Схема для дневника - ИЮЛЬ
Схема "Бордюр с розами". - (1)Схема "Бордюр с розами".
Схема "Цветочный чай". - (0)Схема "Цветочный чай".
Схема "Перед грозой" - (0)Схема "Перед грозой"
Рамочка "Живите бережно — копите радости..." - (0)Рамочка "Живите бережно — копите радости..." Живите бережно — копите радости, улыбки, нежности...
В.А.ТРОПИНИН От крепостного до звания академика |
Василий Андреевич Тропинин
19 (30) марта 1776 года - 3 (15) мая 1857 года
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1846 г.)
«Кружевница»(Фрагмент)
Сюжет
Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю. Детально выписаны кружева, коклюшки, ящик для рукоделия — так Тропинин создает столь важное для себя ощущение покоя и уюта.
Кружевница. 1823 Третьяковская галерея Москва
Только к 47 годам Василий Тропинин смог стать полноправным членом сообщества художников. Дело в том, что он был крепостным и для получения вольной ждал удобного момента. Как только статус живописца изменился, он показал в академии несколько работ, в том числе и «Кружевницу», после которой о Тропинине заговорили как о знатоке женских типажей и ценителе их прелестей.
«Золотошвеика», 1826 г.
«…в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки её остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой», — писал критик Павел Свиньин.
Это не единственная картина художника на подобный сюжет. Молодые женщины за рукоделием на разных полотнах Тропинина обладают даже внешним сходством: нежный овал лица, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд.
Купеческая Москва, подражавшая дворянской моде на портреты, загудела и повалила к новомодному художнику с заказами. Бывший крепостной стал одним из самых востребованных русских живописцев
Говорили, что он переписал всю Москву: чиновников, дворян, купцов, актеров, писателей, художников. Заказчиков он всегда изображал в благостном расположении духа, в лучшие моменты их настроений. «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни», — говорил он..
Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер. 1850 г.
Портрет Николая Ивановича Бера. 1842 г.
Портрет купчихи в синем повойнике. 1830-е гг. Национальный художественный музей Республики Беларусь
Константин Георгиевич Равич. 1823 г.
Портрет Василия Каратыгина. 1842 г.
Портрет Петра Булахова. 1823. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Ю.Ф.Самарина в охотничьем костюме. 1846 г.
Портрет П. Ф. Соколова, (1833)
Портрет А. С. Пушкина, 1827 г
Тропинин стоял у истоков направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. И до него изображали крестьян, однако это было скорее исключение, нежели правило. Современники воспринимали такие картинки как экзотику. Утвердились эти образы в русской живописи XIX века, получив развитие в творчестве передвижников. А у истоков этого процесса стоял Тропинин.
Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты. Это привело его к реализму.
Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть качества героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.
«
Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е
«Мальчик, тоскующии об умершеи своей птичке», 1804 г.
Mальчик с жалейкой. 1810 г.
Мальчик с топориком. 1810 г.
Девушка с розами. 1850 г.
Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и другие относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать всё типичное для данного круга людей.
Тропинин одним из первых стал регулярно рисовать крестьян
Девушка с Подолья. 1821 г.
Украинский мужик. 1820 г.
Самсон Суханов. 1823 г.
Странник, 1847. Национальный музей искусств Азербайджана. Баку
Ямщик, опирающийся на кнутовище. 1820-е
Устим Кармелюк. 1820-е..
Судьба художника
Василий Тропинин был крепостным по происхождению. С детства он проявлял тягу и способности к рисованию. Практиковался он, что называется, на кошках — делал зарисовки с дворовых. Те его за это нередко поколачивали. Но увлеченного Василия это не сбило с пути.
Художник Тропинин также был умелым кондитером
Несмотря на очевидные художественные способности, отдан он был на обучение к кондитеру. Если бы не родственники графа Моркова (которому художник принадлежал), лепил бы Тропинин праздничные торты до гроба. Но благодаря заступничеству одного из господ отправили юношу учиться в петербургскую Академию художеств. Предполагалось, что одновременно с окончанием заведения он получит вольную. Но вместо этого его вернули в имение графа. Приходилось быть и слугой, и пастухом, и архитектором, и художником.
Неясно, почему в 1823 году Морков, который ранее всячески избегал выдачи вольной, внезапно решил освободить Тропинина. В 47 лет художник освободился. Сразу же он представил в академию картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получил звание назначенного художника, а в следующем году и звание академика.
Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818.г.
Портрет жены Анны. 1809 г.
В 1855 году после смерти жены художник переехал в Замоскворечье. Он купил домик в Наливковском переулке. В нём выдающийся русский портретист и скончался 3 мая 1857 года по старому стилю (15 мая по новому). Спустя два дня Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.
Могила Тропинина на Ваганьковском кладбище.
Многочисленные произведения выдающегося мастера украшают залы Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Работы Василия Андреевича Тропинина хранятся в собраниях многих музеев и картинных галерей Российской Федерации и других стран .
В разные периоды , в честь знаменитого художника, были выпущены почтовые марки
Почтовая марка СССР 1973 года
Почтовый блок СССР 1976 года
Почтовый блок России 1999 года
Почтовые марки России 2001 года
https://my.mail.ru/community/iskusstvo_xx_vek/6895957C95EF3388.html
Рубрики: | Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |