Рамочка "Под сенью теплой осени...", схемы "Кленовые листья" 2 варианта Ваш текст... Ваш т...
Домашняя карамель - (0)Домашняя карамель https://www.sloosh.ru/ Ингредиенты: ½ стакана меда...
Они целовались под сильным дождем... - (0)Они целовались под сильным дождем... Они целовались под сильным дождем, под зонтом. Их губы слив...
Осенние схемы оформления - (0)Осенние схемы оформления
Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич - (0)Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич "Тратата та та та та. Выш...
Складывание арабо-исламской культуры |
Для изучения и правильного понимания культуры, возникшей в недрах арабского общества и распространившейся на значительной части земного шара, следует осознать особенности религии, которая является основой единства арабского мира. Эта религия — ислам (мусульманство). Название вероисповедания происходит от арабского слова ислам — покорность. Приверженца этой веры называют мусульманин (от арабского «предавший себя Аллаху»).Стоит обратить внимание на то, что ислам — самая молодая мировая религия. Возник в VI в. н.э. в Аравии. Он впитал в себя многие черты ветхозаветной религии. В это время торговый путь из Индии в Средиземноморье переместился с Аравийского полуострова на территорию Ирана.Арабы-кочевники, сопровождавшие ранее торговые караваны, потеряли основной источник доходов. Теперь для развития кочевого скотоводства и экстенсивного земледелия были необходимы новые земли. Для захвата земель следовало объединить племена на основе поклонения одному, единому Богу.
Рождение новой веры связано с одним из крупнейших центров Аравии — городом Меккой. В нем находился храм Кааба (куб), где хранился священный камень (метеорит), почитавшийся всеми окрестными племенами.Основателем новой веры стал пророк Мухаммед (570—632 гг.), реальное историческое лицо. Мухаммед родился в Мекке, происходил из бедного рода, отец умер еще до его появления на свет. Достаточно рано будущий пророк потерял и мать. Мухаммед был пастухом, затем проводником караванов.В 24 года он женился на богатой вдове. С богатством пришла возможность для размышлений. По преданию, в возрасте 40 лет, Мухаммед, гуляя в окрестностях Мекки, услышал божественное откровение и призыв Аллаха проповедовать.В 622 г. Мухаммед собрал жителей Мекки возле храма Каабы для проповеди своих взглядов, но его не послушали. Вместе со своими сторонниками он ушел в г. Медину. С исхода («хиджры») в Медину начинается отсчет лет в арабском календаре. В Медине Мухаммед стал не только пророком, но также законодателем и правителем. Под его управлением город благоденствовал, число сторонников новой веры росло.
В 628 г. Мухаммед совершил «хаджж» — паломничество в Мекку, предложив жителям убрать находившихся в храме идолов, но его опять не послушали. Тогда, в 630 г., Мекка была завоевана сторонниками пророка, и храм Каабы стал одним из главных святилищ ислама. Учитывая данные факты, нужно попытаться объяснить, почему ислам допускает насильственное обращение в веру и почему каждый мусульманин обязан совершить паломничество в Мекку.Основы мусульманского вероучения содержатся в «пяти столпах ислама». 1) нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его; 2) ежедневная обязательная пятикратная молитва; 3) добровольная обязательная очистительная милостыня; 4) пост один раз в году в месяц рамадан; 5) паломничество в Мекку, которое должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз в жизни.Ислам признает пять ветхозаветных пророков, которые проповедовали до прихода последнего пророка — Мухаммеда. Это Адам (Исмаил), Ной, Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса) и Иисус (Иса). Мусульмане верят в Страшный суд и воскресение после смерти. Считается, что каждый человек имеет своего ангела и своего шайтана, которые побуждают его творить добро и зло.
На плечах у человека сидят два ангела, которые записывают его добрые и злые дела для учета в день Страшного суда. После суда праведники отправятся в рай, а грешники — в ад, где их ждут пытки и истязания. В раю же праведники получат все удовольствия, о которых только может мечтать человек в земной жизни.Ислам строжайше запрещает употребление спиртного, так как оно может увести человека с пути служения Аллаху. Главная задача мусульманина — беспрекословное служение Аллаху и полное подчинение его воле. В этой религии отсутствует идеал человеческого совершенства или полного соединения человека с Богом.Исламу чужда идея прогресса (Аллах все предопределил, надо только выполнять его волю). Человеческая личность не является ценностью. Человек только исполнитель воли Аллаха, поэтому бессмысленны всякие раздумья. На это обстоятельство следует обратить особое внимание.Мораль ислама довольно проста. Невыполнимых предписаний в исламе нет. Необходимо быть справедливым, честным, воздавать за добро добром, за зло злом, помогать бедным и т.п. Во взглядах на семью отразились патриархальные понятия, господствовавшие у арабов во время формирования основ веры.
Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем, осуждается излишняя жестокость мужа по отношению к жене. Ислам регламентирует повседневную жизнь верующего. Он утверждает приоритет семьи над государством, а веры над национальным самосознанием.В силу своих особенностей, ислам стал основой для создания международной мусульманской культуры. Эта культура складывалась довольно быстро во многом благодаря тому, что ислам допускает как добровольное, так и насильственное обращение в свою веру. Вследствие своей простоты и доступности широким массам населения, ислам почти всегда выходил победителем в столкновениях с другими религиями.Основные религиозные положения содержатся в священной книге мусульман, которая называется Коран (от арабского — «чтение»). Мухаммед проповедовал устно, затем его высказывания были записаны. Коран разделен на 114 глав — сур, расположенных без всякой смысловой взаимосвязи. Они систематизированы по размеру — от самой большой в начале книги до самой маленькой в конце.Существует еще Сунна — священное предание, рассказывающее о жизни Мухаммеда, но ее истинность признают не все мусульмане. Перечисленные особенности ислама нужно усвоить и использовать знание их при характеристике арабо-исламской культуры.
В VII—VIII вв. арабы завоевали значительные территории, населенные народами, находившимися выше их по уровню развития культуры (персы, сирийцы, иудеи). Завоеватели смогли освоить культуру покоренных и овладели наследием эллинистически-римского мира, но при этом не потеряли своих специфических признаков.Отличительной чертой арабской культуры было значительное развитие точных наук и философии. В это время ученые арабоязычных стран во многом превосходили своих европейских современников. Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей.В Багдаде даже был создан «Дом науки» — своеобразная академия, в которой размещались библиотека, лаборатории и предоставлялись места для проживания ученых. Арабы овладели техникой изготовления бумаги, после чего создали многочисленные библиотеки, превосходившие по объему монастырские книгохранилища христианской Европы того времени.На арабский язык были переведены труды древнегреческих авторов, что не только обеспечило бурное развитие науки в арабском мире, но и сохранило культурные достижения античности для европейцев. В Индии арабы позаимствовали цифры и десятичную систему счета, благодаря чему стали активно развиваться математика и астрономия.
Алгебраические вычисления применялись для решения практических проблем: измерения земли, раздела наследства, проведения торговых операций. Были усовершенствованы методы расчета площадей поверхностей и объемов тел, решения уравнений первой и второй степеней. Арабский математик Аль-Хоруми вычислил размеры Земли, которая считалась им шарообразным телом. Он разработал систему вычислений, выполняемых по строго определенным правилам, которая вошла в математику под его именем — алгоритм.Велик вклад арабов в развитие медицины. Арабы не только освоили опыт античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они практиковали опыты на животных, тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности протекания болезней.Расцвет арабской медицины, в первую очередь, связан с именем врачевателя Ибн-Сины, известного в европейской традиции как Авиценна. Его главное произведение «Канон врачебной науки» являлось настольной книгой врачей Европы вплоть до XVI в. Авиценна предполагал, что некоторые болезни передаются невидимыми «мельчайшими животными», чем на восемьсот лет предвосхитил учение о роли микробов как возбудителей инфекционных заболеваний.
Деятели исламского искусства творили в очень жестких рамках. С одной стороны, они должны использовать все доступные средства для прославления Аллаха, а с другой — содержание и формы творческой деятельности не должны выходить за пределы, предписанные мусульманскими догматами.В рамках арабо-исламской культуры почти не получили развития пластические искусства, поскольку для предотвращения идолопоклонства действовал строжайший запрет на изображение живых существ. В итоге, здания стали украшать арабесками — тонким, сложным и изящным растительным или геометрическим орнаментом.Арабеска — это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. Значительное развитие получило декоративно-прикладное искусство. Особенно впечатляют изобразительные мотивы росписи керамики, металлических сосудов, утвари, а также рисунки тканей и ковров.Арабская культура создала достаточно богатую литературу, для которой было характерно отсутствие больших по объему эпических произведений. Поэзия в немалой степени опиралась на доисламские традиции. Для нее характерен жизнерадостный тон, прославление воинских подвигов и воспевание любви. Наиболее популярными прозаическими жанрами стали жанр любовно-приключенческого рассказа и жанр бытового анекдота.
В X—XV вв. сложился известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь». До середины IX в. исламский мир знал только литературу, написанную на священном языке Корана — арабском. Потом в Иране возникла вторая исламская литература — неоперсидская. Она распространилась в районы Средней Азии и Закавказья. Эта литература была более свободной от религиозных запретов.Ее достижением также стало создание жанра эпической поэмы. В период позднего средневековья возникла третья мусульманская литература — турецкая. Необходимо понять, что национальные традиции в области литературы, развитые в рамках обще мусульманской культуры, дали блестящие результаты.В архитектуре прослеживается слияние арабских традиций с наследием архитектурных образцов завоеванных народов. В этой области ислам выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие данной религии.Это божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети; божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета, и божественное имя, выраженное красотой арабской письменности на внешних стенах храма. Основные архитектурные памятники представлены культовыми постройками — мечетями и минаретами, а также дворцами и усыпальницами правителей.
Образцом для развития арабского зодчества стала Большая мечеть Омейядов в Дамаске. Мечеть (от арабского «место поклонения») как основное культовое сооружение возводится, начиная с VII в., в подражание христианским храмам. Мечеть имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом.В оформлении стен мечети использовались резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты, покрытые глазурью. Рядом с мечетью возводился величественный минарет (от арабского «маяк»). Он имел форму круглой, квадратной или многоугольной башни.Строительство подобных сложных сооружений требовало точных математических расчетов, учета геологических особенностей местности, силы ветра и высокого мастерства строителей. Арабы достигли высокого уровня развития строительной технологии. Например, минарет мечети в Марракеше (Марокко), построенный в конце XII в., имеет в высоту 70 м при основании 12,5 на 12,5 м.Особым великолепием отличались дворцы арабской знати. Их окна украшали резными решетками и цветными стеклами. Кирпичная кладка стен и пола выполнялась в виде мозаичного узора. Тронный зал перекрывался сводчатыми потолками.
Рубрики: | Восток дело тонкое |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |