Схема для дневника - ИЮЛЬ
Схема "Бордюр с розами". - (1)Схема "Бордюр с розами".
Схема "Цветочный чай". - (0)Схема "Цветочный чай".
Схема "Перед грозой" - (0)Схема "Перед грозой"
Рамочка "Живите бережно — копите радости..." - (0)Рамочка "Живите бережно — копите радости..." Живите бережно — копите радости, улыбки, нежности...
Искусство дегенератов.Как выставка авангарда побила рекорды посещаемости в третьем рейхе |
Не состоявшись как художник, Адольф Гитлер тем не менее считал себя тонким знатоком искусства. Придя к власти, фюрер подверг травле и репрессиям тех художников, чьи произведения не соответствовали его вкусам. В 1937 году в Мюнхене нацисты организовали выставку «Дегенеративное искусство» (Entartete Kunst), которая должна была показать немецкому народу убожество авангарда. Парадоксальным образом по посещаемости она стала самой популярной в истории XX века выставкой современной живописи и скульптуры.
Сохранившиеся художественные работы Адольфа Гитлера в основном представляют собой реалистичные, но безжизненные городские пейзажи и зарисовки шедевров архитектуры. Однако фюрер понимал, что без людей на картинах все-таки не обойтись. Созданное в Третьем рейхе «арийское искусство» по формальным признакам очень близко к советскому социалистическому реализму — правда, с уклоном в сторону «нордической» и языческой эстетики. Художники-нацисты изображали на картинах работающих крестьян, марширующих штурмовиков и девушек-спортсменок. Одним из главных персонажей немецкой живописи того периода стал сам Адольф Гитлер. Все это шло вразрез с «магистральными» направлениями западноевропейского искусства межвоенной эпохи — модернизмом и авангардизмом разных оттенков. Гитлер возненавидел новые веяния еще в период поступления в Венскую академию, куда его дважды не приняли. По мнению фюрера, авангардное искусство навязывалось немецкому народу злокозненными силами. «Извращение» форм, цветов и сюжетов якобы вело к «вырождению нации». Гитлер не верил, что авангардисты разрушают традиционные ценности ради самого разрушения — он видел в их работах «культурбольшевизм» и «еврейское засилье». Художникам-немцам, чьи картины не укладывались в эстетический идеал нацизма, приходилось документально доказывать свое «арийское происхождение». На это, например, в 1935 году жаловался Лионель Фейнингер, известный живописец, испытавший влияние кубизма и экспрессионизма. Однако примечательно, что, говоря о «дегенеративном искусстве», Гитлер сам повторял эстетические тезисы еврейского писателя Макса Нордау, соучредителя Всемирной сионистской организации. Наиболее ясно свои анти-модернистские воззрения фюрер высказал в речи по случаю открытия «Дома немецкого искусства» в Мюнхене в 1937 году. В числе направлений, «не представляющих ни малейшей ценности для немецкого народа», он назвал импрессионизм, кубизм, дадаизм, футуризм и экспрессионизм.
Картины Макса Бекмана и Эмиля Нольде на выставке "Дегенеративное искусство"
"Ярчайший символ варварства"
Выставка «дегенеративного искусства» открылась 19 июля 1937 года в мюнхенском парке Хофгартен — на следующий день после выступления Гитлера. Историк Игорь Голомшток в книге «Тоталитарное искусство» называет эту экспозицию «ярчайшим символом варварства и озверения нацизма в его отношении к культуре». Цель выставки заключалась в том, чтобы наглядно показать публике, о чем говорил Гитлер. Посетители должны были увидеть «деформированных калек и кретинов, женщин, которые не вызывают никаких чувств, кроме отвращения, человеческие существа, более похожие на животных, чем на людей, и детей, которые, если бы выглядели так, что Боже избави нас от них». Члены специальной комиссии во главе с Адольфом Циглером (президентом Имперской палаты изобразительных искусств) отобрали работы 112 мастеров, изъятые из 32 музеев. 650 экспонатов были объединены в девять основных групп. Работы художников первой группы (Отто Дикс, Оскар Шлеммер, Эрнст Людвиг Кирхнер), с точки зрения нацистов, служили иллюстрацией «прогрессивного разрушения форм и цвета». Во вторую группу вошли работы, уличенные в «бесстыдном издевательстве над религиозными представлениями». Центральное место занимал полиптих экспрессиониста Эмиля Нольде «Житие Христа» в девяти частях. В группе №3 зрители могли увидеть Картины экспрессионистов, «художественная анархия» которых трактовалась гитлеровцами как способ разжечь «анархию политическую». В четвертую группу попали сатирические работы Отто Дикса и Георга Гросса, высмеивающие солдат и офицеров немецкой армии. Картины пятой группы показывали реальность «в виде огромного публичного дома» и «восхваляли проституцию». «Вина» художников шестой и седьмой групп состояла в том, что они якобы заимствовали сюжеты и приемы негритянского искусства. Это, по мнению «искусствоведов» из НСДАП, «подрывало расовое сознание» немецкой публики. Восьмую группу устроители охарактеризовали просто как пример «еврейского мусора», зато в группе №9 перед посетителями выставки представали плоды «высшей степени дегенерации» — полотна абстракционистов и конструктивистов. «…В девятой объединены совершенно несуразные произведения, за которые меж тем платятся немалые суммы (полотна кубофутуристов, картина «Merz» Курта Швиттерса и абстрактные полотна Оскара Шлеммера, одного из членов Баухауса)», — отмечал французский философ Филипп Сере в книге «Тоталитаризм и авангард». На выставке зрители могли также увидеть фотографии реальных психически больных людей, которых сравнивали с персонажами картин. Чтобы подчеркнуть «дармоедство» художников, под многими полотнами висели таблички: «Оплачено из налоговых грошей рабочего люда». Видя, по какой цене государственные музеи покупают «мазню» абстракционистов, многие немцы приходили к тем же выводам, что и нацисты.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет. 1937
Семь смертных грехов Отто Дикс, 1932
Калеки войны. Отто Дикс,1920
Распятие Христа. Эмиль Нольде, 1912
Отбытие. Макс Бекман, 1935
Карл Шпицвег. Колдун и дракон
Пабло Пикассо. Акробат и молодой арлекин
Плоды антирекламы
По задумке устроителей выставки, посещать ее следовало, по-видимому, со столь же высокомерным видом, как у рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса. Однако немецкая публика скорее отнеслась к выставке как к чему-то вроде «цирка уродов» от мира искусства. Провинциальные бюргеры, прежде не особо интересовавшиеся живописью, валом хлынули посмотреть на «разрекламированные» пропагандой «порождения безумия, дегенерации и импотенции». По иронии судьбы, посещаемость Entartete Kunst в разы превышала показатели выставки «образцовых» немецких произведений искусства. Хотя к созерцанию «дегенеративного искусства» не допускались дети и беременные женщины, в среднем выставку посещали 20 тысяч человек в день. За три с половиной месяца экспозиция побывала во многих городах Германии, а в общей сложности до апреля 1941 года ее увидели около 3 миллионов человек. Продолжением политики нацизма в области искусства стала массовая конфискация картин из музеев. Она проходила с 1938 года при участии Циглеру а также личного фотографа Гитлера Генриха Гофмана. В соответствии с «Законом о дегенеративных произведениях искусства» государство изъяло 16 тысяч работ, включая полотна Пикассо, Сезанна и Ван Гога. Правда, как и в случае с выставкой, ненависть к художникам-«дегенератам» не мешала нацистам зарабатывать на них деньги, продавая авангардистские полотна за границу. Только в США к 1945 году оказались произведения искусства на общую сумму 2,5 миллиарда долларов. Валютные поступления шли на нужды вермахта. Вместе с тем около 5 тысяч работ было уничтожено. Судьба художников, страдавших, по словам Гитлера, «дефектами зрения», сложилась по-разному. Георг Гросс, на момент прихода нацистов к власти проживавший в Америке, решил не возвращаться на родину. Эмигрировали также Лионель Фейнингер и Курт Швиттерс Эрнст Людвиг Кирхнер покончил с собой в 1938 году. Эмиль Нольде вступил в нацистскую партию и стал писать антисемитские картины, но в 1941 году ему запретили работать. Тайком вынужден был творить уехавший в деревню Отто Дикс. Оскар Шлеммер стал ремесленником в Штутгарте. А еврей Отто Фрейндлих, фотография скульптуры которого попала на обложку каталога выставки, погиб в 1943 году в концлагере Майданек. Официальное отношение немецкого государства к искусству стало меняться сразу же после катастрофических поражений на Восточном фронте. «Есть свидетельства, что на выставках во время войны начали появляться работы запрещенных Нольде, Шмидта-Роттлуфа, Пехштейна», ~ отмечает Голомшток. В декабре 1943 года немецкие деятели искусства официально поздравили с 80-летием одного из «дегенератов» — Эдварда Мунка. Но окончательная «реабилитация» авангарда в Германии произошла уже после денацификации.
Полотна Бекмана и Нольде на выставке «дегенеративного искусства»
На «дегенеративной выставке» демонстрировались работы знаменитых ныне и признанных уже тогда авангардистов — Василия Кандинского, Эрнста Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), Пауля Клее (Paul Klee), Макса Бекмана (Max Carl Friedrich Beckmann), Алексея фон Явленского, Марка Шагала, Оскара Кокошки, Эмиля Нольде и десятка других экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов, фовистов и импрессионистов. Помимо работ современных Гитлеру живописцев к участию в позорной выставке также были приговорены полотна старых мастеров — Винсента ван Гога, Гогена и Ренуара. Всех этих гениев один-единственный, считающий себя вправе диктовать свои вкусы целой нации, человек записал в вырожденцев, «врагов народа», сделав персонами нон-грата в Германии.
Йозеф Геббельс ,как самый "культурный"человек Рейха,тоже посетил выставку.
Автор Тимур САГДИЕВ
Журнал:Загадки истории № 33 август 2020
Рубрики: | Третий Рейх |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |