Как много в августе печали...Как мягко изменился свет... - ЗДЕСЬ БУДЕТ ВАШ ТЕКСТ - - ЗДЕСЬ БУ...
Рамочка "Уходит лето за горизонт..." - (0)Рамочка "Уходит лето за горизонт..." Ваш текст... Ваш текст... Код рамочки без анимации...
Бесшовные схемы для дневников - (0)Бесшовные схемы для дневников
Схемы для дневника "Лиловые цветы" - (0)Схемы для дневника "Лиловые цветы"
Схема " И листья падали на землю словно слезы..." - (0)Схема " И листья падали на землю словно слезы..." Серия сообщений "** схемы осенние": Часть ...
Как в христианстве возникло таинство миропомазания символ истинной веры |
"Епископ совершает конфирмацию"
(Рогир ван дер Вейден, XV век)
Если вы бывали в православном храме во время церковных праздников, то видели такую картину: после литургии к алтарю выстраивается целая очередь верующих, а батюшка ставит каждому на лоб знак благословения — крест. Он использует для этой цели ароматическое масло. В православии оно называется миро.
Церковный ритуал, когда прихожанам рисуют маслом кресты на лбу и других частях тела, называется у православных миропомазанием. Но он гораздо древнее самой христианской церкви. Христианству он достался от породившего его иудаизма. Именно таким способом иудеи освящали храмовую утварь, сами храмы и людей, которые служат их Богу.
Исторические корни
В древности помазание мог получить только священник или первосвященник при вступлении в должность, затем применение помазания расширилось до иудейских царей. Об этом говорится в Первой книге Царств. Простые верующие никогда помазания священным маслом не получали. Это была привилегия избранных.
Даже само слово "Мессия" в Ветхом Завете переводится как "помазанник", на древнегреческом — "христос". Именно под этим именем мы знаем христианского сына божьего Иисуса из Назарета. Он не был ни священником, ни царём, но все же получил помазание священным маслом. Такие исключения в Ветхом Завете известны. Умащали своих правителей не только древние иудеи, но и языческие народы всего Ближнего Востока. Первоначально, как считают учёные, обычай был связан с обычной гигиеной — приятный запах от тела был признаком чистоты. Если учесть жаркий климат тех мест, это вполне понятно. Толпа, встречающая ближневосточных царей, пахла потом. Зато сам правитель благоухал как цветок. Недаром в иудаизме считалось, что Богу нравится "успокаивающий аромат", он должен был исходить от сооружений, где проводились богослужения, от ритуальных предметов, от самих священнослужителей и от царей богоизбранного народа.
Сила Иисуса
Иисус, в силу своего особого статуса, тоже должен был получить помазание, как отличительный знак. Новый Завет упоминает сразу два случая, когда это могло произойти. Дорогим маслом были помазаны ноги Иисуса, когда Мария Магдалина омыла их своими слезами и вытерла своими длинными волосами, в знак особого почитания. Во втором случае — для подготовки к погребению ученики омыли тело Иисуса и умастили его бальзамическим составом, а после того, как Иисус воскрес, использовали остатки этого масла для умащения страждущих, болящих, новорождённых и умирающих.
Разумеется, остатков этого бальзама не хватило бы и на неделю, но они поступали старым дедовским способом, тоже прописанным в Библии. Священные составы изготавливались так: к новой порции масла добавлялась капелька старого, считавшегося эталоном, и сразу же любое количество вновь приготовленной смеси становилось священным, обладающим целительными свойствами. Все апостолы, отправившись странствовать по миру и нести слово новой веры, взяли с собой по небольшому сосуду с таким священным маслом. По мере надобности они всегда могли изготовить новую партию с прежними свойствами.
Святой Фаддей, принёсший христианство в Армению, привёз с собой и алавастровый сосуд со священным маслом. Им он исцелил от тяжёлого заболевания кожи тамошнего царя Абгара V. По легенде, сосуд с остатками священного масла он захоронил под вечнозелёным деревом в Чалдоране. Потом этот сосуд случайно нашёл Григорий Просветитель, который смешал древнее масло с елеем и получил мюрон, который и ныне используется в армянской церкви для миропомазания.
В ассирийской церкви считается, что священное масло делают священным особые добавки — вода, капающая с тела Иисуса во время крещения в Иордане и собранная в сосуд Иоанном Крестителем, и кровь и вода, истёкшие из тела Христа во время распятия. В коптской церкви считается, что священное масло привёз в Александрию апостол Марк. Это было то самое миро, рецепт которого приведён в 30-й главе ветхозаветной Книги Исхода.
Викторс, Ян - Миропомазание Давида
Из плодов оливы
Первоначально, наверное, для помазания использовался обычный елей, так русские называли оливковое масло. По легенде, священный елей произошёл от той оливковой ветви, которую принёс Ною в своём клюве голубь после Потопа. Действительно, на Ближнем Востоке оливковое масло очень ценилось. Его использовали в пищу и умащали им тела с древних времён и не только в Израиле, но и во всех странах Средиземноморского региона. Оливковое масло накладывали на раны для заживления, обмазывали им больных для исцеления и умирающих для облегчения боли. Тем не менее елей не был идентичен маслу помазания. В нём отсутствовал самый важный компонент — ароматические добавки. Ведь само по себе оливковое масло имеет очень слабый и не слишком привлекательный запах. Наряду с миропомазанием в христианской церкви существует и елеопомазание. Новый Завет рекомендует читать над болящими молитвы и помазывать их елеем во имя Господа. Но миро применяется в ритуальных целях и для больных, и для здоровых.
То, что на Руси называли миро, по-гречески именовалось "кризма" и имело состав более богатый, чем елей. Согласно Ветхому Завету, рецепт таков: пятьсот сиклей самоточной смирны, двести пятьдесят сиклей корицы благовонной, двести пятьдесят сиклей тростника благовонного, пятьсот сиклей касии и столько же оливкового масла гин. То есть в состав мира, кроме оливкового масла, входила смола мирры — колючих субтропических кустарников и деревьев с сильным ароматом, из которых изготавливали так называемый "иудейский бальзам", хорошее антисептическое средство; два вида корични-ков — китайский и цейлонский, которые использовали как пряности и ароматические добавки; и канех босем, или благовонный тростник, идентифицировать который учёные точно не могут. По одним версиям, это растение из семейства аировых, которое использовать для нормализации пищеварения, по другим — индийская лимонная трава, а некоторые считают, что это и вовсе канабис. Во всяком случае, рецепт применялся с большими добавлениями — в состав мира включали любые ароматные компоненты, в том числе шафран, розовое масло, ладан и так далее.
Богослов ранней христианской церкви Кирилл Иерусалимский, живший в IV веке в Сирии, детально описал, как использовать миро в церковных ритуалах. При миропомазании, сообщал он, необходимо нанести символы креста на лоб и другие органы чувств, ноздри, уши, грудь. Помазание он называл печатью Заветов и считал, что именно помазание так же, как и крещение, моментально отделяет христианина от нехристиан несокрушимой стеной. Через помазание христианин получает дар Святого Духа. "Только будучи миропомазаны, — говорил он, — вы можете называть себя христианами, ибо только миропомазание подтверждает ваше новое рождение во Христе. Ведь до того, как вы были удостоены этой благодати, вы никоим образом не имели права так называться, но теперь вы можете вести достойную жизнь во Христе".
Коронация
Ритуал миропомазания был признан как латинской, так и восточными церквями. Правда, источники получения мира у всех церквей были разные. Но во всех христианских конфессиях миро было символом радости, здоровья, силы и счастья. Использовалось оно и по древнему назначению — то есть для коронации, как у православных, так и у католиков. В Московском царстве впервые обряд был применён во время венчания на царство внука Ивана III, Дмитрия Ивановича, 4 февраля 1498 года. Как известно, Дмитрий был соправителем деда всего четыре года, а после попал в опалу и умер в тесной тюремной камере, даже его имя было запрещено упоминать под страхом смерти. Такие вот дары Святого Духа он получил. Первым же единолично венчанным и помазанным на царство был Иван IV Грозный.
Во Франции коронация с помазанием проводилась с 1131 года, когда в Реймсе этот обряд был проведён над французским королём Людовиком VII. Стеклянный пузырёк со священной кризмой, который назывался Святая Ампула, хранился в соборе со времён крещения короля франков Хлодвига из династии Меровингов, то есть с 496 года. По легенде, этот пузырёк с благоухающим составом принесла с небес белая голубка, когда во время церемонии служка с миром в руках был оттерт толпой от реймсского епископа Ремигия, который проводил обряд. Ремигий взмолился о чуде, и в этот момент явилась эта голубка. До XII века ни про голубку, ни про склянку, ни про небесное миро никаких легенд не существовало. Зато после коронации Людовика VII Святая Ампула стала постоянной участницей коронаций вплоть до коронации Людовика XVI в 1774 году. Спустя 20 лет она была разбита во время Великой Французской революции о постамент статуи Людовика XV, сохранился только крохотный осколок с застывшей капелькой мира. Верующие люди её сохранили, впоследствии смешали с новым маслом и использовали для коронаций уже в период Реставрации.
Печь для варки мира.Патриарший дворец.Музей московского Кремля
Автор: Михаил Ромашко
Рубрики: | Религия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |