушек. Речкалов от других комсомольцев нее отставал, и записался в планерный кружок, но чтобы туда попасть сделал себя на два года старше, а ещё выучил наизусть все тестовые таблицы – он с рождения не различал цвета. Обман вскрылся, но это будет потом, а пока Григорий каждый день на перекладных добирался на аэродром в Арамиль, что в 20 километрах от Свердловска. Особенно тяжко было зимой – пока доедешь, уши к воротнику примерзнут.

Юность

После обучения в аэроклубе, в 1937-м Речкалова по комсомольской путёвке зачислили в Пермскую авиашколу. Выпускникам школы офицерских званий не присваивалось, только сержантские. Отучившись, в 1939 году Речкалов получил назначение в 55 истребительный авиаполк, и уехал на Украину в Кировоград. В 1940-м, после похода в Бессарабию, полк остался в городе Бельцы, где Речкалов встретил свою будущую жену.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-2

Начало войны

В начале июня 1941 года в полк приехала медкомиссия. То ли Речкалов расслабился, то ли доктора были более внимательны, но на уловки лётчика они не поддались, афёру с дальтонизмом раскрыли, и 21 июня ему запретили летать. Но на следующий день, когда Речкалов явился в штаб полка, ему сказали, что если он может отличить вражеский самолёт от своего, значит, к лётной работе годен.

Войну Речкалов начал на биплане И-153 «Чайка» конструкции Николая Поликарпова. К тому времени машина считалась безнадёжно устаревшей, но в умелых руках и при хорошей тактике и «чайка», и «ишачок» – моноплан И-16, вышедший из того же КБ, были грозной силой. Лётчики – народ суеверный, истребитель с бортовым номером 13 все обходили стороной, и он был, как новенький. Речкалова «чёртова дюжина» ничуточки не смутила, он сказал, что она станет роковой не для него, а для врагов.

Первый вылет был не боевым: ему поручили доставить на соседний аэродром важный пакет. Летел он один, и его заметила пара истребителей Messerschmitt Bf 109. Видимо, они давно были в небе: боезапас полный, а топлива мало, поэтому патронов не жалели. Расстреляв тихоходную «чайку», и нагло помахав крыльями на прощание, они ушли на свой аэродром, однако никакого вреда ни лётчику, ни самолёту они не причинили. Один самолёт Речкалов запомнил: кок винта у него был выкрашен в ярко-жёлтый цвет.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-3

Штурмовиков Ил-2 в то время в линейных частях было ещё мало, опыта их боевого применения у строевых пилотов практически не было, и для штурмовки наземных целей активно применяли истребители И-153. За первую неделю Речкалов 30 раз вылетал на штурмовку, провёл десять воздушных боёв, но свой личный счёт сбитых вражеских самолётов пока не открыл. Вскоре, вылетев на штурмовку, он встретил того «мессера» с жёлтым носом, который едва его не сбил. Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению. Отчасти, в первый год войны так оно и было. Но биплан, уступая моноплану в дистанционной скорости и скороподъёмности, превосходил его в манёвренности, и наши лётчики прекрасно об этом знали. Речкалов, развернувшись, практически на месте, зашёл немцу в хвост, и «на глазок» выпустил реактивный снаряд РС-82, который был подвешен под крылом для работы по наземным целям – никаких приборов для прицеливания не было, тем более, по воздушным целям. Глазомер его не подвел: ведомый «мессер» в воздухе превратился в груду горящих обломков. Через три дня Речкалов сбил ещё два вражеских самолёта. Оказывается, это можно было делать, и не различая цветов – в военном небе не до палитры.

Однако, «плохой» номер «чайки», всё-таки, дал о себе знать: как-то в полёте заглох мотор. До своих Речкалов дотянул, но на грунтовом кочковатом аэродроме самолёт скапотировал, и пропахал носом землю. Свободных «чаек», к которой лётчик уже привык, в полку не было, и его пересадили на И-16 – моноплан в управлении строгий, ошибок не прощающий. Речкалов быстро освоил новую для себя машину, и вскоре сбил пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 Stuka, прозванный за обтекатели неубирающихся шасси «лаптёжником», или «певуном» за характерный вой.

Ранение

27 июля 1941-го Речкалов сопровождал «чайки», летевшие на штурмовку, и вражеский зенитный снаряд попал ему в правую ступню, но боли сначала лётчик не ощутил. Он направил машину вплотную к земле, но вражеские истребители его заметили. Он сумел уйти, садился «на автопилоте», и потом не мог вспомнить, как 47 раз крутануть ручку, при помощи которой у «ишачка» выпускались шасси.

Ранение было очень серьёзным – в госпитале Речкалов провалялся 8 месяцев, перенёс три операции, потерял пальцы на правой ноге, и фантомные боли ещё долго преследовали его. Вопрос стоял об увольнении из армии, но, едва начав ходить самостоятельно, Речкалов направил рапорт о возвращении в полк на лётную работу. Про лётчика Маресьева, летавшего без двух ступней, тогда никто не знал, и не представлял, что с такими увечьями можно воевать на истребителе, и ему отказали, но Речкалов продолжал писать.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-4

На «гражданку» Речкалова не списали, а направили обучать курсантов на биплане У-2 конструкции Поликарпова. Боевой лётчик воспринял это как оскорбление, и сделал всё, чтобы вернуться в действующую армию. Командование с пониманием отнеслось к его желанию воевать, да и опыт боевой у него уже был, пусть и воевал он какой-то месяц, но на войне день идет за три. Однако, медики были непреклонны, и самое большое, чего добился Речкалов, это откомандирования в запасной авиаполк, но тут зашевелился осколок, который хирурги не сумели вынуть из ноги. После очередной операции ему дали отпуск в Свердловск.

Едва обняв жену и сына, эвакуировавшихся из Молдавии, Речкалов снова писал рапорта, и лично относил их в штаб военного округа. Штабные, едва завидев хромого лётчика, хватались за голову, и писали отказы, а когда он окончательно надоел, выписали ему направление в учебный истребительный полк – пусть теперь у других голова болит, как от этого назойливого парня избавиться. Но лётчиков не хватало, Речкалова допустили к переподготовке, а потом и к полётам, благо, нога уже не так часто давала о себе знать.

Возвращение

Речкалов довольно быстро освоил истребитель Як-1 конструкции Александра Яковлева, и в марте 1942-го сбежал в свой полк, который уже именовался 16-м гвардейским. В апреле, отсидев трое суток на «губе» за побег, Речкалов был зачислен в эскадрилью гвардии капитана Александра Покрышкина, и заново начал боевой счёт, поскольку бумаги, подтверждавшие 3 сбитых в первые дни вражеских самолёта, сгорели. (Справедливости ради замечу, что Речкалов и Покрышкин с первого дня войны служили в одном полку, и с большой долей уверенности можно утверждать, что, если сгорели документы Речкалова, то и документы Покрышкина сгорели тоже).

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-5

К весне 1943 года лётчики полка накопили немалый боевой опыт, придумали новые тактические приёмы. Они, например, вылетали не большой группой, а парами на разной высоте, тем самым, контролируя всю высоту от самого верхнего, до самого нижнего самолёта. Речкалов учился очень быстро, схватывая всё, простите за невольный каламбур, буквально налету. На Як-1 он почти 200 раз вылетал на боевое задание, провёл 20 боёв, сбил 6 вражеских самолётов: 2 – лично, и 4 – в группе.

«Аэрокобра»

В 1942 году в СССР из США по ленд-лизу стали поступать монопланы Bell P-39 Airacobra. Американским лётчикам машина не понравилась из-за сложностей в пилотировании, но те, кто умел управлять И-16, мог летать и на табуретке, и «кобру» в Красной Армии очень уважали. У «аэрокобры» двигатель жидкостного охлаждения Allison V-1710-35 стоял позади кабины пилота, что улучшало манёвренность и динамику, а также позволяло стойку шасси разместить спереди, и установить в тот отсек, где обычно находится двигатель, 20- и даже 37 мм пушку и четыре 12,7 мм крупнокалиберных пулемётов Browning M-2, стрелявших через воздушный винт. Такая компоновка обеспечивала высокую кучность и точность залпа, и оставляла врагу мало шансов на спасение. Скорость самолёта на высоте достигала 600 км/час. Приборы у «кобры» были лучше отечественных, но самое главное, во всех самолётах были рации, обеспечивавшие устойчивую связь, как с землёй, так и со своими самолётами в воздухе. Вторично Речкалов искушать судьбу не стал, и вместо бортового номера на хвосте самолёт он написал свои инициалы – РГА.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-6

Над Кубанью

Весной 1943 года войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов была поставлена задача разгромить группу армий А, не позволив ей отступить с Кавказа. Немцы на подступах к Тамани построили «Голубую линию» – мощный оборонительный рубеж. Над этой «голубой линией» разгорелись ожесточённые бои за господство в воздухе. В тот момент на других фронтах была оперативная пауза, а на этом фронте решалось многое, и германское командование перебросило туда лучшие свои воздушные части, на вооружении которых стояли новейшие истребители Ме Bf 109G-6 и Focke-Wulf Fw.190 «Würger».

К началу воздушного сражения за Кубань в составе Северо-Кавказского фронта было две воздушные армии – 4-я и 5-я, и, кроме того, примерно 500 боевых самолётов авиации Черноморского флота, которая находилась в оперативном подчинении командования фронта. С обеих сторон было более 2 тыс. самолётов, ежедневно проходило до 50 воздушных боёв. При концентрации такого количества самолётов на не большом участке фронта для победы в борьбе за господство в воздухе одной личной храбрости было мало, ведь и противник был не робкого десятка. Нужна была новая тактика и слаженность общих действий.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-7

Как ни странно, новая тактика родилась не в штабах, а в эскадрильях: Покрышкин, обобщив свой опыт воздушных боёв, сформулировал принцип «этажерки»: пары истребителей идут на разных высотах, имея преимущество над противником в высоте, выигрывают время, огонь ведут с предельно малых дистанций. Уйдя от атаки одной пары, противник неизбежно попадал под огонь другой. Покрышкин придумал и один из самых знаменитых тактических приёмов – «Соколиный удар»: противника атаковали с пикирования с последующей «горкой» – резким набором высоты. Среди тех, кто первым эффективно применил этот приём в бою, был Речкалов. Именно тогда в ходе войны советская авиация, наконец-то, впервые завоевала стратегическое господство в воздухе, и никогда больше его не отдала. Оперативная инициатива перешла к советским лётчикам.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-8

Активная тактика боя – высота, скорость, манёвр, огонь позволила добиться выдающихся результатов. В ходе сражения над Кубанью заместитель командира 1 эскадрильи 16 ГИАП гвардий старший лейтенант Речкалов лично сбил 19 вражеских самолётов, причём, 3 «мессера» в одном бою 4 мая 1943 года, а 24 мая он получил Героя.

Свободная охота

После завоевания прочного господства в воздухе необходимость прикрытия наземных сил, бомбардировщиков и самолётов поля была уже не столь острой. Чтобы лётчики 16 ГИАП не сидели без дела и не теряли квалификацию, им позволили вылетать на «свободную охоту», в которой они добились впечатляющих результатов. 1 октября 1943 года шестёрка «аэрокобр», которой командовал гвардии капитан Речкалов, вылетела на прикрытие фронта над районом Показной, Червоный, Ровное. В воздухе они встретили 50 «лаптёжников» под прикрытием шести «мессеров». Несмотря на подавляющее превосходство врага, Речкалов пошёл в атаку. Первым был сбит головной Junkers, после разворота – второй. Всего в этом бою группа Речкалова сбила шесть вражеских самолётов, вынудила оставшиеся Junkers сбросить бомбы где попало, и без потерь вернулась на свой аэродром.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-9

29 декабря 1943 года Речкалов со своим ведомым вылетел в район Одессы на «свободную охоту», в ходе которой пара уничтожила 5 самолётов противника, автобус, три грузовика, подбила и вывела из строя 3 паровоза, сожгла две цистерны с горючим. 1 сентября 1944 года Речкалову, сбившему 48 вражеских самолётов лично, и 6 – в группе, в Кремле вручили вторую Звезду Героя, а его командиру полковнику Покрышкину – третью.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-10

Командир

15 июля 1944-го Покрышкина назначили командиром 9 гвардейской авиадивизии, а Речкалова – временно исполняющим обязанности командира 16 ГИАП. Однако, не всякий классный лётчик может быть командиром, тем более, когда тебя этому не учили, и когда тебе всего 24 года. Стремясь увеличить личный счёт, Речкалов меньше времени уделял руководству подчинёнными. Он позволял себе вольности, недопустимые для командира такого уровня, допускал серьёзные управленческие ошибки. 1 ноября 1944 года в Польше Герой Советского Союза гвардии капитан Александр Клубов совершал облёт новейшего истребителя Ла-7 конструкции Семёна Лавочкина – командование хотело пересадить полк на эти самолёты. При посадке на аэродром Турбя самолёт выкатился за пределы взлётной полосы, и перевернулся, придавив пилота. И, хотя вины Речкалова в этом не было, комдив обвинил в гибели своего друга именно его. 28 февраля 1945 года Речкалова сняли с должности командира полка, и назначили инспектором по технике пилотирования 6 гвардейского истребительного корпуса. 450-й боевой вылет стал для него последним, счёт его побед был закрыт – 56 сбито лично, 3 – в группе. К концу войны гвардии майор Речкалов был самым успешным лётчиком, летавшим на Airacobra – на этом самолёте он сбил 48 вражеских машин.

Лётчики люфтваффе были уверены в превосходстве своих самолётов над советскими и по скорости, и по вооружению… Ас До недавнего времени считалось, что этот советский лётчик провёл 120 воздушных боёв, в-11

Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя Белл P-39 «Аэрокобра» Г.А. Речкалова. Слева направо: Александр Федорович Клубов , Григорий Андреевич Речкалов, Андрей Иванович Труд и командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка Борис Борисович Глинка.

После войны Речкалов окончил академию, командовал авиадивизией и всей авиацией Дальнего Востока, получил генерал-майора, в запас уволился в 1959-м, а спустя два года, когда ему было едва 40, удивив всех, поступил на факультет журналистики МГУ, а потом написал пять книг, которые читают до сих пор.

Умер Григорий Речкалов 22 декабря 1990 года в Москве.

Похоронен Григорий Андреевич Речкалов, по его завещанию, рядом с матерью, в селе Бобровка недалеко от Екатеринбурга.

https://dzen.ru/a/YtuqR53WtzWb3rCg

 
 
 
 
 

 
 
Рубрики:  бессмертный полк
Метки:  
Понравилось: 13 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Суббота, 22 Июня 2024 г. 20:50 (ссылка)
Не все коту масленица в смысле фашистам!
Ответить С цитатой В цитатник
Ответить С цитатой В цитатник
таила   обратиться по имени Понедельник, 24 Июня 2024 г. 12:22 (ссылка)
Благодарю, Света! Вечная память!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку