***
Путь, по которому проходит канал, был известен издавна
— им пользовались уже в XVI—XVII веках, в первую очередь
из-за того, что здесь проходила дорога, по которой паломники
ходили к святыням Соловецкого монастыря.
В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627)
Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озёрами,
входившими в состав пути.
Вопрос соединения Белого моря и Балтийского моря поднимался
на правительственном уровне на протяжении многих веков.
Впервые идея строительства судоходного канала возникла
во время Северной войны и принадлежала царю Петру І,
но детально за разработку проекта канала взялись только в XIX веке.
Тогда по заказу правительства было разработано четыре проекта
строительства, которые просуществовали на бумаге
до 20-х годов XX века: первый — проект Ф. П. Деволана 1800 года,
второй — проект графа А. Х. Бенкендорфа 1835 года,
третий — флигель-адъютанта Лошкарёва 1857 года.
В 1900 году профессор В. Е. Тимонов за собственный проект
строительства канала был награждён золотой медалью
Парижской всемирной выставки.
Однако все варианты строительства были отклонены царским
правительством из-за их высокой стоимости.
В 1931 году по инициативе Иосифа Сталина началось
строительство Беломорско-Балтийского канала,
соединившего Белое море и Онежское озеро.
На этом грандиозном строительстве работали
около 280 тысяч заключенных.
Основными орудиями труда были тачка, кувалда, топор.
Наиболее современным механизмом был деревянный
журавль для перемещения камней-валунов.
Стройка была засекречена, прокладкой канала руководило
начальство НКВД СССР.
В то время как Панамский канал (длина 80 км) строился 28 лет,
Суэцкий канал (длина 160 км) – 10 лет,
а Беломорканал длиной 227 километров был пробит
в скальных породах за год и девять месяцев.
2 августа 1933 года строительство канала было завершено,
а его официальное открытие состоялось
через 3 дня — 5 августа.
До 1961 года он назывался — Беломорско-Балтийский канал
имени Сталина.
Создание мощного транспортного пути, с расположением
на нем комплекса сложных гидротехнических сооружений
(шлюзов, плотин, водоспусков, дамб и искусственных каналов),
обеспечило установление непосредственной водной связи
между Балтийским морем и советским Севером
и дало возможность немедленно приступить к широкой
эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных
и прочих природных богатств этого края.
В годы Великой Отечественной войны канал, как стратегически
важный объект, был значительно поврежден, также пострадали
инфраструктура канала и населенные пункты на его протяжении.
Все поврежденные объекты были восстановлены сразу после
окончания войны, и вновь канал заработал в июле 1946 года.
В последующие годы проводилось еще
несколько его реконструкций.
Особое значение Беломорканала возросло после ввода
в эксплуатацию в 1964 году современного Волго-Балтийского
водного пути, что весьма повысило пропускную способность
канала и фактический объём грузоперевозок.
В 1970-х годах канал стал частью Единой глубоководной
системы европейской части РСФСР.
Сегодня значение данного водного пути нисколько не уменьшилось.
Судоходство по каналу осуществляется не только для
перевозки грузов, Беломорско-Балтийский канал является
перспективным маршрутом туристических судов.
***
| | | | | | | | |