Николай Бут Медсестра Наташа.
Тема войны, ожесточенность боя передаются не сценой самого непосредственного сражения – автор делает акцент на психологическом состоянии его участников.
Отсюда и стремление автора к портрету, например, триптих «Аджимушкайцы», 1964; «Часовой», 1963; «Аджимушкайская Аленушка», 1966; «Детство, опаленное войной», 1965; «Командир морской пехоты», 1974, портреты руководителей обороны.
Николай Бут Герой Новороссийского десанта Герой Советского Союза капитан-лейтенант В. Ботылев
Николай Бут Герой Советского Союза капитан Ян Налепка 1979 г.
Николай Бут Черноморец
Сам художник не скрывал своей привязанности к портрету, особенно к портрету человека, пережившего войну. Он писал: «Мы – художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто, сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит. Этих людей, которые дали нам великое счастье жить свободно, каждый должен знать в лицо и поименно. В этом я вижу свой художнический и гражданский долг!».
Николай Бут Боевые подруги.
Немногочисленные суровые пейзажи – места событий («В Аджимушкайских каменоломнях», 1962; «Священные камни Аджимушкая», 1963; «Суровые камни», 1967) усиливают драматизм происходящего.
Картины Аджимушкайского круга – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных судеб, сложившихся в Аджимушкае в одну судьбу.
Николай Бут Филиппок из бригадной разведки.
Николай Бут Опалённое войной детство. 1965 г.
Сложившийся к 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи.
Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея.
Замысел цикла не был исчерпан и в последующие десятилетия: некоторые работы создавались в семидесятые и восьмидесятые годы. Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.
7 мая 1985 года, в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание Картинной галереи по улице Театральной.
Керчь. Аджимушкай
«Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая»
Илья Сельвинский, ноябрь 1943г.
Радио-sos-сообщение без перерывов
Криком о помощи: «Людям Советской страны!!!
Гибнем от голода, жажды, удушья и взрывов,
Но не сдаёмся! Отечеству свято верны!»
Аджимушкай. Дух священной борьбы не был сломлен.
Ночь подземелий хранит память павших солдат –
Воинов-призраков керченских каменоломен,
Следуя долгу, спустившихся в яростный ад.
Сорок второй. Двадцать пятое мая во мраке.
Тысячи душ под ударами вражеских бомб,
В смраде и ужасе яда немецкой атаки,
Кровью впитались в историю тех катакомб.
Голосом женственным через метровые толщи:
«Обречена цитадель на живой саркофаг.
И в подтверждение плена – смирения мощи,
Ждём на поверхности белый спасительный флаг».
К вене штыком! Легендарный приказ командира…
Краска нашлась… И увидел в смятении враг:
Из валунов, к свету, взвился над раненным миром
Неукротимый и грозно алеющий стяг.
Лицами в камень – ракушечник воздухом веет.
Губы сосут капли влаги с закопченных стен.
Газовый мор нагнетает отравленный веер.
Выжить! Готовыми к бою подняться с колен.
Тут по весне обнажаются старые раны...
И величаво взирают скульптуры бойцов;
Рдеют в полыни победным салютом тюльпаны
В честь гарнизона ушедших во тьму мертвецов…
Эльвира Маладжанова
***
В результате ряда поражений на Крымском фронте войска Красной армии вынуждены отступить на Таманский полуостров.
Те, кто не успел или не смог передислоцироваться, были вынуждены укрываться в Аджимушкайских каменоломнях под Керчью.
Аджимушкайские каменоломни. Оборонялись с 16 мая по 30 октября 1942, тогда, в обороне каменоломен принимали участие 13 тыс бойцов Красной армии, среди них укрылось до 3 тыс. гражданского населения...
В октябре, когда фашистам удалось захватить катакомбы,
в живых оставалось лишь 48, похожих на тени, защитников Аджимушкая..