Рамочка "Под сенью теплой осени...", схемы "Кленовые листья" 2 варианта Ваш текст... Ваш т...
Домашняя карамель - (0)Домашняя карамель https://www.sloosh.ru/ Ингредиенты: ½ стакана меда...
Они целовались под сильным дождем... - (0)Они целовались под сильным дождем... Они целовались под сильным дождем, под зонтом. Их губы слив...
Осенние схемы оформления - (0)Осенние схемы оформления
Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич - (0)Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич "Тратата та та та та. Выш...
Царевна-Лягушка: тайные смыслы легендарной сказки. Что они скрывают? |
В фольклоре разных народов мира можно без труда обнаружить целый ворох сюжетов о заколдованном женихе или такой же проблемной невесте.
Русские сказки здесь исключением не являются, однако сказка о Царевне-лягушке все же стоит особняком. Для нашего человека она и вовсе представляет особый интерес хотя бы уже потому, что она наша.
Мы привыкли воспринимать эту сказку (и другие) почти автоматически, не заостряя внимания на странных деталях. Мол «сказка же, значит, там все может быть».
Однако наши предки относились к сказкам несколько иначе и просто так чем попало сюжет предпочитали не насыщать.
Конечно, это не значит, что нужно бросаться в другую крайность и выискивать, скажем, в Сказке о Колобке древние «сакрально-гиперборейско-ведические знания» об устройстве космоса.
Но все же нет-нет, да и возникнет мысль: что могли бы значить все эти жабо-жены, стрелы вместо брачного агентства, рукава с костями и вином, все эти Кощеи и Бабы-Яги?
«Гиперборейский» вариант рассматривать не будем и остановимся на том, какое значение во все это вкладывают душевно здоровые исследователи восточнославянских традиций, часть которых сохранилась именно в виде сказок.
Возможно, самая нелепая часть сказки, поскольку искать себе жену, пущая стрелы, довольно странно. И вряд ли предки этого не понимали. Таким способом невесту проще убить, чем отыскать.
Однако историки отмечают, что это отражение состязаний по стрельбе из лука, которые были традиционной частью русских (подразумеваются все восточнославянские) свадеб.
В контексте свадьбы особое значение имели и стрелы, которые, как известно, проникают в тело и имеют характерную форму. Поэтому наконечники были традиционным подарком молодоженам. Так сказать, плодитесь и размножайтесь, не щадя живота своего!
Стрелы могли быть и своего рода гадательным инструментом. Несмотря на то, что византийские летописцы говорили, что славяне не верят в судьбу и не признают ее власти над человеком, все другие данные говорят об обратном.
Славянские языческие воззрения находились в контексте индоевропейских религий, которые (как и большинство неиндоевропейских) отмечали власть почти всесильных норн/прях/мойр/парк и прочих богов.
Эта власть не всегда могла считаться абсолютной, но не учитывать ее было нельзя, откуда целый пласт русских гадательных практик.
Так что стрельба из лука как элемент выбора невесты (вспомним о таком реликте как ярмарки невест) выглядит абсолютно логично.
То, что все женщины – змеи, уже давно не вызывает сомнений, но почему выбрали жабу? Ведь это животное больше подходит к теще!
Но здесь четких ответов нет. Наиболее аргументированная версия гласит, что это как-то связано с тотемизмом и лягушкой как тотемным животным того рода, к которому принадлежала невеста.
Ничего дурного в земноводных язычники не видели, так что подобный тотем считался зачетным. Сбрасывание же кожи, растянутое на продолжительный срок, подразумевает цикл обрядов, необходимых для того, чтобы перевести невесту из рода своих родителей в род своего мужа.
Преждевременное же уничтожение лягушачьей кожи обозначает попытку «ускорить процесс», не дождавшись окончания этого перехода с закономерными печальными последствиями.
Длительные же последующие скитания Ивана-царевича в поисках пропавшей невесты обозначают, что для исправления этой оплошности придется пройти сложные искупительные обряды.
Они своими корнями уходят в шаманизм (за образом Бабы-Яги угадывается противоречивая фигура шамана, стоящего на границе миров) и тотемизм (животные-помощники).
Что до Кощея Бессмертного, то в его облике можно без особого руда увидеть славянский вариант хозяина Нижнего мира, наподобие Аида греков, Эрлик-хана монголов и тюрок и т. д. и т. п.
Другие исследователи высказывали предположение, что потенциальный жених должен был еще до свадьбы показать на что способен, «освободив» невесту из заточения. Заточитель при этом исполнял роль Кощея.
Когда невесты начинают демонстрировать свои навыки, Царевна-лягушка начинает танцевать, положив в рукава кости, после чего начинается калейдоскоп чудес.
Здесь найти внятное объяснение оказалось сложнее. Была найдена только параллель с праздником русалий, в ходе которого девушки должны были задобрить танцами богов плодородия.
Зачастую в таких обрядах использовались и образы смерти, которые могли быть и символом жертвы, и символом зерна, умирающего, чтобы возродиться вновь.
Платья же с длинными рукавами были важным атрибутом подобных празднеств. Возможно, они символизировали крылья, но есть вариант, что они просто обозначали богатство.
https://zen.yandex.ru/media/eqvator/carevnaliagush...vaiut-608070a755bd5531b8f2b8de
Рубрики: | сказка ложь,да в ней намёк |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |