-Цитатник

Схема для дневника - ИЮЛЬ - (0)

Схема для дневника - ИЮЛЬ

Схема "Бордюр с розами". - (1)

Схема "Бордюр с розами".

Схема "Цветочный чай". - (0)

Схема "Цветочный чай".

Схема "Перед грозой" - (0)

Схема "Перед грозой"

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." - (0)

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." Живите бережно — копите радости, улыбки, нежности...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная войн великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мифы и легнеды мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58202
Комментариев: 117388
Написано: 267813


Искусство дегенератов.Как выставка авангарда побила рекорды посещаемости в третьем рейхе

Пятница, 21 Августа 2020 г. 18:31 + в цитатник

Адольф Гитлер на выставке «Дегенеративное искусство», 1937 год.

Адольф Гитлер на выставке «Дегенеративное искусство», 1937 год.

Не состоявшись как художник, Адольф Гитлер тем не менее считал себя тонким знатоком искусства. Придя к власти, фюрер подверг травле и репрессиям тех художников, чьи произведения не соответствовали его вкусам. В 1937 году в Мюнхене нацисты организовали выставку «Дегенеративное искусство» (Entartete Kunst), которая должна была показать немецкому народу убожество авангарда. Парадоксальным образом по посещаемости она стала самой популярной в истории XX века выставкой современной живописи и скульптуры.

Перед входом на мюнхенскую выставку «Дегенеративное искусство», 1937

Перед входом на мюнхенскую выставку «Дегенеративное искусство», 1937
Национал-социализм в живописи

Сохранившиеся художественные работы Адольфа Гитлера в основном представляют собой реалистичные, но безжизненные городские пейзажи и зарисовки шедевров архитектуры. Однако фюрер понимал, что без людей на картинах все-таки не обойтись. Созданное в Третьем рейхе «арийское искусство» по формальным признакам очень близко к советскому социалистическому реализму — правда, с уклоном в сторону «нордической» и языческой эстетики. Художники-нацисты изображали на картинах работающих крестьян, марширующих штурмовиков и девушек-спортсменок. Одним из главных персонажей немецкой живописи того периода стал сам Адольф Гитлер. Все это шло вразрез с «магистральными» направлениями западноевропейского искусства межвоенной эпохи — модернизмом и авангардизмом разных оттенков. Гитлер возненавидел новые веяния еще в период поступления в Венскую академию, куда его дважды не приняли. По мнению фюрера, авангардное искусство навязывалось немецкому народу злокозненными силами. «Извращение» форм, цветов и сюжетов якобы вело к «вырождению нации». Гитлер не верил, что авангардисты разрушают традиционные ценности ради самого разрушения — он видел в их работах «культурбольшевизм» и «еврейское засилье». Художникам-немцам, чьи картины не укладывались в эстетический идеал нацизма, приходилось документально доказывать свое «арийское происхождение». На это, например, в 1935 году жаловался Лионель Фейнингер, известный живописец, испытавший влияние кубизма и экспрессионизма. Однако примечательно, что, говоря о «дегенеративном искусстве», Гитлер сам повторял эстетические тезисы еврейского писателя Макса Нордау, соучредителя Всемирной сионистской организации. Наиболее ясно свои анти-модернистские воззрения фюрер высказал в речи по случаю открытия «Дома немецкого искусства» в Мюнхене в 1937 году. В числе направлений, «не представляющих ни малейшей ценности для немецкого народа», он назвал импрессионизм, кубизм, дадаизм, футуризм и экспрессионизм.

Картины Макса Бекмана и Эмиля Нольде на выставке "Дегенеративное искусство"

Картины Макса Бекмана и Эмиля Нольде на выставке "Дегенеративное искусство"

"Ярчайший символ варварства"

Выставка «дегенеративного искусства» открылась 19 июля 1937 года в мюнхенском парке Хофгартен — на следующий день после выступления Гитлера. Историк Игорь Голомшток в книге «Тоталитарное искусство» называет эту экспозицию «ярчайшим символом варварства и озверения нацизма в его отношении к культуре». Цель выставки заключалась в том, чтобы наглядно показать публике, о чем говорил Гитлер. Посетители должны были увидеть «деформированных калек и кретинов, женщин, которые не вызывают никаких чувств, кроме отвращения, человеческие существа, более похожие на животных, чем на людей, и детей, которые, если бы выглядели так, что Боже избави нас от них». Члены специальной комиссии во главе с Адольфом Циглером (президентом Имперской палаты изобразительных искусств) отобрали работы 112 мастеров, изъятые из 32 музеев. 650 экспонатов были объединены в девять основных групп. Работы художников первой группы (Отто Дикс, Оскар Шлеммер, Эрнст Людвиг Кирхнер), с точки зрения нацистов, служили иллюстрацией «прогрессивного разрушения форм и цвета». Во вторую группу вошли работы, уличенные в «бесстыдном издевательстве над религиозными представлениями». Центральное место занимал полиптих экспрессиониста Эмиля Нольде «Житие Христа» в девяти частях. В группе №3 зрители могли увидеть Картины экспрессионистов, «художественная анархия» которых трактовалась гитлеровцами как способ разжечь «анархию политическую». В четвертую группу попали сатирические работы Отто Дикса и Георга Гросса, высмеивающие солдат и офицеров немецкой армии. Картины пятой группы показывали реальность «в виде огромного публичного дома» и «восхваляли проституцию». «Вина» художников шестой и седьмой групп состояла в том, что они якобы заимствовали сюжеты и приемы негритянского искусства. Это, по мнению «искусствоведов» из НСДАП, «подрывало расовое сознание» немецкой публики. Восьмую группу устроители охарактеризовали просто как пример «еврейского мусора», зато в группе №9 перед посетителями выставки представали плоды «высшей степени дегенерации» — полотна абстракционистов и конструктивистов. «…В девятой объединены совершенно несуразные произведения, за которые меж тем платятся немалые суммы (полотна кубофутуристов, картина «Merz» Курта Швиттерса и абстрактные полотна Оскара Шлеммера, одного из членов Баухауса)», — отмечал французский философ Филипп Сере в книге «Тоталитаризм и авангард». На выставке зрители могли также увидеть фотографии реальных психически больных людей, которых сравнивали с персонажами картин. Чтобы подчеркнуть «дармоедство» художников, под многими полотнами висели таблички: «Оплачено из налоговых грошей рабочего люда». Видя, по какой цене государственные музеи покупают «мазню» абстракционистов, многие немцы приходили к тем же выводам, что и нацисты.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет. 1937

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет. 1937

Семь смертных грехов Отто Дикс, 1932

Семь смертных грехов Отто Дикс, 1932

Калеки войны. Отто Дикс,1920

Калеки войны. Отто Дикс,1920

Распятие Христа. Эмиль Нольде, 1912

Распятие Христа. Эмиль Нольде, 1912

Отбытие. Макс Бекман, 1935

Отбытие. Макс Бекман, 1935

Карл Шпицвег. Колдун и дракон

Карл Шпицвег. Колдун и дракон

Пабло Пикассо. Акробат и молодой арлекин

Пабло Пикассо. Акробат и молодой арлекин

Плоды антирекламы

По задумке устроителей выставки, посещать ее следовало, по-видимому, со столь же высокомерным видом, как у рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса. Однако немецкая публика скорее отнеслась к выставке как к чему-то вроде «цирка уродов» от мира искусства. Провинциальные бюргеры, прежде не особо интересовавшиеся живописью, валом хлынули посмотреть на «разрекламированные» пропагандой «порождения безумия, дегенерации и импотенции». По иронии судьбы, посещаемость Entartete Kunst в разы превышала показатели выставки «образцовых» немецких произведений искусства. Хотя к созерцанию «дегенеративного искусства» не допускались дети и беременные женщины, в среднем выставку посещали 20 тысяч человек в день. За три с половиной месяца экспозиция побывала во многих городах Германии, а в общей сложности до апреля 1941 года ее увидели около 3 миллионов человек. Продолжением политики нацизма в области искусства стала массовая конфискация картин из музеев. Она проходила с 1938 года при участии Циглеру а также личного фотографа Гитлера Генриха Гофмана. В соответствии с «Законом о дегенеративных произведениях искусства» государство изъяло 16 тысяч работ, включая полотна Пикассо, Сезанна и Ван Гога. Правда, как и в случае с выставкой, ненависть к художникам-«дегенератам» не мешала нацистам зарабатывать на них деньги, продавая авангардистские полотна за границу. Только в США к 1945 году оказались произведения искусства на общую сумму 2,5 миллиарда долларов. Валютные поступления шли на нужды вермахта. Вместе с тем около 5 тысяч работ было уничтожено. Судьба художников, страдавших, по словам Гитлера, «дефектами зрения», сложилась по-разному. Георг Гросс, на момент прихода нацистов к власти проживавший в Америке, решил не возвращаться на родину. Эмигрировали также Лионель Фейнингер и Курт Швиттерс Эрнст Людвиг Кирхнер покончил с собой в 1938 году. Эмиль Нольде вступил в нацистскую партию и стал писать антисемитские картины, но в 1941 году ему запретили работать. Тайком вынужден был творить уехавший в деревню Отто Дикс. Оскар Шлеммер стал ремесленником в Штутгарте. А еврей Отто Фрейндлих, фотография скульптуры которого попала на обложку каталога выставки, погиб в 1943 году в концлагере Майданек. Официальное отношение немецкого государства к искусству стало меняться сразу же после катастрофических поражений на Восточном фронте. «Есть свидетельства, что на выставках во время войны начали появляться работы запрещенных Нольде, Шмидта-Роттлуфа, Пехштейна», ~ отмечает Голомшток. В декабре 1943 года немецкие деятели искусства официально поздравили с 80-летием одного из «дегенератов» — Эдварда Мунка. Но окончательная «реабилитация» авангарда в Германии произошла уже после денацификации. 

Гитлер-"художник" и "дегенеративное искусство"

Гитлер-"художник" и "дегенеративное искусство"

Адольф Гитлер на выставке "Дегенеративное искусство", Июль 1937 г.
Выставка «дегенеративного искусства»

Полотна Бекмана и Нольде на выставке «дегенеративного искусства»Полотна Бекмана и Нольде на выставке «дегенеративного искусства»

На «дегенеративной выставке» демонстрировались работы знаменитых ныне и признанных уже тогда авангардистов — Василия КандинскогоЭрнста Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), Пауля Клее (Paul Klee), Макса Бекмана (Max Carl Friedrich Beckmann), Алексея фон ЯвленскогоМарка ШагалаОскара Кокошки, Эмиля Нольде и десятка других экспрессионистовдадаистовсюрреалистовфовистов и импрессионистов. Помимо работ современных Гитлеру живописцев к участию в позорной выставке также были приговорены полотна старых мастеров — Винсента ван ГогаГогена и Ренуара. Всех этих гениев один-единственный, считающий себя вправе диктовать свои вкусы целой нации, человек записал в вырожденцев, «врагов народа», сделав персонами нон-грата в Германии.

«Дегенеративное искусство». Геббельс на открытии выставки

Йозеф Геббельс ,как самый "культурный"человек Рейха,тоже посетил выставку.

Франц Марк"Синий конь".Организаторы выставки считали,что кони синими не бывают.

Автор Тимур САГДИЕВ

Журнал:Загадки истории № 33  август 2020

 

 

Рубрики:  Третий Рейх
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку