-Цитатник

Схема для дневника - ИЮЛЬ - (0)

Схема для дневника - ИЮЛЬ

Схема "Бордюр с розами". - (1)

Схема "Бордюр с розами".

Схема "Цветочный чай". - (0)

Схема "Цветочный чай".

Схема "Перед грозой" - (0)

Схема "Перед грозой"

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." - (0)

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." Живите бережно — копите радости, улыбки, нежности...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная войн великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мифы и легнеды мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58202
Комментариев: 117388
Написано: 267813


"Аленушка" - картина, в которой столько тайн, что наверняка и вы воспринимали ее ошибочно

Воскресенье, 28 Января 2024 г. 17:46 + в цитатник

Во сколько лет вы узнали, что картина "Аленушка" вообще не связана со сказками? Я - только на прошлой неделе. А знаете, почему сначала Васнецов называл свою героиню дурочкой? Кстати, слово это не было синонимом глупой или безумной девочки. А как вам факт: Третьяков не хотел покупать картину и даже не ответил на письмо Васнецова с мольбой. Но после смерти коллекционера его собственная Третьяковская галерея приобрела "Аленушку" в 4 раза дороже первоначальной цены, и теперь полотно официально признано шедевром.

Вот обо всех этих удивительных событиях и хочется рассказать.

Вообще картина настолько известна, что ее образ не копировал, пожалуй, только ленивый. Даже у меня есть фото, которое и без подписи каждый комментировал одним и тем же словом: "Аленушка". Достаточно просто сесть на камень на берегу водоема. И даже не обязательно кручиниться.

Моя версия Аленушки. Фото из личного архива
 

Аленушка с картины Васнецова - вовсе не сказочный персонаж

Наверное, если спросить любого человека по поводу сюжета картины, то собеседник ответит: "Это по сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке". Но давайте вспомним, был ли такой эпизод в сказке? Там ведь все происходило с точностью до наоборот: ведьма надела Аленушке камень на шею и бросила в реку. А козленочек приходил и звал сестрицу.

Картина Васнецова не имеет отношения к русской народной сказке. И вообще получила особую жизнь. Настолько, что даже появилась песня. В 1979 Александр Дольский, вдохновленный "Аленушкой" Васнецова, сочинил и исполнил вот такое необычное произведение:



"Дурочка Аленушка" - первое название картины

Для начала всмотритесь в лицо девушки. Никогда раньше мне не приходило в голову, какое впечатление производит этот ее взгляд. Изначально картина называлась "Дурочка Аленушка". Если бы оно сохранилось, то современный зритель решил бы, что в глазах этой героини прячется безумие:

 
Фрагмент картины Васнецова "Аленушка". Фото из открытого доступа
 

Но что на самом деле обозначал этот застывший взгляд, я расскажу ниже.

Почему картина не продавалась

 

Сейчас мы смотрим на эту картину как на один из шедевров мировой живописи. С трудом можно поверить, что долгое время Васнецов никак не мог продать полотно:

"Моя “Алёнушка” до сих пор не продана, что сильно влияет на мои денежные дела… Если бы затруднение оказалось не в самой картине, а в цене, то я, конечно, сделал бы значительную уступку…"
Из письма Васнецова Третьякову

Васнецов буквально умолял коллекционера Павла Третьякова выкупить эту картину. Художник предлагал большую скидку, но Третьяков даже не счел нужным ответить на письмо.

В итоге картину приобрел Анатолий Мамонтов - брат Саввы Мамонтова, русского предпринимателя и мецената. Он заплатил 500 рублей, хотя изначально Васнецов просил за свою работу 2000. Есть предположение, что таким образом Мамонтов просто поддержал художника, который находился тогда в отчаянном финансовом положении. Ведь к самому полотну Анатолий остался равнодушен и спустя несколько лет перепродал "Аленушку" другом коллекционеру.

Я нашла несколько версий, по которым Мамонтов мог купить картину Васнецова. Так, например, некоторые находят сходство Аленушки на картине с Верой, дочерью Саввы Мамонтова. Вы ведь знаете "Девочку с персиками" кисти Валентина Серова? Он ведь написал портрет Веры:

 
 
"Девочка с персиками", художник - Валентин Серов
 

Сначала кажется, что эта версия не выдерживает критики: Серов написал "Девочку с персиками" в 1887 году, а Васнецов свою "Аленушку" завершил зимой 1881 и продал. Но я нашла кое-что любопытное. Сам художник признался, что, действительно, черпал вдохновение от Веры, которой в момент написания картины было 5-6 лет:

"Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!"
Васнецов о своей картине

Однако сам образ он все-таки брал от крестьянской девочки (расскажу ниже в истории написания).

Другая версия: Васнецов писал полотно в имении Саввы Мамонтова, в Абрамцеве. Этот факт, действительно, мог повлиять на решение брата. Все же родные места, хотя и выглядят на картине гиблым местом для героини. Кстати, критики говорят, что пейзаж написан настолько хорошо, что стал бы удачным самостоятельным полотном даже без Аленушки.

А вот еще одна версия: Васнецов создавал эскизы декораций и костюмов для постановок в театре Саввы Мамонтова. И тот мог чувствовать себя обязанным. По поводу эскизов - правда, но снова посмотрим на год: известный меценат Мамонтов открыл Русскую частную оперу в январе 1885 года. А картину его брат купил раньше.

Почему же все так складывалось? Почему сначала картину никто не мог оценить по достоинству, а сейчас она признана достоянием? Стоит начать с истории создания этого особенного полотна.

История написания

 

Художник начал работать над сюжетом в 1880 году. Сначала отправился на водоемы. Делал пейзажные этюды у пруда в Ахтырке (деревня в Московской области) и на берегу реки Воря в Абрамцеве (тоже Московская область).

 
 
Первый этюд пруда в Ахтырке. Фото из открытого доступа
 

Затем было несколько эскизов девушки, сидящей на камне. Идея появилась так:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Васнецов

Девочке-сироте, которая стала прототипом Аленушки, было всего 11-12 лет. А ее грустные глаза настолько разбередили душу Васнецова, что он сразу решил написать это удивительное лицо.

Первый эскиз:

 
 
Первый эскиз картины. Фото из открытого доступа
 

А вот немного даже пугающий этюд. Имею в виду, конечно, не качество работы - она великолепна! Посмотрите на лицо: какой красноречивый взгляд. Здесь Аленушка похожа не на девушку, а на изнуренную заботами женщину с запавшими глазами.

 
 
Этюд Васнецова для "Аленушки". Фото из открытого доступа
 

В следующем этюде девушка становится милой и красивой. Но начисто лишается того характера и той боли во взгляде, которая сделала картину знаменитой. Скорее всего, такая героиня оставила бы полотно одним из малоизвестных и прилизанных симпатичных портретов:

 
 
Следующий этюд Васнецова. Фото из открытого доступа
 

Я даже ловлю себя на мысли, что девушка на этюде выше выглядит так, как на обывательских фото. Просто миловидная, без характера и предыстории.

Пейзаж на картине - тоже не просто для красоты или заднего фона. Перед девушкой - черный пруд, за спиной - темный лес. И сама героиня - не на устойчивой почве, а на камне. Словно находится в безвыходном положении: назад нельзя - густой лес не пустит, а впереди - манящая глубиной вода, в которую тянет прыгнуть от безысходности.

Пруд такой черный и гладкий, будто мертвый. Кажется, что он - совершенно необитаем: не водится в нем ни юркая рыба, ни громкая лягушка.

Символична и осенняя листва, в том числе опавшая на черную гладь пруда. Девушка одета совсем по-летнему. Босая, в оборванном сарафане, в рубашке с короткими рукавами. Она понимает, что впереди - дожди, зимний холод. Куда ей идти дальше?

Но есть и деталь, которая дарит надежду. Обычно зритель не видит это - настолько нюанс незаметный. Присмотритесь к маленьким светлым пятнышкам над головой девочки: на ветке осины дугой сидят ласточки. Они - символ надежды. И помогают зрителю понять: девушка останется в этом мире и не сойдет с ума.

 
 
"Аленушка" Васнецова. Полная картина. Фото из открытого доступа
 

И еще одна деталь, которая указывает, что героиня не пойдет на отчаянный шаг: на шее у нее видна темная веревочка. Очевидно, что на ней под одеждой держится крестик. А в православии, как известно, верующий человек не будет сводить счеты с жизнью - никогда не искупить такой грех и не освободить душу от вечных скитаний. Вот девушка и сидит задумчиво. Она словно на грани, но найдет в себе силы подняться и идти дальше.

Окончательный чистовой вариант картины Васнецов завершил в 1881. И отправил на Передвижную выставку (более полувека ее организовывало и поддерживало объединение российских художников). Дальнейшую судьбу вы уже знаете.

Первая реакция современников Васнецова на его "Аленушку"

 

Какую девушку мы видим на картине? В изорванном сарафане, с грязными загрубевшими ногами и растрепанной прической. Абсолютно реальный, а не сказочный персонаж. Застывший взгляд: то ли от горя, то ли от тяжелой судьбы. Что произошло с героиней до момента, когда она в таком неряшливом виде уселась на камне возле пруда? Было ли у нее желание завершить земной путь или просто нашла, наконец-то, место для своих размышлений?

Возможно, вы будете удивлены, но Васнецов изначально назвал картину "Аленушка-дурочка" вовсе не с тем умыслом, который мы вкладываем в слово "дурочка" теперь. Раньше так называли обычных сироток. Они были не от мира сего, потому что и приютов не существовало: скитались по домам и кормились куском хлеба, который подаст сердобольный человек. И люди подавали. Потому что считалось благостным поступком накормить сироту, юродивого.

 
 
Картина Павла Чистякова "Нищие дети", 1861. Фото из открытого доступа
 

Однако благостью считалось подать только ребенку до 12 лет. А после достижения этого возраста сиротка уже должна была себя кормить самостоятельно. То есть наниматься куда-то в услужение, если примут: пастухом, нянькой, работницей.

Теперь можно снова вернуться к картине и всмотреться в глаза этой несчастной девушки. В них - абсолютная безысходность. В таком-то возрасте. Сироты тогда не просто чувствовали себя изгоями - они знали об этом сызмальства.

Многие искусствоведы и считают "Аленушку" воплощением образа сиротства.

Судьба картины "Аленушка"

 

Эта картина стоит особняком в творчестве Васнецова. Со временем он закрепил репутацию главного сказочника в русской живописи. Однако "Аленушка" слишком отличалась от волшебных сюжетов на других полотнах. Ведь в картине, которая стала героем моей статьи, слишком много реализма с его болью.

Однако, когда в 1900 году печатался сборник с репродукциями картин Васнецова, составители решили не заморачиваться: если живописец специализируется на сказочных сюжетах, то никаких исключений. И рядом с "Аленушкой" поместили отрывок из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Вот так и рождаются мифы, в которые мы начинаем верить, не задумываясь. И у нас даже не шевелится мысль, что в сказке-то все было наоборот: братец искал сестрицу в реке.

 
 
Фрагмент из мультфильма про сестрицу Аленушку. Совсем другой сюжет.
 

Считается, что Васнецов спокойно принял такое сопоставление своей и сказочной Аленушки. Но как было на самом деле и что он чувствовал - разве мы теперь узнаем.

А сейчас немного об иронии судьбы. Павел Третьяков, основатель знаменитой коллекции, скончался в 1898 году. И в 1900 Третьяковская галерея купила-таки "Аленушку" Васнецова, которая к тому времени успела сменить несколько хозяев-коллекционеров. Примечательно, что галерея приобрела полотно Васнецова за 8000 рублей. Это - в 4 раза дороже, чем художник просил у Павла девятью годами ранее. Вот такая арифметика...

***

Сам Васнецов называл "Аленушку" своей любимой картиной. Художник признался в этом Рериху и сказал, что она мила сильнее прочих. Меня это особенно тронуло. Никогда раньше я не писала статью по какой-то отдельной картине. Но здесь душа откликнулась.

 
 
Ласточки над Аленушкой. Фото из открытого доступа
 

И теперь хочется разглядывать и разглядывать каждую деталь, всматриваться в такие особенные глаза и характерные элементы одежды, в символичные осинки и ели, в живописную осоку и золотые монетки листьев. И вот же: лес-то какой молодой. Он хоть и темный, но будто одного возраста с этой рано повзрослевшей девочкой. И хочется верить, что ласточки нашепчут ей верный ответ. Совсем не зря Васнецов добавил их прямо над головой своей героини.

Автор Настурция Petro

https://dzen.ru/a/ZCk91nJUeWwWfbXP

Рубрики:  Живопись
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Воскресенье, 28 Января 2024 г. 17:56 (ссылка)
Интересная трактовка! А почему дурочка?
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Воскресенье, 28 Января 2024 г. 17:58 (ссылка)
Кахетинка, как я поняла,что она не хочет быть как все сиротки,взрослеть и идти в услужения.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку