-Цитатник

Схема "Ромашковое лето" - (1)

Схема "Ромашковое лето"

Схема "Цветочная" - (0)

Схема "Цветочная"

Схемы "Розовая нежность" 2 варианта - (0)

Схемы "Розовая нежность" 2 варианта

Схемы от Еlena-Dinsk НЕЖНОСТЬ три вида оформления - (0)

Схемы от Еlena-Dinsk НЕЖНОСТЬ три вида оформления

Схемы с розами, 2 варианта - (0)

Схемы с розами, 2 варианта

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности белки бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы политика помощь прототипы литературных героев рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки спецслужбы стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война униформа эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58174
Комментариев: 117373
Написано: 267764


Что скрыл Караваджо на своей картине

Воскресенье, 04 Октября 2020 г. 19:44 + в цитатник
 
false

Иоанн Предтеча – один из главных героев не только евангельской истории, но и изобразительного искусства, посвященного библейским темам. Каковы особенности его изображения на иконах и в европейской живописи? Рассказывает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.





Тимофей КИТНИС


Иоанн Предтеча на иконах: Рождество, Крещение и смерть

Ни одному святому, кроме Божией Матери, в церковном календаре не посвящено столько праздников, сколько Иоанну Предтече. И Зачатие, и Рождество, и Усекновение главы, и несколько ее Обрéтений… Не говоря уже о Крещении Господнем, событии, в котором Иоанн Креститель сыграл исключительную роль.
Неудивительно, что образ Иоанна Предтечи – один из самых ранних, запечатленных в истории иконы. Уже в первые века христианской истории личность Крестителя Господня выделяется особым образом. Самым древним его изображением считается икона VI века, которая была найдена на Синае, а сейчас находится в коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве.
Другой ранний иконописный сюжет, связанный с Иоанном Предтечей, — это Крещение Господне. Мы находим его уже в известной мозаике баптистерия в Равенне (IV-V век). На иконах, посвященных Крещению, мы видим удивительное, если вдуматься, событие: Иоанн благословляет Христа, человек — Бога. Это удивление хорошо передают строки молитвы Иоанну Крестителю из посвященного ему акафиста: ты сподобился еси коснутися верху́ Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия (русский перевод: «Ты сподобился коснуться темени Царя Христа, взявшего на Себя грехи мира, Агнца Божия»).

false

Крещение Господне — это вершина служения Иоанна Предтечи и это самый распространенный сюжет с его участием.

Гораздо менее известен иконописный образ Рождества Иоанна Предтечи. Внешне он очень похож на икону Рождества Пресвятой Богородицы: только там главные герои — святые праведные Иоаким и Анна, а здесь — Захария и Елисавета.




Рождество Иоанна Предтечи


Сравнительно невелика и иконография праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Есть иконы, на которых изображается отсеченная глава Иоанна Предтечи, лежащая на блюде, но это сравнительно поздний образ (характерный, например, для ярославской школы иконописи XVII века), и здесь заметно влияние западной живописи, попытка отдать дань исторической канве события.



Наконец, существует много вариантов образа Иоанна Предтечи, который получил название «Ангел пустыни». Здесь Креститель Господень изображен с двумя крылами за спиной — символом равноангельской жизни и часто — с собственной отрубленной главой в руках. Некоторые усматривают здесь связь с позднейшими иконами мучеников, которых часто изображали вместе с орудиями их казни, которой они прославили Господа, например, с мечом, топором, пикой и т. п. Но в данном случае мы имеем дело с традиционной логикой иконы: она являет преображенную личность. И Иоанн Предтеча изображен с головой потому, что в Вечности он уже воскрешен и жив. А отрубленная глава — это указание на Жертву Христову: недаром на некоторых иконах вместо собственной главы Иоанн держит ягненка — символ Христа, Агнца, закланного от создания мира (Откр 13:8).



Как икона превратилась в картину

Христиане Западной Европы, в отличие от их восточных собратьев, не сталкивались с иконоборчеством. Им не пришлось вести долгие и изнурительные сражения с противниками изображений в храмах, отстаивать на Соборах право писать иконы, поэтому и строгий иконописный канон у них не сформировался — для этого просто не было повода. В результате даже высочайшие образцы западной религиозной живописи, такие как Джотто или его предшественник Чимабуэ, тяготеют к «историчности» сюжета.
До какого-то момента церковное искусство Востока и Запада шло рядом. Фрески собора святого Лазаря в Генуе (XIV век) — это практически образец восточной иконографии, с которой крестоносцы имели возможность познакомиться в Константинополе и других городах православного Востока во времена своих походов. Кроме того, европейские короли иногда приглашали для украшения своих дворцов и соборов греческих мастеров — например, дворцы и собор Монреале на Сицилии оформлены в том числе греками..
Лучшие из мастеров раннего Ренессанса — Джотто, Ханс Мемлинг, Штефан Лохнер, автор знаменитого триптиха «Поклонение волхвов» в Кёльнском соборе, — писали еще иконы, пусть и не в строго каноническом стиле. На едином внутреннем пространстве триптихов XV–XVI веков могут совмещаться события, произошедшие в разное время, например, казнь, погребение и Воскресение Христа. Они совмещаются потому, что они совмещены в Вечности, и это явный признак иконы.




Иоанн Креститель (часть диптиха). Ханс Мемлинг


Но с конца XV века начинается итальянский Ренессанс, появляются такие авторы, как Леонардо да Винчи. Его «Иоанн Креститель» уже разительно отличается от «Ангела пустыни», хотя с точки зрения замысла и есть определенное сходство: у Леонардо Иоанн Креститель указывает рукой вверх, явно имея в виду Христа — Того, Кто идет за ним, будучи выше его.




Креститель. Леонардо да Винчи


Основная идея Ренессанса (прежде всего итальянского, а за ним и всех прочих) — найти баланс между земной красотой, телесностью — и духом. Это попытка показать красоту тела, «одухотворив» его.
На иконе плоть не уничтожается, но преображается. Икона исходит из того, что в человеке есть определенная иерархия: дух — душа — тело, причем тело занимает подчиненное положение по отношению к душе и духу. А в западной живописи мы видим попытку поставить плоть на первое место.
Отдельные самобытные художники, такие как Эль Греко, в лучших своих произведениях остаются еще на уровне иконописного мастерства. «Иоанн Креститель» Эль Греко — это прежде всего проповедь аскета Иоанна.




Иоанн Креститель и св. Франциск. Эль Греко


Но чем дальше, тем больше в западной живописи делается акцент на историчность сюжета. Тициан, Леонардо да Винчи, Караваджо — всё это живописцы высочайшего уровня, но в их изображениях Иоанна Крестителя на первое место постепенно выходит историческая канва, земной сюжет.




Фото www.thomas-tdf.de


В Амьенском соборе (первая половина XIII века, Франция.— Прим. ред.) хранится лицевая часть главы святого Иоанна Предтечи, в свое время вывезенная крестоносцами из Константинополя. На хорах (верхних галереях. — Прим. ред.) этого собора очень много росписей, изображающих жизнь Иоанна Крестителя, а центральный сюжет — как раз момент усекновения его главы. И очень характерно, что на первый план там выходят такие персонажи, как стражник, который наносит решающий удар. Или Саломея и Иродиада, те самые «роковые женщины», из-за которых и был казнен Иоанн Предтеча. Становится важна внешняя драматичность, «кинематографичность» события.


Покаяние Караваджо

Две очень известные работы, связанные с Иоанном Крестителем, есть у Караваджо (конец XVI – начало XVII века). На одной из них (хранится в кафедральном соборе святой Марии испанского города Толедо, XIII-XV века) изображен молодой Иоанн Креститель, еще подросток. Это потрясающая работа со множеством христианских символов: в руках у юноши тонкий крест-посох, у его ног пасется агнец, над ним тянется виноградная лоза… Через подобные реалистические детали Караваджо хотел передать духовные смыслы.




Иоанн Креститель. Караваджо


И другая его знаменитая работа — «Обезглавливание Иоанна Крестителя». Караваджо написал ее на Мальте, где он вступил в орден госпитальеров, и эта работа до сих пор хранится в местном кафедральном соборе.


false

Обезглавливание Иоанна Крестителя. Караваджо


Центральная фигура этого полотна — палач, который только что отрубил главу Иоанна Крестителя, и пол вокруг него очень реалистично залит кровью. Только намного позже, уже в 1950-х годах, исследователи обратили внимание, что в этой «луже крови» стоит… подпись Караваджо!
Тут самое время вспомнить, что Рим постоянно преследовал Караваджо за однажды совершенное им убийство, эта история всегда тяготела над ним. И некоторые считают, что вот таким необычным образом художник принес свое покаяние. Как бы ответил на призыв, с которым Иоанн Предтеча обращался к людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!»



https://foma.ru/ioann-predt...
Рубрики:  Живопись
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку