-Цитатник

Схема для дневника - ИЮЛЬ - (0)

Схема для дневника - ИЮЛЬ

Схема "Бордюр с розами". - (1)

Схема "Бордюр с розами".

Схема "Цветочный чай". - (0)

Схема "Цветочный чай".

Схема "Перед грозой" - (0)

Схема "Перед грозой"

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." - (0)

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." Живите бережно — копите радости, улыбки, нежности...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная войн великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мифы и легнеды мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58202
Комментариев: 117388
Написано: 267813


«ВЕЧНО ЖИВУЩАЯ»: ХУДОЖНИЦЕ НАДЕ РУШЕВОЙ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 65 ЛЕТ

Вторник, 31 Января 2017 г. 20:44 + в цитатник

65 лет назад родилась талантливая художница-график Надежда Рушева. При рождении ей дали тувинское имя Найдан — «вечно живущая». Надя создала более 10 тысяч рисунков и иллюстраций, но никогда не делала эскизов или набросков. Как отмечала сама художница, образы она видела заранее, будто они проступали на бумаге как водяные знаки, которые оставалось только обвести. Первая выставка Нади была организована, когда ей было 12 лет. В последующие пять лет состоялись ещё 15 её выставок, в том числе в Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. Она мечтала стать мультипликатором, однако её жизнь оборвалась в 17 лет из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга. До сих пор её работы продолжают выставляться в галереях по всему миру.

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет
«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

 

 

«Вечно живущая»: художнице Наде Рушевой исполнилось бы 65 лет

Танец Шехерезады

Танец Шехерезады

Имя ее давно известно миллионам любителей искусства в России и за рубежом. Кто она — Надя Рушева? Почему ее наследие хранят Пушкинский дом Академии наук, национальный Фонд культуры, известные музеи? Не ищите ответы на эти вопросы в энциклопедиях и словарях. Спустя три десятилетия после смерти Рушевой о ней так ничего и не прочесть даже в «Энциклопедическом словаре юного художника». Хотя в томах «Краткой литературной энциклопедии» ее рисунки опубликованы на иллюстративных вкладках к статьям о Льве Толстом и Михаиле Булгакове, рядом с работами самых именитых мастеров книжной графики.

Все дети рисуют в известном возрасте талантливо. Но лишь единицы берут из детства во взрослую жизнь дар фантазии и игру воображения, дополняют их мастерством и, уже преодолев рубеж юности, вершат самостоятельный полет в неизведанных пространствах творчества.

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств, — писал о Наде Рушевой доктор искусствоведения А. Сидоров. — Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, — у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на штудию и освоение мастерства».

Отдых балерины
Отдых балерины
 

...Школьная перьевая авторучка, фломастер, цветные мелки пастели, тушь. Вот и все орудия труда. Ими Надя запечатлела целые миры. Только представить себе, что ребенок, которому самой природой определена непоседливость, движение, игра, вдруг сосредоточенно и терпеливо погружается в рисование «с головой»! Или это было уже потребностью, удовлетворением все возрастающей страсти творить?

Рисовать Надя начала еще с дошкольных лет. Родители читали ей сказки, истории об античных героях и их подвигах. А девочка тут же придумывала картинки к услышанному. Год за годом собрание Надиных работ увеличивалось. Число папок, в которых они хранились, перевалило за сотню. Двухкомнатная «хрущоба» семьи Рушевых оказалась хранилищем свыше десяти тысяч рисунков. И все же потрясающая продуктивность — лишь одна сторона загадки Нади Рушевой.

 
Майя Плисецкая. Умирающий лебедь
Майя Плисецкая. Умирающий лебедь.
 

«Я живу жизнью тех, кого рисую», — как-то обронила Надя. Быть может, в этом признании и есть самое ценное для понимания художнического гения Рушевой? С отважностью первопроходца и детской непосредственностью входила она в золотоносные пласты мировой культуры. Волшебная палочка воображения помогала ей быть то Медеей, то Жанной д’Арк. Надя видела себя Наташей Ростовой и Анной Карениной, Натальей Гончаровой и булгаковской Маргаритой... Превращений этих было много больше, чем рисунков в ее творческом наследии. И в том, что феномен Рушевой состоялся, едва ли не решающую роль сыграла особая, творческая обстановка в семье начинающей художницы.

