-Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности белки бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка музыка и лирика мы все родом из ссср мысли в слух новороссия оружие открытки писатели и судьбы поздравления политика помощь рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Наливные ягоды рдеют на снегу... - (0)

Наливные ягоды рдеют на снегу...

Вот и кончились праздники... - (0)

Вот и кончились праздники...

>Kак мало дней осенних нам осталось... - (0)

Kак мало дней осенних нам осталось...

*Просто осень...* - (0)

*Просто осень...*

>Рябиновая осень - (0)

Рябиновая осень

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 268414


Перуново конанье

Вторник, 29 Октября 2013 г. 17:45 + в цитатник

Перуново конанье

Архаичные сакральные тексты народной культуры со временем переходят в молодёжную и детскую среду, где и сохраняются длительное время в виде забав и игр. С этой точки зрения некоторые детские считалки являются «осколками» обрядового действа «конанье», ритуала выбора, в котором на кон ставились серьёзные вещи, зачастую судьба и жизнь участников. Здесь представлены считалки из книги Г.М.Науменко «Народное детское поэтическое творчество» (М. 2001), имеющие отношение к Громовержцу, в пересказе и с комментариями. 

1) За горою у реки,
Живут Громы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Дили, дили, дили-дон,
Выходи из круга вон!

«Перун есть мног» - гласит летопись, что означает «Перунов много», детская считалка вторит летописи 12 века, говоря о Громах во множественном числе. Не так давно выявленные Клейном в вайнахском фольклоре данные о славянском Перуне, сохранившиеся со времён контакта этих этносов в 7 веке, говорят о старости Перуна, он «жил 500 лет». «За горою, у реки» обычное в фольклоре местонахождение «иного мира», мира Богов и Предков. Золотой (позолоченный) – в народной культуре означает «божественный», «небесный», колокольный звон – имитация грома, отгон нечистой силы. Подобные тексты могли использоваться для выявления «держащих гобино», урожай, воинскую удачу, вольных или невольных носителей неудач, нечистых сил, вредящих социуму. В настоящее время данное конанье можно использовать и для менее важных целей, отдавая дань памяти нашим предкам просто повторяя слова древней считалки. 

2)Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий,
Выше тучи скачет он.
Кто не верит, выйди вон!

Для успеха любого дела требуется команда единомышленников или единоверцев, как в данном случае. Вера в то, что конь (солнечный символ) может находиться выше туч (спутниц Громовержца) и выявление путём конанья неверующего в это намекает на существование в прошлом различных трактовок вопроса главенства в пантеоне славянских Богов, и, соответственно множества религиозных групп, принимающих ту или иную версию. 

3) Заяц-месяц,
Куда бегал?
- В лес-дубраву.
-Что там делал?
- Кору драл.
-Куда клал?
-Под колоду.
-Кто украл?
-Воевода! 

В этой считалке мы видим архаичное сравнение зайца – символа эротизма и плодородия с небесным телом – месяцем; древнейшую вопросно-ответную форму текста; упоминание общеславянского высшего воинского звания, упразднённого в России 400 лет тому назад. Воевода, отнявший дубовую кору у месяца–зайца, несомненно, никто иной, как Перун. Балто- славянские фольклорные данные выявляют и другие «тёрки» Перуна с Месяцем, например, из-за Солнца (варианты: дочери Солнца, Зари-Заряницы) к которой они оба сватались. Детская считалка расширяет наши знания о славянской мифологии. Ниже приведена считалка на ту же тему: Месяц прогоняется от Зорьки очевидно, группой «перунистов». 

4) Ясный месяц,
Светлый князь,
Видишь, Зорька занялась.
Быстро с неба уходи,
Мы остались, ты води!

5) Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Быстро с воза соскочил,
С колеса обод стащил.
Стал он втулку разбирать,
Спицы ломаны считать.
Много ль спиц он насчитал?
Говори – коль отгадал!

В тексте не говориться, кто везёт воз, скорее всего, это конь (солнечный символ). Колесо (так же символ Солнца) – сломалось, конь – впряжен, то есть пребывает в неволе. Мужик, пересчитывающий спицы колеса (совсем как рёбра противника в современном выражении), несомненно – Перун, завоевавший солнечную Богиню, отбивший её у Месяца.

6) Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает, 
С нами в салочки играет.

Обычные кони пасутся в лугах и бегают по дорогам, а по полям и нивам, то есть по возделанной земле скакали кони высшего сословия или сказочные, волшебные кони. Для поимки такого коня требуется не только физические качества быстрота и ловкость, но и высокое происхождение или моральная сила сметь совершить поступок, нарушить запрет. Вот такая высокая планка поставлена для игроков в догонялки. Ничего удивительного, если учитывать, что зачастую наградой за выигрыш была жизнь, а плата за проигрыш – смерть, возможно в древности отбор участников происходил не с помощью считалки, но реальным действом поимки особенного, на вольном выпасе выращенного коня.

7) В царском доме на крыльце
Стоит молодец в венце.
Он на гусельках играет,
И нам вОду выбирает.

Здесь считающий подчёркивает, что выбирает не он сам, но венценосный музыкант буквально с высших ступеней власти, то есть произносящий считалку перекладывает ответственность выбора на некого мифологического персонажа, не Перуна, (так как музыкальный инструмент струнный, а не духовой или ударный), но приближённого к небожителям.

8)В Сине море-океане
Золотой стружок плывёт.
А на острове Буяне
Дуб раскидистый растёт.
Станем думать да гадать,
Как нам ветки сосчитать?
Как ни думай, ни гадай,
Только нас ты догоняй!

9)Ехали бояры,
Кони под коврами,
Сани с козырями,
Полозьями скрипят,
Колокольчиком звенят:
Динь, динь, динь, динь,
Выходи водить один!

10)Тарара ли, тарара,
Ушли кони со двора.
А ребята их поймали,
За уздечки похватали.
Привязали за плетень,
Выходи-ка ты теперь!

11)За морями, за горами,
За дремучими лесами
На поляне теремок,
На дверях висит замок.
За ключом-то ты поди 
И замок тот отопри.

12)На зелёном на дубу
Играит ворон во трубу.
Громче трубонька дуди,
Мы играем, ты води!

Некоторые южнославянские данные позволяют предположить, что слово «дудндар», то есть «дударь», игрец на духовом инструменте (дудке, роге, горне, волынке), «дующий» является эпитетом Громовержца. И действительно, громкая духовая «военная» музыка, весьма подходит Перуну, так же, как сильно дующий ветер, свистящий и воющий, сопутствует страшной грозе. Здесь же дующим дударем, производящем громкий звук, является ворон, птица мудрая, вещая, зловещая, имеющая отношение к тихому миру мёртвых, миру, вызывающему у обычных людей, помимо страха, ужас и отвращение. В восточнославянском фольклоре ворон, даже сидящий на дубе, обычно не ассоциируется с окружением Громовержца. Наш Перун и его окружение страшны врагам, грозны, однако отвращения не вызывают. Но вот в македонском языке входящем в южнославянскую группу языков слово «гроза» означает «ужас, трепет, отвращение», а слово «грозен» - «ужасный, жуткий, отвратительный, гадкий, огромный». По македонски мир мёртвых – «грозен» и вызывает «грозу». Простая считалка уводит нас в общеславянскую древность и открывает нам новые грани славянской мифологии и подтверждает летописное свидетельство о множестве ипостасей Перуна.

В настоящее время подобные тексты можно и должно использовать на праздниках в любых ситуациях выбора, например, на Осенинах 2010 года конаньем была определена очерёдность желающих принять участие в гадании на дощечках. Как ни странно, но каждому участнику удалось вспомнить какую-нибудь считалку. И пусть эти тексты были не всегда архаичны, передача фольклора (народной мудрости) традиционным способом, то есть устно - есть хорошо и правильно. Я думаю, Предки были довольны.

Волхва Пятница. Сентябрь – октябрь 2010.

Источникhttp://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/gods/perunovo-konane.html

Рубрики:  древние славяне
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

kkkmmmaaa   обратиться по имени Вторник, 29 Октября 2013 г. 18:26 (ссылка)
Спасибо вам огромное!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ЗАЯ4МО   обратиться по имени Вторник, 29 Октября 2013 г. 18:54 (ссылка)
Благодарствую за столь интересную мне, как родноверу, информацию)) Слава Перуну...но Велес мне ближе...
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Вторник, 29 Октября 2013 г. 18:55 (ссылка)

Ответ на комментарий ЗАЯ4МО

А мне Лада
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку