-Цитатник

Схема "Ромашковое лето" - (1)

Схема "Ромашковое лето"

Схема "Цветочная" - (0)

Схема "Цветочная"

Схемы "Розовая нежность" 2 варианта - (0)

Схемы "Розовая нежность" 2 варианта

Схемы от Еlena-Dinsk НЕЖНОСТЬ три вида оформления - (0)

Схемы от Еlena-Dinsk НЕЖНОСТЬ три вида оформления

Схемы с розами, 2 варианта - (0)

Схемы с розами, 2 варианта

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности белки бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы политика помощь прототипы литературных героев рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки спецслужбы стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война униформа эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58174
Комментариев: 117373
Написано: 267764


БЕДСТВИЯ ФИЛОСОФА АБЕЛЯРА ИЛИ ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ НРАВОВ

Суббота, 23 Января 2016 г. 18:47 + в цитатник

История средневекового философа Абеляра и его ученицы Элоизы пользовалась популярностью во Франции, вдохновляя писателей на романы о любви знатной дамы и ее бедного учителя. Замечаю, что логика героев старины непонятна современному человеку. 

Абеляр и Элоиза в фильме "Похищенный рай" (Stealing Heaven). В роли Элоизы - Ким Томсон. В роли Абеляра - Дерек де Линт (известный нам по сериалу 90-х "Полтергейст") 


Нам эта история может показаться не романтичной, а жутковатой. Абеляр тоже не похож на добропорядочного героя. Часто «благородные» герои старины вызывают у нас восклицание как у «тупого американца» из старой юморески «Это герой? Его судить надо!». А ведь не поспоришь. 

Элоиза тоже странна дама, не понимает, чего желает сама. 
Понять в этой истории можно только Фульбера - дядюшку Элоизы, хотя его метод мести Абеляру вызывает шок у современного человека своей "средневековой дикостью". 

Вся эта "романтическая" история без прикрас рассказана в мемуарах самого Абеляра «История моих бедствий». В своей автобиографии философ любуется собой, не особо сожалея о содеянном, и обвиняет окружающих в своих невзгодах. 



Элоиза на гравюре 19 века 

«Жила тогда в том же самом городе Париже некая юная девица по имени Элоиза» - начинает Абеляр повествование в своем романе. 

Девица с юных лет проявила интерес к наукам. Родители Элоизы одобрили ее старания и отправили учиться в Париж к дядюшке Фульберу, канонику собора Нотр-Дам. Фульбер был братом матери Элоизы. 


На месте этого здания 19 века раньше стоял дом, где жила Элоиза. 


Памятная табличка на доме, что в 1118 году здесь жили Элоиза и Абеляр. Дом перестроен в 1849 году

«Науки» в эпоху средневековья представляли собой изучение - грамматики и родной словесности, греческого и латинского языков, богословской философии. Богословская философия стала наиглавнейшей наукой эпохи. Книги в основном были религиозного содержания. 

Усердие Элоизы в науках радовало дядюшку, и он приглашал к ней лучших учителей Парижа. Знаменитый философ-богослов Абеляр, у которого уже была своя школа в Париже, стал частым гостем в доме дядюшки Фульбера. 

Абеляр самовлюбленно описывает себя: «репутация моя тогда была такова, и я был наделен тогда такими прелестями молодости и красоты, что полагал, будто могу не опасаться отказа, какую бы женщину я ни удостоил своей любовью». Слава оказала на философа свое пагубное влияние. «Меня пожирала лихорадка гордыни и сладострастия» - признавался он в своих мемуарах. 

Философ-богослов, рассуждавший о добродетели на школьной трибуне днем, вечерами играл роль дамского соблазнителя. Он продумывал свою систему соблазнения, размышляя, чего угодно дамам от поклонника. 



«Моя длань не ищет мою указку, и я с грозным видом не вопрошаю, к какой части речи относится то или иное слово; пусть ученики мои забросят подальше свои таблички, лучше попытаемся понять, как следует играть с женским родом вне зависимости от того, к какому из склонений, к первому или третьему, относится слово. Проспрягаем в настоящем времени глагол первого спряжения: я люблю, ты любишь, он любит; почаще будем повторять урок; устроим школу под сенью дерева и будем в ней учиться. Книга — это лицо девушки, и нам надо прочитать эту книгу, еще совсем свежую, нетронутую». 



Абеляр желал связей с куртизанками, и любовь простых горожанок ему была неинтересна. Философа привлекали только знатные особы. «Я намеревался вступить с ней в связь, и я удостоверился в том, что мне будет легко достичь в сем деле успеха». 
Элоиза должна была стать одной из побед философа. 


Абеляра в живописи обычно изображают молодым 

Предположительно, когда Абеляр познакомился с Элоизой, ей было 17 лет, философ - старше ее на 20 лет. По тем временам уже почтенный солидный господин. Думаю, Абеляр был не намного моложе дядюшки Фульбера. 

«Я завязал знакомство с дядей девушки при содействии некоторых из его друзей. Они предложили ему взять меня к себе в дом нахлебником за цену, которую он сам назначит, ведь дом его находился неподалеку от моей школы. Причину моего желания поселиться у него я объяснял тем, что заботы о домашнем хозяйстве вредили моим научным занятиям и были для меня слишком обременительны. А Фульбер любил деньги, то есть был жаден до них. Присовокупите к этому еще и то, что он страстно желал предоставить своей племяннице возможность дальнейшего совершенствования в изучении наук. Потворствуя двум этим его страстям, я без труда добился его согласия и достиг желаемого».




Фульбер, не заподозрив опасности, полностью доверил племянницу этому проходимцу.

«Он всецело препоручил племянницу моему руководству, он предложил мне посвящать ее образованию все свободное время, что будет оставаться у меня после занятий в школе, как днем, так и ночью, а также разрешил мне наказывать ее, ничего не опасаясь, если я сочту, что она в чем-то провинилась» - вспоминал Абеляр. 

В мемуарах философ любуется собой, как ловко он обманул дядюшку и легко соблазнил его племянницу. Великой любви и вообще чувств в этих строках не просматривается.



Отдавшись страсти, развратный педагог едва не позабыл о работе в своей парижской школе. Бессонные ночи давали о себе знать. Таковы нравы средневековья, днем – богословие, ночью – страсть. 

«По мере того как страсть к удовольствиям все более и более завладевала мной, я все менее и менее думал о занятиях и о моей школе. Я испытывал огромную досаду оттого, что мне надобно было туда ходить и там оставаться. Я также испытывал чувство усталости, ибо ночи мои были отданы любви, а дни — работе». 

Эта история выглядела бы романтично и не вызывала бы неприязни, если бы эмоции Абеляра оказались искренни, но в его мемуарах читается только самолюбование и расчетливость.

Также философ писал любовные стихи, но они пусты, в этой поэзии нет чувств. 
«Да будет угодно Господу, 
чтобы ночь никогда не кончалась, 
чтобы нам с моею подругой никогда не ведать разлуки, 
чтобы ночной дозорный не увидел никогда ни зари, ни дня… 
О, Боже, увы! Как рано приходит рассвет»





Уроки Абеляра была далеки от науки, особенно от богословия:
Свои уроки с Элоизой философ описывает в мемуарах: "Итак, под предлогом учения мы всецело предавались любви, и усердие в занятиях доставляло нам тайное уединение. И над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений; руки чаще тянулись к груди, чем к книгам, а глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным".

Абеляр иногда любовно колотил свою подругу. 
«Чтобы возбуждать меньше подозрений, я наносил Элоизе удары, но не в гневе, а с любовью, не в раздражении, а с нежностью, и эти удары были приятней любого бальзама». 

Философ разнообразил «подачу материала»:
«Что дальше? Охваченные страстью, мы не упустили ни одной из любовных ласк с добавлением и всего того необычного, что могла придумать любовь. И чем меньше этих наслаждений мы испытали в прошлом, тем пламенней предавались им и тем не менее пресыщения они у нас не вызывали».


В фильме "Похищенный рай" показана история искренней любви, которая далека от реальной биографии Абеляра. Влюбленные хотят пожениться, а злой дядюшка не разрешает.

Дядюшка, как обычно бывает, обо всем узнал последним.

«Мы всегда последними узнаем о язвах, поражающих наши семейства, мы пребываем в неведении относительно пороков наших детей и наших жен, когда они уже стали всеобщим посмешищем», - цитирует Абеляр текст Святого Иеронима.

Однажды тайное стало явным, Фульбер застал любовников. «Итак, с нами случилось то же самое, что с застигнутыми врасплох Марсом и Венерой, о чем рассказывает поэтическая басня» - пишет Абеляр. 

Постепенно Абеляр и Элоиза привыкли к своему позору:
«Уже переживши свой позор, мы стали нечувствительны к нему; притом чем более естественным представлялся нам наш поступок, тем слабее становилось в нас чувство стыда».


Разоблачение Абеляра и Элоизы. (Художница - Ангелика Кауфман. Ее романтические картины нравились Екатерине Великой). 

В Париже одна новость быстро сменяла другую, рассказами о согрешивших девицах и священниках городскую публику удивить сложно. Постепенно об этом случае начали бы забывать, но Элоиза забеременела, о чем сообщила Абеляру.

Философ принял решение похитить ученицу и увезти в Бретань к родственникам. Поначалу может показаться, что он наконец-то совершает правильный благородный поступок и готов нести ответ за поступок и признать ребенка. Элоиза родила сына, которого назвали Астролябием. 


Разоблачение, гравюра 19 века. Дядюшка еще рано вошел. 

Однако, оказывается, философ просто обезопасил себя от мести родственников Элоизы.
«Ее дядя после ее бегства чуть не сошел с ума; никто, кроме испытавших то же горе, не мог бы понять силу его отчаяния и стыда. Но что ему сделать со мной и какие козни против меня устроить, этого он не знал. Он больше всего опасался, что если бы он убил или как-нибудь изувечил меня, то возлюбленнейшая его племянница поплатилась бы за это у меня на родине. Он не мог ни захватить, ни куда-нибудь силою заточить меня, так как я принял против этого все меры предосторожности, не сомневаясь, что он нападет на меня, как только сможет или посмеет это сделать».


Портрет Элоизы на фасаде дома в Париже


Портрет Абеляра рядом

Элоиза просто стала заложницей семьи Абеляра. Если бы ее семья решила мстить философу, то его семейство нанесло бы ответный удар, Элоиза могла погибнуть. Подлый философ об этом пишет не смущаясь «я принял против этого все меры предосторожности».

Однако репутация Абеляра оказалась под угрозой. Подобная слава закрывала двери в лучшие дома Парижа. Абеляр решился пойти с повинной к дядюшке. Он рассказал ему о своей любви, напомнил Фульберу о его молодости (дядюшка сам был небезгрешен) и попросил позволения жениться на Элоизе. Дядюшка согласие дал, но не простил вероломного учителя.

«Он на это согласился, скрепив соглашение поцелуем и честным словом, данным как им самим, так и его близкими, однако лишь для того, чтобы тем легче предать меня».

Элоиза вернулась в Париж к дяде, но отказалась от замужества. По мнению ученицы, брак помешал бы философу в работе. «Она решительно отказывалась от этого брака, заявляя, что он явится для меня во всех отношениях постыдным и тягостным».



Ради семьи Элоиза согласилась обвенчаться с Абеляром, но попросила, чтобы брак оставался в тайне, дабы не мешать богословской карьере Абеляра. Нравы средневековья, законный брак закрывал многие возможности, а наличие любовницы никого не смущало. Ребенок Абеляра и Элоизы остался на воспитании в семье сестры философа. О его судьбе никто из «влюбленных», судя по записям Абеляра, не задумывается. 

Некоторые исследователи видят в поступке Элоизы стремление к независимости и свободной любви. Свободная дама, которая не желает следовать правилам общества, она поступает, как ей угодно. 


Прощание Абеляра и Элоизы. На картине Ангелики Кауфман философ изображен молодым. 

Дядя отказался сохранить брак племянницы в тайне. Дабы прекратить городскую болтовню он объявил, что Абеляр и Элоиза - законные супруги. Элоиза публично назвала слова дядюшки ложью, семейный скандал продолжился.

Абеляр увез супругу в монастырь и сам нарядил ее в монашеский наряд. Он регулярно навещал Элоизу ночами. Они отдавались любовным утехам в монашеской келье. Слухи об этом святотатстве быстро распространились по Парижу. Дядюшка также забеспокоился, что Абеляр заставит Элоизу принять монашеский постриг, чтобы от нее избавиться. 


Двери дома Абеляра и Элоизы украшены красивой решеткой.





Сложно понять, Элоиза желала свободы для себя и Абеляра, не хотела мешать его богословской карьере. Но при этом она следует его уговорам укрыться в монастыре. Какая свобода для нее в монастыре? Какая карьера сложится у Абеляра, если он ночами шастает по женским монастырям? Кто будет слушать богословские доводы святотатца? 

Абеляр снова прекрасен. Замуровал любимую в монастыре и окончательно опозорил своими визитами. 


Влюбленные загадывают желания у дома Абеляра и Элоизы. Зная историю этой пары, традиция кажется странной. 



Дядюшка Фульбер решил перейти к самым радикальным мерам ради спасения честь семьи. Он давал Абеляру шанс несколько раз, но его великодушие не было оценено. Фульбер и родственники подкупили слуг Абеляра и наняли плача, который изуродовал философу «то, чем он грешил».

«…однажды ночью, когда я спокойно спал в отдаленном покое моего жилища, они с помощью моего слуги, подкупленного ими, отомстили мне самым жестоким и позорным способом, вызвавшим всеобщее изумление: они изуродовали те части моего тела, которыми я свершил то, на что они жаловались».

На следующий день все горожане обсуждали злоключения Абеляра, спешили к нему на встречу, дабы выразить сочувствие. Эта унизительная жалость, как вспоминал сам философ, стала больнее физической боли. 


За углом дома - Нотр-Дам 

«С наступлением утра ко мне сбежался весь город; трудно и даже невозможно выразить, как были все изумлены, как все меня жалели, как удручали меня своими восклицаниями и расстраивали плачем. Особенно терзали меня своими жалобами и рыданиями клирики и прежде всего мои ученики, так что я более страдал от их сострадания, чем от своей раны, сильнее чувствовал стыд, чем нанесенные удары, и мучился больше от срама, чем от физической Боли».

Абеляр вскоре ощутил себя изгоем. 
«С каким лицом я покажусь публично? Ведь все будут указывать на меня пальцами и всячески злословить обо мне, для всех я буду чудовищным зрелищем». 

Дядюшка поступил «по понятиям» своего времени, дабы защитить честь семьи. Он держал ответ перед родителями Элоизы, которые доверили ему свое дитя. Его поступок жесток, но вполне логичен и понятен. 

Месть Фульбера сказалась и на карьере Абеляра. «По закону церкви евнух не может войти в храм. Немало меня смущало также и то, что, согласно суровой букве закона, евнухи настолько отвержены перед господом, что людям, оскопленным полностью или частично, воспрещается входить во храм, как зловонным и нечистым».

Абеляр смог найти приют в монастыре Сен-Дени. Элоиза тоже приняла постриг. Она погрузилась в богословие и науки, и благодаря усердию стала настоятельницей монастыря. Ее таланты высоко оценили современники.



Философская карьера Абеляра продолжилась успешно, но не без скандалов. В монастырь Сен-Дени он попытался пронести «свой устав», а в «чужой монастырь со своим уставом не ходят». Он был вынужден покинуть монастырь. Абеляр прожил бурную жизнь достигал высот, получая должности, ссорился с властями, терял все и приговаривался к заточению. Только благодаря покровителям неугомонному философу удавалось избежать тюрьмы и обвинений инквизиции.

Мятежный философ мечтал не только о любви, но и о надежной дружбе. 
«Истинный друг превосходит все дары Господа 
Среди всех богатств предпочтение следует отдать другу. 
Человек, обладающий таким сокровищем, уже не беден.
Сокровище же это тем более драгоценно, что является большой редкостью».

Предположительно, Абеляр и Элоиза вели переписку в годы разлуки. Достоверность найденных писем пока не подтверждена. Абеляр скончался в возрасте 62 лет. 

Элоиза пережила Абеляра на 22 года, ее похоронили рядом с ним. В 19 веке останки Абеляра и Элоизы перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. 


Надгробие Абеляра и Элоизы на Пер-Лашез в 19 веке. Чтобы привлечь внимание к новому кладбищу, власти Парижа перенесли тела Абеляра и Элоизы. Романтические гравюры влюбленных пар у могилы философа стали своеобразной рекламой нового кладбища. Об этом я писала в постеПер-Лашез - кладбище желаний.


Визит на могилу Абеляра и Элоизы. 



Автобиография Абеляра написана в форме своеобразной "исповеди", подобной формой потом пользовались Жан-Жак Руссо и Лев Толстой. Автор вроде бы и рассказывает читателю о своих подлостях, но при этом любуется собой и будто ждет одобрения.

 
 
Рубрики:  Городские легенды
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку