-Цитатник

Схема для дневника - ИЮЛЬ - (0)

Схема для дневника - ИЮЛЬ

Схема "Бордюр с розами". - (1)

Схема "Бордюр с розами".

Схема "Цветочный чай". - (0)

Схема "Цветочный чай".

Схема "Перед грозой" - (0)

Схема "Перед грозой"

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." - (0)

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." Живите бережно — копите радости, улыбки, нежности...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная войн великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мифы и легнеды мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58202
Комментариев: 117388
Написано: 267813


Музыкой смерть поправ. История создания гимна блокадного Ленинграда

Суббота, 27 Января 2024 г. 16:54 + в цитатник

Каждый год 27 января, в день снятия ленинградской блокады, в городе на Неве гремит Седьмая симфония композитора Дмитрия Шостаковича. Эта музыка стала символом жизни и победы не только для ленинградцев, но и всего мира. О ее создании, репетициях и исполнении — в материале «360».

Каждый год 27 января, в день снятия ленинградской блокады, в городе на Неве гремит Седьмая симфония композитора Дмитрия Шостаковича.
 

Шостакович в 1941 году

Утром 22 июня 1941 года профессор Дмитрий Шостакович пришел в Ленинградскую консерваторию. Он собирался принимать выпускной экзамен, но взволнованные студенты и коллеги сообщили, что началась война: на Советский Союз напала фашистская Германия. На следующий день композитор решил идти записываться добровольцем на фронт.

Шостаковичу отказали — уж больно неказистым казался этот худой близорукий человек в очках с толстыми линзами. Следующий раз он пришел сразу после сталинского призыва по радио вступать в ополчение. Музыкант явился на сборный пункт при заводе Полиграфмаш — и снова получил отказ.

Мобилизация в Ленинграде, лето 1941 года📷
 

Дождавшись отпуска в консерватории, он опять подал заявление в ополчение. Чтобы отделаться от Шостаковича, настырного композитора попытались было назначить руководителем ансамбля баянистов, убеждали, что он будет больше полезен как музыкант, даже хотели без его согласия эвакуировать из города.

Шостакович отбился и продолжил донимать военных. В конце концов его зачислили в пожарную команду противовоздушной обороны.

Наверное, это меньше всего походило на музыку и вообще на искусство — тушить горящие здания, разбирать завалы. Но для композитора была важна любая реальная помощь Родине, которая пылала под вражеским огнем.

 
 
Дмитрий Шостакович, 1941 год; Шостакович в пожарной форме на обложке журнала Time, 1942 год📷
 

«Будем же защищать нашу музыку». Как рождалась Ленинградская симфония № 7

После очередного — и на этот раз окончательного — отказа направить его на фронт музыкант начал писать вокально-симфоническое произведение — ему казалось, что так он сможет лучше отразить военную тематику.

Однако скоро он сделал выбор в пользу лишь симфонической музыки, так как она значительно сильнее передавала его мысли.

Я не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну.Дмитрий Шостакович

Работа настолько захватила музыканта, что он таскал ноты даже на пожарные дежурства, чтобы не терять времени и работать над композицией каждую свободную минуту. Довольно скоро стало понятно, что новое сочинение — масштабный четырехчастный цикл с увеличенным составом оркестра.

Однажды он встретил Михаила Зощенко, которого, как и композитора, «забраковали» для фронта, даром что был кадровым офицером. Теперь вместе с сыном он тоже дежурил в противопожарной обороне.

Шостакович рассказал о работе над новой симфонией, а чуть позже по радио — и всем ленинградцам.

Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту. Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что сейчас нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать.Дмитрий Шостакович

Осенью фашисты начали все сильнее бомбить город, 8 сентября 1941 года его взяли в кольцо. Началась блокада.

Шостакович тем временем приступил к третьей части симфонии. Он работал в бешеном темпе, он сам признавался, что никогда еще не сочинял так быстро.

К трудностям и лишениям композитору было не привыкать: время его учебы в консерватории пришлось на Первую мировую, революции и Гражданскую войну. В стране царили разруха, голод, зимой в зале не было отопления. Но Шостакович, в отличие от многих других музыкантов, не прекращал заниматься.

 
 
Дмитрий Шостакович со студентами📷
 

Семья его откровенно бедствовала: консерваторский паек был довольно скудным, отец умер, а сам музыкант перенес тяжелую операцию. Слабый и полуголодный, он трудился пианистом-тапером в кинотеатре и продолжал учиться. Теперь же, едва смолкала канонада, Шостакович рвался из бомбоубежища домой — работать.

Композитора уговорили эвакуироваться, и 1 октября вместе с семьей вывезли из Ленинграда. После недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, нынешнюю Самару. Там 27 декабря 1941 года Шостакович закончил свою Седьмую симфонию.

 
 
Автограф Дмитрия Шостаковича на партитуре Седьмой симфонии📷
 

Четыре части Ленинградской симфонии

Седьмая симфония Шостаковича получила название «Ленинградская» с легкой руки Анны Ахматовой. Она состоит из четырех частей. Первая — Allegretto или «Нашествие» рисует мощь СССР и вероломное нападение на него фашистской Германии.

Вторая часть Poco allegretto — «Человек и война». Она показывает затишье после битвы, то, как советские люди собирают все ресурсы и силы, чтобы дать врагу отпор. Часть третья, Adagio, или «Родина в годину испытаний», стала реквиемом по погибшим.

Заключительная часть Allegro non troppo — «Через борьбу — к победе» представляет собой грозное предсказание неминуемого краха фашизма, Победы над войсками гитлеровской Германии.



История репетиций и исполнения Седьмой симфонии

Впервые Седьмую симфонию исполнили в Куйбышеве, а затем в Москве. Ее транслировали по радио не только по всему Советскому Союзу, но и по всему миру. Она стала символом победы человеческого духа над темными силами фашизма. И ленинградские музыканты решили, что Симфонию нужно исполнить в осажденном городе.

К тому времени первая страшная зима блокады уже перечеркнула всю музыку: последний концерт оркестра Радиокомитета прозвучал 27 декабря 1941 года. Дальше была тишина.

Единственный оставшийся в Ленинграде дирижер Карл Элиасберг был настолько слаб от голода, что не мог сам передвигаться. Но Симфония должна была зазвучать.

 
 
Дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР Карл Элиасберг📷
 

Элиасберга на детских санках привезли в стационар, чтобы он хоть немного пришел в себя и смог восстановить оркестр. Список фамилий оркестрантов пестрел черными и красными пометками. Черные — их было 27 — обозначали умерших, красные — еще живых, но нетрудоспособных музыкантов.

К первой репетиции удалось разыскать лишь 15 человек. Те, кто выжил, оголодали настолько, что с трудом могли даже просто сидеть, не то что музицировать. Им (а особенно тем, кто играл на духовых инструментах) старались найти дополнительные пайки, чтобы появились силы играть.

 
 
Жители блокадного Ленинграда набирают воду, декабрь 1941 года📷
 

По радио объявили, что всех музыкантов города просят явиться в Радиокомитет. Сам Элиасберг, немного окрепнув, начал самостоятельные поиски и колесил по полупустому городу на велосипеде, выданном ленинградской автоинспекцией.

Наконец набралось 14 оркестрантов из Радиокомитета, семеро из театра имени С. М. Кирова, двое из филармонии. Притом что партитура Шостаковича огромна — даже сейчас не каждый оркестр обладает таким составом, чтобы исполнить это произведение.

Больше всего нужны были духовики, но почти все они служили на фронте. Элиасберг разыскивал их по адресам полевой почты, и музыкантов с передовой отправляли назад, в город.

 
 
Дмитрий Шостакович с оркестром Ленинградской филармонии, фотограф неизвестен📷
 

Если первая репетиция длилась не более 15 минут, скоро они играли уже пять-шесть часов по шесть дней в неделю. Пусть у многих от истощения кружилась голова во время игры, музыканты продолжали добиваться совершенного исполнения, чистого звучания и верного интонирования.

Искренне хотели вернуть людям надежду на то, что они не просто выживут, но и победят. А что могло это сделать лучше музыки?

Уже в апреле оркестр начал давать первые концерты. Генеральная репетиция Седьмой симфонии состоялась 7 августа 1942 года, за два дня до премьеры.

 
 
Афиша первого исполнения Седьмой симфонии в Ленинграде📷
 

Ленинградская премьера Седьмой симфонии и операция «Шквал»

Седьмая симфония прозвучала в Ленинграде 9 августа 1942 года — именно этот день был объявлен немецким командованием датой вступления в Ленинград. Впервые с начала блокады в Большом зале филармонии зажглись все хрустальные люстры — яркий огонь вспыхнул посреди темного и высохшего от голода, но несломленного города.

В тот день ни одна бомба, ни один фугас не упали на площадь Искусств. Все 80 минут концерта артиллеристы играли свою симфонию: они беспощадно вели огонь из всех орудий по немецким позициям. Операция «Шквал» под руководством командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова не оставила врагу шанса испортить праздник.

 
 
Маршал, герой Советского Союза Леонид Говоров📷
 

В Музее Седьмой симфонии сохранились воспоминания участницы премьеры Ксении Матус.

По ее словам, перед выступлением сцену грели установленные наверху прожекторы. Их погасили, когда музыканты вышли к своим пультам. Дирижера Элиасберга публика встречала стоя и оглушительными аплодисментами.

Когда мы отыграли, нам аплодировали, тоже стоя. Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно! За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли.Ксения Матусартистка Большого симфонического оркестра Ленинградского радио

Зал был переполнен: там собрались моряки, пехотинцы, бойцы ПВО и горожане — и это в то время, когда «на Невском один человек другого видел издалека».

Концерт транслировали по радио, по громкоговорителям городской сети. Музыканты играли так, что потрясли не только советских слушателей, но и фашистов.

 
 
Russian Look📷
 

Гитлеровцы были уверены, что город уже мертв, и буквально обезумели, когда увидели сияющее здание, услышали мощные раскаты Седьмой симфонии Шостаковича.

Уже после войны двое туристов из ГДР признались Элиасбергу: в тот день они поняли, что проиграют войну. Нельзя было победить народ, который способен преодолеть голод, страх и саму смерть.

https://dzen.ru/a/ZbTHm7kgci-bzPUG

Рубрики:  Блокада Ленинграда
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 11 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Суббота, 27 Января 2024 г. 17:02 (ссылка)
Историческая веха! С удовольствием смотрю фильм о создании известном симфонии Шостаковичем, хоть и видела его! Жаль, что многие утеряли эту связь...
Ответить С цитатой В цитатник
Валерий_А_Светлый   обратиться по имени Суббота, 27 Января 2024 г. 17:20 (ссылка)
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД.
Когда в застывшее лицо
Стучится градом снег,
Сугробы кажутся свинцом,
В них мертвый человек.
В холодном доме ясли-сад,
Здесь ангелы лежат,
В студеной тишине дрожат
Души малышат.
Когда безумный смерти лик
Пикирует в крестах,
Последний слышен детский крик,
С ним материнский страх.
В руинах копошится люд,
В надежде жизнь найти,
Бомбежки может быть уйдут,
А могут не уйти.
Когда с чернеющим лицом
Рука вам хлеб дает,
То голод катится свинцом,
И стынет смерти пот.
Но Ленинград всегда живой,
И в холод, и в огне,
С ним Шостакович дорогой
И ноты в тишине.
Гремит симфония побед,
Назло смертям гремит,
Берггольц блокаде пишет "нет",
Врага строкой громит.
На взводе Невский пятачок,
"Дорога жизни" в рай,
На дровнях катит мужичок,
С ним хлебный каравай.
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Суббота, 27 Января 2024 г. 17:32 (ссылка)
Кахетинка, жаль что многие продались за доллар -фантик.
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Суббота, 27 Января 2024 г. 17:32 (ссылка)
Валерий_А_Светлый, спасибо за поддержку.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку