![](https://lh3.googleusercontent.com/dImNjTOl4ZqW-eu0eSums04pBd1luzSkgd8P9OhFrpD8NPE3nFbh-a9OFOeJ-TNVlkBPBfwAowhb1VfKdSbqKAeQJ28JCV7NMhm3YUO9mtnGG9lsk3AJ-SJRnlTidZcSaMFXEF--iVwlX8nQQktGYDgA65zidUeK3J0NsIhojJxucJzsxUhb5B7cD53VzyfKkJZJQ1KV_ZLpOxc21ijfYAijTIke0UTNGLXYIi59fihkw935mI2EeIk2M-xOe-6sTblBoZl6rMgLMa1-x8Lup-_7I6N-SNPd3juQAIe9h9h7vuhwcWeCVQkm429C63q1Szp1TxX2-Gqp7bPjaDp8rL_uUw8aPrHZS-Ow7teSC0cdqO89eHcA6m55uDmsV7A1RfqndCYYCsulBJN0Hz9AlUpN32GAbjFCqI0t2m23IiCWWAnv1LTgXCgs-CG2aSdKoFTdO2W90ziZnCOw9mx-sDMDRsWIx_9YhZsHLZxeSeJgblZv8GsXYN3SO3Ui5WWzcQk4zzeluoKa-9IonUN6Vg_qOsuAqD9-_XifQlmTP7vXKE4xroc2s7jGY0-lrO3QT1UOHMzCtuJD5z7I9y1NELbQL7rnceJMJt-OQcjXWXTWfs5lylyerfgals-_gN0WoGhG1lNadCv4bqGcvfgdCRLuLelBuGKD=w800-h530-no)
Православные христиане вступили в Великий пост — самый строгий в году. И самый древний. Ниже - о том, когда у верующих появились периоды особого воздержания от пищи и развлечений и для чего они им нужны…
Великий спор
Как ни странно, Иисус Христос, о чем известно из Евангелия, не велел ученикам поститься. За что его критиковали фарисеи, которые, как и ученики Иоанна Крестителя, строго соблюдали посты, предписанные иудейским Законом.
И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни, — приводит слова Христа евангелист Матфей.
Но именно то обстоятельство, что речь явно шла об иудейских постах, уже в середине I века нашей эры приведет к большому спору в христианской общине. Зачинщиками полемики выступили апостолы Павел и Петр. Один вместе с последователями считал, что нужно соблюдать Закон, данный Моисею, в частности и в отношении еды, деля ее на кошерную и некошерную.
Другой объяснял, что как раз христианам можно употреблять в пищу все. В истории христианства этот эпизод считается одним из ключевых — именно он побудил последователей Христа окончательно отделиться от иудейской общины.
«Сама идея поста стала гораздо глубже, чем просто исполнение предписаний иудейского Закона. Христиане придали ему новый смысл. Наш пост — это подготовка к Страстям Христовым, к Пасхе, то есть встрече с Христом», — объясняет профессор богословия ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский.
![](https://lh3.googleusercontent.com/fqoPl8leUDxnVicB0FeDfagoVwwMpdCmeUF1rTWeudOFxLwqfTGrbJb_x5I5fB-kTSkcLuT0eqSxEcB2Y54r93dT1omSm0FSLbzHyfuhvI8BnPfWU_xFibst1QcXmb5V7MYPrBw7gOmma1KH4Hkm-i5CKR1pp5fmh7DSBXAxrcHYyVbvMX5mqqU4iRcOWT_5oaMugpW7I1WRLSz5NTfwh8JBOWT9R5gsbEfVXKM_YoU9OpPCdmMpMyEiDq05MHTeJjgmtRS81FuAsN2ghP_VubADCViEv7kjFX0mlBVxfB8s08ZHbfiUMOqTNFjqgSBuuYloTxcq6YWMo2OCRFbBlC0uSMCZSfDJrmh7LO_HEnSHlLUTGy2D_IAO5zLc-FR1g7qhJGFB0a053_vGzbz5k3-T8RJnoR9xLmeqy3VGtFMEaXde47zuS_YJ4dBQ-ISi2ANWvsuk85cXGnpNhqrdfk-kSZ06iQcpsO_FnjNkOOXvM3mSqmGGD_P1CVTw8sIOkabt1xKH_tbkyTNtaSr13EZKFPdiPku8n7yJIbGyPq2t4Qn90R15hT0_Dxa3rVV4aoDD3sIBpwjdLxAGxlFv9kLD5X_vQ44lsJz2XnULj9FfbzpzxAU0qRuK0-U6Zh4jC5SqkMEWYKBy58Crrs2ocz2aiyi6ktx9=w810-h524-no)
В итоге все посты у ранних христиан, как считают историки, свелись к Великому, приуроченному к празднику Пасхи, первому и главному с возникновения христианства.
Но тут в христианской общине разгорелся еще один спор: сколько должен длиться пост? В 190 году мученик Ириней Лионский в письме папе римскому жаловался: «некоторые (общины. — Прим. ред.) полагают, что пост нужно держать за час до начала Пасхи», некоторые — за день, а кто-то — за 40 часов. Были и такие, кто, буквально толкуя те самые слова Христа про жениха, постился в сам день Пасхи.
"Трудно определенно утверждать, каким был пост в первые века христианства. Слишком мало достоверных источников", — отмечает отец Павел Хондзинский.
Историки спорят, что представлял собой сорокачасовой Великий пост. Было ли это полное воздержание от еды и питья (как принято сейчас за несколько часов до причащения), либо ограничения касались какой-то определенной пищи.
Как у монахов
В относительно знакомом нам виде Великий пост оформился в IV веке, когда его стали соблюдать сорок дней. Почему именно сорок? Доподлинно неизвестно.
«Это традиционное число. Сорок лет иудеи ходили по пустыне, прежде чем пришли в Землю Обетованную. Сорок дней, по Ветхому завету, длилось ритуальное очищение от скверны. Сорок дней Спаситель постился в пустыне и так далее», — говорит Хондзинский.
Есть мнение, что такую продолжительность поста Церковь установила под влиянием быстро растущего монашества. Однако, по мнению богослова, эта точка зрения недостаточно обоснована.
«Монашество активно формируется в IV—V веках, не раньше. Думаю, это параллельный процесс как минимум. Такие вещи не происходят по предписанию. Для становления традиции требуется время», — считает отец Павел.
Так или иначе, характерная для монахов аскеза, полное воздержание от каких-либо удовольствий — главное в Великий пост. Отсюда и убеждение, что в это время нужно жить буквально по-монашески.
«Играть на повышение»
Однако священники призывают не впадать в крайности.
«Религиозная жизнь — не только христианская — без посильной аскезы вообще не мыслится. Потому что через некоторую жертву и преодоление строится духовная жизнь и сама личность. Первой аскезой была просьба Бога, чтобы Адам и Ева не вкушали плоды Древа Познания. И на этом основано любое общество. Я, может, как большой орангутанг, хочу любую самку, но моя аскеза состоит в том, что я люблю одну женщину — свою жену», — говорит известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Главное, объясняет он, понимать, что любое воздержание и любая попытка серьезно воздействовать на собственную человеческую природу — «это обоюдоострый меч, то есть может принести как пользу, так и вред». Все решается индивидуально — чем питаться и как проводить досуг.
![](https://lh3.googleusercontent.com/CvaxQASOAIeJM6rjFUHiAG1982BzC5kGkU1fJbW29m8Ns8loUGvSmL_tgLhLnV-0u1ev763qdlg5WXtCerWXo7e8SUaI_XoxW-jWYte2hr_A6Wyp1HlRNUhUJEETonU03YiaiXuD4lIGeN7ex4pxDROpjm12dYhc_J6LP8pJ3k9Va3qisqNedyPIx0PzDyy_wY8JuNRnAG4SKqHkbtjPTXnOdP8MFWLWlq1sW_M7WYcvu_ROxGdqdFBdqTR3ALWJvwvinKq0Rbl5swuMsMru3CyVVoXBCDA8rog5u_LFV-tPtrvf8hVnmwkWVelTV_TyWWyjel-xiwTV1RxbyRGKS-HTlNSZdn9OvjURPTKkwvenuKck4vPnZ4prsP-gFWjgwt4JVdRxuUvF0Sst_0DS1ejFIDC-aM2WoSSFlY-ts9GIwJysNes4cFA6H8ASk6yoZ9nyQLjvdz2ENAVjO3yY3ivKQEh2ZgW_c8uiBakt3mjYB2EuU5Htl51HOxXRe5FdDstoxcuuW1bG7P141QZFnhQewOmrxH4kUQQajtf4YUnNtlr19xXKbPtK5e_Vhuu3SwibLexrcekqvrBReg8SaexauK_FZrLEXU-yjXJzo67Z0Uo_o9954tSwO3E6mLmXsdsA8DN-q5Zq6mSHT8RTkg0Tu4g46QnY=w600-h337-no)
«Чем досуг более возвышен, тем лучше. А что у кого считается возвышенным — это очень по-разному, единых рекомендаций не существует. Известно, например, что в дореволюционной России на время Великого поста закрывались театры.
Но тот же праведный Иоанн Кронштадтский говорил: театр — это добро для тех, кто обычно выбирает злое. То есть театр способен указать на высшие смыслы тем, кто о таких вещах обычно не думает. А для человека, который об этом и так размышляет, театр будет “игрой на понижение”. А лучше всегда — хоть немножко — играть на повышение», — советует отец Максим.
В целом великопостное время, вопреки распространенному мнению, вовсе не рассматривается как исключительный период отказа от всего плохого — «ведь христианин должен избегать этого всегда». Наоборот, это время отказа от того, «что не является плохим само по себе».
"В том , чтобы есть мясо, нет ничего плохого. Но в пост мы от него отказываемся, чтобы снизить зависимость от еды", — подчеркивает протоиерей.
"Современный человек в пост должен пытаться избавиться от своих типичных зависимостей. Если ты подсел на сериалы, компьютерные игры или еще что-то — самое время проверить, насколько сильно ты от этого зависим. И если у тебя начинается настоящая ломка от того, что ты не поиграл сегодня в "танчики", значит, в пост нужно отказаться от этого. Либо хотя бы попытаться резко сократить время сидения за компьютером. Тут главное — правильная цель", — заключает священник.
https://ria.ru/20190311/1551670791.html
http://www.softmixer.com/2019/03/blog-post_12.html#more
![](https://www.yapfiles.ru/files/2138757/11_9.gif)
|