-Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия оружие открытки писатели и судьбы поздравления политика помощь прототипы литературных героев рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки спецслужбы стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война униформа художники и судьбы эссе это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Рамочка "Под сенью теплой осени...", схемы "Кленовые листья" 2 варианта - (0)

Рамочка "Под сенью теплой осени...", схемы "Кленовые листья" 2 варианта Ваш текст... Ваш т...

Домашняя карамель - (0)

Домашняя карамель https://www.sloosh.ru/ Ингредиенты:  ½ стакана меда...

Они целовались под сильным дождем... - (0)

Они целовались под сильным дождем... Они целовались под сильным дождем, под зонтом. Их губы слив...

Осенние схемы оформления - (0)

Осенние схемы оформления

Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич - (0)

Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич "Тратата та та та та. Выш...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 268146


Новый год и Коляда.

Четверг, 24 Декабря 2015 г. 21:03 + в цитатник

25 декабря, в зимние святки, когда день «на воробьиный скок прибыл», когда солнце поворачивается на весну, славяне праздновали Коляду. Традиционным атрибутом праздника были ряженые, колядования, игры и гадания. Позже праздник приурочили к Рождеству и Святкам, но атрибуты его никуда не делись.



Коляда — славянское божество, сын Даждьбога и Майи Златогорки, — по легенде пришел в мир, чтобы вновь дать людям ведические знания, которые они потеряли, и спасти от духовного вырождения. В разных источниках Коляда описывается по-разному: «Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем»; «Иногда Коляда изображал сноп, принесённый в дом на рождество (у поляков), или кукла «колед» (у хорватов). Иногда сами подарки — обрядовое печенье, каравай и т. п. назывались «коляда»; «Коляду кликали, зазывали, как это делали и по отношению к божествам меньшим — Таусеню и Плуге. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Полагают, что Коляда признавалась славянами за бога веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи». Интересно, что в святочных песнях Коляда упоминается как девушка: «Пришла Коляда».



В 1684 году поклонение Коляде оказалось под патриаршим запретом, постепенно забылось и значение Коляды как бога, остались только ряженые: «Когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда - в вывороченной шубе, с звериной маской на лице, при ухвате или палке». Кое-где слово «Коляда» стало почти ругательным, так, в некоторых областях «колядовщиками» называли нищих, а на тамбовщине — огородное чучело.



Праздновать Коляду начинали вечером с праздничного ужина. На стол стелили скатерть, под которую клали сено или солому для коней Коляды, на столе же обязательным блюдом была кутья — каша из цельных зерен пшеницы с медом или сахаром, в которую иногда добавляли орехи, изюм или молоко. Так же непременным атрибутом праздничного стола были пироги и кренделя. Из пшеничного теста пеклись фигурки: коровы, овцы, козы, петушки с курами и человечки-пастушки. Эти фигурки служили для украшения избы — их ставили на стол и на окна между рамами, — в качестве подарков их посылали родным и знакомым, дарили колядовщикам. После трапезы остатки еды со стола не убирали до утра, поскольку считали, что на угощение придут души покойных родителей.

После ужина отправлялись колядовать. Наряжались не абы как: тулупы одевали шерстью наружу, лица прятали под звериными масками; изображали медведей, быков, коз и других животных. Главное — ряженый не должен быть узнанным. С появлением ряженых разыгрывались разные представления и сценки, например похороны или венчание, рыбная ловля или ярмарка: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» (Неуступов А.Д. «Святочные обычаи в Кадниковском уезде»).



Дети собирались группами, ходили по домам богатых крестьян, пели песни, где упоминали хозяев и Коляду, просили денег. Ряженые собирали в торбы угощения — те самые фигурки из пшеничного теста, рогалики и крендельки. Прогонять колядующих было нельзя, поэтому в каждом доме их привечали и одаривали угощением.



В некоторых областях Коляда сопровождался разведением костров, иногда посеванием — обряд урожая, когда дети, в основном мальчики, ходили по домам и изображали сев или просто обсыпали дом и хозяев зерном. Это зерно хозяйки старались поймать фартуками, чтобы потом дать курам. Считалось, что от этого зерна куры будут лучше нестись. Пекли пряники-козульки, чей внешний вид разнился от губернии к губернии: во Владимирской это чаще всего был козел или черт на тоненьких ножках, в Олонецкой — птицы или животные. Козульку не ели сразу и уж точно не выкидывали, ее берегли, чтобы скотина плодилась и ходила летом домой и чтобы домовой ее берег. 
 
Рубрики:  древние славяне
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку