1909 года, 3 июня на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был заложен линейный корабль «Петропавловск». Он стал одним из четырех первых российских дредноутов. 16 мая 1911 года зачислен в списки судов Балтийского флота.
(Спуск на воду линкора Петропавловск)
На воду он был спущен 27 августа 1911 года, а 20 декабря 1914 года вступил в строй. В годы Первой мировой линкор находился в Гельсингфорсе. Экипаж корабля принял непосредственное участие в Октябрьском перевороте 1917 года. А в феврале 1921 года линкор стал центром антибольшевистского мятежа в Кронштадте. Лидером мятежников был Петриченко, служивший писарем на «Петропавловске». Восстание подавили, и 31 марта того же года корабль получил новое революционное имя «Марат».
(Петропавловск и его "собрат" Гангут)
Первые мирные годы после Гражданской войны линкор провел в море на боевой службе, в то время как другие его собратья стояли на консервации или ремонте. Но уже осенью 1928-го пришло время и для модернизации «Марата». Он простоял у стенки родного завода два с половиной года.
(Петропавловск до модернизации)
В ходе работ уменьшили количество котлов энергетической установки, а на освободившемся пространстве разместили погреба зенитной артиллерии, штурманский и артиллерийский посты, пост энергетики и живучести, радиоцентр и пост гидроакустики. Также отремонтировали главные турбины, переклепали наружную обшивку, сменили листы водонепроницаемых отсеков. Новые надстройки и мачты изменили облик корабля.
(После модернизации линкор Марат)
В апреле 1931 года обновленный «Марат» снова вошел в состав бригады линейных кораблей, а краснознаменный Балтийский флот пополнился современной мощной боевой единицей. В последующее десятилетие во время зимних базовых стоянок линкор тем не менее постоянно находился на текущем ремонте и частичной модернизации образцов вооружения и технических средств. Были заменены эхолот и гирокомпасы, увеличилось количество зенитных артиллерийских стволов. Летом на корабле проводилась боевая подготовка личного состава.
10 мая 1937 года линкор ушел в Великобританию для участия в морском параде по случаю коронации Георга V. Возвращаясь, «Марат» побывал в портах Мемеля, Либавы и Таллинна.
Зимой 1939 года разразилась советско-финляндская война. И вновь, как и в годы гражданской войны, главный калибр "Марата" заговорил на полную мощность. Оказывая огневое содействие войскам Красной Армии, линейный корабль успешно сокрушал вражеские укрепления.
К 1941 году линкор прошел более 75 000 морских миль и благодаря постоянной модернизации вооружения и оборудования имел весьма высокие тактикотехнические характеристики. Его экипаж насчитывал 1 286 человек. Капитальный ремонт корабля намечался на лето 1941 года, однако началась война.
В 4 часа 22 июня 1941 года звонки колоколов громкого боя разбудили экипаж корабля. К Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолеты. Так началась для "Марата" война с германским фашизмом. А уже следующей ночью линкор первым на Балтике открыл боевой счет, сбив два самолета.
(фотография сделанная с немецкого самолета-разведчика)
Атаки авиации противника линкор отражал ежедневно в течение следующих двух месяцев, а 22 августа в связи с возникновением прямой угрозы Ленинграду «Марата» перевели на новую огневую позицию в огражденной части Морского канала. 9 сентября загрохотали дальнобойные орудия главного калибра корабля, стрельба по наступающим немецким войскам велась почти беспрерывно.
(Линкор Марат как плавучая батарея в г. Ленинград)
16 сентября четыре тяжелые артиллерийские батареи и 27 пикирующих бомбардировщиков одновременно нанесли удар по «Марату». Линкор получил несколько пробоин, но, в свою очередь, сумел уничтожить три вражеских самолёта. В ночь на 17 сентября «Марат» ушел на ремонт.
Утром 23 сентября более семидесяти фашистских бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Главной целью у них был стоявший у причала "Марат". Взрывы бомб следовали один за другим. Каскады осколков и щебня то и дело обрушивались на корабль. С пронзительным лязгом и грохотом отделилась и обрушилась в воду вся носовая надстройка, полетела за борт многотонная первая башня, отломилась и исчезла в волнах носовая оконечность линкора.
(Орудия главного калибра линкора Марат)
Но "Марат" не погиб. Уже 31 октября после недолгого ремонта (работы по частичному восстановлению боеспособности корабля велись под огнем артиллерии противника) «Марат» вновь противостоял захватчикам. До конца года орудиями линкора было сбито 6 и повреждено 8 самолётов, разбито 18 и подавлено 87 батарей и уничтожено до 18 тысяч человек личного состава противника.
Противник пытался подавить артиллерию линкора. 28 декабря один из снарядов чуть не вызвал вторичную гибель «Марата». Пронзив почти весь корпус по вертикали, снаряд прошел через зарядный и снарядный погреба 3-й башни и застрял, не разорвавшись, в трюме.
Линкор, которому 31 мая 1943 года было восстановлено прежнее наименование "Петропавловск", на протяжении всех девятисот дней блокады мужественно оборонял город-герой на Неве.
А когда настал долгожданный час перехода частей 2-й ударной армии Ленинградского фронта в решительное наступление с Ораниенбаумского пятачка, он вновь обрушил сотни снарядов на позиции врага. Только за 17 января 1944 года "Петропавловск" выпустил по отступавшему противнику 17 тонн боеприпасов. Все залпы линкора точно накрывали цель.
В результате многочисленных обстрелов и бомбежек линкор получил значительные повреждения, поэтому после войны не был восстановлен. 28 ноября 1950 года он был переформирован в несамоходный учебный линкор и переименован в «Волхов», а в сентябре 1953 года исключен из списков и разобран на металл.
Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение стандартное, т 24230
Водоизмещение нормальное, т 25000
Водоизмещение полное, т 26170
Длина наибольшая, м 184,0
Ширина наибольшая, м 26,9
Осадка максимальная, м 9,3
Паротурбинная установка общей мощностью, л. с 61000
Винтов, шт 4
Скорость хода полная, узлов 23
Скорость хода экономическая, узлов 12-14
Дальность плавания экономическим ходом, миль 2500-2700
Топливо, т мазута 2050
Экипаж в мирное время, чел. 1100
Экипаж в 1944 г, чел. 1286
Бронирование борт, мм 225-125
Бронирование палуба, мм 125-25
Бронирование рубки, мм 120-250
Бронирование башни Гл.Калибра, мм 150-305
Вооружение:
9 – 305/52-мм;
3 – 76/55-мм 34К;
5 – 37-мм 70К;
3 – 12,7-мм ДШК.
http://milday.ru/ussr/ussr-navy/ussr-battleship-and-battle-cruiser/26-lineynyy-korabl-petropavlovsk-marat.html