Осенние акварели... схемки ...
Осень...вечер... - (0)Осень...вечер...
❊ Схемки "Листочки в инее" ❊ - (0)❊ Схемки "Листочки в инее" ❊
Рамочка "Первый снег тихо ложится на гроздья рябины..." (рам. с муз.) - (0)Рамочка "Первый снег тихо ложится на гроздья рябины..." (рам. с муз.) ВАШ ТЕКСТ... ► ...
Схемы - (0)Мои новые схемы Серия сообщений "** схемы разные": Часть 1 - Схемы " Дв...
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет |
Никольский стекольный завод в Пензенской области был основан в 1764 году помещиком Бахметьевым по указу Екатерины II –"делать хрустальную и стеклянную посуду самым добротным мастерам…". Из европейских стран сюда стали завозить образцы изделий, на которых следовало учиться местным бахметьевским мастерам.
И они, очень быстро освоив все премудрости стекольного дела, смогли не только повторить европейские образцы, но и привнесли в производство стеклянных изделий свою неповторимую манеру.
Очень много сложных выдувных форм...
Для украшения своих изделий мастера использовали матовую гравировку, обработку алмазной гранью, роспись золотом, серебром, красками. Применяли и древнюю технику декорирования – филигрань (венецианскую нить).
В стенах завода выросло много талантливых стекольщиков, но самым незаурядным из них был Александр Вершинин. Многие работы этого мастера уникальны. Но он проявил себя не только, как виртуозный стекольщик, но также и как химик, и как художник.
Вершинин изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами...
За один из сервизов, изготовленный Вершининым для царского стола, на 70 персон, государь-император "пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы, изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства”.
Вот о них и пойдет речь...
Сколько этих шедевров сохранилось до наших дней – точно не известно. Часть из них находятся в личных коллекциях и лишь изредка «всплывают» на аукционах, несколько штук хранятся в музеях.
Один из таких стаканов экспонировался в Никольском музее, являясь его гордостью.
На стенках этого стакана изображен целый пейзаж – в парке усадьбы Бахметьевых кавалеры прогуливаются с дамами, неподалеку играют дети, в пруду плавают утки и гуси, на ветвях деревьев сидят птицы, полная идиллия… Вроде бы ничего особенного, но удивительным является то, что вся эта композиция не нарисована, а сделана из соломы, тоненьких веточек, мха, бумаги и находится внутри стекла. Как такое можно было сделать и не сжечь макет, когда стаканы изготавливают при очень высокой температуре?
К сожалению, полюбоваться на этот стакан больше нельзя. В августе 1996 года этот шедевр был украден из музея и до сих пор не найден.
Еще несколько подобных стаканов с разными сюжетами, изображенными на них, хранятся в других музейных собраниях.
Оказались «вершининские стаканы» и в США.
Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей загадкой, но впоследствии, при исследовании одного подобного стакана, имеющего небольшой скол по краю, обнаружили, что у него двойные стенки, и композиция размещена не в стекле, а между стенками.
И, тем не менее, остается ряд загадок, оставляющих специалистов в восхищении и недоумении: Как мастер прикреплял свои макеты к стеклу – стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно. Каким образом умудрялся вставлять один стакан в другой, чтобы картинка не съехала – зазора между стаканами практически нет. И, наконец, как запаивал стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю композицию.
В последние годы чисто теоретически предложены варианты, как можно было это сделать. В качестве клея можно использовать лед. Сначала картинка наносится на мокрую поверхность, которую потом замораживают. В дальнейшем, когда стаканы будут вставлены друг в друга, лед растапливают. Для того чтобы вставить один стакан в другой, наружный стакан нагревают, а внутренний охлаждают. Зазор между ними увеличивается, и стаканы осторожно вставляют один в другой, используя в качестве направляющих, допустим, соломинки.
А для сварки краев стекла можно обмазать их фосфором и поджечь наподобие фейерверка. Выделится большое количество тепла, которое будет достаточным для местной сварки. А возможно, что края не заварены, а просто заполнены специальной мастикой. Но даже если это так, все равно это весьма кропотливая и трудоемкая работа, которая под силу лишь настоящему виртуозу. Но пока никто не пробовал это повторить.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140218/37833/?utm_referrer=mirtesen.ru
Рубрики: | история вещей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Алла_Студентова
Пожалуйста,Аллачка!Ответ на комментарий Синтез
Спасибо.Ответ на комментарий галина_огарь
Согласна с тобой,Галочка,Россия полна талантов.От мамы привет и тысяча слов добра.У нас туманы и дождь.Обнимаю.Ответ на комментарий Hatshepsoot
Пожалуйста.Ответ на комментарий mng52
Согласна.Ответ на комментарий vit4109
Спасибо.Ответ на комментарий Donnarossa
Да,он творил шедевры.Ответ на комментарий сомиха
Пожалуйста.Согласна с вами это не просто стаканы,это произведение искусств.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |