Как много в августе печали...Как мягко изменился свет... - ЗДЕСЬ БУДЕТ ВАШ ТЕКСТ - - ЗДЕСЬ БУ...
Рамочка "Уходит лето за горизонт..." - (0)Рамочка "Уходит лето за горизонт..." Ваш текст... Ваш текст... Код рамочки без анимации...
Бесшовные схемы для дневников - (0)Бесшовные схемы для дневников
Схемы для дневника "Лиловые цветы" - (0)Схемы для дневника "Лиловые цветы"
Схема " И листья падали на землю словно слезы..." - (0)Схема " И листья падали на землю словно слезы..." Серия сообщений "** схемы осенние": Часть ...
Киево-Печерская Лавра – целый город православия. Часть 1 |
По материалам Игоря Бизюка.Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра это не просто очень большой монастырь – это целый город Православия (по своей площади, ненамного уступает городу-государству Ватикану (0,44 км²) – 0,28 км²). Чтобы её обойти, уйдёт не один час, чтобы ознакомиться с ней – потребуется потратить не один день, а чтобы понять её – прожить в ней (или с ней в душе) – не один месяц, а то и год… Если по своему статусному положению первой Лаврой Русского Православия считается Свято-Троицкая Сергиева Лавра (г. Сергиев Посад, Московской области), то по своему размаху, исторической значимости в Православии и роли в становлении монашества – несомненно, первейшей является Киево-Печерская Лавра… Недаром её еще иногда сравнивают с колыбелью русского монашества…Об истории обители уже много написано и сказано, поэтому нет необходимости о ней говорить – при желании об этом можно прочитать на официальном сайте Лавры или найти в Интернете. Мне бы хотелось просто поделиться своими впечатлениями от увиденного, чтобы кто здесь не был (или был давно) – могли ощутить грандиозность этого монастыря, его красоту и, по возможности, уловить его дух…Поэтому лишь только вкратце обращу ваше внимание на некоторые (наиболее значимые)штрихи из его Истории:● монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием (на месте нынешних Дальних пещер) и является одним из первых по времени основания монастырей на Руси;● во время игуменства Феодосия (1057-1074) в обители был введен общежительный студийский устав, который в дальнейшем заимствовали другие русские монастыри;● с 1592 по 1688 монастырь был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года – он получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским», а в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом;● обитель всегда выделялась своим размахом:– в конце XVI века в её владения входили два (!!!) города (Радомысл и Васильков), до 50сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами;
– в начале XX века в Лавре насчитывалось около 500 монахов и 600 послушников, а её состав входило 4 монастыря (Главный при Великой церкви; Никольский или Троицкий больничный; Ближние пещеры; Дальние пещеры) и 3 пустыни (Голосеевская; Китаевская; Преображенская);● в 1918 году монастырь был реорганизован в артель, а начале 1930-х годов – окончательно ликвидирован Советской властью и превращен во Всеукраинский музейный городок, на монастырских фондах которого:– была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени);– образован музейный комплекс в составе – Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.
● в ноябре 1941 года немецкими оккупационными войсками был взорван главный храм Лавры – Успенский собор (при этом всю вину за данное злодеяние они пытались взвалить на партизан), восстановленный на месте руин только в 2000 году;● в 1942 году в стенах обители была возобновлена монастырская жизнь. Но в 1961 году монастырь повторно закрыли и только лишь июне 1988 года (в дни празднования 1000-летия крещения Руси) Дальние пещеры были переданы монашеской общине.● в настоящее время Нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) (там размещен мужской монастырь), а Верхняя Лавра – в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.В Лавре кроме того размещаются Киевские Духовные семинария и академия, а такжеиздательский отдел УПЦ (МП), издательство с фотостудией самой Лавры и канцелярия Митрополита Киевского и всея Украины.● с 1990 года Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 527).Ну а теперь о главном – увиденном и прочувствованном лично…До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра.
Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру (куда ещё XI веке перебралась основная часть братии) и Нижнюю (где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор). Каждый их комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
Как и большинство древних монастырей, Лавра со времени своего существования была обнесена оградой: вначале деревянной, а в конце XI – начале XII веков – каменной стеной. Однако впоследствии она неоднократно перестраивалась и расширялась, превратившись со временем (с конца XVII века) в высокую каменную крепостную стену с угловыми башнями.
Бродя по улочкам Лавры (каждая из которых имеет своё собственное название), не знаю как другие, но я невольно ощущал на них печать прошлых лет. Правда, при этом я не ходил в толпе с экскурсоводом… Предварительно и самостоятельно освежив в памяти историю Лавры, я попытался побродить по ней в одиночестве и тишине, посмотреть на неё не только со стороны внешних фасадов, но и внутренних дворов, куда посетители особо-то и не ходят. И что удивительно, чем больше я находился в обители, тем меньше спешил уходить из неё, периодически возвращаясь в те монастырские месте, в которых уже побывал…В рамках своего рассказа я умолчу о Ближних и Дальних пещерах – эта тема достойна отдельного повествования, ведь недаром раньше они считались самостоятельными монастырями в составе Лавры. Поэтому ограничусь лишь только их краткой характеристикой:● Ближние (Антониевы) пещеры. Глубина их залегания – от 10 до 15 метров, при протяженности лабиринта – 383 метра. В ней расположены (в его юго-восточной половине)три подземных церкви (Введения Пресвятой Богородицы; преп. Антония Печерского; преп. Варлаама, игумена Печерского), а также мощи 73 печерских старцев;● Дальние (Феодосиевы) пещеры (вход из Аннозачатиевской церкви). Глубина их залегания - 15-20 метров, при общей протяженности - 293 метра (без Варяжских пещер). В ней имеется также три подземных храма (церковь Рождества Христова; церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; церковь преп. Феодосия, игумена Печерского), а также мощи 49 святых (в большинстве своем, иконов).А прогулку по Лавре предлагаю совершить по поверхности монастыря и его ближайшей окрестности.I. Верхняя Лавра
На территории Верхнего монастыря с 1920-х годов и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот:
● Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью) являются главным входом в Лавру. Они находятся в углублении, образованном в западной стене ограды, а сами стены уступа покрыты (в начале ХХ века) росписями с изображениями преподобных отцов Печерских Ближних и Дальних пещер.
Над Святыми вратами находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы(Троицкая надвратная церковь), самая древняя из сохранившихся здесь храмов – сооружена, как утверждают некоторые ученые, в 1108 году на средства черниговского князя Святослава Давидовича (после пострига принявшего имя Никола Святоша), правнука Ярослава Мудрого. Отходящие от него крепостные стены, были заложены еще в XII веке.Сооружение до настоящего времени сохранило свою первоначальную планово-пространственную конструкцию, хотя на протяжении всех последующих столетий постепенно изменяло свой внешний облик. Выгодно смотрятся внешние фасады храма, украшенные лепным растительным орнаментом в барочном стиле;
● Северные (Экономические) ворота расположены справа от колокольни, у входа в Верхнюю Лавру. Её венчает надвратная церковь Всех Святых, возведенная в 1696-1698 годы по приказу гетмана Мазепы.Храм представляет собой пятикупольную крестовую конструкцию, фасады которого богато украшены архитектурными элементами в стиле барокко, а его внутренний интерьер и росписи были выполнены учениками лаврской живописной школы в византийском стиле.
Во время Великой Отечественной войны церковь была повреждена, но в 1957-1974 годах её отреставрировали. В самом арочном проезде ворот нынче расположен сувенирный магазин «Кладовая» и одна из касс лаврского заповедника;
● Южные (или Пещерные) ворота были построены в 1795 году по проекту главного инженера Печерской крепости Ш.Шардона и расположены на спуске к Ближним пещерам(от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы, рядом с центральной иконной лавкой). Они выделяются изображениями ангелов (на воротах между колоннами), держащих икону Успения Божией Матери Киево-Печерскую, за что получили ещё дополнительное название – Ангельских ворот;● Восточные ворота.
На территории Верхней Лавры размещены наиболее значимые культовые и архитектурные сооружения обители:
● главный храм Киево-Печерской Лавры – Успенский собор (Великая Печерская Церковь), расположенный напротив Святых врат, посреди центральной (Соборной) площади Верхней Лавры, ставший первым каменным сооружением на территории Лавры (высотой 54,59 метра).С его созданием была открыта новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. Оригинально планово-пространственное и архитектурное разрешение Успенского собора сделало его образцом, по которому в последующем стали строить храмы и в других городах России. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 году. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви.Собор, кроме того, являлся настоящим пантеоном, где было похоронено более 300 известных лиц, среди которых митрополит Киевский, Галицкий и всей России П.Могила и генерал-фельдмаршал П.Румянцев-Задунайский. Здесь также находятся родовые погребения Долгоруковых, киевских князей династии Олельковичей, многих церковных, государственных деятелей, других известных людей.
В настоящее время, после восстановления собора (в 2000 году), ему были возращены формы и декор XVIII века (высота храма достигает 51,7 м; высота центрального креста –4,2 м; на позолоту куполов, крестов и рипид израсходовано более 8,5 кг сусального золота).
В память о разрушении собора, рядом с ним (на Соборной площади) под специальной сенью лежит фрагмент взорванной церкви, как назидание потомкам…Кроме главного Успенского престола, в Великой церкви имеется еще пять приделов: тривнизу – св. ап. Иоанна Богослова (справа, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), св. первомученика архидиакона Стефана (слева) и св. Иоанна Предтечи (в северо-западном углу) и два на хорах – св. ап. Андрея Первозванного (справа) и Преображения Господня (слева).
Особый интерес представляет предел Иоанна Предтечи, который после восстановления Успенского собора приобрел вид отдельного храма внутри (!) Великой церкви (в Стефановском пределе) и в котором нынче собраны все найденные во время реконструкции собора останки, прежде погребенных там усопших.
Да и внутреннее убранство всех пределов Великой церкви великолепно! Мне лично особо понравился Стефановский предел: своей камерностью и, если уместно здесь это слово, уютом.
Иконы, при поставленных там посетителями-прихожанами горящих свечах, на мой взгляд, обладают невиданной энергетикой, придавая святым образам некую одушевленность…
● храм в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой(Трапезная церковь), построенный в 1893-1895 годы (южнее Успенского собора, на Соборной площади) по проекту архитектора Владимира Николаева в «неорусский» и «неовизантийский» стиле. Гармоничное сочетание данных стилей сделали лаврский Трапезный комплекс одним из лучших образцов церковного искусства конца XIX века.Несмотря на то, что во время взрыва Успенского собора в 1941 году Трапезная палата и церковь были повреждены, их реставрация производилась без существенных изменений первоначального вида.
Церковь квадратная в основании,
с полукруглой апсидой, перекрыта двадцатиметровым полусферическим куполом.
Нижний ярус иконостаса из белого мрамора, верхний — металлический позолоченный.
Из мрамора различных цветов выполнены: клиросы, солея, панель на стенах.
Если внешняя красота храма привлекает сюда многих посетителей заповедника, то намоленность его стен и сохранившаяся здесь атмосфера располагает их к общению с Богом…
К церкви примыкает двухэтажное с подвалом здание трапезной палаты с большим залом на первом этаже, разделенным столбами на три нефа и коридорной планировкой второго этажа с двусторонним размещением помещений.
Внутренний интерьер церкви оформлен большими панно со сценами из жизни Иисуса Христа. В межоконных простенках Трапезной палаты искусно выписаны аскетичные образы печерских монахов-пустынников.
Из множества погребений, находившихся вокруг церкви, до нашего времени сохранились три чугунные плиты у северной стены, одна из которых – восстановленная могила П.А. Столыпина, погребенного здесь в 1911 году.
● Митрополичьи покои, которые примыкают с восточной стороны к Трапезной палате и находятся в южной части Соборной площади.Вначале это было двухэтажное деревянное здание с домовой церковью. Однако после пожара 1718 года на месте сгоревшего дома в 1727 году были построены одноэтажные каменные кельи, а в 1731 году – надстроен второй этаж. В середине XVIII века архитектор И.Шедель к существующему корпусу пристроил такой же корпус, в начале XIX – оба корпуса были покрыты общей крышей, а затем к южному фасаду – пристроены балконы и помещения под библиотеку.В 1776 году в восточной пристройке была устроена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а 1904-1905 годах (на средства митрополита Флавиана (Городецкого)) – одноименная домовая церковь (сохранившаяся до нашего времени), главный северный фасад которой пышно декорирован в стиле рококо.В церкви имеется четыре престола: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, второй – во имя святителя Михаила, а два других – в честь святителей Флавиана, патриарха Цареградского, и Митрофана Воронежского – находились на хорах.До подписания в 1786 году Екатериной ІІ указа «О штатах Киевской, Черниговской... епархий» в этом помещении жили лаврские архимандриты, но после его подписания – Лавра была подчинена киевскому митрополиту (к титулу которого с того времени прибавлялось также звание священноархимандрита Печерской лавры), покои были переименованы в митрополичьи, а митрополитам Киевским предоставлялось право избирать местожительством либо Лавру, либо Киево-Софийский собор. В этих покоях в дальнейшем происходили приемы императоров и членов императорских семей, высших иерархов Церкви.Здание Митрополичьих покоев очень пострадало во время взрыва Успенского собора – сохранилась только кирпичная оболочка и внутренние перекрытия, но в 1960-х годах сооружение было реставрировано, восстановлены утраченные конструкции и декор XVIII века и нынче здесь разместился Музей украинского народного декоративного искусства;
● бывший дом настоятеля Лавры (так называемый, Дом наместника), который находится западнее митрополичьих покоев и выходит своим восточным фасадом на Соборную площадь. Одноэтажное здание с высоким, в форме треугольника, фронтоном было построен он в 1740-х годах, а в 1880-е годы – на нём надстроен второй этаж. Первоначально здесь находилась ключарня, в 20-е годы XIX века – кельи ключника, а с 1824 года – здание было переоборудовано под покои наместника. Сейчас в здании расположен выставочный зал и кафе;
К Дому наместника прилегает двухэтажное здание, специально возведённое в 1908 году архитектором Е.Ермаковым для библиотеки киевского митрополита и настоятеля ЛаврыФлавиана. Библиотека насчитывала более 15 тысяч книг и рукописей, среди которых было много редких и ценных изданий. Сейчас здесь развернута постоянно действующая выставка микроминиатюр заслуженного мастера народного творчества М. Сядристого.
За Домом наместника и библиотекой разбит небольшой тенистый сад,
где находится могила князя К.Испиланти, с выразительным надгробием;
● Великая (Большая) лаврская колокольня, сооруженная в 1731-1745 годы по проекту известного архитектора Г.И.Шеделя, расположена рядом с домом настоятеля Лавры.Здание представляет собой восьмигранную (в плане), четырехъярусную башню с позолоченным куполом. Высота колокольни вместе с крестом составляет 96,52 м, толщина стен нижнего яруса – 8 м, а фундамент самого сооружения залегает на 7 метров вглубь. Пик большой лаврской колокольни наклонен в северо-восточном направлении (на 62 см),вероятно, из-за опасности оползней, однако наклон больше не увеличивался.Верхние три яруса снаружи украшены колоннами различных ордеров. На капителях колонн четвертого яруса красуются двуглавые позолоченные орлы. На третьем и четвертом ярусах – установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов.
Кроме того в 2005 году донецкими сталеварами ( ЗАО «Донецксталь-МЗ») был изготовлен для колокольни Лаврский Соборный Архирейский «Колокол Всех Святых» для последующей его установки под сводами 3 яруса (возле окна, выходящего на историческую часть Киева). В настоящее время проводятся необходимые исследования звонницы и фундамента, а сам колокол установлен на временную конструкцию подле колокольни, с тем, чтобы, как говорят специалисты, его «голос набрал силу»…Колокола и часы с боем расположены в верхних двух ярусах колокольни. Мелодичный перезвон башенных часов с курантами каждые четверть часа напоминает нам о скоротечности земной жизни, о краткости времени, отведенного нам для покаяния и добрых дел. И что интересно – гарантийный срок установленным в 1903 году курантам, исчислялся 15 лет, но они до сих не нуждаются в ремонте… Вот как делали технику!В годы войны колокольня получила значительные повреждения, поэтому в течение 1956-1961 годов на ней велись большие реставрационные работы (при этом только на позолоту купола было использовано почти 3,5 кг сусального золота).Поднявшись на колокольню по 374 ступенькам, можно с высоты птичьего полета насладиться замечательной панорамой древнего и вечно молодого Киева. Однако, к сожалению, во время моего последнего посещения на колокольне велись плановые реставрационные работы, поэтому вход туда был закрыт...
Между Успенским собором и Великой колокольней разбит небольшой дворик, усаженный тенистыми деревьями, где в летнее время всегда можно встретить отдыхающих богомольцев. В центре дворика расположен киворий (с питьевым фонтанчиком), из которого странники и посетители Верхней Лавры могут утолить свою жажду и освежиться от палящего солнца.
● одноэтажные кельи соборных старцев (соборные старцы – старшая братия монастыря, составлявшая Духовный Собор Лавры, который возглавлял настоятель), расположенные вдоль аллеи от Святых врат до Успенского собора (слева – 140-метровый корпус, справа – 64-метровый корпус), были возведены в начале XVIII века на месте прежних, деревянных келий (сгоревших во время пожара 1718 года) и представляю собой характерные образцы тогдашней российской гражданской архитектуры. В направлении к собору здания келий, удаляясь друг от друга, образуют центральную (Соборную) площадь монастыря.В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены, но в 1948-1963 годы их восстановили в существовавшем ранее виде. В настоящее время в них располагаются магазины и выставочные залы заповедника.
● типография Киево-Печерской Лавры, учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) в 1615 году, расположена с восточной стороны от Успенского собора. Вначале сооружение было деревянным, но 1701 году на его месте возведено каменное одноэтажное, над которым в 1721-1722 годы надстроен второй деревянный этаж(перестроенный в 1860-е годы, после пожара, каменным). Сооружение оформлено в стиле барокко. Поскольку типографский корпус стоит на взгорье, и часто подвергался повреждениям из-за сдвигов почвы, поэтому в середине XVIII века с южной стороны для упрочения стен к нему пристроены оригинальные опоры-аркбутаны.Типография была всегда оборудована по последнему слову техники, а лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами. Всего за более чем 300-летнюо историю своего существования мир увидел около 100 тысяч экземпляров разнообразных изданий, созданных здесь.В годы войны здание было значительно разрушено, а восстановили его только в середине 1950-х годов. Ныне в доме бывшей типографии разместился Государственный музей книги и книгопечатания Украины;
● к зданию типографии прилегает двухэтажный Ковнировский корпус (назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира) – памятник XVII-XVIII веков. Его северная часть предназначалась для книжного магазина, а в южной – содержались хлебопекарня и проскурня Лавры. Он выделяется изысканными фигурными фронтонами.В годы войны здание было повреждено и восстановлено только в 1963 году. Сейчас в нём располагается Музей исторических драгоценностей Украины.
● бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая(Николаевская церковь) (расположенной к северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом), основанной преподобным Николой Святошей в XII веке, где он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами. Фактически это была одна из первых на Руси больниц.
Рубрики: | города моей души |
Ответ на комментарий Юрий-Киев
Спасибо,Юрочка,поклон тебе большой за такой комментарий,за такие стихи.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |