-Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности белки бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания поздравления политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки спецслужбы стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Как много в августе печали...Как мягко изменился свет - (0)

Как много в августе печали...Как мягко изменился свет... - ЗДЕСЬ БУДЕТ ВАШ ТЕКСТ - - ЗДЕСЬ БУ...

Рамочка "Уходит лето за горизонт..." - (0)

Рамочка "Уходит лето за горизонт..." Ваш текст... Ваш текст... Код рамочки без анимации...

Бесшовные схемы для дневников - (0)

Бесшовные схемы для дневников

Схемы для дневника "Лиловые цветы" - (0)

Схемы для дневника "Лиловые цветы"

Схема " И листья падали на землю словно слезы..." - (0)

Схема " И листья падали на землю словно слезы..." Серия сообщений "** схемы осенние": Часть ...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 267987


"Девочка прекрасного лица"Отношения Кипренского и Мариуччи были похожи на сценарий мелодрамы

Суббота, 22 Февраля 2020 г. 20:45 + в цитатник

Орест Кипренский. «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руках». 1819 год

Орест Кипренский. «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руках». 1819 год

У меня никого ближе её нет на земле, нет ни родных и никого — так русский художник Орест Кипренский писал об итальянской девочке, которую он называл Мариуччей. Кем же была эта голубоглазая малышка, которую живописец изобразил на одной из самых известных своих работ — на картине Девочка в маковом венке?

Орест Кипренский. Автопортрет. 1820 год.

Орест Кипренский. Автопортрет. 1820 год.

Судьба художника, который написал самый знаменитый, так сказать, программный, портрет Пушкина и много других выдающихся картин, была необычна. Кипренский родился в 1782 году. Он был внебрачным сыном помещика Дьяконова. Отец не дал ему свою фамилию, но участвовал в судьбе сына.

Сердобольный живописец

Орест Кипренский. Автопортрет с кистями за ухом, 1809

Орест Кипренский. Автопортрет с кистями за ухом, 1809

Рано заметив способности мальчика к рисованию, он отдал его учиться на художника. И уже в 1812 году Кипренский (такую фамилию ему придумал отец) стал академиком живописи. Он написал ряд парадных портретов представителей аристократии, включая принца Голстейн-Ольденбургского, и тем самым добился особого благоволения царской семьи.
В 1816 году Елизавета Алексеевна, жена царя Александра I, из личных средств выделила живописцу деньги на поездку в Италию — мировую столицу искусств.
В этой южной стране талант художника цвёл. С особым удовольствием он писал итальянских женщин, которые казались ему невероятно прекрасными и загадочными…
О том, как он познакомился с матерью девочки, которую он все последующие годы называл Мариуччей, ходят разные легенды. Одни говорят: Мариучча была дочерью живописной нищенки, которая согласилась позировать художнику. Другие утверждают: её мать — любовница и одновременно натурщица Кипренского. Отца девочки никто не знал…
На голубоглазого ребёнка с удивительно нежным лицом художник сразу обратил внимание. И в 1819 году он написал портрет семилетней малышки, который официально называется "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руках". В личном реестре работ Кипренский именовал эту работу "Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке".
У Кипренского было доброе сердце. Сам внебрачный ребёнок, он проникся жалостью к маленькой девочке, о которой плохо заботилась её беспутная мать. И вскоре он взял Анну-Марию Фалькуччи на воспитание. Дома художник звал её Мариучча — это имя он придумал ей сам.
Вот как Владимир Толбин, биограф художника, описывает мотивы Кипренского, заставившие его взять девочку в свой дом: "Замечательная красота малютки, слабое здоровье её и крайняя бедность, в которой она находилась, возбудили в добром сердце Кипренского особенное к ней участие. Чувство это ещё более усилилось, когда были собраны о ней некоторые сведения. Вскоре оказалось, что мать Мариуччи была женщина поведения подозрительного. Желая спасти бедную девочку от бедности и ещё более от дурных примеров, Кипренский переместил её совершенно в свою квартиру, к полной радости корыстолюбивой женщины, которой Орест Адамович обязался выплачивать каждый месяц известную сумму денег, что и исполнял с точностью".
Кипренский обратился в Ватикан с просьбой оформить ему официально опекунство над Мариуччей. В этом письме были такие слова: "На мрачной и безнравственной стезе, по которой идёт мать её, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели".

Страшные события

Версии дальнейших событий разнятся. Согласно одной из них, Ватикан отказал Кипренскому, потому что художник не был католиком. Согласно другой, мать выкрала ребёнка у живописца. Кипренский, не найдя дома Мариуччу, кинулся на её поиски. И вскоре обнаружил мать и дочь в какой-то казарме. В итоге, власти изъяли ребёнка и у её матери, и у Кипренского и поместили девочку в католический приют. Самым грустным оказалось то, что место пребывания малышки посчитали нужным скрыть как от её порочной родительницы, так и от Ореста Адамовича…
А дальше произошло совсем ужасное событие. Натурщицу Кипренского нашли мёртвой в его доме. Некоторые считают: покойница была матерью Мариуччи. Но большинство биографов художника отвергают эту версию: мол, была ещё какая-то натурщица.
Женщину убили изуверским способом: её завернули в холст, облили скипидаром и сожгли заживо.
А вскоре в больнице от непонятного недуга скончался слуга Кипренского — молодой и наглый итальянец.
В убийстве натурщицы заподозрили живописца. Хотя, по слухам, заживо сжёг женщину тот самый слуга-итальянец в отместку за то, что она якобы заразила его сифилисом.
Убийцу так и не нашли. А на Кипренского обрушилась настоящая травля. И это несмотря на то, что даже полиция не нашла весомых доказательств его вины.
Тут ему припомнили, конечно, и маленькую Мариуччу, которая проживала в его доме: а не был ли живописец ещё и педофилом? Это причинило Кипренскому ужасную душевную боль. Ведь он писал об этой девочке: "Она одна соединяет в себе для моего сердца, для моего воображения все пространство времени и мира… Как можно оставаться равнодушным, видя около себя существо, которое живёт и дышит только что для меня… которое удовлетворяет сердце моё своею нежностью, гордость мою — своею покорностью…".
Конечно, сегодня уже невозможно судить о том, что на самом деле произошло в доме художника. В любом случае, ему удалось оправдаться перед итальянским правосудием, которое в то время мягкостью не отличалось. Но в Риме Орест Адамович находиться больше не мог.

Только она!

Орест Кипренский. Автопортрет, 1828

Орест Кипренский. Автопортрет, 1828

Так что в 1822 году он вернулся в Россию. Там его ждал холодный приём: слухи о том, что случилось в итальянском доме живописца, дошли и до его родины. Императрица, любимцем которой он был, отказалась принять Кипренского. Он не получил полагавшегося ему профессорского звания. Двери многих некогда радушных домов были отныне закрыты для художника.
А Орест Адамович не мог думать ни о чем, кроме маленькой Мариуччи, которая осталась без его участия.
В Италию в тот момент он вернуться не мог. Но при этом только и делал, что всеми способами пытался отыскать Мариуччу. Кипренский просил помощи у соотечественника, который отправлялся в эту страну. Живописец надеялся на то, что он поможет ему связаться с Мариуччей, и писал ему: "Я весьма бы желал узнать о её положении. Хорошо ли ей там, не надобно ли чего для помощи". И уже в следующем письме: "Прошу сделать мне дружбу, объявить начальнице её, что я непременно приеду в Рим в течение двух или трёх лет и постараюсь нашей Марьючче вполне оказать моё участие, которое я принял в её судьбе. У меня никого ближе её нет на земле, нет ни родных и никого".
Вернуться в Италию Орест Адамович осмелился только 1828 году. И он смог найти там свою Мариуччу — живую и здоровую. Она превратилась в стройную и красивую девушку. Да, конечно, она его помнила. Но художник в ней видел все ту же синеглазую "девочку прекрасного лица". А перед юной Мариуччей предстал немолодой, побитый жизнью мужчина, который меньше всего походил на юного красавца — такого, о котором мечтает каждая девушка.

Несчастливый финал

Тем не менее Мариучча ответила на ухаживания Кипренского. И приняла предложение стать его женой. Для того чтобы обвенчаться с любимой, живописцу пришлось тайно принять католичество.
И вот, наконец, после стольких лет разлуки и страданий, в 1836 году Кипренский стал законным мужем Мариуччи. Был ли он счастлив с ней? К сожалению, нет. Девица скандалила и требовала денег на наряды и украшения. Орест Адамович с горя стал прикладываться к бутылке.
Но, к несчастью, ситуация разрешилась гораздо раньше, чем даже можно было предположить.
Молодая семья собралась в Россию: там художника простили, усыпали всеми возможными почестями, дали звание профессора и ждали назад с нетерпением, заранее расписав дорогие заказы. Но на родине Кипренского больше не увидели: в суете сборов он не заметил простуды. Слёг. И вскоре скончался, прожив с любимой Мариуччей всего-то три месяца.
Дочь художника Клотильда появилась на свет уже после его смерти. Молодая вдова как-то лихо и не задорого продала имевшиеся у неё его картины. И незаметно скрылась из поля зрения его русских друзей.
Известно только, что в 1844 году Мариучча вновь вышла замуж. Вроде бы за какого-то маркиза. После этого следы вдовы и дочери живописца потерялись навсегда.
Биографы художника до сих пор не смогли найти ни в одной из стран Европы потомков Кипренского.

Могила Ореста Кипренского в Риме

Могила Ореста Кипренского в Риме

Автор: Ольга Соколовская

Журнал: Загадки истории №6, февраль 2020 года

Рубрики:  Художники и судьбы
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 15 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку