Наливные ягоды рдеют на снегу...
Вот и кончились праздники... - (0)Вот и кончились праздники...
>Kак мало дней осенних нам осталось... - (0)Kак мало дней осенних нам осталось...
*Просто осень...* - (0)*Просто осень...*
>Рябиновая осень - (0)Рябиновая осень
Тунеядец и гроза чиновников. Знаменитые образы Аркадия Райкина и не только |
24 октября исполнилось бы 105 лет со дня рождения знаменитого актёра, мастера сатиры Аркадия Райкина.
Аркадий Райкин был легендой своего времени, за удивительный талант перевоплощения его называли королём смеха, русским Чарли Чаплином, великим мастером сатиры. В своих монологах артист чаще всего обличал распространённые пороки общества: чинопочитание, взяточничество, бюрократизм, алкоголизм, невежество.
Выступления Райкина, где бы они ни проходили, всегда собирали многомиллионную аудиторию, которая всегда смеялась, радовалась и огорчалась вместе с любимым артистом. Многие монологи сатирика со сцены перекочевали на телевизионные и киноэкраны. АиФ.ru вспоминает самые заметные эпизоды в фильмографии великого артиста.
«Мы с вами где-то встречались» — образцовая комедия 50-х годов, в которой обыграны типичные житейские ситуации. В этом фильме есть всё, за что так любили комика: блестящий монолог, мягкая сатира на начальников и искромётный юмор. В центре сюжета лежит история известного актёра Геннадия Максимова (Аркадий Райкин), который едет отдыхать в Крым, но по дороге случайно отстаёт от поезда. Без денег и документов ему приходится обустраиваться в незнакомом городе.
Один из самых запоминающихся эпизодов в этом фильме — монолог Райкина «Жизненная лестница», в котором он высмеивает зазнавшихся чиновников и всех, кого изменила высокая должность, кто позабыл слово «совесть».
«Вчера, сегодня и всегда» — музыкальная кинокартина 1969 года режиссёра Михаила Григорьева, состоящая из шести новелл. Но, как всегда, именно эпизод с участием Райкина стал визитной карточкой фильма.
Новелла под названием «Показ мод» посвящена тому, насколько сильно отличается взгляд на моду у людей, причастных к этой индустрии. Знаменитый комик исполнил в эпизоде сразу несколько ролей: художника Репкина, директора пуговичной фабрики Кругозорова, директора швейной фабрики Слоновникова, пожарного Набатова — и каждый из его персонажей кажется смешнее другого.
Художественный музыкальный фильм «Волшебная сила» снял режиссёр Наум Бирман. Семейный мюзикл состоит из трёх новелл: «Мстители из 2-го “В”», «Здравствуй, Пушкин!», «Волшебная сила искусства». А последняя из них, в которой главную роль исполнил Райкин, стала самой популярной. Знаменитый артист сыграл в ней ученика, который помогает своей скромной пожилой учительнице приструнить хамов-соседей по коммуналке.
Самое интересное, что разница в возрасте между Райкиным и Ириной Гошевой, исполнившей в фильме роль его бывшей учительницы, составляла всего 7 месяцев, однако это не стало помехой для талантливых артистов, а новелла сразу полюбилась советским зрителям.
В 1974 году на советских экранах появилась 4-серийная комедия «Люди и манекены», в которой Райкин выступал не только как главный герой, но как режиссёр и один из сценаристов. Кинолента была построена как рассказ о рабочем дне таксиста, на протяжении которого зрители постепенно знакомятся с заурядными персонажами и их заурядными проблемами. Во многом советскую комедию можно сравнить с произведениями Чехова о «маленьком человеке», однако вместо насмешки в фильме чувствуется умиление и доброе отношение к героям.
Советские зрители ещё долго вспоминали сатирический эпизод о «незаменимом» начальстве из фильма «Люди и манекены».
В «Люди и манекены» вошли лучшие миниатюры из спектаклей Райкина и его коллег по Ленинградскому театру: «Холостяк», «Маски», «Смеяться, право, не грешно», «Многоберидзе», «Париж».
Ещё один яркий образ, который воплотил в картине Райкин — это хулиган и тунеядец Ошлёпкин, над которым рабочий коллектив совершает товарищеский суд. Постепенно Ошлёпкин берёт инициативу в свои руки, и уже коллектив вынужден извиняться перед хулиганом за его же пьянство...
Жизнь Райкина представляется гармоничной, чуть ли не идиллией. Карьера - стремительной, с весомыми заслугами: народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда. Семья - обожаемая жена, дочь. А ещё он «родил» талантливого сына и «построил» дом - театр «Сатирикон», носящий сегодня его имя. Мужскую программу, таким образом, выполнил.
Детство своё он вспоминал с удовольствием - Рига, Рыбинск, наконец Петроград. Дружная еврейская семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама - домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде - у родных, в коммуналке с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное - с 6 лет в его жизни появился театр. Правда, сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей - клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики - это ж, как говорится, две большие разницы. А он позже говорил: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, - тоже в известной степени врачевание».
Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной - убитого купчика. А уже в школе, в драмкружке (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), его больше потянуло к эстраде «с сатирическим уклоном». С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: снимался в кино (в его фильмографии всего 17 фильмов - понял, что это не его), стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.
Названия его миниатюр - поразительно! - могут стать сюжетами его жизни: по «лестнице славы» он взбирался стремительно и легко. Так, как всю жизнь не выходил, а выбегал на сцену.
В 1939-м Райкин даже познакомился со Сталиным… Режиссёр Николай Акимов, известный остряк, сказал как-то Райкину в те страшные 30-е: «Неужели мы с тобой такое дерьмо, что нас даже не посадили?» А дело было так. Сталину исполнялось 60 лет. Устраивался, понятно, банкет. И на него пригласили молодого и талантливого 28-летнего Райкина! Потом ночной кремлёвский банкет вроде бы отменили, и артист у себя в номере безмятежно уснул. А в пять утра, как говорится, за ним пришли. И доставили к вождю, причём выступать пришлось не в зале, не на сцене - прямо пред светлыми очами, в паре метров. Вождь поднял бокал «за талантливых артистов, таких вот, как вы!».
Он в 26 лет, после рецидива давней, с 13 лет, болезни сердца, стал абсолютно седым. Тогда волосы ему приходилось «чернить», а позже эта белоснежная шевелюра стала ещё одним фирменным знаком его стиля. Срывая с лица очередную «маску», он легко и как-то победоносно отбрасывал разлетавшиеся волосы. «Жизнь человека» - была у него и такая миниатюра. За блестящим фасадом, за этой его, по словам Жванецкого, «абсолютной гениальностью, ошеломляющей, головокружительной, феерической славой» текла обычная жизнь человека - с горестями, утратами и болезнями.В 13 лет он оказался при смерти, о чём врачи и сообщили родителям: безнадёжен! Катался на коньках, простыл, ангина - и тяжелейшее осложнение на сердце. Он выжил. Но сердце болело уже всю жизнь, с валидолом не расставался… И в 1972-м - инфаркт. Райкин отработал тогда предновогодний концерт, хотя сердце болело невыносимо. Но, как ни странно, он говорил: «Если бы я больше щадил себя, точно не выдержал бы напряжения жизни». Ещё в 1956-м друзья говорили его жене, что у него «глаза загнанной лошади», ему тяжело дышать, говорили, что этот его ежедневный огромный труд артиста и худрука - «медленное самоубийство». Но, как рассказывал мне Армен Борисович Джигарханян, однажды он зашёл к Аркадию Исааковичу за кулисы перед спектаклем. Тот лежал бледный, слабый. Джигарханян всерьёз испугался за его жизнь. А через 10 минут Райкин взлетел на сцену - и это был абсолютно другой человек!
Собственно, и эту главку можно было бы назвать по райкинскому репертуару - «История одной любви». Вообще-то Райкин больше любил вспоминать и рассказывать не про себя - про других: и про Утёсова и Ахматову, и про костюмершу Зину, которая однажды не пустила к нему за кулисы министра культуры: «Вас много, а Райкин - один!»
Но лишь в одном случае его ровная мемуарная интонация менялась, спотыкалась - когда он говорил о своей одной на всю жизнь любви - к супруге, так и оставшейся, кажется, для него той, из юности, девочкой в красном берете. Увидев её первый раз со сцены (а сидела она аж в 15-м ряду!), он поразился, что из макушки берета вместо хвостика беретного торчал хвостик иссиня-чёрных волос: «Я ещё не знал, что девочку зовут Рома». Руфь - её «взрослое» имя, но родители ждали мальчика Романа и стали звать дочь Ромой. Для мужа, всех близких и друзей она так и осталась Ромой. Во второй раз он увидел девочку через полтора года на Невском, но не решился подойти, хотя всегда имел успех у женского пола. И ещё дня через три - уже в театральном институте, в очереди в столовой. Она заговорила первой. Он пригласил её в кино, где, понятно, весь сеанс смотрел вовсе не на экран. И - снова пригласил её, теперь уже замуж. Через пару дней она согласилась. Родители с обеих сторон - в ужасе, но постепенно смирились с их браком. А он убедился уже в зрелые годы: «Если иногда мне кажется, что я могу назвать себя счастливым человеком, то прежде всего потому, что рядом со мной всегда была Рома».
...Пришла война. Райкин с фронтовыми бригадами выступал на передовой, на боевых кораблях, подлодках. Однажды не успели доехать до места ночлега, а ночью этот «ночлег» (сарай) разбомбили. Пережил он и самое главное в жизни испытание - тяжёлую болезнь жены, которую они победили.
Фразочки, репризы и словечки его героев стали со временем народно-анекдотическими. Хотя все они были сочинены талантливыми авторами, но запомнились в райкинской неповторимой интонации. О нём писали: «человек с тысячью лиц». Верно, такого мастера поистине волшебного, мгновенного и абсолютного перевоплощения на нашей эстраде не было.
Он бесстрашно столько лет и при разных «властях» служил такому острому, особо опасному жанру, как сатира. Как-то на одном банкете подвыпивший «чекист»-гэбэшник, расчувствовавшись, поднял бокал: «Дорогой Аркадий Исаакович, как же мы всю жизнь за вами следили! Ой, то есть за вашим творчеством…»
У него «не сложилось» с ленинградскими властями, «страдавшими» антисемитизмом. И единственный раз в жизни на вопрос обожавшего его Брежнева, что бы он хотел (между прочим, Райкин никогда не пародировал вождей и вообще избегал пошлости, грубого смехачества на уровне «живота», столь распространённых нынче), «попросился» в Москву. Сегодня столичный театр его имени один из лучших. Вот только помещения для Музея А. И. Райкина (а фонды собраны огромные!) нет - реконструкция «Сатирикона» остановлена.
…У Райкина была песенка про «доброго зрителя в девятом ряду»: «Только как же я с вами расстанусь, добрый зритель в девятом ряду?» Он и сегодня собирал бы полные залы добрых зрителей. Его знают молодые. И уж, конечно же, помнят старшие. Так что, Аркадий Исаакович, Вы с нами и не расстаётесь.
Рубрики: | Искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |