-Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности белки бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания поздравления политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки спецслужбы стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Как много в августе печали...Как мягко изменился свет - (0)

Как много в августе печали...Как мягко изменился свет... - ЗДЕСЬ БУДЕТ ВАШ ТЕКСТ - - ЗДЕСЬ БУ...

Рамочка "Уходит лето за горизонт..." - (0)

Рамочка "Уходит лето за горизонт..." Ваш текст... Ваш текст... Код рамочки без анимации...

Бесшовные схемы для дневников - (0)

Бесшовные схемы для дневников

Схемы для дневника "Лиловые цветы" - (0)

Схемы для дневника "Лиловые цветы"

Схема " И листья падали на землю словно слезы..." - (0)

Схема " И листья падали на землю словно слезы..." Серия сообщений "** схемы осенние": Часть ...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 267987


"Карты", "бабочки" и ввёртыши.Изготовлением дверных петель занимались специальные мастера

Суббота, 20 Апреля 2019 г. 23:23 + в цитатник

Средневековые петли не только выполняли свою основную функцию,но и дополнительные укрепляли полотно двери

Дверная петля — изобретение, которое не могло появиться раньше самой двери. А люди довольно долго не могли определиться с дверной конструкцией. Сначала были шкуры на верёвочных петлях, потом появились изделия из палок и глины, и уже затем — двери из дерева, напоминающие современные.

Скрепить несколько досок между собой — задача несложная. А вот как сделать так, чтобы этот прямоугольник закрывал вход в дом и при этом открывался без серьёзных усилий, люди придумали далеко не сразу. Так что занавески из шкур на входе существовали сотни лет. Впрочем, у некоторых африканских племён они до сих пор в почёте.

Накладной замок в СССР

Железное "открытие"

Даже современное дверное полотно, не говоря уже о грубой двери прошлого, имеет солидный вес. Первый мастер, придумавший дверную петлю, должен был сделать так, чтобы этот вес человек не чувствовал. Но помимо появления двери для создания петли люди должны были уметь обрабатывать металл. Именно с развитием обработки бронзы появились первые кованые петли. Они были накладными.
Самым древним "петельным" артефактом считается громадная дверная петля, откопанная на территории современной Турции. Историки считают, что это была петля от городских ворот античного мегаполиса Хаттуса и относят её появление к 1600 году до нашей эры.
Отличительной чертой петель прошлого являлись надписи и рисунки. Их наносили с разной целью — показать достаток дома или уберечь жилище от завистников и злых духов. Интересно, что форма накладных петель была различной и несла идеологический смысл. Кто-то из мастеров делал петли в стиле фаллического символа. Другие предпочитали ковать их в виде образа женщины-роженицы.
К сожалению, дверные петли из бронзы были недолговечны, ибо медь — мягкий металл. Овладение искусством обработки железа позволило делать петли из этого более твёрдого материала. Такие петли не были подвержены деформации и могли выдерживать значительные нагрузки. Именно поэтому мастера делали их не только для лёгкого открытия дверей, но и для укрепления самой двери. Кованые петли прошлых веков имеют длинную часть, которая могла охватывать до 2/3 ширины двери.
Достоинством накладных петель является то, что для их установки не нужно предварительной подготовки дверного полотна. Петлю прибивают к полотну, а затем его выставляют в нужное положение и фиксируют клиньями. После чего крепят другую часть петли к коробке. Подобные петли до сих пор встречаются в старинных замках Европы и в различных тематических постройках.
Дверные петли, вытянутые поперёк и укрепляющие дверное полотно, называются жиковинами. Археологи полагают, что эти петли появились ещё в античности и их история насчитывает не менее 4000 лет.
Мастера по изготовлению накладных петель на Руси назывались гнездниками. Название пошло от того, что одна из частей петли (кольцо) была гнездом для другой части. В Москве XVII века такие мастера жили недалеко от Страстных ворот, место прозвали Гнездниковская слобода.

Запросы времени

Накладные петли были необходимы не только для дверей, но и для крышек ларцов и сундуков, а позднее и шкатулок. Лучше всего с этой задачей справлялись те же навесные петли.
Появление изящной филенчатой двери потребовало от мастеров Ренессанса усилий по созданию петли другой конструкции. В конце концов, кто-то из них создал карточную петлю. Она состояла из двух частей, которые утапливались в косяк и в торец самой двери. Пластины ("карты") навеса при закрытом положении двери спрятаны, а видны лишь части пластин, оборачивающие поворотный штырь. При таком расположении дверь плотно входила в дверной проем и была надёжной преградой. В то же время легко открываясь. Кардинальное отличие карточных петель от накладных в том, что они позволяют довольно легко снять дверное полотно, не выкручивая саму петлю. При этом карточные петли бывают правыми и левыми.
Развитие мастерства в изготовлении петель привело к появлению петли-бабочки, которая не требует врезки. В отличие от врезных петель, "бабочки" прилегают к дверной поверхности, и для них не нужно вырезать пазы в торце. Стороны крепления сделаны так, что одна часть при закрывании двери входит в другую. Расходящиеся и сходящиеся детали действительно напоминают широкие крылышки насекомого.
Также интересным решением являются двусторонние петли, позволяющие открываться дверям в две стороны. Обычно такие двери (и петли, соответственно) устанавливают в кафе, трактирах, гостиницах. Но ещё более креативными выглядят ввёртные (вкручиваемые) петли. Они появились лишь в XX веке и получили своё распространение за счёт простоты и скорости установки. За счёт погружения штыря петли в дверь на нужную глубину само дверное полотно может изменять положение в двух плоскостях. Также существуют варианты вкручиваемых петель, способные регулировать дверь по высоте. Такая регулировка даёт возможность подогнать дверь к коробке с филигранной точностью. Сегодня вариантов исполнения ввертных петель масса, но все они работают по одному и тому же принципу.

"Чашка" Саличе

В XX веке изготовление мебели из деревянного массива стало экономически затратным. Появление древесно-стружечных плит отчасти решило эту проблему. Вот только традиционные петли для мебельных дверей совершенно не годились. Рыхлая кромка ДСП не могла долго удерживать шуруп, крепивший петлю. К тому же такая петля не могла регулировать зазор и положение дверки в шкафу или тумбочке. А это было чрезвычайно важно для эстетического восприятия мебели.
Выход в 1939 году нашёл итальянский изобретатель Артуро Саличе. Он придумал дверную петлю, получившую название "петля четырёхшарнирная". Но более прижилось её другое имя — чашечная петля, или просто "чашка". Название связано со способом крепления петли к створке — не на торец, а в углубление, напоминающее чашку.
Классическая петля Саличе представляет собой корпус с механизмом из двух рычагов. Один из них жёстко закреплён на корпусе проёма шарниром, а другой удерживает "чашку" петли, которая крепится в углубление на внутренней стороне двери. Корпус чашечной петли крепится к установочной площадке — ответной планке, которая находится на боковой стенке каркаса шкафа. Изначально установочная площадка представляла собой деталь П-образного сечения. Но позднее их стали делать в виде бруска из лёгкого металлического сплава.
Механизм Саличе предусматривает только два фиксированных положения — "открыто" и "закрыто". Конструкция механизма, приводящего рычаги в эти два крайних состояния, и является главным отличием петель Саличе от большого семейства классических петель. Изначально чашечные петли делались из двух спиральных пружин. Но позднее их заменили плоские пружины. Усилие последних придаёт надёжность примыкания двери в закрытом состоянии. Позднее были придуманы регуляторы усилия, с которым петля Саличе должна была подтягивать или держать дверь. В настоящее время придуманы многочисленные варианты петель, обеспечивающие лёгкое соединение корпуса петли с ответной планкой через защёлку. Это приспособление называется Clip-on или Anyway Clip.
Одними из последних в истории человечества появились скрытые, или потайные, петли. Все упомянутые выше изделия даже в закрытом состоянии имеют заметную поворотную ось. А скрытые петли при закрытом положении полотна вообще не видны. Такие петли обладают сложной конструкцией, ибо в них имеются как минимум три поворотные оси. Их главный недостаток кроется в цене — 50-70$ за одну петлю. А ведь на тяжёлую дверь, как правило, приходится три такие петли.

Автор: Алексей Мартов

Журнал: Загадки истории №34, август 2018 года

Рубрики:  история вещей
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Алла_Студентова   обратиться по имени Суббота, 20 Апреля 2019 г. 23:32 (ссылка)
А ведь красиво делали...
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Суббота, 20 Апреля 2019 г. 23:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Алла_Студентова

И на века.
Ответить С цитатой В цитатник
Donnarossa   обратиться по имени Понедельник, 22 Апреля 2019 г. 07:08 (ссылка)
Обожаю скобяные товары, если бы пришлось когда-то в прошлом родиться в купеческой семье, открыла бы лавку одного из двух вариантов - либо скобяную, либо бакалейную с восточными специями... так мне видится, я фантазирую. Лучший замок изнутри это засов.
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Понедельник, 22 Апреля 2019 г. 19:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Donnarossa

А я бы,наверно,открыла антикварную лавку.Люблю старинные вещи у них есть душа.
Ответить С цитатой В цитатник
Donnarossa   обратиться по имени Понедельник, 22 Апреля 2019 г. 22:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Бахыт_Светлана

Ну это вообще благороднейшее дело - сохранять раритеты для будущих поколений
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку