Рамочка "Под сенью теплой осени...", схемы "Кленовые листья" 2 варианта Ваш текст... Ваш т...
Домашняя карамель - (0)Домашняя карамель https://www.sloosh.ru/ Ингредиенты: ½ стакана меда...
Они целовались под сильным дождем... - (0)Они целовались под сильным дождем... Они целовались под сильным дождем, под зонтом. Их губы слив...
Осенние схемы оформления - (0)Осенние схемы оформления
Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич - (0)Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич "Тратата та та та та. Выш...
Синичкиной из фильма "Место встречи изменить нельзя" от литературного прототипа |
Варя Синичкина - это, пожалуй, самый обаятельный женский образ не только в творчестве братьев Вайнеров, но и во всей советской литературе. Миллионам любителей кино верная подруга борца с бандитами Володи Шарапова запомнилась в образе красавицы-актрисы Натальи Даниловой.
Последняя играла довольно простую роль "правильной девочки" (по словам Жеглова) и одновременно "гарной дивчины" (по словам Пасюка).
Тем не менее, работа Н. Даниловой в фильме С. Говорухина превратилась в "визитную карточку" актрисы. Мало кто запомнил заслуженную артистку в роли Зинаиды Вольской ("Маленькие трагедии"), Анны Одинцовой ("Отцы и дети"), Рогнеды ("Владимир святой"). В памяти телезрителей Данилова осталась исполнительницей роли Синичкиной. Киноманы полюбили даниловскую Варю за простоту, искренность и чуткость.
Думается, что С. Говорухин не ошибся с выбором актрисы на эту роль (хотя ранее видел в роли Вари Ларису Удовиченко - "Маньку-Облигацию"). Экранная Варя почти не отличается от своего литературного прототипа из известного романа Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия" (1975).
Но в том-то и дело, что "почти". По факту отличия (часто просто не вошедшие в кадр) все же есть. О них мы и поговорим. Итак, поехали...
1. Происхождение. В фильме С. Говорухина Варвара Синичкина представляется девушкой "ниоткуда". Режиссер ничего не говорит ни о ее родителях и родственниках; ни о доме, в котором она живет. Героиня, по сути, олицетворяет образ "правильной милиционерки", "дочери МУРа".
Не то у Вайнеров. В романе Варя проживает в доме на улице Лесной (это район, в котором находится храм Николы Чудотворца у Тверской заставы и Бутырки) и не имеет родителей, ибо она, скорее всего, детдомовская.
Почему детдомовская? Потому что тема детдома возникает в разговоре с Володей по поводу будущего Вари. Шарапов предполагает, что после окончания педвуза (а Варя - студентка педвуза) девушка будет работать в обычной общеобразовательной школе согласно распределению.
Однако у Варвары иной план. Она говорит: "Я хочу в детский дом идти после института - там интересней. И школа, и семья сразу...". Слова Вари очень примечательны. Они свидетельствует, что родителей у девушки, видимо, нет, а вместо семьи были детдомовские педагоги.
О лишенном обычных семейных радостей детдомовском прошлом героини напоминает и другая реплика Вари. В разговоре с женихом она говорит: "Когда я была маленькая, я перед праздниками старалась пораньше лечь спать, чтобы проснуться - и праздник уже наступил".
В этой реплике отсутствуют родители, братья, сестры... Есть только абстрактные праздники. Значит, семейного счастья Варя не видела.
2. Внешность. Экранная Варвара в исполнении Натальи Даниловой обладает яркой, эффектной внешностью (которая традиционно нравится мужчинам). У Варвары Станислава Говорухина правильный овал лица, русые волосы, серо-голубые глаза, изящно изогнутые полудугами брови, благородно тонкий нос и красивые, выразительного рисунка губы.
А вот "книжная" Варвара совсем иная. Она явно попроще экранной. У Вари братьев Вайнеров лицо не овальное, а круглое ("лицо ее круглое, нежное, почти детское"). Брови "не тоненькие, выщипанные и чуть подбритые в плавные, еле заметные дуги", а "совсем немодные - широкие и вразлет".
Глаза - не серо-голубые, а разные. Володя Шарапов примечает: "У нее глаза были огромные, морозные, один серый, а другой ярко-зеленый". Губы не выразительные, а припухлые. На переносице у Вари - веснушки.
Иначе говоря, "книжная" Варя внешне больше походит на Ларису Удовиченко и Ольгу Науменко (обе круглолицые, как у Вайнеров), чем на Наталью Данилову. Но фильм, как нам кажется, от этого не пострадал.
3. Характер. Из романа братьев Вайнеров экранная Варвара унаследовала немало позитивных черт. Это сангвинический темперамент, цельность характера, бездонный оптимизм, простоту души, эмпатичность.
Однако Варвара братьев Вайнеров гораздо богаче душевными качествами. Ей свойственно романтичное восприятие действительности, предполагающее сосуществование двух миров: реального и иллюзорного.
"Книжная" Варвара - сновидица и мечтательница. Она любит пребывать не в суровых реалиях послевоенной Москвы, а в "долинах волшебных превращений яви в туманную дрему неожиданно пришедшей мечты".
Варвара верит, что живет накануне счастья. По сути, именно она (а не Вова, вспоминающий войну) придумывает фантастический "Город Без Страха", в котором люди никого не боятся, не ловят и не убивают. Она (а вслед за ней и Вова) ждет наступления "Эры милосердия", в которой всегда весна.
Книжный романтизм не мешает героине Вайнеров объективно оценивать людей, проникать в их тайные помышления. Так, Варвара в "Эре милосердия" легко распознает в Жеглове обольстителя, Дон Жуана, и дает "швыдкому до женщин" (по словам Пасюка) капитану МУРа жесткий отпор.
Помимо этого, героиня Вайнеров (подобно Библейской Рахили) очень обходительна. Она всегда готова помочь любому, кто нуждается в ее помощи. Так, например, перед отправкой "на картошку" на седьмой платформе Ярославского вокзала Варя без всякого стеснения завязывает пожилому мужчине в толстых очках шнурки на бутсах, дабы тот не упал.
4. Общественная деятельность. В фильме С. Говорухина Варвара Синичкина показана обычным сотрудником постовой службы МУРа. Она простая девушка-милиционер, каковых в послевоенной Москве было очень много (из-за недостатка мужчин, призванных в армию).
Однако в книге Вайнеров Варя - отнюдь не простая "милиционерша", но активистка по линии комсомола. Помимо постовой службы, девушка является председателем шефской комиссии бюро комсомола МУРа.
Варвара занимается организацией помощи детям и семьям погибших товарищей ("тех, кто пал на фронте или здесь при исполнении служебных обязанностей"). Она проводит утренники, приглашает на встречи известных артистов (Качалова, Москвина, Хмелева), раздает подарки, продукты и необходимые для жизни товары: мыло, обувь, пальто, дрова. Иначе говоря, Варвара в книге является шефом волонтерского движения,
5. Финал. И в книге, и в фильме финалы замкнуты на Варваре Синичкиной. И они (финалы) кардинально противоположные. Книга предлагает наипечальнейший исход для Вари. Она погибает во время постового дежурства при задержании вооруженных преступников (тем самым, хороня наивные мечты Володи о "Городе Без Страха" и "Эре милосердия").
А вот в фильме С. Говорухина зрителям предлагается хэппи-энд: Варвара остается живой и сама усыновляет подкидыша, который свел ее с Володей (тем самым, поддерживая мысль о возможном наступлении земного рая).
На мой взгляд, судьба Вари в видении Вайнеров естественна и логична, но... Выходить на работу после ее гибели просто невозможно... И потому я бы пожелал Варе вечной жизни в сердцах зрителей в культовом фильме.
Рубрики: | история одного фильма |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |