Схема "Ромашковое лето"
Схема "Цветочная" - (0)Схема "Цветочная"
Схемы "Розовая нежность" 2 варианта - (0)Схемы "Розовая нежность" 2 варианта
Схемы от Еlena-Dinsk НЕЖНОСТЬ три вида оформления - (0)Схемы от Еlena-Dinsk НЕЖНОСТЬ три вида оформления
Схемы с розами, 2 варианта - (0)Схемы с розами, 2 варианта
Атюкта и Турбута: названия рек расскажут о народах, населявших город Шахты в прошлом |
Друг степей – калмык
Нашему уху уже давно стали привычны такие местные названия рек, как Аюта, Атюкта, Турбута, Кундрючья или Кадамовка, хотя с точки зрения русского языка совершенно непонятно их происхождение. Многие названия рек, по-научному – гидронимы, принадлежат к языкам других народов, когда-то населявших эти места. Притоки Грушевки: Аюта, Атюкта, Турбута, Булукта (приток Аюты), например, калмыцкого происхождения. Дело в том, что в окрестностях города Шахты находились калмыцкие кочевья. В наши места этот народ пришёл относительно недавно.
В исторических источниках первое упоминание о донских калмыках встречается в 1670 году. Хотя пришествие калмыков на Дон случилось несколько раньше. Калмыки были прекрасными наездниками и воинами, поэтому казаки неоднократно приглашали их для участия в совместных походах. Так, в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев.
В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (около десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру, хотя в основном степняки исповедовали буддизм.
На службе у царя-батюшки
В 1723-м Пётр Первый официально распорядился оставить всех кочующих по Дону калмыков в казачьем сословии. Калмыцкие сотни входили в состав донских казачьих дивизий, а в донской символике жёлтый цвет на казачьем флаге традиционно считался калмыцким. Калмыки получали за службу жалование деньгами, мукой, вином, овощами, тканями и боеприпасами.
В окрестностях города Шахты калмыки появились во времена устройства большой дороги, связывающий южные территории России со столицей. Казакам и калмыкам вменялось в обязанность следить за ней и охранять. Калмыкам наши места очень понравились, мягкий климат и обширная территория для выпаса скота – райские условия жизни для кочевника. Калмыки – потомки монголов, единственный народ в Европе, который говорит на языке монгольской группы. «Калмак» («калмык), на тюркском языке означает «остаток».
Там, где указала скотина
Жили калмыки в юртах, время от времени перебираясь с одного места на другое. На новой стоянке юрту с лёгкостью собирали заново. Однако некоторые юрты были на колёсах. Их уже не разбирали, а просто перевозили. Их называли кибитками. Но в обоих случаях это была деревянная конструкция, покрытая войлоком. Калмыки хорошо выделывали кожу и обрабатывали шерсть домашних животных.
Интересно, как калмыки выбирали места для стоянок. Например, нельзя было ставить юрту там, где проходила дорога, где были найдены костные останки человека, где обнаружены следы пожара. Наиболее благоприятным для установки юрты считается место, где ложится крупный рогатый скот, который сам себе выбирал хорошее пастбище. Это место считалось обжитым и благоприятным. У калмыков были родовые места кочевок. Посёлок Аютинский или Аюта, являлся по-видимому очень хорошим местом, раз здесь находилось родовое кочевье. Существует легенда, что Аютой звали дочь местного хана.
В Шахтах есть ещё одно место, связанное с этим народом. На карте города отмечен курган «Калмык». Предание гласит, что на этой возвышенности был наблюдательный пункт, на котором в случае опасности зажигался сигнальный костёр. Согласно другой легенде, в кургане похоронен знатный калмык, кто знает, может быть тот самый отец Аюты. Кроме этого, фамилия «Калмыков» очень распространена в Ростовской области, в том числе и в Шахтах.
Кундрюк и Кадам
Название реки – Кадамовка скорее всего происходит от татарского мужского имени Кадам. Означало оно шаг, поступь. На Дону также проживало немало представителей этого народа. Некоторые учёные вообще считают, что первыми казаками были татары. На персидском «кадам» – мера длины. Расстояние, которое проходил за час караван – 1 фарсах был равен 12000 кадам. Название реки Кундрючья связывают с тюркским словом «кундрюк», означающим «граница». Недалеко от города Шахты в хуторе Мостовом на реке Кундрючьей сохранились остатки татарской крепости, где по легенде жил хан. Развалины находятся на берегу реки, там, где он особенно высок и крут. Когда пришли казаки, хан не захотел бросать это место и договорился с новыми соседями о дружбе. Однако вскоре казаки перехватили его гонца в Крым: хан звал татар напасть на казаков. Тогда казаки напали первыми. Они обложили крепость со всех сторон, кроме реки. Хану некуда было деваться, и он бросился с обрыва в воду прямо сидя верхом на коне и утонул, а крепость казаки сожгли.
Свои и чужие
Казаки жили в соседстве и имели постоянные контакты с ногайскими и крымскими татарами. На Дону татар делили на «наши татарове» и «бусурмане», с которыми воевали. Татары попадали на Дон разными путями: добровольные «переезщики», плен, а также бегство из России новокрещенных татар из числа холопов (часто по подговору донских казаков). Уже в исторических документах XVII в. упоминаются донские татары, несшие казачью службу. Под Новочеркасском казаки-мусульмане организовали на р.Тузлов Татарскую слободку в 32 двора, и даже построили там мечеть. На память о тех временах осталось название Хотунок. В конце XIX в. часть этих татар попросила у наказного атамана разрешение на эмиграцию в Турцию. Причина – невозможность жениться на христианках, а своих женщин у них не хватало. Возникла опасность вырождения. Разрешение было получено, но уехали далеко не все, их потомков и сейчас можно встретить в тех местах. У калмыков, исповедующих буддизм с его терпимостью к иноверцам, таких проблем никогда не возникало.
Многие слова татарского происхождения вошли в казачий говор: атаман, кош, есаул, курень и т.д. А боевой клич «ура», оказывается, происходит от «ур», что значит по-татарски – «бей».
Татары издревле занимались скотоводством. Среди животных, которых они разводили, были даже верблюды. Это с виду неторопливое животное, оказывается, может развивать скорость до 65 км/ч, но ценили их не за это, а за выносливость. Верблюд со всадником на спине в среднем способен пройти расстояние, равное 100 км. При этом скорость передвижения скромнее, всего 10 - 12 км/ч. Верблюды умные и мстительные животные. Бывали случаи, когда верблюд долго помнил обидчика и при случае норовил оплевать с головы до ног своего врага.
В Александровске-Грушевском татары нередко работали на рудниках.
Аулы в городской черте
Сейчас об этом уже мало кто помнит, но ещё до середины ХХ века на территории города Шахты значилось несколько районов с названием «Аул». Они были под номерами: Аул №1, Аул №2 и Аул №3. Слово «аул» имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Аул мог состоять из любого количества юрт. Маленькие аулы состояли из 2 – 3 юрт самых близких родственников, богатые аулы могли состоять из сотен юрт. На Кавказе аулами называли постоянные укреплённые поселения, а у нас все сельские населённые пункты с нехристианским населением. Кстати, на старой карте города обозначено небольшое кладбище, предположительно, нехристиан. Располагалось оно недалеко от городского кладбища (территория Александровского парка), в районе, где сейчас стоит памятник Василию Алексееву.
Подготовила Александра Зайцева.
Газета "К Вашим Услугам"
Рубрики: | Личное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |