Тут у меня почти зима… и снег... ВАШ ТЕКСТ ВАШ ТЕКСТ Серия сообщений "**зимние-...
Схемы от Schamada/Изморозь 2024 - (0)Схемы от Schamada/Изморозь 2024 ДИЗАЙН ДНЕВНИКА Ещё очень много моих схем ЗДЕСЬ
Схемы от Schamada/Скоро Ноябрь 2024 - (0)Схемы от Schamada/Скоро Ноябрь 2024 ДИЗАЙН ДНЕВНИКА Ещё очень много моих схем ЗДЕСЬ
Схемы от Schamada/Ноябрьский день 2024 - (0)Схемы от Schamada/Ноябрьский день 2024 ДИЗАЙН ДНЕВНИКА Ещё очень много моих схем ЗДЕСЬ
Схемы "Березка осенняя" 2 варианта - (0)Схемы "Березка осенняя" 2 варианта
Владимир Андреевич Фаворский (1886 -1964) и его творчество. К 135-летию со дня рождения |
Владимир Фаворский и его творчество
К 135-летию со дня рождения
автор Станислав Минаков
Когда думаю о Фаворском или рассматриваю его гравюры, в душе неизменно разливается отрада, утешение высочайшим искусством национального и всемирного значения, явленным русским гением в малых пластических формах, на книжных страницах.
Впервые я увидел графику Владимира Фаворского еще школьником, на рубеже 1970-х, в книжке Детгиза «Маленькие трагедии» Пушкина, которую храню и порой перечитываю и сейчас. Суровые прекрасные «картинки» впечатлили на всю жизнь, пригласили к размышлению об особом изобразительном языке, а также помогли восприятию пушкинских шедевров.
И когда я юношей на областной выставке белгородских художников встретил черно-белые линогравюры Станислава Косенкова – отмеченные золотыми медалями Лейпцига и Брно иллюстрации к произведениям Достоевского, – сердце защемило радостью узнавания: стилистика белгородца отчасти отсылала к ксилографиям Фаворского. Который, в свою очередь, испытал влияние английского гравера Томаса Бьюика (1753–1828).
Художник-график Владимир Фаворский
В. Фаворский. Портрет Ф.М. Достоевского. Ксилография. 1929 г.
Через десять лет судьба подарила мне дружбу с Косенковым, и первое, что я увидел на стене его мастерской, был оригинал (!) портрета Достоевского работы Фаворского. К слову, он и теперь там – уже как неотъемлемая часть экспозиции мастерской-музея С.С. Косенкова (1941–1993). С Бьюиком тоже получилась преемственная творческая закольцовка: в 1980-х гравюры Косенкова победили в конкурсе им. Бьюика в Англии.
Иллюстрация к сборнику песен Роберта Бернса. Бумага, гравюра на дереве. 28 х 25 см.
Творчество Фаворского – одна из вершин искусства XX века. Художник был одним из европейских мастеров ксилографии, после почти трехсотлетнего упадка снова поднявших эту технику на уровень большого искусства.Открыв в 1907 году для себя ксилографию, Фаворский стал виртуозом торцовой гравюры, разработал особую теорию оформления, понимая книгу как целостный эстетический организм, «инструмент для чтения». Кредо Фаворского-иллюстратора – передать внутреннее содержание книги, ее мироощущение.
Искусство В. Фаворского по своей сути жизнеутверждающе, прекрасно, гармонично, правдиво. Как сказал бы поэт, «во имя Красоты, и больше ни во чьё».
Владимир Андреевич Фаворский родился 135 лет назад, 3/16 марта 1886 года, в Москве в семье юриста. Его мать О.В. Шервуд была художницей. Юноша в 1903–1905 годах получил художественное образование в школе-студии К.Ф. Юона. Считают, что как художник он формировался под воздействием древнерусской живописи – новгородской иконописи XV века и Андрея Рублева, русских художников А. Венецианова, А. Иванова, М. Врубеля. Его творчество проникнуто духом русской литературы, которую писатель Т. Манн справедливо называл святой.
Поперечная ксилография. Владимир Фаворский «Портрет Кутузова»
Владимир Фаворский был не только выдающимся мастером графики, но и высоким профессионалом в искусствоведении. Еще учась в 1906–1907 годах в Мюнхене в художественной школе профессора Ш. Холлоши, он одновременно «посещал университет по отделению сперва экономическому, а потом искусствоведческому».
Искусствоведческое отделение Московского университета окончил в 1913 году, защитив дипломную работу «Джотто и его предшественники». То есть собственно искусствоведческим штудиям уделил около восьми лет.
В. Фаворский. Иллюстрация к произведению Данте «Новая жизнь». Сон о смерти госпожи. 1933 г.
Наследие Фаворского весьма разносторонне и обширно. Это гравюры, живопись, экслибрисы, рисунки, скульптура, керамика, работы для театра. Широкая же публика знает Фаворского прежде всего как книжного иллюстратора, отдавшего дань вершинам русской и мировой литературной классики. Этой стезе мастер посвятил огромную часть своей жизни.Почти всю жизнь Фаворский работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), был там молодым ректором в 1923–1925 годах, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства.
«Книга Руфь» 1924г. бумага, 205 х 145см.
«Книга Руфь» 1924г. бумага, 205 х 145см.
Объем созданных художником работ потрясает: он проиллюстрировал «Гамлета» и «Сонеты» Шекспира, «Слово о полку Игореве», «Маленькие трагедии» и трагедию «Борис Годунов» Пушкина, библейскую книгу «Руфь», произведения Данте, Б. Пильняка, Р. Бернса, А. Франса, «Труды и дни Михаила Ломоносова» и другие книги; оформил спектакль «Собака на сене» Лопе де Веги в Московском театре Революции, «Двенадцатую ночь» Шекспира во МХАТе и другие постановки; выполнил много монументальных работ, в том числе барельефы для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, мозаики для здания советского посольства в Варшаве. В 1934 году расписывал фаянс.
Гравюра на дереве
Циклично, по несколько раз в разные годы, мастер обращался к фундаментальным отечественным книжным источникам. В частности, великолепны иллюстрации художника к «Слову о полку Игореве». Еще в 1938 году вышло в свет издание поэмы в переводе Ивана Новикова с гравюрами Фаворского.Справочники напоминают, что «Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова») – известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета «Слова» – неудачный поход на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Предполагают, что «Слово» было написано вскоре после описываемого события.
В. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полке Игореве»
Мастер, четырежды обращавшийся к «Слову», писал:«Я оформил и иллюстрировал “Слово”, потому что это произведение всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти эпическое произведение, равное “Слову”. Центром Руси, ее столицей, был Киев, вся Русь делилась на отдельные княжества, которые должны были подчиняться великому князю Киевскому, но часто его не слушавшие и часто враждовавшие друг с другом из-за городов. Спорили о том, кто из братьев и родных старше, кто имеет право на лучшее место; собирались, делили между собой места, но часто, не договорившись, брались за оружие и решали спор битвой, шли войной брат на брата».
В. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полке Игореве»
Этот книжный разворот таков, что«картина на двух страницах изображает тяжелую битву, когда половцы собрали все свои силы и окружили русских воинов; оттеснили их от воды, многих перебили, Игоря ранили. Буй тур Всеволод сильно бьется, и половцы не могут стоять против него; но их всё больше и больше, и наши защищаются кто мечом и щитом, а кто и просто топором. Тучи идут и молнии сверкают, стрелы летят, падают воины в степные травы, но русичи еще держатся у своего знамени. Орнамент вокруг картины говорит о том, что соколов опутали и взяли в плен».
В. Фаворский. Плач Ярославны
И вот – Плач Ярославны:«Раннее утро, солнце встает, туман постепенно уходит; со стен Путивля далеко видна река, леса, ветер гонит облака. И тоскующая по мужу Ярославна обращается и к солнцу, и к ветру, и к реке и просит их помочь Игорю и его воинам».
"Затмение"
Автор Слова о полку Игореве. Художник В. Фаворский
В.А. Фаворский
В картине бегства Игоря из плена князь представлен отдыхающим на берегу Донца. Фаворский не только драматично изобразил сцену, но и нашел для нас спустя годы в своей книге не только поэтичное, но и актуальное пояснение:«Это уже не дикое поле, не незнаемая земля, а родная, идущая от нас река, и она, как родная, разговаривает с Игорем, приветствует его, утешает его, и он ей отвечает с глубоким чувством, как переживший победу и поражение и плен и освобождение. Так и в последнюю Отечественную войну наши солдаты, наверно, разговаривали с родной рекой Волгой».Произведения Пушкина мастер оформлял всю жизнь. Он говорил: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу». Это касается и искусства шрифта, и пропорций разворота, композиционной роли и места иллюстраций, орнамента и заставок.
Мастер говорил: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу»Есть его серии ксилографических иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина «Домик в Коломне» (1929), «Сказка о медведихе» (1949) и др., но последней большой и вершинной работой Фаворского является серия работ к «Маленьким трагедиям» Пушкина 1961 года. К каждой пьесе автор выполнил несколько сюжетных гравюр, шмуцтитул, заставку и виньетку, маски героев.
А. С. Пушкин. Избранные произведения в трех томах. М.- Л. 1949
В. Фаворский. Суперобложка к 'Маленьким трагедиям' А. Пушкина. Ксилография. 1960-1961
В..А. Фаворский. Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина. Гравюра на дереве. 1960 — 1961 гг.
«Маленькие трагедии» Фаворский резонно называл «книгой страстей». Он рассказывал:
«Слава и честь имеют большое значение в этих произведениях… Самая трудная вещь была “Моцарт и Сальери”. Вопрос был в Сальери – ведь он возвышает как бы свое преступление… Поэтому в первой большой иллюстрации я делаю его немножко ханжой: вспомнить великого художника Рафаэля и великого поэта Данте Алигьери, слушая игру этого нищего старика скрипача, мог только человек, совершенно лишенный юмора, не то что Моцарт».
В. Фаворский. Иллюстрация к «Скупому рыцарю» А.С. Пушкина. 1959-1961
«Каменный гость» 1959-1961 бумага, ксилография
В. Фаворский. Иллюстрация к «Моцарту и Сальери» А.С. Пушкина
В. Фаворский. «Каменный гость» А.С. Пушкин 1959 -1961
В «Пире во время чумы» график кроме действующих лиц изобразил Смерть, которая, по замыслу иллюстратора, дала подоплеку этого пиршества.
В. Фаворский. Иллюстрация к «Пиру во время чумы» А.С. Пушкина
За графику к «Слову о полку Игореве», а также «Маленьким трагедиям» и «Борису Годунову» Пушкина В.А. Фаворский в 1962 году был удостоен Ленинской премии.
В. Фаворский. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», 1955 г.
«Борис Годунов». 1955-1956 бумага, ксилография
Пушкин -лицеист, 1936-1937 гг. карандаш 17,7 х 13,5 см.
В. Фаворский. Пушкин в лицейские годы. Гравюра на дереве. 1935 г.
Фаворский занимался также и портретным рисунком. В его портрете молодого Пушкина изображен вдохновенный мальчик лет двенадцати с широко раскрытыми глазами и овалом головы на тонкой шее. Так художник показывает нам начало гения.
Фаворский также автор серии гравюр «Великие русские полководцы»: «Михаил Кутузов» (1945), «Александр Невский» (1946), «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» (1947) и портретов великих русских писателей.
Для каждой книги В. Фаворский искал и находил особый язык. Посмотрим одну из его историй – ветхозаветную «Книгу Руфь», показанную каналом «Культура» (автор и ведущий программы – Дмитрий Менделеев). В 1924 году 37-летний ректор ВХУТЕМАСа Фаворский издал со своими иллюстрациями библейскую книгу «Руфь»». В гравюрах нашли отражение не только его скитания в годы гражданской войны, но и – пророчески – будущая судьба его семьи в годы Великой Отечественной войны, когда на фронте погибнут оба его сына.
Умер Фаворский в Москве 29 декабря 1964 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Спустя почти четверть века, в 1988 году, в Москве была издана почти 600-страничная крупноформатная книга «Литературно-теоретическое наследие. В.А. Фаворский» (подготовка текста, научный аппарат Д.Д. Чебановой). В сборнике опубликована большая часть теоретических работ профессора, действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского, в частности теория композиции, а также его литературное наследие: статьи, заметки, выступления, содержащие его размышления о работе над книгой, над оформлением спектакля, о монументальном искусстве и проблеме синтеза.
Титульный лист книги «Литературно-теоретическое наследие. В.А. Фаворский»
Мы просто обязаны вспомнить и старшего сына мастера – Никиту Владимировича Фаворского, молодого художника больших дарований, ушедшего в ополчение 26-летним добровольцем и погибшего в 1941 году.
Это был воистину «редкостный цветок искусства», гению которого, как и миллионам молодых советских людей, не дала осуществиться самая страшная война человечества.
О «художнике-воине» Н. Фаворском замечательно написано здесь, обязательно прочтите!
Голицын И.В. (1928–2007 гг) Фаворский В. А. 1960-е годы. Бумага, линогравюра. 52 Х 60 см
И ещё несколько работ, в том числе, и самые ранние
В.Фаворский. «Евангелист Лука» . 1909 г.
Фаворский Владимир Андреевич «Автопортрет» 1912
В.А. Фаворский. «Авторпортрет с женой» . 1913. Холст, масло
«Гамлет» 1940 бумага, ксилография
Художник говорит: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу».
Это касается и искусства шрифта, и пропорций разворота, композиционной роли и места иллюстраций, орнамента и заставок. Важно отметить то значение, которое имеет в общем строе книги, как единой композиционной структуры, ксилография.
Пластические качества гравюры, её соответствие содержанию и материалу издания В. А. Фаворский всегда использовал с максимальной выразительностью и с большим тактом.
«Акула» рассказ Л.Толстого
«Акула» рассказ Л.Толстого
« Женьшень » 1933 г. бумага, ксилография.
В.А. Фаворский. Лист из серии «Годы революции», 1928г. Торцовая ксилография.
Владимир Фаворский - Портрет Михаила Лермонтова.
Иллюстрация к произведениям Мериме 1933-1934 гг. бумага, ксилография, 135х115
«Ослики». Из серии « Самарканд» 1943 Бумага, ксилография
«Разговор о порохе. Из серии Самарканд » 1942 г. Линогравюра 635 х 420
«Квинтет соль минор Д. Шостаковича». 1955 г. Ксилография. Авторский отпечаток. 36 х 54 см
все иллюстрации взяты из открытых источников
https://obiskusstve.com/2178519207862077885/vladim...n=daily&utm_content=button
Рубрики: | Искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |