-Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности белки бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания поздравления политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки спецслужбы стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Как много в августе печали...Как мягко изменился свет - (0)

Как много в августе печали...Как мягко изменился свет... - ЗДЕСЬ БУДЕТ ВАШ ТЕКСТ - - ЗДЕСЬ БУ...

Рамочка "Уходит лето за горизонт..." - (0)

Рамочка "Уходит лето за горизонт..." Ваш текст... Ваш текст... Код рамочки без анимации...

Бесшовные схемы для дневников - (0)

Бесшовные схемы для дневников

Схемы для дневника "Лиловые цветы" - (0)

Схемы для дневника "Лиловые цветы"

Схема " И листья падали на землю словно слезы..." - (0)

Схема " И листья падали на землю словно слезы..." Серия сообщений "** схемы осенние": Часть ...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 267987


Подвиг солдат подземелья в живописи Николая Бута от officersha

Понедельник, 22 Июля 2019 г. 19:00 + в цитатник
Цитата сообщения officersha Подвиг солдат подземелья в живописи Николая Бута

Николай Яковлевич Бут - "Аджимушкайская трагедия"

Вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. 

Керчь. Аджимушкай 

 
«Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая»
Илья Сельвинский, ноябрь 1943г.

Николай Бут Во имя жизни 1965 г.

 

https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post125334506

Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью. Но малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось, когда в штольни спустились воины-десантники, освободители Керчи, и в их числе поэт Илья Сельвинский. 
 
"Кто всхлипывает тут? Слеза мужская 
Здесь может прозвучать кощунством. 
Встать! 
Страна велит нам почести воздать 
Великим мертвецам Аджи-Мушкая. 
Воспрянь же, в мертвый погруженный сон. 
Подземной цитадели гарнизон! "
 
Аджи-Мушкайские каменоломни 
1 - 12 ноября 1943 г. 
 
Прочитал эти строки Сельвинского в Таганроге и 16-летний Николай Бут. Тогда же ему захотелось увидеть все своими глазами. Но спуститься в Аджимушкайские катакомбы Буту удалось только в 1960 г., когда он, уже как военный художник, впервые приехал в Керчь. 
В то время началось создание первой подземной экспозиции, которое осуществлялось под руководством Сергея Михайловича Щербака. С основателем Музея Аджимушкайской обороны С. М. Щербаком Бута связывала долгая дружба, вплоть до самой смерти художника.
 
В каменоломнях, где сражались и гибли воины, Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Вскоре автор меняет название на более емкое и значимое - «Аджимушкай. 1942 год».
Николай Бут Солдаты подземного гарнизона 1964 г.
 
Своеобразие полотен Н. Я. Бута заключается, прежде всего, в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а фигуративный образ врага на холсте отсутствует вообще.
 
 
Николай Бут Последние патроны.
 
Сюжетный круг картин четко определен реалиями жизни и борьбы гарнизона: подготовка к бою («На задание» 1966); ожидание боя («Засада», 1968); мгновения, завершающие сражения («Последняя граната», 1962; «Во имя жизни», 1963; «Последний рубеж», 1965); сцены клятвы верности на могилах погибших товарищей («Скорбная минута», 1965; два варианта картины «Клятва», 1965-1967 и 1974-1978).
 
 
Николай Бут Медсестра Наташа.
 
Тема войны, ожесточенность боя передаются не сценой самого непосредственного сражения – автор делает акцент на психологическом состоянии его участников. 
Отсюда и стремление автора к портрету, например, триптих «Аджимушкайцы», 1964; «Часовой», 1963; «Аджимушкайская Аленушка», 1966; «Детство, опаленное войной», 1965; «Командир морской пехоты», 1974, портреты руководителей обороны. 
 
Николай Бут Герой Новороссийского десанта Герой Советского Союза капитан-лейтенант В. Ботылев
 
 
Николай Бут Герой Советского Союза капитан Ян Налепка 1979 г.
 
 
Николай Бут Черноморец
 
Сам художник не скрывал своей привязанности к портрету, особенно к портрету человека, пережившего войну. Он писал: «Мы – художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто, сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит. Этих людей, которые дали нам великое счастье жить свободно, каждый должен знать в лицо и поименно. В этом я вижу свой художнический и гражданский долг!».
 
Николай Бут Глоток воды
 
 
Николай Бут Боевые подруги.
 
Немногочисленные суровые пейзажи – места событий («В Аджимушкайских каменоломнях», 1962; «Священные камни Аджимушкая», 1963; «Суровые камни», 1967) усиливают драматизм происходящего.
Картины Аджимушкайского круга – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных судеб, сложившихся в Аджимушкае в одну судьбу.
 
 
Николай Бут Филиппок из бригадной разведки.
 
 
 
Николай Бут Опалённое войной детство. 1965 г.
 
Сложившийся к 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. 
Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея. 
Замысел цикла не был исчерпан и в последующие десятилетия: некоторые работы создавались в семидесятые и восьмидесятые годы. Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.
7 мая 1985 года, в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание Картинной галереи по улице Театральной.
 
 
 
Керчь. Аджимушкай 
 
«Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая»
Илья Сельвинский, ноябрь 1943г.
 
Радио-sos-сообщение без перерывов
Криком о помощи: «Людям Советской страны!!!
Гибнем от голода, жажды, удушья и взрывов,
Но не сдаёмся! Отечеству свято верны!»
 
Аджимушкай. Дух священной борьбы не был сломлен.
Ночь подземелий хранит память павших солдат –
Воинов-призраков керченских каменоломен,
Следуя долгу, спустившихся в яростный ад.
 
Сорок второй. Двадцать пятое мая во мраке.
Тысячи душ под ударами вражеских бомб,
В смраде и ужасе яда немецкой атаки,
Кровью впитались в историю тех катакомб.
 
Голосом женственным через метровые толщи:
«Обречена цитадель на живой саркофаг.
И в подтверждение плена – смирения мощи,
Ждём на поверхности белый спасительный флаг».
 
К вене штыком! Легендарный приказ командира…
Краска нашлась… И увидел в смятении враг:
Из валунов, к свету, взвился над раненным миром
Неукротимый и грозно алеющий стяг.
 
Лицами в камень – ракушечник воздухом веет.
Губы сосут капли влаги с закопченных стен.
Газовый мор нагнетает отравленный веер.
Выжить! Готовыми к бою подняться с колен.
 
Тут по весне обнажаются старые раны...
И величаво взирают скульптуры бойцов;
Рдеют в полыни победным салютом тюльпаны 
В честь гарнизона ушедших во тьму мертвецов…
 
Эльвира Маладжанова
 
***
 
В результате ряда поражений на Крымском фронте войска Красной армии вынуждены отступить на Таманский полуостров.
Те, кто не успел или не смог передислоцироваться, были вынуждены укрываться в Аджимушкайских каменоломнях под Керчью.
Аджимушкайские каменоломни. Оборонялись с 16 мая по 30 октября 1942, тогда, в обороне каменоломен принимали участие 13 тыс бойцов Красной армии, среди них укрылось до 3 тыс. гражданского населения...
 
В октябре, когда фашистам удалось захватить катакомбы, 
в живых оставалось лишь 48, похожих на тени, защитников Аджимушкая..
 
 
!!!!image05 (616x700, 160Kb)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рубрики:  Искусство в годы Великой Отечественной войны
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку