После просмотра кинокартины «Баллада о солдате» хочется категорически запретить снимать новые фильмы о войне.
Эту кинокартину впервые показали на широком экране в декабре 1959 года, когда прошло практически пятнадцать лет после Великой Победы. Это было время, когда пришедшие с войны солдаты кричали и рыдали по ночам, вспоминая страшные бои и погибших товарищей. Тогда еще некоторые люди на подсознательном уровне начинали бежать в сторону бомбоубежища при первых звуках грома. А матери по всей стране буквально каждый день ходили к прибывающим поездам в надежде, что приедут их сыновья.«Баллада о солдате» не выделяется батальными сценами, какими-то эффектами или закрученным сюжетом. Режиссер Григорий Чухрай постарался снять очень простую и понятную всем историю о людях, которые навсегда ушли на войну. У них никогда не будет молодости, любви и семьи.
Картина настолько задевает за живое и тревожит самые сокровенные наши чувства, что невозможно удержать слезы в конце фильма.Я недавно прочитал рецензию на фильм, который написал молодой человек, родившийся в 21 веке. По его мнению, фильм нудный и затянутый, а батальная сцена совершенно неинтересна. И главный герой, как он выразился, какой-то размазня: помогает другим людям и тратит свое время, которого слишком мало останется для общения с матерью. Да и Шуре он не сказал, что любит ее.Так и хочется ответить ему, что были такие люди, и мы ими гордимся. Он спас детей из горящего поезда, уговорил безногого солдата всё-таки поехать к жене. Он отнес два заветных куска мыла больному отцу солдата, когда узнал, что жена сослуживца изменяет тому с офицером в их квартире. Да, на все это ушло время его отпуска, но он поступил, как настоящий человек и солдат. Люди во время войны остаются людьми.
Кроме того, юный критик считает, что сцены с девушкой Шурой нелепые и бессмысленные. Девушка в конце на прощанье сказала Алеше, что она выдумала про жениха и любит его. Не успев ничего толком сказать из-за уходящего поезда, солдат всю дорогу сожалел, что не ответил Шуре взаимностью. Стоит отметить, что Алеша не медлил выразить симпатию девушке ранее, он просто считал, что она невеста фронтовика, и его чувства были бы просто-напросто неуместны.Как же мы могли забыть эту страшную войну? Ведь наша страна и наши люди пострадали больше всех. Раньше в школы всегда приходили ветераны, рассказывали о сражениях, о жизни в окопах и о простом солдатском счастье. Сейчас молодежь чаще всего узнает о Великой Отечественной войне из современных фильмов, качество и сюжет которых оставляет желать лучшего. К сожалению, мало кто из молодого поколения будет смотреть старый советский фильм такой, как «Баллада о солдате».
В фильме нет боев, но есть взгляд матери, которая чувствует, что обнимает сына в последний раз. Есть безмолвное общение девушки с понравившимся парнем, когда она понимает, что их следующая встреча равносильна чуду. Есть слезы жены, которая дождалась мужа с фронта. Пусть без ноги, но живого. Есть уставшие глаза членов большой семьи, которые лишились дома, родной земли и, попав под бомбежку, потеряли старшую дочь. Война — это не всегда только батальные сцены, война в первую очередь — это судьба людей.
Григорий Чухрай дает нам возможность понять войну через ценность каждой отдельной жизни. Не все фильмы пытаются показать в полной мере обратную сторону войны – страдание и тяжелый быт в тылу.
Практически все, кто любит смотреть фильмы о войне, знают, что, если показывают советских солдат в погонах, то это события 43-45 годов, т. к. погоны были введены в начале 1943 года. В фильме «Баллада о солдате» за кадром мы слышим гнетущие сводки об оставлении городов за июль 1942 года, и в то же время наши солдаты и офицеры уже носят погоны. Кончено же, режиссер знал об этом. Фронтовик Григорий Чухрай это сделал для того, чтобы жителям Западной Европы было легче запоминать советских солдат и их звания. Ведь именно в форме с погонами освобождали страны от нацистов наши воины.
Фильм «Баллада о солдате» был также показан зарубежному зрителю. Это был настоящий шедевр о войне. Картина была близка многим пережившим ужасы нацизма на своей земле. А наши британские союзники, которым тоже пришлось пережить массовые бомбежки городов, выше всех оценили сюжет. Британская киноакадемия даже признала творение Григория Чухрая лучшим фильмом года.
Режиссер специально выбрал на главные роли совсем молодых актеров. Студент ВГИКа Владимир Ивашов сыграл свою первую роль в кино и буквально спустя два года после выхода фильма стал знаменитостью, мировой знаменитостью. В прессе США писали, что нужно современных американских актеров посадить на самолет и отправить в СССР, чтобы они поучились в том же кинематографическом институте, где подготовили такого замечательного молодого актера Ивашова Владимира. Эта роль дала огромный толчок в карьере молодого актера. И, когда Владимир женился на Светлане Светличной, и у них родился сын, они не задумываясь назвали его Алёшей.
Высшее руководство советского кинематографа также не без укоров оценило работу режиссера из-за того, что в фильме нет героических побед, массовых сражений и то, что Алеша подбил два танка из-за испуга, а не из-за проявленного героизма и отваги. В конце концов фильм приняли, но запретили показывать в крупных городах и столицах советских республик. И даже несмотря на эти запреты, зрители были в восторге. Жители Москвы и Ленинграда ездили в область, чтобы посмотреть «Балладу о солдате».
И только после того, как фильм посмотрел Никита Хрущев, все запреты были сняты, и фильм был показан на престижных международных конкурсах. Американская актриса Лайза Миннелли призналась, что смотрела в слезах этот черно-белый фильм пять раз. Всего фильм получил около ста международных наград.
Это наше настоящее кино!