«Французское кино, наверное, может без меня обойтись, но я без него — не могу». В ней не было звездности ни на грош. Но ее дерзкая и неочевидная красота, хриплый голос и подчеркнутая простота стиля стали символом французского кино второй половины XX века. Женщина среди звезд — Анни Жирардо.
Детство Анни Сюзанн Жирардо пришлось на самые драматичные годы европейской истории XX века. Коренная парижанка, она родилась в 1931 году в разгар мирового финансового кризиса, а когда девочке исполнилось 9 лет, началась немецкая оккупация Франции. Вдобавок к этим трудностям, Анни росла в неполной семье: отца девочка не знала, мама работала акушеркой (беспокойная профессия - внезапные звонки, ночные отъезды к очередной роженице).
Анни редко видела мать, много времени проводила в приюте социальных служб и сполна хлебнула той простой жизни, в которой с избытком места для грусти, одиночества и лишений.
В юности Анни собиралась пойти по стопам матери и стать врачом, она даже записалась на медицинские курсы, но любовь к сцене победила: она прошла вступительный конкурс в театральную школу на улице Бланш, а затем начала учебу в Парижской консерватории драматического искусства. В одном классе с Жирардо занимался юный Жан-Поль Бельмондо.
Будущих суперзвезд французского кинематографа объединяла общая черта - их внешность была далека от«звездной», совершенно обычные парень и девушка с лицами «из толпы».
Считается, что именно Жан Кокто, известный французский деятель культуры, первым разглядел необычайное дарование Анни. Кокто предложил молодой актрисе, за которой закрепилось амплуа субретки (комедийный типаж, находчивая служанка) ведущую роль в своей пьесе «Пишущая машинка».
Спектакль вышел в 1956 году и имел большой успех. По совету Кокто актриса сделала короткую стрижку и предстала в образе, который принес ей славу и признание.
Вот как описывает образ Жирардо ее дочь: «В маме есть что-то волшебное. Когда она снималась в каком-нибудь фильме, то всегда было непонятно, похожа ли ее жизнь на этот фильм или наоборот. То и другое сливалось. Анни оставалась собой. У нас не было впечатления, что она играет роль. Это было довольно странно.
Она не репетировала. Когда она приходила на съемочную площадку, она ставила в угол чемоданчик с личными вещами и разгадывала кроссворды, пока устанавливали свет. В ней не было звездности ни на грош. Она была мадемуазель-как-все».
После оглушительного успеха в театре (Жирардо играла на сцене прославленного «Комеди Франсез») Анни выдвинулась в ряд самых модных французских актрис. Последовали приглашения в кино. Триумфальной для актрисы стала роль проститутки Нади в черно-белом киноромане классика итальянского неореализма Лукино Висконти «Рокко и его братья».
По сюжету обедневшая крестьянская семья с юга Италии - мать и четверо сыновей, - отправляется в богатый индустриальный Милан. Судьбы братьев складываются по разному. Ключевое столкновение происходит между удачливым Рокко и непутевым Симоне. Перцу в отношениях добавляет героиня Жирардо: одного из братьев она любит, с другим живет, терпит от него издевательства, изнасилование и, в конце концов, погибает.
Партнерами Жирардо по фильму выступили Ален Делон (Рокко) и Ренато Сальватори (Симоне), будущий муж актрисы в реальной жизни.
Жирардот - так называл Анни ее супруг, актер Ренато Сальватори. Они познакомились на съемках «Рокко и его братья», поженились в 1962 году, и в том же году у них родилась единственная дочь Джулия.
Итальянец и француженка, восходящая звезда европейского кино и средней руки актер с отрицательным обаянием, всю жизнь игравший мерзавцев и бандитов, они прожили бурную жизнь, полную ссор и расставаний. В конце 60-х пара стала жить врозь, но официально брак сохранялся до самой смерти Сальваторе от цирроза печени в 1988 году.
В конце 60-х и в 70-е начинается самый бурный период в карьере уже зрелой актрисы. Она снимается не просто много, а очень много. Порой в год выходит до восьми фильмов с ее участием. По воспоминания дочери актрисы, слишком долгие перерывы между съемками изводили Анни.
«Французское кино, наверное, может без меня обойтись, но я без него — не могу», — сказала как-то Жирардо и это была чистая правда. Ее дерзкая и одновременно обывательская красота, хриплый голос и подчеркнутая простота стиля стали символом французского кино второй половины XX века.
Жирардо часто играла обычных женщин, она стала первой женщиной-врачом в истории кино, первой женщиной-полицейским, первой женщиной-адвокатом. Анни обладала широчайшим актерским диапазоном, свободно себя чувствовала и в драматических и в комических ролях, но даже под маской иронии ее героини оставались хрупкими и ранимыми.
80-е стали для Жирардо началом долгого периода личного, финансового и творческого кризиса. Она значительно реже появляется на киноэкранах, паузы между фильмами порой длились годами, умер ее муж Сальваторе, театральные проекты в силу разных обстоятельств проваливались, ставя ее на грань банкротства.
«Она анализировала свои поступки, иногда даже впадала в панику. Она обдумывала смену рода деятельности: открытие ресторана или какого-то своего дела. Маме нужно было чувствовать себя способной обеспечить безбедное существование тех, кто зависел от нее. Это была обязанность, которую она сама себе навязала», — вспоминает Джулия, дочь Жирардо.
Вернуться в большое кино актрисе удалось только в середине 90-х. Анни блистательно исполнила роль мадам Тенардье в нашумевшей экранизации «Отверженных» режиссера Клода Лелуша, картина получила отличные отзывы в прессе и «Золотой глобус» за Лучший фильм на иностранном языке.
А в нулевых Жирардо сыграла серьезные роли в фильмах выдающегося европейского режиссера Михаэля Ханеке «Пианистка» и «Скрытое», в последний раз напомнив о себе как о великой драматической актрисе.
Впервые болезнь проявила себя в 1998 году, когда Жирардо по ходу пьесы забыла свой текст. Провалы в памяти стали повторяться и, после медицинского обследования, прозвучал страшный диагноз — болезнь Альцгеймера.
Несколько лет родные Анни скрывали от прессы правду о ее болезни, но в 2004 году диагноз был обнародован. Жирардо прожила еще семь лет и скончалась 28 февраля 2011 года в родном Париже.
Одна из самых «незвездных» звезд мирового кинематографа, Жирардо - актриса простого жеста, комедии и драмы, невероятно трудолюбивая и охочая до работы, она запомнилась выдающимися, чувственными и страстными образами в шедеврах европейского авторского кино и в ролях многочисленных «простых женщин» в развлекательных фильмах, которые мы все так любим.
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»