Надя была единственной дочерью Николая Константиновича Рушева и Натальи Дойдаловны Ажикмаа. Она родилась в Улан-Баторе в 1952 году, где московский театральный художник и тувинская балерина находились в творческой командировке. Вскоре семья Рушевых вернулась в Москву. Родители Нади — люди искусства — не могли не заметить художественной одаренности дочери.

 
Танец Пьеро и Коломбины
Танец Пьеро и Коломбины
 

К счастью, они удержались от понятного соблазна научить девочку рисовать «правильно», позволили Надиному таланту развиваться естественным образом. В этом решении их укрепили педагоги Н.К. Рушева, а затем и ставший добрым наставником художницы знаменитый скульптор-анималист Василий Алексеевич Ватагин.

Он высказался веско: «Не будем мешать ее саморазвитию, оно и так бурлит. Не надо ее учить — ее надо лишь воспитывать». По совету мастера Надя продолжала заниматься в обычной школе, а по субботам посещала изостудию Московского дворца пионеров и школьников.

Участие в выставках студийцев привлекло к ее рисункам внимание. Журналисты самой массовой тогда «Пионерской правды» предложили Наде проиллюстрировать сказочную научно-фантастическую повесть польского писателя Тадеуша Ункевича «Эльмис профессора Рембовского». Из пятнадцати ее рисунков было отобрано девять. Они и появились в четырех декабрьских номерах газеты за 1963 год.

Там же были напечатаны и еще шесть оригинальных эскизов костюмов для школьного новогоднего карнавала. Одним из первых на этот Надин дебют откликнулся академик Ватагин: «Поздравляю милую Наденьку с первой удачной публикацией рисунков в печати в 11 лет! Великий рисовальщик Франции — Гюстав Доре начал печататься с 12 лет».

 
Веснушки. Серёжа Есенин
Веснушки. Серёжа Есенин.
 

Известность пришла к Рушевой в двенадцать лет, в следующем, 1964 году, когда ее рисунками заинтересовались писатели Лев Кассиль и Борис Полевой, а в «Клубе искусств» МГУ и в редакции журнала «Юность» состоялись первые персональные выставки школьницы. Что же было на этих вернисажах? Тематика показанных рисунков говорит о многообразии интересов, стремительно расширяющемся кругозоре юной художницы. Кажется, Надя хочет объять необъятное. На выставках того года она представила листы серий «Русский балет», «Мир животных», «Космос и наука», «Сказки и фантазии», «Моды вчера и сегодня», «Эллины и рабы», «Мир детей», «Силы и грация»... На этих и на последующих двенадцати персональных выставках Рушевой ни одна из работ не повторялась.

Восторженные отзывы посетителей ее вернисажей, киносъемки, статьи в газетах и журналах — будто и не замечались Надей. Это подметил и точно описал Лев Кассиль, которого познакомили с «худенькой, чернобровой девочкой, молчаливо и как-то отчужденно, безразлично слушавшей все, о чем восторженно толковали писатели, журналисты, художники».

 
Маугли и Багира
Маугли и Багира
 

Соседи Рушевых по многоквартирной пятиэтажке рассказывали, что только после внезапного ухода Нади им стало известно, как много она рисовала, что оставила людям. Припомнили, как еще малышкой на берегу окрестных Царицынских прудов Надя сосредоточенно чертила что-то прутиком на песке, пока другие дети лепили куличики. Спустя годы она рисует на лицейском снегу в Царском Селе пушкинский абрис, лихого гусара, девичий профиль. Случайным прутиком. И эти хрупкие импровизации запечатлят на пленку кинодокументалисты, как свидетельство окружающему миру — не рисовать Надя не могла!..

Рушева была обычной ученицей окраинной московской школы. Пока не брала в руки ручку или фломастер. Тогда происходило чудо — под пером художницы в считанные секунды возникал законченный совершенный рисунок. Иногда на простой промокашке умещалось несколько десятков лиц...

Одноклассники не воспринимали Рушеву как художницу. Учителя тоже не делали ей каких-либо поблажек. Девочке приходилось особенно в старших классах корпеть над многочисленными домашними заданиями. В первую очередь по точным наукам. Физика, химия давались ей нелегко.

 
Мольер и Арманда
Мольер и Арманда
 

Зато в свободное время можно было кататься на лыжах, плавать, читать, слушать любимую музыку от Рахманинова до песен Таривердиева и Высоцкого, танцевать под ритмы «Битлз», ухаживать за морской свинкой и кактусами... И рисовать: что угодно и сколько угодно.

1967 год принес Наде событие, которое разделило для нее многое на «до» и «после». После восьмого класса она стала делегатом III Всесоюзного пионерского слета в Артеке. Там она обрела друзей, с которыми переписывалась, мнением которых дорожила. Потом в письмах к Алику из Баку и к Ольге из Павлодара, ставшей ее самой задушевной подругой, Надя не раз вспомнит золотое время в Крыму, заметит, что чем тяжелее приходится, «тем сильнее сияют дни Артека».

Многие часы проводила Надя за книгами и альбомами по истории культуры, в музеях и картинных галереях. Особенно любила художников Возрождения — Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

У великих предшественников она училась умению извлекать и запечатлевать красоту. И когда обнаружилось, что ее одноклассники равнодушны к искусству, она брала на себя обязанность полпреда прекрасного: проводила беседы, выпускала едкую стенгазету, делала рисунки для школьных вечеров, «вытаскивала» учеников в Музей изобразительных искусств. Приобщала сверстников к классике как могла.

 
Козетта
Козетта
 

Зачем ей нужно было еще и это — общественная работа, внеклассная нагрузка, морока с ребятами, лишенными широких интересов? Самой Наде каждая возможность такого просветительства не казалась обременительной. Она искренне удивлялась чудакам-одноклассникам, которые живут в Москве и не пользуются ее художественными богатствами. Чтобы расшевелить инертных, помочь им почувствовать высокое предназначение человека, она, в сущности, и трудилась в искусстве не покладая рук. Афористически выразив свое отношение к ленивым и равнодушным душой: «Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори до тла сам... Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя».

Последний год жизни Рушевой совпал не только с выпускным школьным. Ее «Пушкиниана» пополнилась замечательными композициями. Античная серия завершилась графическим шедевром на тему мифа об Аполлоне и Дафне.

Кажется невероятным, что шестнадцатилетней художнице удалось стать первым иллюстратором знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но именно Надя Рушева создала «для себя» более ста виртуозных по мастерству иллюстраций. Они по сей день поражают всякого, кто открывает через ее рисунок облик Ивана Бездомного, Фриды, Иешуа и Понтия Пилата.

Непокорённая
Непокоренная
 

Те, кто побывал в доме Рушевых в начале 70-х, навсегда запомнили домашние вернисажи, которые устраивал Николай Константинович в память о дочери. После разговоров о выставках, новостях культуры, публикациях и традиционного чаепития он извлекал из шкафа какую-нибудь папку с рисунками. Диван у стены превращался в подобие стенда. Один лист, другой, пятый... Кто-нибудь из присутствующих просил сделать паузу, чтобы рассмотреть тот или иной рисунок — ими хотелось любоваться! Такова магия ее графических миниатюр...

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности», — написал Ираклий Андронников на одном из листов Надиной «Пушкинианы».

Но, может быть, проникновенней других природу, глубинную сущность творчества Нади Рушевой мог бы определить... древний философ Плотин: красота заключена не столько в симметрии, сколько в освещающем ее сиянии. Не для сознания ли того, что есть красота, и явлено человечеству искусство гениев?

В середине ХХ столетия в мир пришла художница, равной которой не было в искусстве. К концу века становится очевидно, какое безмерное богатство оставила она людям. Как нерачительны мы с этим наследием, как не умеем распорядиться им. И слабым утешением остается факт «космического признания» необыкновенного дара Нади Рушевой. В середине 70-х годов космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади и во время телесеанса с Землей показал его миру. Рушева стала первым художником, чей вернисаж состоялся в масштабах планеты.

Плач над Зоей
Плач над Зоей
 

Еще несколько лет спустя одна из малых планет Солнечной системы получила имя Нади Рушевой. Но, может быть, самым удивительным оказалось открытие энергетики ее рисунков. Парапсихологи и экстрасенсы обратили внимание на то, что среди работ художницы есть листы, излучающие энергию.

Концентрация ли это духа, квинтэссенция эмоций, чувств? Или волшебство красоты? Как бы то ни было, эта девочка своими легкими, парящими линиями словно зовет нас в полет к красоте и совершенству. К неведомой планете, имя которой — Надежда. И пусть в полет к бесконечной тайне ее дара отправляются новые и новые души, взыскующие прекрасное. Их ждут открытия и откровения гениальной художницы, ставшей «самой великой из молодых и самой молодой из великих».

Надя Рушева и её рисунки.

Надя Рушева никогда не училась рисовать. Она просто брала лист бумаги и на нём появлялись какие-то контуры. Она не делала эскизов и не пользовалась резинкой. «Я вижу свои рисунки заранее. Они проступают на бумаге, и мне нужно только обвести их», - говорила юная художница.


До школы родители не учили дочку ни писать, ни читать, не рисовать – не хотели перегружать и торопить ребёнка. По вечерам папа-художник просто читал дочери сказки, а Надя слушала и делала какие-то наброски. Как-то за то время, пока девочка слушала «Сказку о царе Салтане», успела нарисовать 36 иллюстраций к сказке.

Талантливая художница-самоучка Надя Рушева.

Талантливая художница-самоучка Надя Рушева.


Когда дочке исполнилось 12, Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам, и те были единогласны – у девочки талант. В этот же год (в 1964) состоялась первая персональная выставка юной художницы, хотя тогда многие её просто не восприняли всерьёз – и образования художественного нет, да и какой жизненный опыт у пятиклассницы. А Надя продолжала вести жизнь простой советской школьницы, много рисовать и мечтала стать мультипликатором.

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год.

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год.


За пять лет после первой выставки у Нади состоялось ещё 15 персональных выставок: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. В — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину», иллюстрирует мифы Древней Греции. Специалисты отмечали, что в её, казалось бы, простых иллюстрациях много динамики и жизни. 

Пушкин с женой. Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год.

Пушкин с женой. Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год.


После того, как Надя прочитала «Мастера и Маргариту», она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала отца просьбами достать всё, что можно, о Булгакове. Спустя годы вдова Михаила Булгакова, увидев Надины рисунки, назовёт их лучшими. Но к тому времени девушки уже не будет в живых.

Рисунки к роману Мастер и Маргарита.

Рисунки к роману Мастер и Маргарита.


«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».
Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.


Репродукция рисунка Нади Рушевой к последней сцене романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1968 год. 16 лет).

Репродукция рисунка Нади Рушевой к последней сцене романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1968 год. 16 лет).


Никто не мог даже предположить, что в 17 лет Нади Рушевой не станет. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Оказалось, что у неё врождённая аневризма. Пять часов врачи боролись за жизнь девочки, но так и не смогли вернуть её к жизни.

Истории из древности от Нади Рушевой.

Истории из древности от Нади Рушевой.


На тувинском (а Надя наполовину тувинка) её имя звучит «Найдан» - «вечно живущая». И память о художнице, которой так и не довелось стать мультипликатором живёт и сегодня. По всему миру прошло 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой смотрит на этот мир кентаврёнок - — необычный малыш с очень серьёзным взглядом.

Могила Нади Рушевой и её отца Николая Константиновича на Покровском кладбище.

Могила Нади Рушевой и её отца Николая Константиновича на Покровском кладбище.

 http://www.kulturologia.ru/blogs/171015/26751/

 

Вячеслав Щепкин. Девочка-планета

http://kolybanov.livejournal.com/2603418.html

https://russian.rt.com/nopolitics/foto/354811-nady..._medium=news&from=mirtesen

http://art.mirtesen.ru/blog/43113575521/%C2%ABVech...Nade-Rushevoy-ispolnilos-byi-6

http://kolybanov.livejournal.com/2698259.html

Рубрики:  Художники и судьбы
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

АЛЕНУШКА_ТЕРЕХОВА   обратиться по имени Вторник, 31 Января 2017 г. 22:04 (ссылка)
помню ее рисунок на томике Пушкина. портрет писателя. это воспоминания детства, а помню всю жизнь ее рисунок.
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Вторник, 31 Января 2017 г. 22:05 (ссылка)

Ответ на комментарий АЛЕНУШКА_ТЕРЕХОВА

Её рисунки такие воздушные и не земные.
Ответить С цитатой В цитатник
АЛЕНУШКА_ТЕРЕХОВА   обратиться по имени Вторник, 31 Января 2017 г. 22:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Бахыт_Светлана

линии вроде беспорядочные, а вместе составляют точный образ. редкий дар был у нее. жалко, что ушла Надя так и не пожив почти.несправедливо как-то.
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Вторник, 31 Января 2017 г. 22:10 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку