-Цитатник

Схема для дневника - ИЮЛЬ - (0)

Схема для дневника - ИЮЛЬ

Схема "Бордюр с розами". - (1)

Схема "Бордюр с розами".

Схема "Цветочный чай". - (0)

Схема "Цветочный чай".

Схема "Перед грозой" - (0)

Схема "Перед грозой"

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." - (0)

Рамочка "Живите бережно — копите радости..." Живите бережно — копите радости, улыбки, нежности...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная войн великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мифы и легнеды мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58202
Комментариев: 117388
Написано: 267813


В ПОИСКАХ ЮЖНОГО МАТЕРИКА: ПЕРВАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ РОССИИ

Суббота, 16 Июля 2016 г. 16:20 + в цитатник

Беллинсгаузен и Лазарев у берегов Антарктиды. Рисунок П. Я. Павлинова, гравировал Л. С. Быков

Беллинсгаузен и Лазарев у берегов Антарктиды. Рисунок П. Я. Павлинова, гравировал Л. С. Быков

16 июля 1819 года в двухлетнее плавание на шлюпах «Восток» и «Мирный» отправились русские моряки, ставшие первооткрывателями Антарктиды

История крупнейших мировых географических открытий прекрасно помнит дату 28 января 1820 года — день, когда человек впервые увидел берега Антарктиды. Помнятся и имена кораблей, сумевших совершить подвиг и добраться до Южной земли, — русские шлюпы «Восток» и «Мирный», и имена их командиров — капитана 2 ранга Фаддея Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Лазарева. А вот дата начала этой уникальной для своего времени экспедиции вспоминается гораздо реже. Между тем, для того чтобы 16 июля (4 июля по старому стилю) 1819 года шлюпы смогли отправиться в путь из гавани Кронштадта, должно было произойти немало важных событий.

Первое десятилетие XIX века русские моряки ознаменовали несколькими кругосветными плаваниями. Первое в 1803–1806 годах совершили Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева». Любопытный факт: значительная часть моряков, которые после совершали новые кругосветные плавания и крупные открытия, были участниками того самого путешествия. В частности, на «Надежде» ходил лейтенант Фаддей Беллинсгаузен, и на ней же юнгой-добровольцем был Отто Коцебу, который в 1815–1818 годах вновь обошел вокруг света, в чине лейтенанта командуя бригом «Рюрик». А два других кругосветных плавания, предпринятых российским флотом вслед за первым, прошли под командованием новичков в этом деле. Лейтенант Василий Головнин, который в 1807–1809 годах обошел вокруг света на шлюпе «Диана», во время первой русской кругосветки набирался опыта на английских кораблях — так же, как и лейтенант Михаил Лазарев, обошедший вокруг света на шлюпе «Суворов» в 1813–1816 годах.

Так что оба командира кораблей, которым предстояло отправиться в первую русскую антарктическую экспедицию, были опытными океанскими мореплавателями и кругосветчиками. Заниматься поисками «неизвестной Южной земли» — Terra Australia incognita — им еще не приходилось, но опыта в подготовке кораблей к плаванию в высоких южных широтах им хватало, в особенности Лазареву. Именно поэтому все основные трудности по приведению назначенных в экспедицию кораблей легли на плечи будущего командира «Мирного». Причем больше всего хлопот у него оказалось именно со своим шлюпом.

Начать стоит с того, что изначально «Мирный» был совсем не «Мирным», а «Ладогой», и не шлюпом, а ледоходным транспортом. Проект «Мирного» разрабатывался на основе опыта, полученного русскими корабелами, участвовавшими в строительстве судов для голландской Вест-Индской торговой компании, под руководством известного корабельного мастера Ильи Разумова. Корабль, который тогда даже не помышлял об Антарктике, заложили на Олонецкой верфи 11 октября 1816 года, а полтора года спустя, 18 июля 1818-го, спустили на воду. Когда встал вопрос о втором корабле для экспедиции к Южной земле, вспомнили о «Ладоге»: времени строить новый уже не было, а из всех почти готовых лучше всего подходил именно этот. Перечислив транспорт в военно-морской флот как шлюп «Мирный», его тут же отправили на достройку в Кронштадт. Там на него установили вторую обшивку, обили подводную часть медью, чтобы корабль меньше обрастал, и усовершенствовали по предложению лейтенанта Лазарева рангоут и такелаж.

В итоге получился корабль, отлично приспособленный к плаванию в холодных водах — но, увы, заметно уступающий в скорости своему напарнику, шлюпу «Восток». Тот строился на Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге (выкупленная казной из частного владения, эта судоверфь в то время специализировалась на небольших судах, не крупнее фрегата) по тому же проекту, что и шлюп «Камчатка», на котором в 1817 году отправился в свое второе кругосветное плавание лейтенант Василий Головнин. Как вспоминал потом Фаддей Беллинсгаузен, «когда я увидел шлюп, первый бросился мне в глаза необыкновенной величины рангоут. А как мне надлежало простирать плавание не в лучшее летнее время, не в свободных и чистых местах при пассатных ветрах, не в хорошем климате и не поблизости своих или чужих портов, то я предполагал уменьшить рангоут и сделать некоторые другие перемены, но по причине позднего времени уже некогда было к сему приступить».

В итоге в первую русскую антарктическую экспедицию отправились два весьма разных по повадкам корабля, хотя оба и именовались шлюпами. Быстроходный «Восток» был гораздо чувствительнее к условиям плавания и очень плохо переносил шторма и особенно хождение во льдах. Гораздо лучше в такой обстановке себя чувствовал «Мирный», но на свободной воде ему частенько приходилось, как писал позднее Михаил Лазарев, «натруждать рангоут, пока спутник его несет паруса весьма малые и дожидается». Зато, будучи всего на сто тонн меньше по водоизмещению (884 тонны против 985 тонн), «Мирный» обслуживался экипажем из 72 человек, тогда как на «Востоке» служили 117 человек, и соответственно, бытовые условия у них были похуже.

 

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Рисунок П. Михайлова

 

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Рисунок П. Михайлова

Однако никакая разница в повадках кораблей и условиях службы не помешала Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву организовать экспедицию так, что «Восток» и «Мирный» ни разу надолго не разлучались и по случайности друг от друга не отрывались. В этом была немалая заслуга и экипажей обоих шлюпов, почти полностью состоявших из добровольцев. Капитан 2 ранга Беллинсгаузен в своей книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 1820, 1821 годов на шлюпах "Восток" и "Мирный" с приложением атласа», которая впервые увидела свет в 1831 году, писал об этом так: «Когда шлюпы уже были почти готовы, мы приступили, по предоставленным нам правам, к избранию офицеров и служителей. Невзирая на трудности и опасности, каковых надлежало ожидать в предназначенном плавании, число охотников из офицеров было так велико, что мы имели немалое затруднение в избрании. А как на шлюп "Восток" нужно было только три лейтенанта и два мичмана, а на "Мирный" — два лейтенанта и два мичмана, то мы, к сожалению, не могли удовлетворить всех желающих быть нашими сотрудниками».

В своем труде Фаддей Беллинсгаузен упоминает, что перед отправлением в путешествие он как руководитель экспедиции получил четыре инструкции, в том числе две от морского министра. Документы эти полностью представлены в книге воспоминаний мореплавателя, мы же процитируем несколько самых важных отрывков из первой, основной инструкции морского министра. Она, в частности, гласила: «Государь, вверив первую дивизию, назначенную для открытий, капитану 2-го ранга Беллинсгаузену, приказал руководствоваться касательно общего плана сей кампании нижеследующим: <…> Коль скоро наступит удобное время в сем году, он отправится для обозрения острова Георгия, находящегося под 55 градусом южной широты, а оттуда к земле Сандвичевой, и, обошед ее с восточной стороны, пуститься к югу и будет продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он может достигнуть; употребит всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставит сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях. Ежели под первыми меридианами, под коими он пустится к югу, усилия его останутся бесплодными, то он должен возобновить свои покушения под другими, и не упуская ни на минуту из виду главную и важную цель, для коей он отправлен будет, повторяя сии покушения ежечасно как для открытия земель, так и для приближения к Южному полюсу. <…> Государь, полагаясь на усердие, познания и таланты капитана 2-го ранга Беллинсгаузена и не желая стеснять его в действии, ограничивается указаниями главнейших предметов, для которых он отправлен и уполномочивает его, судя по обстоятельствам, поступать как он найдет приличным для блага службы и успеха в главной цели, состоящей в открытиях в возможной близости Антарктического полюса. В особенности рекомендуется ему иметь неусыпное попечение о сохранении здоровья экипажей, что во всякое время и во всех случаях должно быть предметом ревностнейших его стараний. Государь повелевает также во всех землях, к коим будут приставать, и в которых будут находиться жители, поступать с ними с величайшей приязнью и человеколюбием, избегая сколько возможно всех случаев к нанесению обид или неудовольствий, а напротив того стараясь всемерно привлечь их ласкою и не доходить никогда до строгих мер, разве только в необходимых случаях, когда от сего будет зависеть спасение людей, вверенных его начальству».

И надо признать, что на протяжении всей экспедиции, которую и по сей день опытные исследователи южных широт называют во многом уникальной, русские моряки ни разу не посрамили своего высокого звания и не дали повода обвинить их в небрежении долгом. Достаточно привести такой факт: за всю экспедицию людские потери составили всего три (!) человека: два матроса во время шторма сорвались с мачт, и один моряк скончался от хронического заболевания.

16 июля 1819 года «Восток» и «Мирный» снялись с якорей в Кронштадтской гавани, а вернулись в нее 5 августа 1821 года. Плавание продолжалось 751 день, из которых 527 дней корабли провели на ходу, в том числе 122 дня — южнее 60-й параллели и 100 дней — во льдах. Впервые к берегам Антарктиды русские моряки подошли 26 января 1820 года, а затем совершили еще восемь таких подходов: пять в феврале 1820 года, и три — в январе-феврале 1821-го. В общей сложности за время экспедиции шлюпы преодолели расстояние в 49 720 морских миль (две с четвертью длины экватора) и, помимо нового материка, открыли еще 29 островов. Большинство из них получили русские имена: в честь императоров — остров Петра I и земля Александра I, в честь участников плавания — острова Анненкова, Завадовского, Лескова, Торсона, в честь кораблей — остров Восток. А группа островов, открытых восточнее острова Гаити, по предложению Фаддея Беллинсгаузена, была названа островами Россиян. Эта традиция возобновилась полтора столетия спустя, во времена советских антарктических экспедиций: на открытом русскими моряками материке появились станции «Беллинсгаузен», «Лазарев», «Восток», «Мирный», «Новолазаревская» и «Восток-1»…

 

http://rusplt.ru/wins/antarktida-otkryitie-istoriy...&utm_medium=news&from=mirtesen
Рубрики:  По морям по волнам
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку